Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
<адрес><адрес> в составе председательствующего судьи ФИО9 при секретаре ФИО3, старшего помощника Тайшетского межрайонного прокурора ФИО4, с участием административного истца ФИО1, представителей административного ответчика администрации <адрес> по доверенности ФИО5, ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а№ по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации <адрес> о признании постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ об установлении публичного сервитута на части земельных участков с кадастровыми номерами №, незаконным и недействительным и отмене указанного постановления,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился с административным иском к администрации <адрес> в обоснование, которого указал, что постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ установлен публичный сервитут сроком на 10 лет в отношении земельных участков принадлежащих ему на праве собственности.
Указанное постановление является незаконным и нарушает право собственности на земельные участки, поскольку создает препятствия в использовании земельных участков по их прямому целевому назначению.
Ходатайство ООО «ФИО10» об установлении публичного сервитута не соответствует требованиям ст.39.41 Земельного кодекса Российской Федерации.
Административный ответчик не наделен полномочиями по установлению публичного сервитута, поскольку указанными полномочиями обладает только министерство энергетики Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.44 Земельного кодекса Российской Федерации в установлении публичного сервитута должно быть отказано, если: в ходатайстве об установлении публичного сервитута отсутствуют сведения, предусмотренные статьей 39.41 настоящего Кодекса, или содержащееся в ходатайстве об установлении публичного сервитута обоснование необходимости установления публичного сервитута не соответствует требованиям, установленным в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 настоящего Кодекса; не соблюдены условия установления публичного сервитута, предусмотренные статьями 23 и 39.39 настоящего Кодекса.
В административном исковом заявлении ФИО1 просит суд признать постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ об установлении публичного сервитута на части земельных участков с кадастровыми номерами 38:00:000000:167, 38:14:250123:1435, незаконным и недействительным и отменить указанное постановление.
В возражениях на административное исковое заявление администрация <адрес>, представитель заинтересованного лица ООО ФИО11» просили отказать в удовлетворении заявленного иска как необоснованного.
В судебном заседании административный истец ФИО1 требования иска поддержал, по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители административного ответчика администрации <адрес>ФИО5, ФИО6 просили в удовлетворении заявленных исковых требованиях отказать, по доводам, изложенным в возражении на исковое заявление.
В соответствии с частью 7 статьи 96 КАС РФ информация о принятии административного искового заявления, жалобы или представления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается судом на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено Кодексом.
Информация о движении дела, о назначении судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной системе Интернет более чем за пятнадцать дней до даты судебного заседания.
Как разъяснено в пунктах 15, 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", по смыслу части 8 статьи 96 КАС РФ под получением первого судебного извещения или первого судебного акта лицом, участвующим в деле, иным участником процесса следует понимать получение, в том числе по электронной почте, судебного извещения либо вызова в предварительное судебное заседание, судебное заседание и (или) копии определения по делу (например, определения о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу, назначении времени и места судебного заседания, об отложении судебного разбирательства).
Если суд располагает сведениями о том, что лицам, указанным в части 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, известно о начавшемся процессе, то такие лица могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий, в том числе в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Представитель заинтересованного лица ООО «ФИО12» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в том числе путем размещения информации движения в информационно-телекоммуникационной сети интернет, явка сторон обязательной не признана, в связи с чем суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке сторон.
Выслушав пояснение сторон, заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения материалов, представленных Комитетом по управлению муниципальным имуществом, строительству и архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству администрации <адрес>, ходатайства ООО «ФИО13» об установлении публичного сервитута, приказа министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении документации по планировке территории для размещения объекта трубопроводного транспорта федерального значения «Магистральный нефтепровод <адрес> мм, №». Участок <адрес>, №. Реконструкция» установлен публичный сервитут сроком на 10 лет в отношении земельных участков, в том числе принадлежащих истцу.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте. 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.
Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием (п. 8 ст. 23 ЗК РФ).
Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель (п. 9 ст. 23 ЗК РФ).
Согласно пункту 11 статьи 23 ЗК РФ, деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.
В силу пункта 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) публичный сервитут может устанавливаться в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 4 статьи 39.39 ЗК РФ предусмотрено, что установление публичного сервитута осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок.
