ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-154/2018 от 14.03.2018 Усть-абаканского районного суда (Республика Хакасия)

Дело № 2а-154/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

р.п. Усть-Абакан 14 марта 2018 года

Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Буцких А.О.

при секретаре Кляйн И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Усть-Абаканского района, Комиссии по рассмотрению проектов изменений в Генеральные планы и Правила землепользования и застройки сельсоветов Усть-Абаканского района о признании незаконным заключение Комиссии по рассмотрению проектов изменений в Генеральные планы и Правила землепользования и застройки сельсоветов Усть-Абаканского района от ***,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Усть-Абаканского района, Комиссии по рассмотрению проектов изменений в Генеральные планы и Правила землепользования и застройки сельсоветов Усть-Абаканского района (далее – Комиссия) о признании незаконным заключение комиссии по рассмотрению проектов изменений в Генеральные планы и Правила землепользования и застройки сельсоветов Усть-Абаканского района от *** (далее – заключение Комиссии от ***), мотивируя свои требования тем, что сделанные выводы Комиссии в заключении от *** о признании решений, принятых *** и зафиксированных в протоколе публичных слушаниях, преждевременными; о признании недопустимым проект изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки (далее – ПЗЗ) Расцветовского сельсовета о включении в границы ... земель сельскохозяйственного назначения бывшего ЗАО «***»; и о возвращении к рассмотрению заявлений граждан о включении в границы ... земель сельскохозяйственного назначения бывшего ЗАО «***», противоречат нормам закона и фактическим обстоятельствам дела. Данное заключение Комиссии было подготовлено специально для использования его в судебном процессе по гражданскому делу по административному иску К.А. к администрации Усть-Абаканского района о признании незаконными распоряжения от ******-р и постановления от ****** Вся процедура по проведению работ по подготовке проекта изменений в Генеральный план и ПЗЗ ... сельсовета выполнена в установленные сроки и в соответствии с требованиями закона. Так, *** администрацией Усть-Абаканского района был определен порядок внесения изменений в Генеральный план и ПЗЗ *** сельсовета. *** было издано распоряжение *** о подготовке проекта изменений в Генеральный план и ПЗЗ ... сельсовета. На основании указанного распоряжения были направлены заявления собственников земельных участков в администрацию Усть-Абаканского района. *** по заявлениям собственников земельных участков, Комиссией определены границы проектируемой индивидуальной жилой застройки, представлена схема градостроительного зонирования территории с общественно-деловой зоной и инфраструктурой в части дорог. Рассмотрев представленные документы, Комиссия решила: внести земельный участок в черту поселения согласно прилагаемой схеме; разработку проекта внесения изменений в Генеральный план и ПЗЗ производить за счет средств собственников земельных участков ЗАО «***». В связи с чем, собственники земельных участков ЗАО «***» понесли затраты. *** администрацией вынесено постановление *** о назначении публичных слушаний по внесению изменений в Генеральный план ... сельсовета. *** были проведены публичные слушания, которые признаны состоявшимися и согласован проект внесения изменений в Генеральный план и ПЗЗ ... сельсовета. Замечания по проекту изменения в Генеральный план и ПЗЗ принимались в течение месяца. Решение комиссии и протокол публичных слушаний от *** не обжалованы и не отменены до настоящего времени. Вместе с тем, заключение от *** подготовлено Комиссией, состоящей из двух человек, является сфальсифицированным и не соответствует закону, поскольку постановлением администрации положение о Комиссии не утверждено, население не проинформировано об утверждении Комиссии, заключение Комиссии от *** не опубликовано в средствах массовой информации. Считает, что заключение Комиссии от *** нарушает её права и интересы, поскольку она является собственником земельного участка, который входит в границы земельного участка бывшего ЗАО «***».

Определением Усть-Абаканского районного суда от *** к участию в деле в качестве заинтересованного лица был привлечен ФИО2

В судебное заседание ФИО1 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, суду представила письменные пояснения к административному исковому заявлению.

В судебном заседании от *** ФИО1 на требованиях административного искового заявления настаивала, просила удовлетворить. Считает, что заключение Комиссии от *** было принято не уполномоченным на то органом, поскольку полномочия Комиссии были определены постановлением главы Усть-Абаканского района от ******, то есть позднее чем было вынесено оспариваемое заключение. Полагает, что данным заключением Комиссии от *** нарушаются её права как собственника земельного участка, в отношении которого на публичных слушаниях, состоявшихся ***, было принято решение о включении его в черту населенного пункта ... с переводом данного земельного участка и других земельных участков общей площадью около *** под индивидуальное жилищное строительство. Однако, Комиссия, принимая оспариваемое заключение от ***, фактически отменила публичные слушания от ***, в связи с чем придется повторно соблюсти весь порядок внесения изменений в Генеральный план и ПЗЗ с самого начала и она вновь понесет расходы на разработку проекта Генерального плана ... сельсовета, что является необоснованным. В настоящее время её земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства. Перевод её земельного участка из действующей категории в категорию под индивидуальное жилищное строительство не произведен. О заключении Комиссии от *** ей стало известно из материалов административного дела *** по административному иску К.А. к администрации Усть-Абаканского района о признании незаконными распоряжения главы Усть-Абаканского района от ******-р и постановления главы от ******-п.

