ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1603/18 от 01.08.2018 Дзержинского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело №***а-1603/18 01 августа 2018 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дзержинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Матусяк Т.П.,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 об оспаривании решения Министра обороны Российской Федерации и указания командующего войсками Западного военного округа

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд с указанным административным иском.

Административные исковые требования обоснованы тем, что Министром обороны Российской Федерации генералом армии ФИО5 принято решение о ношении единообразной формы одежды гражданским персоналом Министерства обороны в органах управлений военных округов (объединений), соединений и воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации и установлена единообразная форма одежды для данной категории гражданского персонала, время принятия и конкретное содержание данного решения административному истцу неизвестны, поскольку информация об этом не публиковалась и командованием Военного института физической культуры до него не доводилась.

Командующим войсками Западного военного округа генералом- полковником ФИО6 во исполнение указанного выше решения Министра обороны Российской Федерации **.**.**** за №*** издан письменный правовой акт в форме указания заместителям командующего, начальникам управлений, служб и отделов округа, командующим объединениями, командирам соединений и воинский частей и другим руководителям учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, дислоцирующимся на территории округа. Данным указанием, командующий войсками Западного военного округа установил варианты формы одежды для гражданского персонала воинских частей и учреждений: гражданскому персоналу из числа военнослужащих запаса и в отставке, уволенных с военной службы с правом ношения военной формы одежды - военная форма одежды, соответствующая ныне действующим Правилам ношения такой формы, которую они обязаны приобретать за свой счет; остальному гражданскому персоналу - два варианта формы одежды с соответствующей символикой Вооруженных Сил, которую лица гражданского персонала обязаны приобретать также за свой счет.

Командирам воинских частей и учреждений предписано в срок до **.**.**** осуществить переход на ношение установленной формы одежды всех категорий гражданского персонала и при приеме на работу и заключении трудового договора с гражданским персоналом предписывать отдельным пунктом установленную для них форму одежды.

Указанные выше решение Министра обороны Российской Федерации и указание командующего войсками Западного военного округа нарушают права административного истца, как человека и гражданина, противоречат Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и не подлежат исполнению по следующим основаниям.

Потребность человека в одежде - естественная его потребность, точно такая, как, например, потребность в пище. При этом естественным правом человека является право приобретать и носить ту одежду, которая его устраивает.

Решение Министра обороны Российской Федерации об установлении единообразной формы одежды для гражданского персонала Вооруженных Сил и указание командующего войсками Западного военного округа от **.**.****№*** об установлении вариантов формы одежды для гражданского персонала воинских частей и учреждений изданы с превышением предоставленных им полномочий и противоречат части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.

Указание командующего в полной мере отвечает признакам нормативного правового акта, поскольку непосредственно затрагивают права и обязанности десятков тысяч лиц гражданского персонала Западного военного округа, однако официально опубликовано не было.

Положением о военном округе, командующему войсками округа устанавливать форму одежды для гражданского персонала воинских частей и учреждений и определять правила ее ношения право не предоставлено. Указом Президента Российской Федерации этим правом наделен Министр обороны Российской Федерации.

Положение о Министерстве обороны Российской Федерации все же содержит некоторые ограничения права отдельных категорий лиц гражданского персонала в самостоятельном выборе и ношении предметов одежды, однако это ограничение компенсируется снабжением за счет федерального бюджета предметами формы одежды, знаками различия, ведомственными знаками отличия и иными геральдическими знаками.

Решение Министра обороны об установлении единообразной формы одежды для гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации не соответствует подпункту 27.1 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от **.**.****№***.

На основании решения Министра обороны Российской Федерации, пунктом 1 указания командующего войсками Западного военного округа от **.**.****№*** предписано «Гражданскому персоналу округа, ранее проходившему службу в рядах Вооруженных Сил, уволенным с военной службы с правом ношения военной формы одежды, установить форму одежды повседневную (костюм повседневный установленного цвета (для женщин - куртка и юбка, с оборудованными погонами соответствующего звания на день увольнения, футболка установленного цвета, полуботинки из хрома с лаковым покрытием черного цвета (для женщин - туфли женские тип Б), нарукавные знаки и нагрудные нашивки установленного цвета».

Граждане, уволенные с военной службы, не являются военнослужащими, следовательно, Министру обороны Российской Федерации и командующему войсками Западного военного округа обязывать лиц гражданского персонала из числа военнослужащих запаса или в отставке носить военную форму право не предоставлено.

