Дело №2а-1606/17
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
28 марта 2017 года г. Казань
Советский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Бусыгина Д.А.
с участием представителя административного истца ФИО2
представителя административного соответчика УМВД РФ по г. Казани ФИО3
представителя административного соответчика МВД по РТ ФИО4
при секретаре Перваковой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к начальнику отдела по вопросам миграции отдела полиции №15 «Танкодром» УМВД РФ по г. Казани ФИО6, Управлению МВД России по г. Казани, Министерству внутренних дел по Республике Татарстан о признании отказа в принятии заявления незаконным и понуждении к устранению допущенных нарушений, суд
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец ФИО1 (далее – истец) обратилась в суд по тем основаниям, что 13 декабря 2016 года она обратилась в отдел по вопросам миграции отдела полиции №15 «Танкодром» УМВД РФ по г. Казани с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации по основаниям п. «е» ч. 2 статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации». В принятии ее заявления было отказано устно, тогда она обратилась с данным же вопросом письменно. 13 января 2017 года она получила письмо, согласно которому отказано в принятии ее заявления о приеме в гражданство Российской Федерации по указанному пункту Федерального закона. Основанием для отказа указано, что такие заявления будут приниматься после вступления в силу изменений, внесенных в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президенте Российской Федерации №1325 от 14 ноября 2002 года (далее - Положение). Истец считает такое основание отказа незаконным. Так, Указом Президента Российской Федерации №395 от 4 августа 2016 года внесены изменения в указанное Положение. Данный Указ был опубликован и вступил в силу со дня его подписания, то есть с 4 августа 2016 года. Кроме того, Федеральным законом от 1 мая 2016 года №124-ФЗ внесены изменения в статьи 14 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации». Данные изменения также вступили в силу с 31 июля 2016 года. Истец представила все документы, подтверждающие основания приема в гражданство Российской Федерации.
На основании изложенного истец просит суд признать незаконными действия начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции №15 «Танкодром» УМВД РФ по г. Казани ФИО6, выразившиеся в отказе в принятии заявления истца о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке; обязать начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции №15 «Танкодром» УМВД РФ по г. Казани ФИО6 принять и рассмотреть заявления истца о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве административных соответчиков были привлечены Управление МВД РФ по г. Казани и МВД по Республике Татарстан.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал.
Представитель административного соответчика УМВД РФ по г. Казани административный иск не признала.
Представитель административного соответчика МВД по РТ административный иск также не признал.
Административный соответчик начальник отдела по вопросам миграции отдела полиции №15 «Танкодром» УМВД РФ по г. Казани ФИО6 не явилась, извещена надлежащим образом о дне и времени первого судебного заседания по данному делу, состоявшемся 9 февраля 2017 года. В соответствии со статьей 96 КАС РФ, ФИО6, являясь должностным лицом, обладающим государственными или иными публичными полномочиями, извещалась судом о дне и времени последующих судебных заседаний по данному делу путем размещения судом соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Положения вышеуказанной статьи 96 КАС РФ были разъяснены административному соответчику ФИО6 определением судьи Советского районного суда г. Казани от 23 января 2017 года. Сведений об отсутствии доступа в указанную сеть «Интернет» либо о наличии чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, препятствующих получению информации, суду не представлено.
Изучив материалы дела, выслушав представителей административного истца и административных соответчиков, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
В силу ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9. ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу п. «е» ч. 2 статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 1 мая 2016 года №124-ФЗ), иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица получили после 1 июля 2002 года профессиональное образование по основным профессиональным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории и осуществляют трудовую деятельность в Российской Федерации в совокупности не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президенте Российской Федерации №1325 от 14 ноября 2002 года, настоящим Положением, принятым в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» (далее именуется - Федеральный закон), устанавливаются порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам, а также формы заявлений и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации.
В силу п. 10 названного Положения, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в общем порядке на основании статьи 13 Федерального закона.
