ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1594/2022 от 05.09.2022 Ахтубинского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 сентября 2022 г. Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Куликова М.Д., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Корсуновой Ю.А., с участием представителя административного истца Аврамук А.В., представителя административного ответчика Ведищевой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Знаменске в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области, находящемся по адресу: Астраханская область г. Знаменск, ул. Островского, д. 13, административное дело № 2а-1594/2022 по административному исковому заявлению Горохова В.П. к администрации муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» об оспаривании решения органа местного самоуправления, заинтересованное лицо: Федеральное государственное автономное учреждениее «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации филиал «Южный»,

установил:

Горохов В.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» о признании незаконным и отмене постановления администрации муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» (далее- администрация ЗАТО Знаменск) от 28 июля 2022 г. «Об отказе Горохову В.П. в разрешении на приватизацию служебного жилого помещения», обязании административного ответчика повторно рассмотреть заявление административного истца о приватизации жилого помещения в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований административным истцом указано, что в соответствие с Порядком принятия решений о приватизации служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда ЗАТО Знаменск, утвержденным решением Совета муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» (далее- Совет ЗАТО Знаменск) от 26 августа 2021 г. , обратился в администрацию ЗАТО Знаменск» с заявлением о разрешении на приватизацию служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, как гражданину, являющемуся нанимателем служебного жилого помещения и имеющему суммарный трудовой стаж в <данные изъяты> более 20 лет. Постановлением администрации ЗАТО Знаменск от 28 июля 2022 г. ему отказано в приватизации служебного жилого помещения в связи с отсутствием требуемого трудового стажа (более 20 лет) на предприятиях, учреждениях и организациях, расположенных на территории ЗАТО Знаменск, а также в связи с отсутствием сведений из уполномоченного органа Министерства обороны Российской Федерации об обеспечении гражданина и членов его семьи жилым помещением путем предоставления жилого помещения, предоставления сертификата на приобретение жилого помещения, предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения или его строительства, жилищной субсидии, участия в ипотечном кредитовании в рамках программы Министерства обороны Российской Федерации, несмотря на отсутствие у него права на реализацию жилищных прав по линии Министерства обороны Российской Федерации по причине <данные изъяты> в связи <данные изъяты>

Полагая данный отказ незаконным и нарушающим его права, Горохов В.П. просил признать незаконным и отменить решение органа местного самоуправления от 28 июля 2022 г. об отказе в приватизации служебного жилого помещения, обязать администрацию ЗАТО Знаменск повторно рассмотреть заявление о разрешении на приватизацию жилого помещения в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Административный истец Горохов В.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства административного дела в судебном заседании извещен надлежащим образом судебным извещением в соответствие с частью 4 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в административном исковом заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного истца Аврамук А.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования полностью по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Ведищева О.Ю. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что в выдаче разрешения на приватизацию Горохову В.П. отказано в связи с отсутствием требуемого трудового стажа (более 20 лет) на предприятиях, учреждениях и организациях, расположенных на территории ЗАТО Знаменск, а также в связи с недостаточностью сведений, предусмотренных пунктом 7 пункта 3 Порядка принятия решений о приватизации служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда ЗАТО Знаменск, а именно сведений из уполномоченного органа Министерства обороны Российской Федерации об обеспечении (не обеспечении) административного истца и членов его семьи жилым помещением путем предоставления жилого помещения, предоставления сертификата на приобретение жилого помещения или его строительство, жилищной субсидии, предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, участия в ипотечном кредитовании в рамках программы жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. Представленная информация из территориального отдела «Ахтубинский» филиала «Южный» ФГАУ «Росжилкомплекс» не свидетельствует о не обеспеченности административного истца по линии Министерства обороны жилым помещением в указанных выше формах, поскольку не указаны причины, по которым запрашиваемые сведения отсутствуют. В настоящее время трудовой стаж Горохова В.П. на предприятиях, учреждениях и организациях, расположенных на территории ЗАТО Знаменск, составляющий более 20 лет, подтвержден представленными документами. Однако, несмотря на наличие требуемого трудового стажа, оснований для выдачи Горохову В.П. разрешения на приватизацию служебного жилого помещения не имеется в связи с отсутствием из уполномоченного органа Министерства обороны Российской Федерации сведений об обеспечении (не обеспечении) административного истца и членов его семьи жилым помещением в указанных выше формах.