Лица гражданского персонала из числа офицеров и прапорщиков запаса или в отставке имеют право, но не обязаны носить военную форму одежды, следовательно, Министр обороны Российской Федерации и командующий войсками Западного военного округа не имеют право возлагать такую обязанность на административного истца.

Поэтому решение Министра обороны Российской Федерации и указание командующего Западным военным округом в этой части противоречат статье 39 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и пункту 21 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного указом Президента Российской Федерации и подлежит отмене.

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный институт физической культуры», лишен возможности исполнения норм Трудового кодекса, поскольку бюджетной сметой расходы на эти цели не предусмотрены, а решение Министра обороны Российской Федерации и указание командующего войсками Западного военного округа обеспечение гражданского персонала установленной формой одежды или выплаты денежной компенсации за ее приобретение ни материально, ни финансово не обеспечено.

Тем самым решение Министра обороны и указание командующего войсками Западного военного округа от **.**.****№*** лишают гражданский персонал права на получение предметов установленной ими формы одежды либо денежной компенсации вместо нее и противоречат требованиям статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации.

Кроме того, принимая решение об установлении для гражданского персонала воинских частей и учреждений, а командующий войсками Западного военного округа издавая указание, не приняли во внимание, что гражданский персонал, работающий по трудовому договору, не однороден по своему правовому положению и его отдельные категории имеют правовой статус, установленный специальными федеральными законами.

Решение Министра обороны Российской Федерации и указание командующего войсками Западного военного округа в отношении гражданского персонала из числа профессорско-преподавательского состава военно-учебных заведений издано с превышением предоставленных полномочий.

Указание командующего войсками Западного военного округа от **.**.**** за №*** административным истцом было обжаловано **.**.**** военному прокурору Западного военного округа. Одновременно копии данной жалобы были направлены Министру обороны Российской Федерации, командующему войсками Западного военного округа и начальнику Военного института физической культуры. Однако военный прокурор Западного военного округа уклонился от принятия мер прокурорского реагирования на указанные выше нарушения прав гражданского персонала. Ответы от командующего войсками Западного военного округа и от Министра обороны Российской Федерации не поступили.

Административный истец просит суд признать незаконным полностью решение Министра обороны Российской Федерации о ношении единообразной формы одежды гражданским персоналом Министерства обороны в органах управлений военных округов (объединений), соединений и воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации и установлении единообразной формы одежды для данной категории гражданского персонала как принятое с превышением должностных полномочий, предусмотренных подпунктом 27.1 пункта 10 Положения о Министерстве обороны «Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от **.**.****№*** (в ред. Указа Президента Российской Федерации от **.**.****№***) и не соответствующего: части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации; части 1 статьи 39 Федерального закона от **.**.****№***-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» и пункту 21 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от **.**.****№***; статье 22 Трудового кодекса Российской Федерации; статье 47 Федерального закона от **.**.****№***-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; обязать Министра обороны Российской Федерации устранить нарушение естественного права административного истца, как человека и гражданина на выбор и ношение предметов одежды и обуви по его усмотрению; признать указание командующего войсками Западного военного округа от **.**.****№*** об установлении вариантов формы одежды для гражданского персонала воинских частей и учреждений Западного военного округа не действующим полностью, как изданного с превышением полномочий, предусмотренных Положением о военном округе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от **.**.****№*** и не соответствующего: требованиям части 3 статьи 15 и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации; части 1 статьи 39 Федерального закона от **.**.****№***-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» и пункту 21 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от **.**.****№***; статье 22 Трудового кодекса Российской Федерации; статье 47 Федерального закона от **.**.****№***-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

Административный истец ФИО2 в судебное заседание явился, административный иск поддерживает, суду пояснил, что он был уволен из Военного института физической культуры и в настоящее время заключил трудовой договор с ФГКВОУ ВО «Военная академия связи им. ФИО1 С.М. Буденного», в связи с чем оспариваемые им акты продолжают затрагивать его права и законные интересы. В период работы в Военном институте физической культуры в январе 2018 года до сотрудников была доведена информация о необходимости ношения формы. Он данным указаниям не подчинился, поскольку считает их незаконными, каких-либо негативных последствий для него отказ выполнять указания не повлек. Административный истец просит восстановить пропущенный срок обращения в суд.

