ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-159/2022 от 21.02.2022 Юргинского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2а-159/2022

УИД 42RS0037-01-2021-004555-90

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 февраля 2022 года город Юрга Кемеровской области

Юргинский городской суд в составе председательствующего Ёлгиной Ю.И., с участием секретаря судебного заседания Афанасьевой А.С., административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ФКУ «Исправительная колония № 41 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области-Кузбассу», ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, ФСИН России, АО ПУИС «ПромСервис», ФИО3 о признании незаконным действия (бездействия),

УСТАНОВИЛ

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ «Исправительная колония № 41 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области-Кузбассу», ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, ФСИН России, АО ПУИС «ПромСервис», ФИО3 о признании незаконным действия (бездействия).

Требования мотивированы тем, что административный истец отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, где находится с 19.05.2018 года. Приобретение продовольственных товаров спецконтингентом осуществляется в магазине при колонии. Сотрудники магазина являются женщины, охрану и завод которых осуществляют офицеры ФСИН РФ. Согласно регламенту работы магазин должен работать с 09.00 часов утра до 16.30 часов ежедневно за исключением выходных. ФКУ ИК-41 заводит сотрудников магазина к 11.00 часов утра на режимную территорию, в связи, с чем истец не всегда успевает попасть в магазин. Также в магазине отсутствует лавочка для ожидания (период ожидания очереди составляет до 5 часов), отсутствует прилавок, позволяющий сложить товар в полной мере, отсутствует возможность реализации права инвалидов на внеочередное обслуживание. При покупке товаров нет возможности видеть приобретаемый товар на разновес и процесс его взвешивания, отсутствуют контрольные весы, сотрудники магазина не выдают кассовые чеки, требуют поставить подпись до выдачи товара. Просит признать незаконными, допущенные в период с 09.10.2021 года по 22.11.2021 года действий (бездействия), выраженных в незаведении сотрудников магазина в режимную территорию в установленное время, отсутствие лавочки во взаимосвязи с количеством спецконтингента, отсутствии позволяющего сложить весь приобретенный товар прилавка, неосуществлении реализации прав инвалидов на внеочередное обслуживание, неосуществление развеса товара в условиях, позволяющих покупателю видеть процесс, отсутствии контрольных весов и невыдачи кассовых чеков в период с 09.10.2021 по 22.11.2021.

Административным истцом ФИО1 поддержаны административные исковые требования по указанным основаниям, пояснил, что в настоящее время ему известно, что время открытия магазина 11.00 часов, в связи с чем требования о незаведении сотрудников магазина на режимную территорию в установленное регламентом время соблюдается. Также пояснил, что с 30.11.2021 в магазине установлена лавочка и с 10.12.2021 – контрольные весы.

Представитель административного истца ФИО4, извещенная надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, в суд не явилась, истец выразил согласие на рассмотрение дела в ее отсутствие.

Представителем административного ответчика ФКУ ИК - 41 ГУФСИН, ГУФСИН России по Кемеровской области- Кузбассу, ФСИН России ФИО2, действующая на основании доверенностей, требования административного иска не признала, пояснила, что на режимной территории ФКУ ИК-41 имеется магазин, помещение которого предоставлено АО «Промсервис» по договору безвозмездного пользования. Помещение оборудовано надлежащим образом. Ответственности за действия работников магазина ФКУ ИК-41 не несет. Режим работы магазина определен с 11.00 часов, а не с 09.00 часов, как указано истцом, к указанному времени сотрудники магазина заводятся на режимную территорию.

Представитель административного ответчика АО «Промсервис», ФИО5, действующая на основании доверенности, извещенная надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, не явилась, в предыдущем судебном заседании пояснила, что требования административного иска не признает по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Пояснила, что порядок приема денежных средств при осуществлении продажи товаров в ОСП «Кемеровское К-41 внутренний» АО «Промсервис» происходит в соответствии с Соглашением о взаимодействии *** от 27.11.2015 года (в редакции дополнительного соглашения №1 от 10.11.2021 года) АО «Промсервис» реализует товары, а Учреждение, являясь органом, осуществляющим учет и контроль за движением личных денег на лицевых счетах осужденных и находящихся под стражей лиц в соответствии с приказом Минюста РФ от 08.12.2006 №356 «Об утверждении Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний», перечисляет АО «Промсервис» денежные средства, списанные с лицевых счетов осужденных и находящихся под стражей лиц, на основании актов проверки отоваренных чеков и сводной ведомости. В момент отпуска товара в помещении магазина находится ответственный бухгалтер Учреждения, который осуществляет контроль и списание денежных средств за приобретенный товар с лицевых счетов контрольно-кассовой техники. В конце рабочего дня по окончании продаж продавец-кассир магазина АО «Промсервис» и сотрудник бухгалтерии Учреждения составляют, подписывают и скрепляют печатью акт проверки отоваренных чеков в двух экземплярах: первый экземпляр с чеками на приобретенные товары остается у Учреждения и служит основанием для списания стоимости приобретенных осужденными и находящимися под стражей лицами товаров с лицевых счетов, а второй, с итоговыми отчетами контрольно-кассовой техники передается в бухгалтерию АО «Промсервис». Ежемесячно 10-го, 20-го числа и в последний рабочий день месяца АО «Промсервис» и Учреждение совместно на основании подписанных актов проверки отоваренных чеков составляют, подписывают и скрепляют печатью сводную ведомость, отражающую стоимость фактически приобретенных осужденными товаров АО «Промсервис» за период с 1-го по 10-е, с 11-го по 20-е и с 21-го по последний день месяца. Денежные средства перечисляются Учреждением на расчетный счет АО «Промсервис», как указано в соглашении о взаимодействии №*** от 27.11.2021 года, на основании подписанной сторонами сводной ведомости. Из норм Закона №54-ФЗ следует, что ККТ применяется при расчетах за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги с использованием наличных денежных средств и электронных средств платежа. При отпуске осужденным товаров под роспись с последующим списанием с их личных счетов денежных средств, они не расплачиваются наличными денежными средствами либо с использованием электронных средств платежа. Следовательно, при таком отпуске товаров под роспись у Предприятия не возникает обязанности применять ККТ, и соответственно, выдавать осужденным кассовые чеки или знакомить с ними.

Административный ответчик директор АО «Промсервис» ФИО3, заинтересованное лицо ФИО6, будучи надлежаще извещенными о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, причин уважительности неявки, ходатайств об отложении судебного заседания, мотивированных возражений по заявленным требованиям в адрес суда не направил.

Поскольку явка административных ответчиков не признавалась судом обязательной, с учетом положений ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, приходит к выводам, изложенным ниже.

В соответствии положениями статьи 46 Конституции Российской Федерации и главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом, в силу частей 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца. Обязанность доказать соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а таюке не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 приговором Свердловского областного суда от 09.04.2014 с учетом внесенных в него изменений вышестоящих инстанций осужден к наказанию в виде лишения свободы и с 19.05.2018 по настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Кемеровской области.

Административному истцу ФИО1 установлена первая группа инвалидности по общему ***

Согласно положениям статей 10, 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (часть 3).

Министерством юстиции Российской Федерации принят приказ от 16.12.2016 №295 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" (далее - Правила, ПВР ИУ), регламентирующие в разделе III основные права и обязанности осужденных в исправительном учреждении.

В соответствии с пунктом 106 названных Правил для продажи осужденным продуктов питания, вещей и предметов в исправительных учреждениях организуются магазины (интернет - магазины), работающие ежедневно, за исключением выходных и праздничных дней. Осужденные вправе пользоваться этими магазинами во время, отведенное распорядком дня, с учетом очередности (по отрядам и бригадам) по безналичному расчету. Осужденным, содержащимся в колониях-поселениях, разрешается приобретать продукты питания, вещи и предметы первой необходимости за наличный расчет.