При приеме в гражданство Российской Федерации на основании части первой статьи 13 Федерального закона вместе с заявлением (приложение N 1) представляются:
вид на жительство. Представление вида на жительство не требуется от лиц, имеющих статус беженца на территории Российской Федерации. Для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 г. и не имеющих вида на жительство, срок проживания на территории Российской Федерации исчисляется со дня регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации и подтверждается паспортом гражданина СССР образца 1974 года с отметкой о дате регистрации или свидетельством о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, выданным к документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина, с пометкой о дате выдачи. При отсутствии этих документов у лица, прибывшего в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 г. и не имеющего вида на жительство, в заявлении о приеме в гражданство Российской Федерации указываются дата (даты) регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации и адрес (адреса) места жительства, а в случае снятия с регистрационного учета - также дата (даты) снятия с регистрационного учета по месту жительства на территории Российской Федерации;
один из документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию (справка о доходах физического лица, декларация по налогам на доходы физических лиц с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, справка органа социальной защиты о получении пособия, подтверждение получения алиментов, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, либо иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности);
документ, подтверждающий обращение заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства или невозможность отказа от иного гражданства, которым является соответствующий документ дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Российской Федерации либо копия обращения заявителя в это дипломатическое представительство или консульское учреждение об отказе от имеющегося иного гражданства с нотариально заверенной подписью заявителя. В случае направления обращения в дипломатическое представительство или консульское учреждение по почте представляется также квитанция о заказном почтовом отправлении. Представление документа об отказе от имеющегося иного гражданства не требуется, если заявитель состоит в гражданстве государства, с которым существует международный договор Российской Федерации, предусматривающий возможность сохранения имеющегося иного гражданства при приобретении гражданства Российской Федерации. Представление указанного документа не требуется также от лиц, которым предоставлено политическое убежище на территории Российской Федерации, и лиц, имеющих статус беженца на территории Российской Федерации.
Заявитель также представляет документ, подтверждающий его владение русским языком на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды. Владение русским языком на указанном уровне подтверждается одним из следующих документов:
документом об образовании (не ниже основного общего образования) или документом об образовании и о квалификации установленного образца, выданным организацией, осуществляющей образовательную деятельность (далее именуется - образовательная организация):
до 1 сентября 1991 г. - на территории государства, входившего в состав СССР;
после 1 сентября 1991 г. - на территории Российской Федерации;
сертификатом о прохождении государственного тестирования по русскому языку как иностранному языку (в объеме не ниже базового уровня владения русским языком), выданным образовательной организацией на территории Российской Федерации или за рубежом, которая включена в определяемый Министерством образования и науки Российской Федерации перечень образовательных организаций, проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному языку. Порядок и критерии включения в указанный перечень образовательных организаций, проводящих государственное тестирование по русскому языку как иностранному языку, форма и порядок проведения такого тестирования, уровни владения русским языком как иностранным языком и требования к ним, форма, порядок выдачи сертификата о прохождении государственного тестирования по русскому языку как иностранному языку и технические требования к сертификату утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации;
документом об образовании, выданным на территории иностранного государства, в котором русский язык является одним из государственных языков (для граждан этого государства);
От представления документов, подтверждающих владение русским языком, освобождаются:
мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет;
недееспособные лица;
инвалиды I группы.
Согласно п.п. 13, 14 названного Положения, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке на основании частей первой - пятой и седьмой статьи 14 Федерального закона.
Иностранные граждане и лица без гражданства, указанные в пункте 13 настоящего Положения, проживающие на территории Российской Федерации, в зависимости от наличия установленных Федеральным законом оснований и условий приобретения гражданства Российской Федерации вместе с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации (приложение N 1) представляют:
…г) при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью второй статьи 14 Федерального закона, вместе с документами, перечисленными в пункте 10 настоящего Положения:
лицо, родившееся на территории РСФСР и имевшее гражданство бывшего СССР, - свидетельство о рождении, выданное на территории РСФСР органом записи актов гражданского состояния. В случае отсутствия указанного свидетельства документом, подтверждающим, что заявитель родился на территории РСФСР и состоял в гражданстве СССР в прошлом, является паспорт гражданина СССР образца 1974 года, в который внесены соответствующие сведения;
лицо, состоящее в браке с гражданином Российской Федерации, - свидетельство о браке и паспорт супруга, имеющего гражданство Российской Федерации;
нетрудоспособное лицо, имеющее дееспособных сына или дочь, достигших возраста 18 лет и состоящих в гражданстве Российской Федерации, - свидетельство о рождении и паспорт гражданина Российской Федерации сына или дочери, а также один из документов, подтверждающих нетрудоспособность заявителя (удостоверение инвалида, пенсионное удостоверение (для мужчин, достигших возраста 65 лет, для женщин - 60 лет), справка об инвалидности, выданная учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы).
Судом установлено, что ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет гражданство Республики Казахстан, постоянно проживает на территории Российской Федерации на основании вида на жительство иностранного гражданина серии <номер изъят>, выданного УФСМ России по Республике Татарстан 19 марта 2014 года.
