26RS0002-01-2023-007161-88 Дело № 2а-158/2024
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ставрополь 09 января 2024 года
Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи | Федорова О.А. |
при секретаре | ФИО1 |
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Управлению Ставропольского края - государственной жилищной инспекции, заместителю начальника управления – заместителю главного государственного жилищного инспектора Ставропольского края ФИО3 о признании незаконными действий (бездействия), возложении обязанности провести проверку,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконными действия (бездействие) должностного лица ФИО4, возложить на административного ответчика обязанность принять решение по проведению проверки в соответствии со ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что <дата обезличена> обратилась в Управление Федеральной Антимонопольной службы по СК и в Министерство жилищного коммунального хозяйства с жалобой на действия коммунальных служб, а именно незаконные действия ООО "Газпром межрегион газ Ставрополь" и Участка "Энергосбыт" <адрес обезличен>. Из ведомств пришли уведомления о перенаправлении жалоб в Управление СК Государственную жилищную инспекцию. Приблизительно 09-<дата обезличена> она получила ответ от <дата обезличена><номер обезличен>, подписанный заместителем главного государственного жилищного инспектора СК ФИО4 С указанным ответом административный истец не согласна, поскольку они нарушают ее права в части не соответствия данного ответа заявленным в жалобе фактам неправомерных действий коммунальных служб и приведенным ссылкам на статьи закона, которые были нарушены в ходе этих действий. В жалобе административный истец ссылалась на незаконность отключения домовладения от газораспределительной сети, на ненадлежащее уведомление о проведении проверок контроллером ООО "Газпром межрегион газ Ставрополь", что послужило поводом к переводу на оплату по нормативу, ненадлежащее уведомление о предстоящем отключении. Действия административного истца не соответствуют требованиям статей 5, 10 Федерального закона от <дата обезличена> №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена о его дате, времени и месте в ходе предварительного заседания, в котором поддерживала требования административного иска.
Административный ответчик Управление Ставропольского края - государственная жилищная инспекция в судебное заседание представителя не направил, извещен в порядке ч.8 ст. 96 КАС РФ, представил письменные возражения на административный иск, в которых просил в его удовлетворени отказать.
Предусмотренных ст.150 КАС РФ оснований для отложения судебного разбирательства административного дела судом не установлено.
Суд, исследовав письменные материалы дела, считает, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется по следующим основаниям.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон №59-ФЗ) граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Частью 3 ст.5 Закона №59-ФЗ предусмотрено право гражданина получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
В силу ч.1 ст.8 Закона №59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения (ч.3).
Согласно ч.1 ст.12 Закона №59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.10 Закона №59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционное право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления не предполагает возможность гражданина требовать по своему усмотрению ответа на поставленные в его обращении вопросы от того органа, должностного лица, которым гражданин адресует свое обращение, не учитывая при этом их компетенцию.
Вместе с тем во всяком случае гражданину должен быть дан ответ по существу на все поставленные им в обращении вопросы, если их разрешение входит в компетенцию государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц (Определение от 28 марта 2017 года N 664-О).
В судебном заседании установлено, что <дата обезличена> административный истец ФИО2 обратилась в Управление Федеральной антимонопольной службы по <адрес обезличен> с жалобой на действия коммунальных служб.
Письмом от <дата обезличена><номер обезличен> заместителя руководителя Ставропольского УФАС России обращение ФИО2 было перенаправлено начальнику управления <адрес обезличен> - государственной жилищной инспекции - главному государственному жилищному инспектору <адрес обезличен> по компетенции.
Обращение административного истца было рассмотрено заместителем начальника управления <адрес обезличен> - государственной жилищной инспекции - заместителем главного государственного жилищного инспектора <адрес обезличен>ФИО4 и дан ответ от <дата обезличена><номер обезличен>.
Изучив содержание обращения и письменного ответа, суд приходит к выводу о том, что административному истцу были дан ответ по существу на все поставленные ею в обращении вопросы, разрешение которых в ходит в компетенцию главного государственного жилищного инспектора <адрес обезличен>.
Несогласие административного истца с содержанием ответа не может свидетельствовать о незаконности действий административного ответчика. Оценка полноты рассмотрения заявления и степени аргументированности ответа не может быть предметом проверки суда в рамках рассмотрения заявления в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (пункт 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").
Ответ дан административному истцу в установленный Законом №59-ФЗ срок.
В предварительном судебном заседании административный истец пояснила суду, что просит признать незаконным бездействие административного ответчика, которое выражается в не проведении проверки по ее жалобе.
Между тем, Законом №59-ФЗ, в том числе статьей 10, на которую сослалась административный истец, на государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо не возложена обязанность по проведению какой-либо проверки в рамках рассмотрения обращения.
В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации (далее - государственный контроль (надзор), муниципальный контроль) в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Согласно п.1 ч.1 ст.57 Федерального закона N 248-ФЗ основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, может быть наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.
Согласно п.7 Положения об управлении Ставропольского края - государственной жилищной инспекции, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от 24.12.2019 N 607-п, задачами управления является осуществление, в том числе, жилищного надзора за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, предусмотренных частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.20 ЖК РФ предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательством о газоснабжении в Российской Федерации в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, в том числе, требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Частью 13 указанной статьи предусмотрено, что для проведения контрольных (надзорных) мероприятий при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", государственных информационных систем о возможных нарушениях обязательных требований, указанных в части 1 настоящей статьи, органы государственного жилищного надзора, органы муниципального контроля разрабатывают и утверждают индикаторы риска нарушения обязательных требований. Типовые индикаторы риска нарушения обязательных требований устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Минстроя России от 23.12.2021 N 990/пр утверждены типовые индикаторы риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля, к которым отнесены: трехкратный и более рост количества обращений за единицу времени (месяц, квартал) в сравнении с предшествующим аналогичным периодом и (или) с аналогичным периодом предшествующего календарного года, поступивших в адрес органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля от граждан (поступивших способом, позволяющим установить личность обратившегося гражданина) или организаций, являющихся собственниками помещений в многоквартирном доме, граждан, являющихся пользователями помещений в многоквартирном доме, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", государственных информационных систем о фактах нарушений контролируемыми лицами обязательных требований, установленных частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (п.1).
Доказательств, свидетельствующих о наличии такого индикатора риска, позволяющего осуществлять проведение контрольных (надзорных) мероприятий по обращению граждан, материалы дела не содержат.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону, нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Однако совокупности таких условий по настоящему делу установлено.
При этом административным истцом не доказано наличие нарушений ее прав административным ответчиком, поскольку ответ на ее обращение не препятствует обратиться в порядке гражданского судопроизводства с иском о защите нарушенных жилищных прав, в том числе в связи с приостановлением поставки коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска ФИО2 к Управлению Ставропольского края - государственной жилищной инспекции, заместителю начальника управления – заместителю главного государственного жилищного инспектора Ставропольского края ФИО3 о признании незаконными действий (бездействия) должностного лица, возложении обязанности провести проверку, – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.А. Федоров
Мотивированное решение составлено 12 января 2024 года.
Судья О.А. Федоров