Пунктом 5 указанной статьи установлено, что не допускается установление публичного сервитута в целях, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 39.37 настоящего Кодекса, в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, за исключением случаев, если это требуется для: 1) подключения (технологического присоединения) зданий, сооружений, расположенных в границах элемента планировочной структуры, в границах которого находятся такие земельные участки, к сетям инженерно-технического обеспечения; 2) эксплуатации, реконструкции существующих инженерных сооружений; 3) размещения инженерных сооружений, которые переносятся с земельных участков, изымаемых для государственных или муниципальных нужд.
Подпунктом 5 ст. 39.38 ЗК РФ предусмотрено, что публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, устанавливается решением органа местного самоуправления муниципального района - в случае установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения муниципального района, сельского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения муниципального района, сельского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса и не указанных в подпунктах 1 - 3 настоящей статьи, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах сельских поселений, на межселенных территориях муниципального района.
Земельные участки, в отношении которых установлен публичный сервитут, расположены в границах сельских поселений. В частности земельные участки, принадлежащие ФИО1, расположены на территории Берёзовского муниципального образования.
Как следует из Устава муниципального образования, Берёзовское муниципальное образование является единым экономическим, историческим, социальным, территориальным образованием, входит в состав муниципального образования «<адрес>», наделенного <адрес> (далее – область) статусом муниципального района. Берёзовское муниципальное образование наделено статусом сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-оз «О статусе и границах муниципальных образований <адрес>».
Таким образом, исходя из положений подпункта 5 ст. 39.38 Земельного кодекса Российской Федерации, вопреки утверждению административного истца, администрация <адрес> обладает правом установления публичного сервитута.
Публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа местного самоуправления, для принятия которого необходимо ходатайство организации, заинтересованной в его установлении, обязательной составной частью которого является обоснование необходимости установления публичного сервитута (подпункт 5 пункта 1 статьи 39.41 ЗК РФ).
Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ за исходящим номером ФИО14» обратилось на имя мэра <адрес> с ходатайством об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков для размещения линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, («Магистральный нефтепровод <адрес>»). В обоснование установления публичного сервитута указаны цели приведения участка нефтепровода в нормативное состояние, повышения надежности нефтепровода при дальнейшей его эксплуатации и снижения вероятности возникновения аварийной ситуации. Инженерное сооружение принадлежит на праве собственности ООО ФИО15
В обоснование ходатайства заявителем представлены сведения о границах публичного сервитута, включающие графическое описание местоположения границ публичного сервитута, подготовленное в форме электронного документа; перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения ЕГРН; копия выписки из ЕГРН на объект магистральный нефтепровод <адрес>, копия приказа Министерства энергетики Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении проекта планировки территории для размещения объекта трубопроводного транспорта федерального значения «<адрес>
По форме ходатайство соответствует требованиям, утвержденным приказ Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N № "Об утверждении требований к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута", ООО «ФИО16» согласно положений ст. 39.40 ЗК РФ, является лицом, имеющим право ходатайствовать об установлении публичного сервитута, по содержанию ходатайство и приложенные документы, в его обоснование, соответствуют требованиям ст. 39.41 ЗК РФ, оснований для его возращения без рассмотрения в порядке ч.9 ст. 39.41 ЗК РФ у административного ответчика отсутствовали.
Частью первой стать 39.42 ЗК РФ предусмотрено, что в целях принятия решения об установлении публичного сервитута орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, в срок не более чем семь рабочих дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута при отсутствии оснований для его возврата в соответствии с пунктом 9 статьи 39.41 настоящего Кодекса направляет в орган регистрации прав запрос о правообладателях земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута.
Частью 3 указанной статьи установлено, что в срок не более чем семь рабочих дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, обеспечивает извещение правообладателей земельных участков путем: 1) опубликования сообщения о возможном установлении публичного сервитута в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) правовых актов поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и (или) земель, в отношении которых подано указанное ходатайство (муниципального района в случае, если такие земельный участок и (или) земли расположены на межселенной территории); 2) размещения сообщения о возможном установлении публичного сервитута на официальном сайте органа, уполномоченного на установление публичного сервитута, и официальном сайте муниципального образования, указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 3) размещения сообщения о возможном установлении публичного сервитута на информационном щите в границах населенного пункта, на территории которого расположены земельные участки, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, а в случае, если такие земельные участки расположены за пределами границ населенного пункта, на информационном щите в границах соответствующего муниципального образования;
Сообщение об установлении публичного сервитута размещено в Вестнике Берёзовского муниципального образования, на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" администрации <адрес> и Берёзовского муниципального образования, чем административным ответчиком соблюдены положений ст.39.42 ЗК РФ.