Представитель заинтересованного лица Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации филиал «Южный» (далее- ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал «Южный») в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства административного дела в судебном заседании извещен надлежащим образом судебным извещением в соответствие с частью 5 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Принимая во внимание, что административный истец Горохов В.П., заинтересованное лицо извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, суд в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав представителя административного истца Аврамук А.В., представителя административного ответчика Ведищеву О.Ю., исследовав материалы административного дела, и, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).

В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Для признания незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца

По смыслу указанных норм права суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемые решения, действия (бездействие) органа принято в соответствии с законом в пределах полномочий и права либо свободы гражданина не нарушены.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Статьей 6 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» определено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно статье 8 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» жилищного фонда решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. Должностные лица, виновные в нарушении требований части 1 настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

Судом установлено, что решением Совета ЗАТО Знаменск от 26 августа 2021 г. № 71 утвержден Порядок принятия решений о приватизации служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда ЗАТО Знаменск (далее- Порядок принятия решений о приватизации).

В силу пункта 3 Порядка принятия решений о приватизации администрация ЗАТО Знаменск принимает решение о приватизации гражданами Российской Федерации служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда ЗАТО Знаменск (далее – служебные жилые помещения), занимаемых данными гражданами по договорам найма специализированного жилого помещения, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) гражданин, являющийся нанимателем служебного жилого помещения и обращающийся за разрешением на приватизацию служебного жилого помещения, ранее не реализовал право, указанное в статье 11 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»;

2) гражданин, являющийся нанимателем служебного жилого помещения и обращающийся за разрешением на приватизацию служебного жилого помещения, зарегистрирован по месту жительства в занимаемом им служебном жилом помещении, расположенном в многоквартирном жилом доме, который не был за предыдущие 10 лет построен, капитально отремонтирован либо реконструирован за счёт средств федерального, регионального, муниципального бюджета (при условии финансирования 100 % выполненных работ за счет бюджетных средств);

3) гражданин, являющийся нанимателем служебного жилого помещения и обращающийся за разрешением на приватизацию служебного жилого помещения, не принимал участия в программе переселения из ЗАТО Знаменск;

4) гражданин, являющийся нанимателем служебного жилого помещения и обращающийся за разрешением на приватизацию служебного жилого помещения, не имел и не имеет в собственности жилых помещений на территории Российской Федерации;

5) гражданин, являющийся нанимателем служебного жилого помещения и обращающийся за разрешением на приватизацию служебного жилого помещения, имеет суммарный трудовой стаж на предприятиях, учреждениях и организациях, расположенных на территории ЗАТО Знаменск, не менее 20 лет.

В целях принятия решения о приватизации служебного жилого помещения стаж службы (выслуга лет) приравнивается к трудовому стажу;

6) гражданин, являющийся нанимателем служебного жилого помещения и обращающийся за разрешением на приватизацию служебного жилого помещения, не является военнослужащим, проходящим военную службу по контракту;

7) гражданин, являющийся нанимателем служебного жилого помещения и обращающийся за разрешением на приватизацию служебного жилого помещения, не обеспечивался жилым помещением по линии Министерства обороны (получение жилого помещения, сертификата, единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения или его строительство, жилищной субсидии, участие в ипотечном кредитовании в рамках программы жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации).

Согласно пункту 4 Порядка принятия решений о приватизации администрация ЗАТО Знаменск принимает решение о приватизации служебных жилых помещений гражданами, не относящимися к категориям, указанным в пункте 3 настоящего Порядка, в отношении которых судом вынесено решение об отказе в удовлетворении исковых требований об их выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения в соответствии с частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в отношении которых требование администрации ЗАТО Знаменск или уполномоченного органа – отдела ЖКХ администрации ЗАТО Знаменск о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения признано судом незаконным в соответствии с частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, без предъявления требований к стажу, при соблюдении условий, указанных в подпунктах 1-4,6 -7 пункта 3 настоящего Порядка.

В случаях, когда решение суда по вопросам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, вынесено в отношении членов семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение и который умер (членов семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение), заявление о разрешении на приватизацию служебного жилого помещения (по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку) может быть подано любым совершеннолетним членом семьи умершего работника, проживающим в данном служебном жилом помещении, а при отсутствии таковых, от лица и в интересах проживающих в данном служебном жилом помещении несовершеннолетних членов семьи умершего работника – их законным представителем или представителем органа опеки и попечительства по месту регистрации несовершеннолетнего.