Представитель административного ответчика командующего войсками Западного военного округа ФИО7 в судебное заседание явился, административный иск не признает, представил суду письменные возражения, из которых следует, что представитель командующего войсками Западного военного округа полагает, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В действующем законодательстве определение понятия нормативный правовой акт отсутствует. Вместе с тем в юридической доктрине принято исходить из того, что нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

В соответствии с подпунктом 30 пункта 28 Указа Президента Российской Федерации от 19.04.2017 № 177 «Об утверждении Положения о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации», командующий войсками военного округа издает приказы, директивы и иные акты по вопросам, отнесенным к его компетенции, организует и осуществляет контроль за их исполнением.

Пунктом 55 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 04.04.2017 года № 170 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации» установлено, что в Вооруженных Силах создаются следующие основные виды служебных документов: приказы, директивы, приказания, указания, постановления, положения, руководства, наставления, инструкции, уставы, регламенты, представления, отчеты, доклады, донесения, договоры (соглашения, контракты), планы, рапорты, перечни, протоколы, акты, справки, служебные письма, телеграммы, телефонограммы, факсограммы, заявки, расписания занятий, командировочные удостоверения, предписания, отпускные билеты и другие, разработанные в установленном порядке документы (текстовые и графические), написанные или нарисованные от руки в рабочих тетрадях, специальных книгах или на отдельных листах, напечатанные на пишущей машинке, изготовленные с использованием средств вычислительной техники, записанные на машинные носители информации в электронном виде (в виде файлов), изданные типографским, электрографическим или другим способом.

Наряду со служебными документами в Вооруженных Силах применяются официальные издания, перечень которых приведен в порядке организации издательской деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Пунктом 37 Инструкции по делопроизводству в ВС РФ определено, что служебные документы должны иметь установленный состав реквизитов с определенным их расположением и оформлением, а пунктом 39 Инструкции по делопроизводству в ВС РФ определены основные реквизиты документов, использующиеся при подготовке, оформлении и обработке служебных документов, к одним из которых отнесен также такой реквизит как «вид документа».

Исходя из указанного, представленный административным истцом в качестве доказательства документ, изданный командующим войсками Западного военного округа, не является нормативным правовым актом и не подпадает под понятие такого вида документа, как «указание».

Исходя из положений пункта 29 Указа Президента Российской Федерации от 19.04.2017 № 177 «Об утверждении Положения о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации», приказы и директивы командующего войсками военного округа обязательны для исполнения органами военного управления, объединениями, соединениями, воинскими частями и организациями Вооруженных Сил.

Поскольку оспариваемый документ не является приказом или директивой командующего войсками Западного военного округа, законные права и интересы административного истца не могут быть нарушены оспариваемым документом.

Согласно положениям статьи 43 Трудового кодекса Российской Федерации действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя

Протоколом общего собрания работников из числа лиц гражданского персонала Военного института физической культуры от **.**.****№*** постановлено внести изменения в коллективный договор в части установления повседневной формы одежды лиц гражданского персонала Военного института физической культуры.

Приказом начальника Военного института физической культуры от **.**.****№*** введена повседневная форма одежды для работников института. Указанный Приказ издан на основании указаний начальника штаба Западного военного округа от **.**.****№*** и Приложения №*** к коллективному договору от **.**.****№***-КД на 2015-2018 годы.

Повседневная форма одежды для работников института установлена приказом непосредственного работодателя административного истца, с учетом мнения общего собрания работников Военного института физической культуры, с соблюдением необходимых требований законодательства.

Командующий войсками Западного военного округа не является работодателем для административного истца, таким образом, законные права и интересы административного истца не могут быть нарушены оспариваемым документом.

Приказом начальника Военного института физической культуры от **.**.****№*** административный истец уволен из Военного института физической культуры на основании пункта 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (расторжение трудового договора по инициативе работника).

На основании вышеизложенного, в удовлетворении административного искового заявления просят отказать.

Представитель административного ответчика Министра обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил суду ходатайство, просит суд рассмотреть дело в отсутствие представителя, заявленные требования не признает, просит в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель заинтересованного лица начальника Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный институт физической культуры» Министерства обороны Российской Федерации ФИО3 в судебное заседание явился, возражает против удовлетворения заявленных требований, представил суду письменные возражения, из которых следует, что начальник Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный институт физической культуры» Министерства обороны Российской Федерации не согласен с доводами административного искового заявления ФИО2 по следующим основаниям.

**.**.**** административный истец обратился к командованию института с заявлением, в котором просил уволить его из Военного института физической культуры, в соответствии со статьей 80 ТК РФ, по собственному желанию **.**.****.

