Дело № 2а-15/2022 (2а-294/2021)
УИД 74RS0044-01-2021-000542-94
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«20» января 2022 г. с. Чесма
Чесменский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего Шульгина К.В.,
при секретаре Думенко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кораблева Дениса Анатольевича к прокурору Чесменского района Челябинской области, Прокуратуре Челябинской области о признании незаконным действий прокурора,
УСТАНОВИЛ:
Кораблев Д.А. обратился в суд с административным иском к прокурору Чесменского района Челябинской области Киселеву Д.В., Прокуратуре Челябинской области о признании незаконными действий прокурора, выразившихся в направлении ответа от ДД.ММ.ГГГГ№ почтовым отправлением с не указанием в качестве адресата и получателя этого почтового отправления истца и без указания на конверте его фамилии, имени и отчества.
В обоснование своих требований административный истец указал, что временно отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю. Ответчиком было рассмотрено письменное обращение Кораблева Д.А. и дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ№ Административному истцу данный ответ был передан в открытом конверте, на самом конверте отсутствовали данные административного истца, как адресата и получателя почтового отправления. Административный истец считает, что нарушены его права, так как в соответствии с ч.4 ст.15 Уголовно-исполнительного кодекса РФ обращения осужденных к лишению свободы в органы прокуратуры и ответы на них цензуре не подлежат. По мнению административного истца, данные положения лишают администрацию исправительного учреждения знакомиться с содержанием переписки осужденного с органами государства и их должностными лицами.
В судебное заседание административный истец не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, провести судебное заседание с использованием системы видеоконференцсвязи не представилось возможным ввиду постоянной занятости IP-адресов в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю и неоднократным отложением рассмотрения дела.
При указанных обстоятельствах, учитывая сложность дела и мнение административных ответчиков, суд признал возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Административный ответчик прокурор Чесменского района Киселев Д.В., действующий также от имени административного ответчика Прокуратуры Челябинской области, требования административного истца не признал, суду пояснил, что обращение Кораблева Д.А. рассмотрено в установленный срок, ответ направлен заявителю через исправительное учреждение, где Кораблев Д.А. отбывает наказание в виде лишения свободы.
Суд, выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
По смыслу положений части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ необходимым условием признания незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой Челябинской области было направлено в адрес прокуроров городов и районов области обращение Кораблева Д.А., зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ, на действия (бездействие) администрации муниципальных районов и городов Челябинской области. Данное обращение поступило в прокуратуру <адрес>ДД.ММ.ГГГГ вх. № (л.д. 50-55).
Рассмотрев жалобу Кораблева Д.А., поступившую ДД.ММ.ГГГГ, прокурор Чесменского района Челябинской области Киселев Д.В. направил ответ от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> об отсутствии оснований для принятия мер прокурорского реагирования. К ответу приложены постановления об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Данный ответ был адресован ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю для уведомления Кораблева Д.А. (л.д. 56-62).
Ответ прокурора Чесменского района поступил в канцелярию ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю ДД.ММ.ГГГГ вх.№ (л.д. 9-10).
Из содержания административного искового заявления следует, что указанный ответ был получен Кораблёвым Д.А. в распечатанном конверте.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
Согласно части 1 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса.
Частью 3 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусмотрено, что направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованных в органы, указанные в части четвертой статьи 12 настоящего Кодекса, и получение ответов на данные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания. Осужденные к иным видам наказаний направляют предложения, заявления, ходатайства и жалобы самостоятельно.
Согласно части 4 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, Европейский Суд по правам человека, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.
Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных (ч.6 ст.15 УИК РФ).Статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.Приказом Генеральной прокуратуры России от 29.12.2011 № 450 (в редакции от 27.05.2021) введена в действие Инструкция по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации (далее Инструкция). Согласно пункту 2.6.6. Инструкции заказными письмами или бандеролями пересылаются организационно-распорядительные и другие документы за подписью руководства прокуратуры, выписки из приказов по личному составу, штатные расписания, финансовые документы, переписка по поручениям органов государственной власти, исковые заявления (или их копии) в суды и прилагаемые к ним документы, письма с приложениями, ответы на обращения или уведомления о переадресовании обращений, корреспонденция, адресуемая за границу. Уголовные и другие дела, материалы проверок, надзорные (наблюдательные) производства, а также срочные документы направляются фельдсвязью, в районных прокуратурах - спецсвязью либо заказными бандеролями и посылками.Согласно пункту 2.6.7. Инструкции документы, отправляемые одному и тому же адресату, вкладываются в один конверт. На конверте указываются почтовый адрес и наименование адресата, номера отправляемых документов, адрес отправителя. Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее Правила). Пунктом 58 Правил предусмотрено, что предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденного, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы УИС и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, Европейский Суд по правам человека, и ответы на них цензуре не подлежат.Согласно пункту 62 Правил каждый осужденный вправе письменно либо устно обращаться от своего имени с предложением, заявлением, ходатайством или жалобой в государственные органы Российской Федерации либо иностранные органы, а также в организации, защищающие интересы осужденных.В соответствии с пунктом 67 Правил ответы по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб не позднее чем в трехдневный срок после поступления под роспись выдаются осужденным на руки. При отказе осужденного хранить ответ у себя он приобщается к его личному делу.Таким образом, действующее законодательство гарантирует осужденным возможность направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (ч. 1 ст. 15 УИК), а также недопустимость цензуры жалоб осужденных, адресованных Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованных в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 4 ст. 15 УИК РФ, п. 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений).В соответствии с пунктами 1, 3, 5 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. При оценке документов или иных письменных доказательств суд обязан с учетом других доказательств убедиться в том, что такие документ или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право на подписание документа, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств.Изучив, представленные в материалы дела доказательства и оценив их по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что прокурором Чесменского района Челябинской области не нарушен порядок рассмотрения обращения граждан. В обоснование доводов о незаконных действиях прокурора административный истец ссылается на то, что на конверте не указана его фамилия, имя отчество, как адресата и получателя почтового отправления. Проверив данные доводы, суд удостоверился, что на почтовом конверте действительно отсутствуют сведения о Кораблеве Д.А. Вместе с тем, в графе адресат указаны наименование и адрес исправительного учреждения, где Кораблев Д.А. отбывает наказание в виде лишения свободы. В ответе прокурора Киселева Д.В. на обращение Кораблева Д.А. указано лицо, которому был адресован ответ (л.д. 9-10).
При рассмотрении обращений лиц, находящихся в местах лишения свободы (подозреваемых, обвиняемых, осужденных), следует учитывать требования, предъявляемые к процедуре подачи обращения данной категории лиц. В соответствии с ч. 3 ст. 15 УИК РФ направление обращений осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, адресованных в органы, указанные в ч. 4 ст. 12 УИК РФ, и получение ответов на данные обращения осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания.
Таким образом, ответ прокурора Чесменского района Киселева Д.В. на обращение Кораблева Д.А. направлен в адрес администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю с соблюдением вышеприведенных правовых норм. Нарушений требований законодательства, регулирующих порядок рассмотрения обращения граждан, судом не установлено.
Обсудив доводы административного истца о том, что ответ прокурора подвергался цензуре органом, исполняющим наказание, суд находит их необоснованными, поскольку доказательств этому в материалы дела не представлено. Факт вскрытия конверта канцелярией ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю не свидетельствует о цензуре, почтовое отправление вручено Кораблеву Д.А. в полном объеме в установленный срок. Доказательств обратного административным истцом в материалы дела не представлено.
Поскольку судом не установлено несоответствие оспариваемых действий прокурора Чесменского района нормативным правовым актам и не установлено нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, постольку заявленные требования административного истца о признании незаконными действий прокурора, выразившихся в направлении ответа от ДД.ММ.ГГГГ№ почтовым отправлением с не указанием в качестве адресата и получателя этого почтового отправления истца и без указания на конверте его фамилии, имени и отчества, не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Кораблева Дениса Анатольевича к прокурору Чесменского района Челябинской области Киселеву Д.В., Прокуратуре Челябинской области о признании незаконными действий прокурора отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме в Челябинский областной суд через Чесменский районный суд.
Председательствующий: К.В. Шульгин
<данные изъяты>
<данные изъяты>