В разделе III Порядка принятия решений о приватизации приведен обязательный перечень документов, предоставляемый нанимателем служебного жилого помещения к заявлению о разрешении на приватизацию служебного жилого помещения (пункты 5-6), а также указаны сведения (документы), которые Отдел по управлению муниципальным имуществом администрации ЗАТО Знаменск истребует самостоятельно (пункт 7).

Так, наниматель служебного жилого помещения к заявлению о разрешении на приватизацию служебного жилого помещения прилагает: копию паспорта, копии документов, подтверждающие наличие суммарного трудового стажа на предприятиях, учреждениях и организациях, расположенных на территории ЗАТО Знаменск, не менее 20 лет; справку с места работы.

Отдел по управлению муниципальным имуществом администрации ЗАТО Знаменск самостоятельно запрашивает следующие сведения (документы):

1) в отделе ЖКХ администрации ЗАТО Знаменск:

а) сведения об участии (не участии) нанимателя служебного жилого помещения и всех членов семьи нанимателя в программе переселения из ЗАТО Знаменск;

б) сведения о жилом доме, в котором расположено занимаемое гражданином служебное жилое помещение (был ли дом за предыдущие 10 лет построен, капитально отремонтирован либо реконструирован за счёт средств федерального, регионального, муниципального бюджета, а также об источнике средств, за счет которых осуществлено строительство, реконструкция или произведен капитальный ремонт жилого дома);

2) в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии:

а) сведения из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимого имущества на каждое жилое помещение, в котором гражданин был зарегистрирован с 11 июля 1991 года; зарегистрированных правах на объект недвижимости;

б) сведения из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости на территории Российской Федерации;

3) в Главном управлении по вопросам миграции МВД России - сведения, подтверждающие регистрацию по месту жительства гражданина, обратившегося в администрацию ЗАТО Знаменск с заявлением о разрешении на приватизацию служебного жилого помещения, в период с 11 июля 1991 года до дня подачи заявления о разрешении на приватизацию служебного жилого помещения.

Граждане вправе представить документы, содержащие указанные сведения, по собственной инициативе.

4) в уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации - сведения об обеспечении гражданина и членов его семьи жилым помещением путем предоставления жилого помещения, предоставления сертификата на приобретение жилого помещения или его строительство, жилищной субсидии, предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, участия в ипотечном кредитовании в рамках программы жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.

Результатом рассмотрения заявления нанимателя служебного жилого помещения о разрешении на приватизацию служебного жилого помещения является решение администрации ЗАТО Знаменск о выдаче разрешения на приватизацию служебного жилого помещения либо об отказе в выдаче такого разрешения, которое принимается администрацией ЗАТО Знаменск в срок не более 50 рабочих дней со дня регистрации обращения заявителя и доводится до заявителя в срок не позднее 60 рабочих дней со дня регистрации обращения заявителя (пункт 10 Порядка принятия решений о приватизации).

Перечень оснований для отказа в разрешении на приватизацию служебного жилого помещения приведен в пункте 9 Порядка принятия решений о приватизации, в соответствие с которым администрация ЗАТО Знаменск гражданину отказывает в разрешении на приватизацию служебного жилого помещения в случаях:

несоблюдения условий, установленных пунктами 3 и 4 настоящего Порядка;

не представления гражданином документов, перечень которых установлен пунктами 5 или 6 настоящего Порядка;

когда служебное помещение находится в доме, построенном, реконструированном или капитально отремонтированном при условии финансирования 100% проведенных работ за счет средств федерального, регионального или муниципального бюджета, менее чем за 10 лет до дня обращения;

если служебное жилое помещение находится в аварийном состоянии;

если служебное жилое помещение находится в общежитии;

в случае реализации заявителем права, указанного в статье 11 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»;

если заявитель является военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

7 июня 2022 г. Горохов В.П., как наниматель служебного жилого помещения по договору найма от 30 июня 2009 г. № , обратился в администрацию ЗАТО Знаменск с заявлением о выдаче разрешения на приватизацию служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, приложив копию паспорта, справку с места работы, договор найма служебного жилого помещения с дополнительными соглашения к нему, военный билет и документы, подтверждающие наличие суммарного трудового стажа предприятиях, учреждениях и организациях, расположенных на территории ЗАТО Знаменск, не менее 20 лет.

Как следует из приватизационного дела по обращению Горохова В.П., представленного административным ответчиком, заявление Горохова В.П. о разрешении на приватизацию служебного жилого помещения принято в производство, в рамках его рассмотрения Отделом по управлению муниципальным имуществом администрации ЗАТО Знаменск самостоятельно истребованы и получены следующие сведения и документы: информация из Единого государственного реестра недвижимости, из Отдела ЖКХ администрации ЗАТО Знаменск, из ФГАУ «Росжилкомплекс» филиала «Южный».

По результатам рассмотрения заявления Горохова В.П. и анализа истребованных документов, администрацией ЗАТО Знаменск 28 июля 2022 г. вынесено решение , которым отказано в выдаче разрешения на приватизацию служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Копия постановления с разъяснением о причинах отказа направлены административному истцу.

Согласно разъяснениям, изложенным главой ЗАТО Знаменск в сопроводительном письме от 2 августа 2022 г. исх. , в выдаче разрешения на приватизацию Горохову В.П. отказано в соответствие с подпунктом 1 пункта 9 Порядка принятия решений о приватизации в связи с несоблюдением условий, предусмотренных подпунктами 5, 7 пункта 3 Порядка принятия решений о приватизации, а именно:

- в связи с несоблюдением условий, предусмотренных подпунктом 5 пункта 3 Порядка принятия решений о приватизации, а именно отсутствием суммарного трудового стажа на предприятиях, учреждениях и организациях, расположенных на территории ЗАТО Знаменск, не менее 20 лет; на дату подачи заявления трудовой стаж на территории ЗАТО Знаменск составляет 16 лет 10 месяцев 7 дней;

- в связи с отсутствием полных сведений, предусмотренных подпунктом 7 пункта 3 Порядка принятия решений о приватизации, подтверждающих, что заявитель не был обеспечен по линии Министерства обороны Российской Федерации жилым помещением в установленных формах: путем предоставления жилого помещения, предоставления сертификата на приобретение жилого помещения или его строительство, жилищной субсидии, предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, участия в ипотечном кредитовании в рамках программы жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.

По мнению административного истца, оспариваемое решение органа местного самоуправления является незаконным и необоснованным, поскольку его трудовой стаж на предприятиях, учреждениях и организациях, расположенных на территории ЗАТО Знаменск, составляет более 20 лет; при этом, он не имеет право на реализацию жилищных прав по линии Министерства обороны Российской Федерации по причине его увольнения с военной службы в связи с несоблюдением условий контракта при общей продолжительности военной службы менее 16 лет.

В силу положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок подачи административного искового заявления- три месяца со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Срок обращения с административным иском в суд начинает исчисляться с даты, следующей за днем, когда административному истцу стало известно о нарушении его прав и свобод. При этом обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд в силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лежит на административном истце.

Принимая во внимание, что оспаривание решение органом местного самоуправления вынесено 28 июля 2022 г. и направлено административному истцу почтовой корреспонденцией 2 августа 2022 г., а административное исковое заявление подано в районный суд 12 августа 2022 г., административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением в установленный законом срок.

Представитель административного ответчика в ходе рассмотрения спора по существу пояснил, что в суммарный трудовой стаж Горохова В.П. на предприятиях, учреждениях и организациях, расположенных на территории ЗАТО Знаменск не включен период прохождения службы в <данные изъяты>, поскольку не подтвержден факт дислокации указанной <данные изъяты> на территории ЗАТО Знаменск.

Как следует из представленных документов, Горохов В.П. ДД.ММ.ГГГГ на основании <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ зачислен на <данные изъяты>

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Горохов В.П. в связи с <данные изъяты>.

С ДД.ММ.ГГГГ Горохов В.П, на основании <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ полагается прибывшим и приступившим к исполнению служебных обязанностей <данные изъяты>

С ДД.ММ.ГГГГ Горохов В.П. исключен из списков состава <данные изъяты> на основании <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, переведен для дальнейшего прохождения <данные изъяты>

Таким образом, общая продолжительность военной службы Горохова В.П. в <данные изъяты> составляет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- <данные изъяты>, всего <данные изъяты> дня, что отражено в военном билете, послужном списке административного истца и в информации, изложенной <данные изъяты> в письме от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно указанному информационному письму <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, а также справочным сведениям <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> дислоцировалась на территории <данные изъяты> (<адрес>. <данные изъяты>.

Таким образом, учитывая, что на дату подачи заявления трудовой стаж Горохова В.П. на территории ЗАТО Знаменск установлен <данные изъяты>, при этом, служба в <данные изъяты> подлежала зачету в общий трудовой стаж административного истца на предприятиях, учреждениях и организациях, расположенных на территории ЗАТО Знаменск, общий суммарный трудовой стаж административного истца на территории ЗАТО Знаменск превышает требуемые 20 лет.

В настоящее время административным ответчиком не оспаривается наличие у Горохова В.П. суммарного трудового стажа на предприятиях, учреждениях и организациях, расположенных на территории ЗАТО Знаменск, более 20 лет, то есть условие, предусмотренное подпунктом 5 пункта 3 Порядка принятия решений о приватизации, административным истцом на момент обращения в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче разрешения на приватизацию служебного жилого помещения соблюдено.

Как следует из Порядка принятия решений о приватизации, наличие сведений из уполномоченного органа Министерства обороны Российской Федерации об обеспечении гражданина (заявителя) и членов его семьи жилым помещением является обязательным при рассмотрении заявления о приватизации служебного жилого помещения и принятия органом местного самоуправления соответствующего решения о разрешении (об отказе) в приватизации.

При этом, обязанность по истребованию указанных сведений положениями Порядка принятия решений о приватизации (подпункт 4 пункта 7) возложена на Отдел по управлению муниципальным имуществом администрации ЗАТО Знаменск.

Исходя объяснения представителя административного ответчика, дополнительным мотивом отказа в разрешении на приватизацию послужило отсутствие объективно необходимой информации из уполномоченного органа Министерства обороны Российской Федерации об обеспечении (не обеспечении) заявителя жилым помещением. Справка ФГАУ «Росжилкомплекс» Филиал «Южный» не принята во внимание по причине некорректной формулировки ответа- «данные отсутствуют», который не позволяет сделать однозначный вывод о не обеспеченности заявителя Горохова В.П. и членов его семьи жилым помещением в предусмотренных законом формах по линии Министерства обороны Российской Федерации.

В рамках перехода на единую систему содержания и управления жилищным фондом в Министерстве обороны Российской Федерации создана специализированная некоммерческая организация в форме федерального государственного автономного учреждения ФГАУ «Росжилкомплекс». Согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. № 742, уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных силах Российской Федерации является ФГАУ «Росжилкомплекс», которое осуществляет полномочия Министерства обороны в сфере социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также иных категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации, в части реализации их жилищных прав, в том числе при предоставлении жилых помещений и проживании в жилищном фонде, созданий условий их жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

Ранее данными полномочиями были наделены РУЖО Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом. С указанной даты ФГАУ «Росжилкомплекс» является правопреемником: ФГКУ «Югрегионжилье» Минобороны России, ФГКУ «Северрегионжилье» Минобороны России, ФГКУ «Центррегионжилье» Минобороны России, ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны России, ФГКУ «Западрегионжилье» Минобороны России.

Согласно материалам приватизационного дела по обращению Горохова В.П., в рамках межведомственного взаимодействия администрацией ЗАТО Знаменск 9 июня 2022 г. в ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал «Южный» направлен запрос о предоставлении сведений в отношении Горохова В.Н., Г.С.А. (<данные изъяты>), С.Е.В. <данные изъяты>), Г.Д.А. (<данные изъяты>), С.С.Д. (<данные изъяты>), Г.В.Д. <данные изъяты>) об обеспечении жилым помещением по линии Министерства обороны Российской Федерации путем предоставления жилого помещения, предоставления сертификата на приобретения жилого помещения или его строительство, жилищной субсидии, предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, участия в ипотечном кредитовании в рамках программы жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.

ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал «Южный» указанный запрос направлен по принадлежности в территориальное отделение «Ахтубинское» филиал «Южный» ФГАУ «Росжилкомплекс» для предоставления муниципальной услуги в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

28 июня 2022 г. начальником территориального отделения «Ахтубинское» филиал «Южный» ФГАУ «Росжилкомплекс» в администрацию ЗАТО Знаменск предоставлена информация об отсутствии данных об обеспечении Горохова В.Н., Г.С.А. , С.Е.В. , Г.Д.А. , С.С.Д. , Г.В.Д. жилым помещением в указанных формах по линии Министерства обороны Российской Федерации.

Представленная информация свидетельствует о том, что уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных силах Российской Федерации проведена проверка, ходе которой установлено, что на территории, закрепленной за филиалом «Южный» ФГАУ «Росжилкомплекс» для осуществления обеспечения и управления жилищным фондом Российской Федерации, запрашиваемой информации не имеется (отсутствует).

Кроме того, административным истцом был представлен приказ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствие с которым Горохов В.П. <данные изъяты> общая продолжительность <данные изъяты> Горохова В.П. в календарном исчислении на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>

Вместе с тем, администрацией ЗАТО Знаменск не проведен анализ полученной из уполномоченного органа Министерства обороны Российской Федерации информации; не дана должная оценка доводам заявителя о том, что он и члены его семьи не относятся к лицам, имеющим право на реализацию жилищных прав по линии Министерства обороны Российской Федерации по причине его увольнения с военной службы в связи с несоблюдением условий контракта при общей продолжительности военной службы менее 16 лет, указанные доводы не проверены и соответствующие сведения не истребованы; в рамках межведомственного информационного взаимодействия не обеспечено получение объективно необходимой информации при разрешении по существу обращения о выдаче разрешения на приватизацию служебного жилого помещения.

Запрет на повторное истребование из уполномоченного органа сведений (документов) в случае некорректной формулировки либо двусмысленного толкования таких сведений (документов), либо получения дополнительной информации Порядок принятия решений о приватизации не содержит.

Порядком принятия решения о приватизации (пункт 10) установлено, что результатом рассмотрения заявления о приватизации служебного жилого помещения является решение администрации ЗАТО Знаменск о разрешении на приватизацию служебного жилого помещения либо об отказе в выдаче такого разрешения, исходя из анализа поданных заявителем документов и ответов из уполномоченных органов в порядке межведомственного взаимодействия.

Указанный и выше перечисленный в пункте 9 Порядка принятия решения о приватизации перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на приватизацию служебного жилого помещения является исчерпывающим и не содержит расширительного толкования.

Оспариваемое постановление органа местного самоуправления не содержит ссылки на основания отказа в выдаче Горохову В.П. разрешения на приватизацию служебного жилого помещения.

В письме от 2 августа 2022 г. исх. главой ЗАТО Знаменск разъяснены следующие основания отказа: отсутствие полных сведений, предусмотренных подпунктом 7 пункта 3 Порядка принятия решения о приватизации (обеспечение жилым помещением по линии Министерства обороны); отсутствие требуемого трудовой стажа на территории ЗАТО Знаменск не менее 20 лет, что является несоблюдением условий, установленных подпунктом 5 пункта 3 Порядка принятия решения о приватизации, и соответственно основанием для отказа в выдаче разрешения на приватизацию служебного жилого помещения (подпункт 1 пункт 9 Порядка).

Соблюдение административным истцом на момент обращения в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче разрешения на приватизацию служебного жилого помещения условия, предусмотренного подпунктом 5 пункта 3 Порядка принятия решений о приватизации (наличие суммарного трудового стажа на территории ЗАТО Знаменск не менее 20 лет), административным ответчиком не оспаривается.

Исходя из положений действующего на территории ЗАТО Знаменск Порядка принятия решений о приватизации и письма главы ЗАТО Знаменск от 2 августа 2022 г. исх. , критерием принятия решения при исполнении административной процедуры является, в том числе, отсутствие или наличие условий, установленных пунктами 3 или 4 настоящего Порядка, а в рассматриваемом случае наличие установленного факта обеспечения, либо не обеспечения заявителя жилым помещением по линии Министерства обороны.

Ответственной за истребование и получение указанной информации из уполномоченного органа Министерства обороны является администрация ЗАТО Знаменск (пункт 7 Порядка принятия решений о приватизации).