Положениями п.2.ч.1 ст. 39.43 ЗК РФ предусмотрено, что орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, принимает решение об установлении публичного сервитута или об отказе в его установлении в течение сорока пяти дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута и прилагаемых к ходатайству документов в целях, предусмотренных подпунктами 1, 2, 4 и 5 статьи 39.37 настоящего Кодекса, но не ранее чем тридцать дней со дня опубликования сообщения о поступившем ходатайстве об установлении публичного сервитута, предусмотренного подпунктом 1 пункта 3 статьи 39.42 настоящего Кодекса.
Решение об установлении публичного сервитута № от ДД.ММ.ГГГГ принято не ранее чем тридцать дней со дня опубликования сообщения о поступившем ходатайстве об установлении публичного сервитута. Оспариваемое решение № от ДД.ММ.ГГГГ содержит информацию, предусмотренную ч.4 ст.39.43 ЗК РФ.
Согласно пункту 7 статьи 39.43 ЗК РФ в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об установлении публичного сервитута орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, обязан: 1) разместить решение об установлении публичного сервитута на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) обеспечить опубликование указанного решения (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки и (или) земли, в отношении которых установлен публичный сервитут, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, в отношении которых принято указанное решение; 3) направить копию решения правообладателям земельных участков, в отношении которых принято решение об установлении публичного сервитута и сведения о правах на которые поступили в соответствии с пунктом 1 или 8 статьи 39.42 настоящего Кодекса, с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным соответственно в выписке из Единого государственного реестра недвижимости и в заявлениях об учете прав (обременений прав) на земельные участки. Если указанные правообладатели сообщили адрес для связи в виде электронной почты, им также отправляется копия решения об установлении публичного сервитута в электронной форме. В случае, если публичный сервитут установлен в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, копия решения об установлении публичного сервитута размещается также в общедоступных местах (на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома, или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом); 4) направить копию решения об установлении публичного сервитута в орган регистрации прав; 5) направить обладателю публичного сервитута копию решения об установлении публичного сервитута, сведения о лицах, являющихся правообладателями земельных участков, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав (обременений прав) на земельные участки, способах связи с ними, копии документов, подтверждающих права указанных лиц на земельные участки.
Оспариваемое решение размещено в Вестнике Берёзовского муниципального образования, на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" администрации <адрес> и Берёзовского муниципального образования, копия решения направлена ФИО1, в Управление Росреестра по <адрес>, чем административным ответчиком соблюдены положений ст.39.43 ЗК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен данным Кодексом.
Согласно пункту 2 части 2 указанной статьи административный истец обязан подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.
В соответствии с диспозитивным началом, выражающим цели правосудия по административным делам, прежде всего конституционную цель защиты прав и свобод человека и гражданина, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (часть 1 статьи 4), а судья выносит определение о принятии административного искового заявления к производству суда, на основании которого в суде первой инстанции возбуждается производство по административному делу (часть 2 статьи 127).
Таким образом, для принятия административного иска к производству суда достаточно того, что истец выступил в защиту своего нарушенного права.
Вместе с тем, для удовлетворения требований административного иска недостаточно одного только установления нарушения законодательства, такое нарушение в бесспорном отношении к самому истцу должно приводить к нарушению его прав.
Как следует из пояснений административного истца ФИО1 в судебном заседании в случае установления публичного сервитута Минэнерго, его права были бы соблюдены. Таким образом, административный истец связывает нарушение его прав, принятием решения неуполномоченным на то лицом.
Оценивая объяснения административного истца, представленные доказательства в обоснование заявленных исковых требований, суд приходит к убеждению, что, вопреки требованиям статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ФИО1 не представлено доказательств невозможности использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением, его права на использование принадлежащих ему земельных участков в соответствии с видом его разрешенного использования не нарушаются.
Напротив, оценивая представленные административным ответчиком доказательства, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных ФИО1 административных исковых требований, поскольку представленное ходатайства об установлении публичного сервитута и приложенные к нему документы соответствуют требованиям закона, а само установление публичного сервитута в отношении принадлежащих административному истцу земельных участков отвечает целям, указанным в статьи 39.39 ЗК РФ.
Руководствуясь ст.ст.175 -180 Кодекса административного судопроизводства, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО1 к администрации <адрес> о признании постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ об установлении публичного сервитута на части земельных участков с кадастровыми номерами №, незаконным и недействительным и отмене указанного постановления, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам <адрес> суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья