Дело № 2а-201/2022
44RS0001-01-2021-007142-07
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Кострома | 31 марта 2022 года |
Костромской районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Ивановой С.Ю.,
при секретаре судебного заседания Темниковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному иску ФИО1 к ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области, УФСИН России по Костромской области об оспаривании действий, бездействия должностных лиц,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области и УФСИН России по Костромской области об оспаривании действий, бездействия должностных лиц, в котором просит признать незаконным ответ на его обращение заместителя начальника УФСИН России по Костромской области от 29 июня 2021 года У. М.А., признать наличие нарушения его прав, предусмотренных ст. 15 УИК РФ, Федеральным законом от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», администрацией ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что обратился в УФСИН России по Костромской области, с заявлением о нарушении его прав, предусмотренных ст. 15 УИК РФ, Федеральным законом от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а именно в связи с тем, что его корреспонденция, адресованная в судебные и иные административные органы отправляется несвоевременно, не все жалобы, обращения учитываются в журнале регистрации обращений осужденных, оплаченные марками письма, адресованные государственным органам, систематически не отправляются, чеки квитанции об отправке, уведомления о вручении писем не предоставляются осужденному. В силу данных обстоятельств он не получает ответы на свои обращения, в том числе в 2021 году не получены ответы по его обращениям в Костромскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, партию «Справедливая Россия», генеральную прокуратуру г. Москвы. Полагает, что из-за нарушений в работе, допущенных сотрудниками канцелярии исправительного учреждения, заказные письма до адресатов не доходят. В ответ на обращение заместителем начальника УФСИН России по Костромской области У. М.А. даны разъяснения, о том, что его права не нарушались, письмо, переданное 31 марта 2021 года сотруднику группы специального учета в тот же день было передано операторам связи, при этом в ознакомлении с материалами проведенной по обращению проверки было отказано в связи с его нахождением в местах лишения свободы, разъяснено право на обращение за юридической помощью к адвокату, представителю, либо на ознакомление с материалами проверки по освобождении из исправительного учреждения. При этом истец указывает, что денежных средств на оплату услуг адвоката не имеет, полагает, что ограничение свободы его передвижения из-за пребывания в местах лишения свободы не может служить основанием для отказа в ознакомлении с материалами проверки. Обращает внимание суда на то, что ранее 01 апреля 2021 года он уже направлял аналогичные обращения в Костромскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях о наличии нарушения его прав и прав других осужденных, предусмотренных т. 15 УИК РФ, Федеральным законом от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, в последствии оно перенаправлялось в УФСИН России по Костромской области, при этом считает, что проверка по данному обращению не проводилась.
В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить по доводам и основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что нарушения п. 58 Правил внутреннего распорядка со стороны администрации ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области имеют место с 2018 года, пояснил, что расписки в получении жалоб, обращений от него для судебных органов ему не выдаются, в связи с чем он пропускает сроки для обращения в суд. Полагает, что часть писем от его имени могли быть потеряны или не отправлены сотрудниками администрации колонии, так как он не получил на них ответа. Считал, что его права будут восстановлены, если его ознакомят с результатами проверки по его обращению, а также если суд признает наличие нарушений по приему и отправке корреспонденции осужденных со стороны администрации колонии.
Представитель административного ответчика УФСИН России по Костромской области - С. А.В., действующий на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, в судебном заседании исковые требования не признал, полагал, что права осужденного не нарушены, корреспонденция от его имени направлялась, оспариваемый ответ от 29 июня 2021 года заместителя начальника УФСИН России по Костромской области является законным, по результатам проверки нарушений по отправке корреспонденции от осужденного не было выявлено. Дополнительно пояснил, что проверка по обращению осужденного, ответ на которое он оспаривает, проводилась, но материалов по ней не собиралось. Фактически административный истец говорит о других материалах проверки, которая была проведена по ранее направленному обращению, и с которыми он в настоящее время ознакомлен, считал требования административного истца не конкретизированными, так как ни одного факта нарушения порядка направления корреспонденции от его имени и прав административного истца не приведено.
Представитель административного ответчика ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области - К. Ю.С., действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, в судебном заседании исковые требования не признала, полагает, что иск не содержит конкретных требований, сроки отправления корреспонденции администрацией не нарушаются. Дополнительно пояснила, что письма направляются по мере поступления их от осужденных. Письмо от осужденного передается начальнику отряда или в спец.часть в открытом виде или в конверте, далее оно регистрируется, осужденному передается расписка в получении от него письма, далее не позднее одного рабочего дня письмо передается в канцелярию, где регистрируется в журнале, после чего отправляется на почту, это происходит в рабочие дни - с понедельника по пятницу. В Костромской районный суд Костромской области письма отвозит курьер. Почтовое отделение работает со вторника по пятницу. Дни поездок курьера для отправки почты не регламентированы.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Одной из задач административного судопроизводства, как это закреплено в пункте 2 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Судом установлено, что ФИО1 отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области с 2010 года по настоящее время. С 2018 года он многократно направлял письма в различные государственные органы, в том числе в судебные инстанции, прокуратуру, общественные объединения. 01 апреля 2021 года осужденный обратился в Костромскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях с заявлением, которое в последствии было перенаправлено в УФСИН России по Костромской области. В нем он указывал, что администрация ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области нарушает установленный действующим законодательством порядок отправки корреспонденции осужденных. 24 мая 2021 года ФИО1 получен ответ о том, что по результатам проведенной проверки факт наличия вышеуказанных нарушений не установлен. Полученный ответ осужденный не обжаловал, однако повторно направил обращение в УФСИН России по Костромской области, в котором просил ознакомить его с результатами проверки, проведенной по факту первоначального обращения, вновь указав на наличие нарушений по отправке корреспонденции осужденных. 29 июня 2021 года ФИО1 заместителем начальника УФСИН России по Костромской области направлен ответ, в котором даны разъяснения, о том, что его права не нарушались, письмо, переданное 31 марта 2021 года сотруднику группы специального учета в тот же день передано операторам связи, при этом в ознакомлении с материалами проведенной по первоначальному обращению проверки отказано в связи с его нахождением в местах лишения свободы, разъяснено право на обращение за юридической помощью к адвокату, представителю, либо на ознакомление с материалами проверки по освобождении из исправительного учреждения.
Выражая несогласие с данным ответом, ФИО1 указал, на то, что административным ответчиком нарушены его права на ознакомление с материалами проверки, а также его право на защиту, в том числе путем обращения в государственные и межгосударственные органы.
В силу части 2 статьи 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Правоотношения, связанные с реализацией права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления, а также к должностным лицам, порядок, сроки рассмотрения обращений регулируются ФЗ от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
На основании ч. 1 ст. 2, п. п. 1, 4 ч. 1 ст. 10 указанного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Пунктом 2 статьи 5 ФЗ от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ установлено, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
По смыслу положений статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ гарантии прав и свобод граждан РФ, в том числе установленные частью 2 статьи 24 Конституции РФ по обеспечению каждому возможности ознакомления с документами и материалами, осуществляются с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ, что соответствует положениям части 3 статьи 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Направляя осужденному ответ на обращение об ознакомлении с материалами проверки, заместитель начальника УФСИН России по Костромской области исходил из того, что права осужденного не ограничиваются, поскольку он вправе получить необходимую информацию, воспользовавшись услугами адвоката, представителя, либо реализовать гарантированное ему право на ознакомление с материалами проверки после освобождения из мест лишения свободы.