В соответствии с пунктом 9 Инструкции по учету личных денег и других материальных ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах ФСИН России, утвержденной приказом Минюста России от 8 декабря 2006 года N 356, списание денег с лицевых счетов при покупке товара в магазине СИЗО производится на основании чека контрольно-кассового аппарата или чека по форме ОКУД N *** После записи в лицевом счете подсчитывается остаток денег, который подтверждается подписью лица, производившего приобретение товара. В конце рабочего дня на основании лицевых счетов, по которым произведены записи, продавцом в присутствии сотрудника бухгалтерии составляется акт в двух экземплярах: первый экземпляр остается у продавца и служит основанием для списания стоимости проданных товаров, а второй - с чеками на приобретенные товары передается в бухгалтерию. Чеки на приобретенные товары хранятся в бухгалтерии один месяц, а затем уничтожаются по акту.

Как установлено судом при рассмотрении административного дела, в ФКУ ИК41 на режимной территории имеется магазин, в котором деятельность по реализации товаров осужденным осуществляется АО «Промсервис» на основании заключенного между указанными организациями 27.11.2015 Договора №*** безвозмездного пользования объектом нежилого фонда.

Обращаясь в суд с рассматриваемым административным иском ФИО1 просит признать незаконными действия (бездействия) административных ответчиков, допущенные в период с 09.10.2021 по 22.11.2021, выразившиеся в: незаведении сотрудников магазина в режимную территорию в установленное время; отсутствии лавочки во взаимосвязи с количеством спецконтингента, отсутствии позволяющего сложить весь приобретенный товар прилавка; неосуществлении реализации прав инвалидов на внеочередное обслуживание; неосуществлении развеса товара в условиях, позволяющих покупателю видеть процесс; отсутствии контрольных весов; невыдачи кассовых чеков.

Как следует из представленных в материалы дела письменных доказательств, объяснений представителей административных ответчиков, и не опровергнуто стороной истца, в указанный в административном исковом заявлении период был установлен режим работы магазина, согласно которого на режимной территории магазин работал с понедельника по пятницу, с 11.00 час. до 17.00 час., обед с 13.00 час. до 14.00 час. Указанный режим работы не противоречит каким-либо нормативным актам, которые не возлагают ни на администрацию исправительного учреждения, ни на АО «Промсервис» обязанности по установлению какого-либо иного времени начала и окончания работы магазина. Доказательств того обстоятельства, что в период с 09.10.2021 по 22.11.2021 был установлен режим работы, предусматривающий открытие магазина в 9.00 часов истцом в ходе рассмотрения административного дела представлено не было.

При изложенных обстоятельствах доводы административного истца о том, что сотрудниками ФКУ ИК-41 работники магазина заводятся на режимную территорию не к 9.00 час., а к 11.00 час., чем нарушены его права, суд признает несостоятельными, а соответствующие требования иска не подлежащими удовлетворению.

Суд также не усматривает оснований для удовлетворения требований административного иска о признании незаконными действий (бездействия), административных ответчиков, выразившихся в отсутствии лавочки во взаимосвязи с количеством спецконтингента, отсутствии позволяющего сложить весь приобретенный товар прилавка, неосуществлении развеса товара в условиях, позволяющих покупателю видеть процесс, поскольку действующее законодательство, какие-либо локальные акты ФКУ ИК-41, АО «Промсервис» не предъявляют таких требований к оборудованию помещения магазинов в исправительных учреждениях.

Кроме того не установлено, что в указанной части имеется какое-либо нарушение прав и законных интересов административного истца ФИО1, поскольку как следует из представленных стороной ответчика в материалы дела фотографий, в магазине на режимной территории ФКУ ИК-41 имеются прилавок, лавочка, а также соответствующие требованиям закона средства измерения весы.

В соответствии с требованиями действовавших в указанный в административном исковом заявлении период Правил продажи отдельных видов товаров (п.7), утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, Правил продажи отдельных видов товаров по договору розничной купли-продажи (п,4), утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463, продавец, осуществляющий продажу товаров на развес, обязан иметь и применять средства измерений, находящиеся в исправном состоянии и соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Как следует из представленного в материалы дела ФГУП «Промсервис» 07.09.2021 договора возмездного оказания услуг (выполнения работ), объяснений представителей ответчиков в судебном заседании, и не опровергается иными собранными по делу доказательствами, контрольные весы в магазине на режимной территории ФКУ ИК-41 установлены в декабре 2021 года, что также следует из пояснений административного истца и не опровергнуто ответчиком.