Согласно представленным документам, 25 июня 2012 года административный истец окончила ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет по специальности «Инженерная защита окружающей среды» и ей присвоена квалификация «инженер-эколог». С 22 июля 2013 года по настоящее время административный истец работает в должности старшего специалиста отдела по контролю за общим строительством Лаборатории испытаний и экспертиз инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан.
Таким образом, административный истец является иностранным гражданином, постоянно проживающим на территории Российской Федерации и получила после 1 июля 2002 года профессиональное образование по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, в образовательной организации Российской Федерации на ее территории и осуществляют трудовую деятельность в Российской Федерации в совокупности не менее трех лет.
13 декабря 2016 года административный истец ФИО1 обратилась в адрес начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции №15 «Танкодром» УМВД РФ по г. Казани ФИО6 с заявлением о приеме ее в гражданство Российской Федерации на основании п. «е» ч. 2 статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» с приложением документов на 84 листах и двух фотографий.
Согласно письма начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции №15 «Танкодром» УМВД РФ по г. Казани ФИО6 в адрес административного истца, ей отказано в принятии заявления и указано, что заявления о приеме в гражданство Российской Федерации на основании п. «е» ч. 2 статьи 14 названного Федерального закона будут приниматься после вступления в силу изменений внесенных в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации №1325 от 14 ноября 2002 года.
В ходе судебного заседания представители административных соответчиков УМВД РФ по г. Казани и МВД по РТ пояснили, что заявления в настоящее время не принимаются, поскольку в названном Положении не указано, какие именно документы должны быть поданы заявителями совместно с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации по основании п. «е» ч. 2 статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».
Суд находит такое основание для отказа в приеме заявления административного истца незаконным.
Так, вышеприведенные нормы Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президенте Российской Федерации №1325 от 14 ноября 2002 года, содержат в том числе и перечень документов, представляемых заявителем в случае подачи им заявления о приеме в гражданство Российской Федерации по любому из оснований, предусмотренных ч. 2 статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации (пункты 10, 13, 14).
Факт отсутствия специального перечня документов применительно к пункту «е» ч. 2 статьи 14 названного Федерального закона» не может служить препятствием к осуществлению административным истцом ее законного права на подачу и рассмотрения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.
Кроме того, в указанном Положении не имеется нормы, позволяющей административному соответчику - начальнику отдела по вопросам миграции отказывать заявителю в приеме и рассмотрении заявления, в случае невозможности определения конкретного перечня документов применительно к определенному пункту, либо части, либо статьи Федерального закона, на основании которого основано требование заявителя.
С целью восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, суд считает необходимым обязать начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции №15 «Танкодром» УМВД РФ по г. Казани ФИО6 устранить допущенное нарушение путем принятия и рассмотрения заявления ФИО1 о приеме ее в гражданство Российской Федерации на основании п. «е» ч. 2 статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».
Поскольку начальник отдела по вопросам миграции отдела полиции №15 «Танкодром» УМВД РФ по г. Казани ФИО6 является должностным лицом Управления МВД РФ по г. Казани, суд считает, что УМВД РФ по г. Казани также является надлежащим административным ответчиком по данному делу. Вместе с тем, с учетом того, что УМВД РФ по г. Казани является самостоятельным юридическим лицом и органом, хоть и входит в состав МВД по Республике Татарстан, последнее не является надлежащим административным соответчиком по делу. В связи с этим, в удовлетворении требований к МВД по РТ административному истцу надлежит отказать.
При таких обстоятельствах, требования ФИО1 подлежат удовлетворению частично.
Руководствуясь ст. ст. 175, 180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск ФИО1 к начальнику отдела по вопросам миграции отдела полиции №15 «Танкодром» УМВД РФ по г. Казани ФИО6, Управлению МВД России по г. Казани, Министерству внутренних дел по Республике Татарстан о признании отказа в принятии заявления незаконным и понуждении к устранению допущенных нарушений удовлетворить частично.
Признать незаконным действие начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции №15 «Танкодром» УМВД РФ по г. Казани ФИО6, выразившееся в отказе в приеме заявления ФИО1 от 13 декабря 2016 года о приеме в гражданство Российской Федерации на основании п. «е» ч. 2 статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».
Обязать начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции №15 «Танкодром» УМВД РФ по г. Казани ФИО6 устранить допущенное нарушение.
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Министерству внутренних дел по Республике Татарстан о признании отказа в принятии заявления незаконным и понуждении к устранению допущенных нарушений отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение месяца через районный суд.
Судья Советского
районного суда г. Казани Д.А. Бусыгин