Между тем, исходя из указанных выше положений закона следует, что фактически отказ в ознакомлении с материалами, касающимися рассмотрения обращения, законодатель ставит только в зависимость от наличия в них информации составляющей государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. При этом ссылки на наличие таких сведений в материалах проверки по обращению ФИО1 в ответе заместителя начальника УФСИН России по Костромской области от 29 июня 2021 года не содержится. Обстоятельств, препятствующих истцу в ознакомлении с материалами проверки, судом не установлено и административным ответчиком не приведено. Сам по себе факт отбывания ФИО1 наказания в виде лишения свободы, таким обстоятельством признан быть не может. При этом ознакомление осужденного с материалами проверки по освобождении из мест лишения свободы фактически теряет правовой смысл.
Между тем, суд принимает во внимание, что в процессе рассмотрения настоящего административного дела административным ответчиком материалы проверки по обращению истца были предоставлены последнему для ознакомления, что подтверждается распиской ФИО1 от 22 декабря 2021 года (л.д. 122), соответственно оснований для признания факта нарушения прав административного истца и необходимости принятия мер к устранению допущенного нарушения не имеется.
Порядок приема и рассмотрения обращений осужденных регламентирован Уголовно-исполнительным кодексом РФ, Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Так в соответствии с ч. 4 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказание, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
В силу ч.ч. 1,3,4 ст. 15 УИК РФ осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса. Направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных к лишению свободы, адресованных в органы, указанные ч. 4 ст. 12 УИК РФ, и получение ответов на данные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания, цензуре не подлежат и не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.
Аналогичные положения содержатся и в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 № 295. Так на основании п.п.п. 54, 55, 58 Правил получение и отправление осужденными за счет собственных средств писем без их ограничения производятся только через администрацию исправительного учреждения. С этой целью в каждом изолированном участке исправительного учреждения вывешиваются почтовые ящики, из которых ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, уполномоченными на то работниками корреспонденция изымается для отправления. Письма опускаются в почтовые ящики или передаются администрации исправительного учреждения в незапечатанном виде, за исключением адресованных в организации и должностным лицам, переписка с которыми не подлежит цензуре. Указанные почтовые отправления не позднее одного рабочего дня (за исключением выходных и праздничных дней) передаются операторам связи для их доставки по принадлежности. О принятии предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденному выдается расписка от имени администрации исправительного учреждения с указанием даты передачи жалобы представителю исправительного учреждения.
В административном иске ФИО1 указывает, что администрацией исправительного учреждения допущены следующие нарушения порядка отправки исходящей от него корреспонденции:
- 26 мая 2021 года им направлялись жалобы в Ленинский районный суд г. Костромы, в Верховный суд РФ, заявление - в Костромской областной суд, направлены адресатам только 01 июня 2021 года;
- 04 июня 2021 года им направлялись жалобы в Костромской районный суд Костромской области, в Европейский суд по правам человека, заявление - в Ленинский районный суд г. Костромы, направлены адресатам 08 июня 2021 года,
- не получены ответы по письмам от 12 апреля 2021 г. исх. № М-62 в Костромскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, от 21 апреля 2021 года исх. № М-70, от 17 мая 2021 года исх. № М-90 в партию «Справедливая Россия», от 13 июля 2021 года в Генеральную прокуратуру г. Москвы, от 16 августа 2021 года в Костромскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.
Между тем, из представленных по запросу суда администрацией ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области материалов следует, что записей о переданных осужденным для отправки 26 мая 2021 года жалоб в Ленинский районный суд г. Костромы, в Верховный суд РФ, заявления в Костромской областной суд в Журнале регистрации писем, предложений, заявлений и жалоб осужденных № 437 за 2021 год не содержится, однако сведения о получении от осужденного данных документов имеются в записях от 31 мая 2021 года (л.д. 97). Исходя из графы «Отметка о контроле и о исполнении» указанные документы отправлены на следующий день 01 июня 2021 года.