Представитель административного ответчика в ходе рассмотрения дела по существу пояснил, что по результатам рассмотрения заявления Горохова В.П. о выдаче разрешения на приватизацию служебного жилого помещения, наличие (отсутствие) у него права на приватизацию служебного жилого помещения не установлено, как не установлен факт обеспечения (не обеспечения) по линии Министерства обороны Российской Федерации жилым помещением в соответствие с подпунктом 7 пункта 3 Порядка принятия решений о приватизации, что подтверждается разъяснениями, изложенными главой ЗАТО Знаменск в сопроводительном письме от 2 августа 2022 г. исх. .

Однако, несмотря на отсутствие объективно необходимой информации по линии Министерства обороны (по доводам административного ответчика) и документально подтвержденного сообщения из уполномоченного органа Министерства обороны Российской Федерации об обеспечении Горохова В.Н., Г.С.А. , С.Е.В. , Г.Д.А. , С.С.Д. , Г.В.Д. жилым помещением в различных формах по линии Министерства обороны Российской Федерации, администрацией ЗАТО Знаменск принято решение об отказе в выдаче разрешения на приватизацию служебного жилого помещения.

При этом, такое основание для отказа в выдаче разрешения на приватизацию, как недостаточность полученных в рамках межведомственного взаимодействиях сведений либо неопределенность их толкования, положениями Порядка принятия решения о приватизации не предусмотрено.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, право на приватизацию государственного и муниципального имущества не относится к числу конституционных; при этом оно регламентируется федеральным законодателем исходя из интересов защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (Определение от 15 мая 2007 г. № 379-О-П). Более того, закрепляя в законе это право, государство обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституции Российской Федерации (Постановление от 3 ноября 1998 г. -П).

При таких обстоятельствах, оспариваемое решение органа местного самоуправления нельзя признать законным и обоснованным.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 г. № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В абзаце 4 названного пункта Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 г. № 21 указано, что если в соответствии с законом за наделенными публичными полномочиями органом или лицом сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, затрагивающего права, свободы, законные интересы административного истца (заявителя), суд вправе ограничиться возложением на него обязанности повторно рассмотреть поставленный гражданином, организацией вопрос. При таком рассмотрении наделенные публичными полномочиями орган или лицо обязаны учитывать правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения дела (статья 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статья 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

С учетом изложенного, учитывая, что на момент обращения в администрацию ЗАТО Знаменск с заявлением о выдаче разрешения на приватизацию служебного жилого помещения административным истцом соблюдено условие о наличии суммарного трудового стажа на территории ЗАТО Знаменск не менее 20 лет, предусмотренное подпунктом 5 пункта 3 Порядка принятия решений о приватизации, при этом, факт обеспечения (не обеспечения) по линии Министерства обороны Российской Федерации Горохова В.П. жилым помещением в соответствие с подпунктом 7 пункта 3 Порядка принятия решений о приватизации в ходе рассмотрения заявления органом местного самоуправления не установлен, а в силу действующего на территории ЗАТО Знаменск Порядка принятия решений о приватизации именно на административного ответчика возложена обязанность истребовать сведения из уполномоченного органа Министерства обороны и установить факт обеспечения (не обеспечения) заявителя жилым помещением по линии Министерства обороны Российской Федерации в предусмотренных законом формах, и недостаточность предоставленных в рамках межведомственного взаимодействия сведений не может служить основанием для отказа в выдаче разрешения на приватизацию служебного жилого помещения, суд приходит к выводу о признании незаконным постановления администрации ЗАТО Знаменск от 28 июля 2022 г. «Об отказе Горохову В.П. в разрешении на приватизацию служебного жилого помещения» с возложением на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть поставленный Гороховым В.П. вопрос о выдаче разрешения на приватизацию служебного жилого помещения по <адрес> в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу, учитывая правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения настоящего административного дела.

Разъяснить, что согласно статье 8 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого им по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Горохова В.П. к администрации муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» об оспаривании решения органа местного самоуправления, удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление администрации муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» от 28 июля 2022 г. «Об отказе Горохову В.П. в разрешении на приватизацию служебного жилого помещения».

Возложить на администрацию муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца Горохова В.П. и повторно рассмотреть заявление Горохова В.П. о выдаче разрешения на приватизацию служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Обязать администрацию муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» при повторном рассмотрении заявления Горохова В.П. учесть правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения настоящего административного дела № 2а-1594/2022.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд Астраханской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 8 сентября 2022 г.

Судья Куликова М.Д.