Представитель административного ответчика администрации Усть-Абаканского района – ФИО3, действующий на основании доверенности от ***, в судебном заседании не согласился с требованиями административного истца, полагает, что заключение Комиссии от *** является законным и обоснованным, поскольку публичные слушания *** были проведены с нарушением действующего законодательства, выводы приведенные в протоколе о результатах публичных слушаниях не основаны на нормах действующего законодательства и нарушают права иных граждан. Все допущенные нарушения законодательства при проведение публичных слушаний, указаны в заключение Комиссии от ***. На момент принятия данного заключения полномочия Комиссии не были определены. Положение о Комиссии было утверждено только ***. Несмотря на это, считает, что заключение Комиссии от *** какие-либо права административного истца не нарушает, так как данным заключением не отказано гражданам во включение в границы ... земель сельскохозяйственного назначения бывшего ЗАО «***», а указывает на необходимость вернуться к рассмотрению заявлений граждан и принять по ним решение в соответствии с требованиями закона. Кроме того, проект внесения изменений в Генеральный план и ПЗЗ разрабатывается администрацией за счет бюджетных денежных средств, в связи с чем считает довод в этой части административного истца не состоятельным. Вместе с тем, администрация района может предложить гражданам разработать данный проект за свой счет, но не обязать. На основании изложенного, просит отказать в удовлетворении административного иска ФИО1

Административный ответчик Комиссия по рассмотрению проектов изменений в Генеральные планы и Правила землепользования и застройки сельсоветов Усть-Абаканского района о времени и месте рассмотрения дела уведомлена своевременно и надлежащим образом, в суд своего представителя не направила.

Заинтересованное лицо ФИО2 суду предоставил письменные пояснения, дополнительно пояснил, что с требования административного истца и обоснованием иска полностью согласен, просит их удовлетворить, поскольку заключение Комиссии от *** нарушает права, в том числе и его как собственника земельного участка.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся административных истца и ответчика, которые о времени и месте рассмотрения дела были уведомлены заблаговременно и надлежащим образом, какие-либо доказательства о невозможности ФИО1 и Комиссии участия в судебном заседании материалы дела не содержат.

Исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов дела оспариваемое заключение Комиссии от *** опубликовано в газете «***» ******.

Учитывая, что ФИО1 обратилась в суд с административным иском ***, суд приходит к выводу, что срок для подачи административного искового заявления об оспаривании решения Комиссии административный истец не пропустил.

В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В части 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 КАС РФ).

В соответствии со статьей 3 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Согласно п. 20 ч. 1, частям 3 и 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2 ч. 1 ст. 18, ч. 1 ст. 32, ст. 33 Градостроительного кодекса РФ, утверждение генеральных планов сельского поселения, правил землепользования и застройки, внесение в них изменений являются вопросами местного значении муниципальных районов.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Устава муниципального образования Расцветовский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия, данное муниципального образование наделено статусом сельского поселения.

Согласно п. 3 ст. 2 указанного Устава, территория муниципального образования Расцветовский сельсовет входит в состав Усть-Абаканского района Республики Хакасия.

Согласно свидетельству от государственной регистрации права от ****** ФИО1 является собственником земельного участка, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общая площадь ***., адрес объекта: ...

ФИО2 является собственником земельного участка, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственных нужд, общая площадь *** адрес объекта: ...

*** на основании распоряжения *** и.о. главы Усть-Абаканского района Т. с *** назначена подготовка проекта изменений в Генеральный план и ПЗЗ ... сельсовета. Указанным распоряжением утвержден план проведения работ по подготовке проекта, утверждена Комиссия по рассмотрению проекта.

Распоряжение от ****** опубликовано в газете ****** выпуск ***.

На основании указанного распоряжения глава ... сельсовета К.Е. в адрес главы Усть-Абаканского района Р.*** направил заявления собственников земельных участков сельскохозяйственного назначения по изменению вида разрешенного использования в количестве ***., в том числе заявления в отношении земельных участков ФИО1 и ФИО2

*** по результатам рассмотрения заявлений собственников земельных участков, расположенных восточнее ... общей площадью ***., с переводом земель из сельскохозяйственного назначения под земли Ж1П (проектируемая индивидуальная жилая застройка), Комиссия по рассмотрению проекта решила: внести земельный участок в черту поселения, согласно, прилагаемой схеме; изготовление проекта изменений в генеральном плане ... сельсовета; директору ООО «***» К. предоставить Генеральный план с внесенными изменениями в полном объеме согласно ст. 23 Градостроительного кодекса РФ, для внесения на публичные слушания; Разработку проекта Генерального плана ... сельсовета с изменениями производить за счет средств собственников земельных участков.

Постановлением главы Усть-Абаканского района Р. от ****** на *** в 10 часов по адресу: ..., назначено проведение публичных слушаний по внесению изменений в Генеральный план ... сельсовета.

Настоящее постановление опубликовано в газете ****** в выпуске ***.

Согласно протоколу публичных слушаний от *** результатам публичных слушаний явилось решение: признать публичные слушания по проекту внесения изменений в Генеральный план ... сельсовета состоявшимися. Согласовать проект внесения изменений в Генеральный план ... сельсовета. Замечания по проекту внесения изменений в Генеральный план ... сельсовета принимаются в течение одного месяца до ***.

*** согласовательной комиссией по результатам рассмотрения проекта о внесении изменений в Генеральный план и ПЗЗ ... сельсовета принято решение просить администрацию Усть-Абаканского района ходатайствовать перед Правительством РХ об исключении из перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий земель ЗАО «***».

На основании распоряжения главы Усть-Абаканского района от ****** создана Комиссия по внесению изменений в Генеральные планы и ПЗЗ и утвержден её состав, а Комиссии по рассмотрению проектов изменений в Генеральные планы и ПЗЗ созданные на основании распоряжений администрации Усть-Абаканского района от ****** и от ****** считать утратившими силу.

Настоящее распоряжение опубликовано в газете *** от *** выпуск ***

Полномочия Комиссии утверждены постановлением главы Усть-Абаканского района от ******-п.

Из оспариваемого административным истцом заключения от *** следует, что Комиссия по рассмотрению проектов изменений в Генеральные планы и Правила землепользования и застройки сельпоссоветов Усть-Абаканского района приняла решение признать решения, принятые *** и зафиксированные в протоколе публичных слушаниях преждевременными, в связи с чем не принимать во внимание данные решения; признать не допустимым проект Генерального плана и ПЗЗ ... сельсовета о включении в границы ... земель сельскохозяйственного назначения бывшего ЗАО «***», общей площадью ***; вернуться к рассмотрению заявлений граждан о включении в границы ... земель сельскогхозяйственного назначения бывшего ЗАО «***», общей площадью *** в соответствии с требованиями российского законодательства, Устава МО Усть-Абаканский район.

Настоящее заключение опубликовано в газете *** от *** выпуск ***.

Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от *** распоряжение и.о. главы Усть-Абаканского района от ******-р «О подготовке проекта изменений в Генеральный план и ПЗЗ ... сельсовета Усть-Абаканского района» и постановление главы Усть-Абаканского района от ****** «О назначении публичных слушаний по внесению изменений в Генеральный план ... сельсовета Усть-Абаканского района РХ» признаны незаконными.

В силу п. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Принимая во внимание признание судом незаконными правовые акты администрации Усть-Абаканского района, на основании которых в последующем проводились подготовка проекта изменений в Генеральный план и ПЗЗ ... сельсовета и публичные слушания по внесению данных изменений, суд приходит к выводу, что проведенные публичные слушания *** и принятые на них решения не могут повлечь за собой какие-либо правовые последствия, в том числе в согласовании проекта внесения изменений в Генеральный план ... сельсовета.

В судебном заседании также установлено, что до настоящего времени в соответствии с п. 9 ст. 28 Градостроительного кодекса РФ главой Усть-Абаканского района Республики Хакасия решение о согласии с проектом внесения изменений в Генеральный план ... сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия и направлении его в представительный орган муниципального образования не принималось, перевод земельного участка ФИО1 из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель: индивидуальная жилая застройка, не произведен.

При таких обстоятельствах, заключение Комиссии от *** какие-либо права ФИО1, в защиту которых подан административный иск, не нарушает.

Указание административного истца на то, что она повторно будет вынуждена нести расходы на подготовку проекта изменений в Генеральный план и ПЗЗ ... сельсовета, судом отклоняется, поскольку он не основан на нормах права. Так, исходя из правового анализа ст.ст. 9, 24, 25, 28, 30, 31, 33 Градостроительного кодекса РФ, ст.ст. 14, 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава МО Усть-Абаканский район вопросы подготовки проекта Генерального плана и ПЗЗ относятся к вопросам местного значения.

Довод административного истца о том, что Комиссия на момент вынесения заключения от *** не была наделена какими-либо полномочиями, заслуживает внимание, поскольку круг полномочий Комиссии был определен только в Положении, которое утверждено постановлением главы Усть-Абаканского района от ****** заслуживает внимание.

Однако, учитывая, что заключение Комиссии от *** не нарушает каких-либо прав ФИО1, суд не находит оснований для признания его незаконным только по основанию отсутствия у Комиссии полномочий.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требования административного истца не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации Усть-Абаканского района, Комиссии по рассмотрению проектов изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки сельсоветов Усть-Абаканского района о признании незаконным заключение Комиссии по рассмотрению проектов изменений в Генеральные планы и Правила землепользования и застройки сельсоветов Усть-Абаканского района от ***, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение месяца с момента составления мотивированного решения через Усть-Абаканский районный суд.

Председательствующий А.О. Буцких

Мотивированное решение составлено 19 марта 2018 года.

Председательствующий А.О. Буцких