04 июня 2021 года от ФИО1 в вышеуказанном журнале зарегистрированы жалобы в Костромской районный суд Костромской области (М-105), в Европейский суд по правам человека (М-106), заявление - в Ленинский районный суд г. Костромы (М-107). Сведения о дате отправки имеются только относительно обращения в Европейский суд по правам человека - 8 июня 2021 года (л.д. 97), даты отправления двух иных обращений в журнале отсутствуют.
Письмо, направленное ФИО1 в Костромскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 12 апреля 2021 года исх. № М-62, было отправлено не позднее 13 апреля 2021 года, что подтверждается сведениями Журнала регистрации писем, предложений, заявлений и жалоб осужденных № 437 за 2021 год (л.д. 94), а также копией реестра на отправку исходящей корреспонденции от 13 апреля 2021 года (л.д. 83).
Письма, направленные ФИО1 от 21 апреля 2021 года исх. № М-70, от 17 мая 2021 года исх. № М-90 в партию «Справедливая Россия», были отправлены 22 апреля 2021 года и 18 мая 2021 года, соответственно, что подтверждается сведениями Журнала регистрации писем, предложений, заявлений и жалоб осужденных № 437 за 2021 год (л.д. 94, 96), а также копией реестра на отправку исходящей корреспонденции от 22 апреля 2021 года, от 18 мая 2021 года (л.д. 85,86).
Письмо ФИО1 в Генеральную прокуратуру г. Москвы от 13 июля 2021 года исходя из вышеуказанного Журнала, а также реестра на отправку направлено 14 июля 2021 года (л.д. 98, 227), закрытое письмо ФИО1 в Костромскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 16 августа 2021 года было направлено 17 августа 2021 года. (л.д. 99, 230).
Все вышеуказанные дни отправки по календарю 2021 года являлись рабочими днями, исходя из ответа на запрос из УФПС Костромской области, в данные дни отделение почтовой связи Кузьмищи функционировало (л.д. 241), выходными днями в отделении почтовой связи установлены понедельник, пятница, воскресенье.
Таким образом, из всех указанных в административном иске отправлений, только письма от 04 июня 2021 года были отправлены на четвертый день, однако указанное обстоятельство обусловлено тем, что 04 июня 2021 года приходилось на пятницу и первый рабочий день почтового отделения приходился на следующий вторник, то есть 08 июня 2021 года.
При этом административным истцом в ходе рассмотрения дела не представлено доказательств того, что несвоевременность направления данной корреспонденции повлекла какие-либо негативные последствия для осужденного, выразившиеся в нарушении его прав. Отсутствие ответов на его письма от 12 апреля 2021 г. исх. № М-62, от 21 апреля 2021 года исх. № М-70, от 17 мая 2021 года исх. № М-90, от 13 июля 2021 года, от 16 августа 2021 года не свидетельствует о неисполнении администрацией исправительного учреждения своей обязанности по их отправке. Указание истца на ненаправление администрацией ФКУ ИК-7 его обращения в ЕСПЧ также необоснованно, поскольку отсутствуют документальные подтверждения наличия такого обращения. По факту несвоевременного направления заявления ФИО1 об ознакомлении с протоколом судебного заседания, административный истец пояснил, что впоследствии срок на ознакомление с протоколом ему был восстановлен.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Системное толкование приведенного положения закона позволяет суду сделать вывод о том, что основанием для признания действий (бездействия) или решения незаконными является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.
При этом решение о признании действий (бездействия) или решения незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действий (бездействия) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.
В настоящем случае административным истцом не представлено доказательств, что его права были нарушены.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и во взаимосвязи с приведенными нормами действующего законодательства, учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что поскольку не установлена совокупность нарушения администрацией ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области и УФСИН России по Костромской области норм закона и наличия нарушения прав и свобод административного истца, в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175, 180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к ФКУ ИК-7 УФСИН России по Костромской области и УФСИН России по Костромской области об оспаривании действий, бездействия должностных лиц, отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд Костромской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Федеральный судья | С.Ю. Иванова |
Мотивированное решение изготовлено 29 апреля 2022 года.