Приказом начальника Военного института физической культуры от **.**.****№*** старший преподаватель кафедры ФИО2**.**.**** уволен по собственному желанию, пункт 3 часть 1 статья 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

Исходя из материалов дела следует, что оспариваемые решение Министра обороны Российской Федерации, а также указания Командующего войсками Западного военного округа от **.**.****№*** предписывают ношение определенной формы одежды для гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 31.05.1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала (федеральных государственных гражданских служащих и работников) Вооруженных Сил Российской Федерации.

**.**.**** с момента увольнения, административный истец перестал являться гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемые административным истцом решение Министра обороны Российской Федерации, а также указания Командующего войсками Западного военного округа от **.**.****№*** перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Исходя из вышеизложенного у административного истца отсутствуют основания для обращения в суд с данными требованиями.

Исследовав представленные суду доказательства, выслушав стороны, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Положениями процессуального закона предусмотрено обязательное указание на наименование, номер, дату принятия оспариваемого решения, дату и место совершения оспариваемого действия (пункт 3 части 2 статьи 220 КАС РФ).

В силу части 3 статьи 220 КАС РФ к административному исковому заявлению о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, прилагаются документы, указанные в части 1 статьи 126 Кодекса.

В пункте 3 части 1 статьи 126 КАС РФ установлено, что к административному исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств.

Административный истец просит признать незаконным решение Министра обороны Российской Федерации о ношении единообразной формы одежды гражданским персоналом Министерства обороны в органах управлений военных округов (объединений), соединений и воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации и установлении единообразной формы одежды для данной категории гражданского персонала.

Однако из административного искового заявления усматривается, что административным истцом не были указаны достаточные сведения, позволяющие идентифицировать оспариваемое решение в целях его судебной проверки.

Представитель административного ответчика командующего войсками Западного военного округа в ходе судебного разбирательства пояснил, что решение Министра обороны РФ об установлении единообразной формы одежды для гражданского персонала командующему войсками не поступало и о принятии такого решения, а также о его реквизитах, представителю не известно.

Суд полагает, что указанное исключает возможность судебной проверки оспариваемого административным истцом решения Министра обороны РФ, равно как и возможность удовлетворения административного иска в указанной части.

Из материалов дела усматривается и не оспаривается сторонами, что **.**.**** командующим войсками Западного военного округа заместителям командующего, начальникам управлений, служб и отделов округа, командующим объединениями, командирам соединений и воинских частей, а также военным комиссарам субъектов Российской Федерации направлено письмо, в котором содержится требование командующего войсками Западного военного округа об установлении форма повседневной одежды гражданскому персоналу округа, ранее проходившему службу в рядах Вооруженных Сил, уволенным с военной службы с правом ношения военной формы одежды.

Пунктами 2 и 3 указанного письма предписано при приеме на работу и заключении трудового договора с гражданским персоналом прописывать отдельным пунктом установленную для них форму одежды, а заместителям командующего, начальникам управлений, служб и отделов организовать доведение настоящего указания до подчиненных воинских частей, учреждений (организаций) и в срок до **.**.**** осуществить переход на ношение установленной формы одежды всех категорий гражданского персонала.

ФИО2 приказом Министра обороны РФ №*** от **.**.**** уволен с военной службы с зачислением в запас с правом ношения военной формы одежды.

**.**.**** между ФГКВОУ ВО «Военный институт физической культуры» Министерства обороны РФ и ФИО2 был заключен трудовой договор №***, в соответствии с которым ФИО2 принят на должность старшего преподавателя.

**.**.****ФИО2 был заключен трудовой договор №*** с ФГКВОУ ВО «Военная академия связи им. ФИО1 С.М. Буденного», в соответствии с которым административный истец принят на работу на должность преподавателя.

Вместе с тем, суд полагает, что сами по себе указанные обстоятельства не являются основанием для удовлетворения заявленных ФИО2 требований.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. При этом на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывать факт нарушения его прав, свобод и законных интересов (пункт 1 части 9 и часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Административный истец считает, что оспариваемым документом командующего войсками Западного военного округа на него возложена незаконная обязанность по приобретению и ношению форменной одежды.

Суд полагает, что данный вывод административного истца не соответствует содержанию оспариваемого им документа.

Согласно п. 55 Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 04.04.2017 года № 170, в Вооруженных Силах создаются следующие основные виды служебных документов: приказы, директивы, приказания, указания, постановления, положения, руководства, наставления, инструкции, уставы, регламенты, представления, отчеты, доклады, донесения, договоры (соглашения, контракты), планы, рапорты, перечни, протоколы, акты, справки, служебные письма, телеграммы, телефонограммы, факсограммы, заявки, расписания занятий, командировочные удостоверения, предписания, отпускные билеты и другие разработанные в установленном порядке документы (текстовые и графические), написанные или нарисованные от руки в рабочих тетрадях, специальных книгах или на отдельных листах, напечатанные на пишущей машинке, изготовленные с использованием средств вычислительной техники, записанные на машинные носители информации в электронном виде (в виде файлов), изданные типографским, электрографическим или другим способом.

Наряду со служебными документами в Вооруженных Силах применяются официальные издания, перечень которых приведен в Порядке организации издательской деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Пунктом 59 указанной Инструкции установлено, что указание - распорядительный служебный документ, издаваемый преимущественно по вопросам, связанным с организацией выполнения приказов (директив) и других актов вышестоящих органов, как правило, ненормативного характера, и который адресуется нижестоящим должностным лицам по роду своей деятельности.

Вместе с тем, как правомерно указал представитель административного ответчика оспариваемый ФИО2 документ не соответствует положениям Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, в частности пунктам 37 и 39, поскольку не имеет указания на вид документа. Суд полагает возможным согласиться с позицией административного ответчика в части того, что оспариваемый документ не является нормативным правовым актом и не подпадает под понятие такого вида документа как «указание».

Оспариваемое административным истцом письмо адресовано заместителям командующего, начальникам управлений, служб и отделов округа, командующим объединениями, командирам соединений и воинских частей, а также военным комиссарам субъектов Российской Федерации, и из его содержания следует, что вопрос об установлении гражданскому персоналу воинских частей, учреждений и организаций формы повседневной одежды должен быть решен в рамках трудового законодательства.

Таким образом, сам по себе указанный документ для административного истца, как лица, состоящего в трудовых отношениях с учреждением военного образования, правовых последствий не порождает.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 ТК РФ).

Частью 1 статьи 8 ТК РФ предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Согласно статьи 9 ТК РФ, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (статья 40 ТК РФ).

В соответствии со ст. 15 ТК РФ, трудовыми отношениями признаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Трудовые отношения в силу положений части 1 статьи 16 ТК РФ возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

В силу ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

Требования к содержанию трудового договора, перечень обязательных и дополнительных условий трудового договора закреплены в статье 57 ТК РФ.

В соответствии с частью 4 названной выше нормы в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя.

На основании части 5 статьи 57 ТК РФ по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.

Из указанного следует, что права и обязанности административного истца возникают из заключенного им трудового договора, коллективного договора, а также локальных нормативных актов, принимаемых работодателем.

Административный истец в ходе судебного разбирательства не оспаривал, что повседневная форма одежды установлена для работников института Приказом начальника Военного института физической культуры от **.**.****№***. Указанный Приказ издан на основании указаний начальника штаба Западного военного округа от **.**.****№*** и Приложения №*** к коллективному договору от **.**.****№***-КД на 2015-2018 годы.

Указанный приказ предусматривает для граждан, уволенных с военной службы с правом ношения военной формы одежды, по их желанию – военную форму одежды нового образца со знаками отличия.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия их закону и нарушения таким решением прав и законных интересов административного истца.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 62 КАС РФ, лицо, обращающееся с требованием, должно доказать нарушение его субъективного права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом защиты. При этом целью обращения лица, право которого нарушено, в суд является восстановление нарушенного права этого лица.

Суд полагает, что административным истцом в ходе настоящего судебного разбирательства, в нарушение положений ст. 62 КАС РФ, не было доказано, что оспариваемые решения нарушают его права и законные интересы, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности.

При этом, заявленные требования в настоящем деле не влекут восстановления прав, которые административный истец считает нарушенными.

Административный истец пояснил, что о нарушении своего права узнал в январе 2018 года, однако им были предприняты меры для поиска оспариваемых решений, направления обращений, а также обращение в Верховный Суд Российской Федерации с административным иском, который был ему возвращен. В суд административный истец обратился **.**.****.

В соответствии с частями 5, 7 и 8 статьи 219 КАС РФ, пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Суд полагает возможным восстановить ФИО2, поскольку, по мнению суда, срок пропущен незначительно, причина пропуска срока суд признает уважительными.

Руководствуясь ст. 150, 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска ФИО2 об оспаривании решения Министра обороны Российской Федерации и указания командующего войсками Западного военного округа отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Т.П. Матусяк