Указом Президента Российской Федерации от 02.10.1992 № 1157 закреплено право инвалидов I и II групп на обслуживание вне очереди на предприятиях торговли, общественного питания, службы быта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, в учреждениях здравоохранения, образования, культуры, в юридических службах и других организациях, обслуживающих население.

Как следует из объяснений представителей административных ответчиков и административного истца, а также подтверждается представленными в материалы дела фотографиями, соответствующая информация о наличии у инвалидов права на внеочередное обслуживание размещена на расположенной в помещении магазина в режимной территории ФКУ ИК-41 доске информации.

Заявляя требования об оспаривании действий (бездействия) административных ответчиков на внеочередное обслуживание, административный истец не представил в ходе рассмотрения дела каких-либо доказательств наличия со стороны административных ответчиков препятствий в осуществлении обслуживания его в магазине вне очереди, как инвалида. Представленная стороной ответчика в материалы дела копия книги жалоб и предложений не содержит сведения об обращениях ФИО1 с какими-либо жалобами, обращениями относительно отказа работников магазина на его внеочередное обслуживание.

Требования же административного иска о признании незаконным допущенного в период с 09.10.2021 года по 22.11.2021 действия (бездействия) АО «Промсервис», выразившегося в отсутствии в магазине контрольных весов, невыдаче кассовых чеков, суд находит подлежащими удовлетворению.

Требование о наличии в магазине, не исключая расположенного на режимной территории исправительного учреждения, «контрольных весов» было в период с 09.10.2021 года по 22.11.2021 закреплено в следующий правовых актах:

Согласно в п.7 Правил продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, для проверки покупателем правильности цены, меры и веса приобретенного товара в торговом зале на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование.

С 01.01.2021 взамен указанных были введены в действие Правила продажи отдельных видов товаров по договору розничной купли-продажи, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 ***, согласно которых в случае продажи продавцом товара, цена которого определяется на основании установленной продавцом цены за единицу измерения товара (вес (масса нетто), длина и др.), для проверки потребителем правильности цены и измерения приобретенного товара в месте продажи на доступном месте должны быть установлены средства измерений, находящиеся в исправном состоянии и соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Как следует из объяснений административного истца ФИО1, контрольные весы в указанный в административном исковом заявлении период в магазине на режимной территории ФКУ ИК-41 отсутствовали.

Вопреки доводам стороны ответчика нормами Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации", Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей", п.п.20,21 Правил продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 №55, п.13 Правил продажи отдельных видов товаров по договору розничной купли-продажи, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463 предусмотрена выдача чека при розничной продаже товаров.

Оплата товаров по безналичному расчету путем снятия с лицевого счета осужденного денежных средств в порядке, определенном в Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденной Приказом Минюста РФ от 08.12.2006 № 356, не исключает обязанность сотрудников АО «Промсервис» при использовании контрольно-кассовой техники выдать кассовый чек потребителю.

При этом суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца о возложении обязанности устранения указанных нарушений, поскольку как следует из материалов дела контрольные весы в настоящее время установлены, решением Синарского районного суда города Каменска- Уральского Свердловской области по административному делу № 2а -2028/2021 от 22.12.2021 на административного ответчика АО «Промсервис» возложена обязанность устранить нарушения в части невыдачи кассовых чеков.

Суд, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1 к ФИО1 к ФИО1 к ФКУ «Исправительная колония № 41 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области-Кузбассу», ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, ФСИН России, АО ПУИС «ПромСервис», ФИО3 о признании незаконным действия (бездействия) удовлетворить частично.

Признать незаконным действия ( бездействия) Акционерного общества «Предприятие уголовно-исполнительной системы «Промсервис», выразившиеся в отсутствие в магазине, расположенном на режимной территории Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 41 ГУФСИН России по Кемеровской области», «контрольных весов», невыдаче кассовых чеков в период с 09.10.2021 по 22.11.2021.

Возложить на Акционерное общество «Предприятие уголовно-исполнительной системы «Промсервис» обязанность устранить указанные нарушения и сообщить об исполнении решения в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.

В удовлетворении оставшейся части административных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы на него через Юргинский городской суд.

В окончательной форме мотивированное решение принято 09.03.2022.

Председательствующий Ю.И. Ёлгина