Дело №2а-1614/19 Строка 3.021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04.04.2019 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Галкина К.А.,
при секретаре Петросян К.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску ФИО1, ФИО2 к департаменту имущественных отношений администрации города Сочи о признании незаконным отказ от 05.02.2019 года №2190/0205-17 в проведении аукциона по продаже права аренды земельного участка
УСТАНОВИЛ:
ФИО2, ФИО1 обратились в суд с иском к департаменту имущественных отношений администрации города Сочи о признании незаконным отказ от 05.02.2019 года №2190/0205-17 в проведении аукциона по продаже права аренды земельного участка.
В исковом заявлении указано, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости на кадастровом учете стоит земельный участок по адресу: <адрес>, категория земель: «Земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), кадастровый номер №. Земельный участок находиться в собственности муниципального образования город-курорт Сочи иных ограничений и обременений не зарегистрировано.
Согласно п.п.6 п.4 ст.39.11 Земельного кодекса РФ административный истец обратился к ответчику с заявлением о проведении аукциона на право заключения договора аренды указанного земельного участка.
Письмом от 05.02.2019г. №2190/0205-17 административный ответчик отказал в проведении аукциона в связи с тем, что ранее поступало предостережение прокуратуры в части принятия решения о проведении ранее назначенных торгов.
Между административными истцами заключен договор о совместной деятельности от 01.12.2018г.
Как указывают административные истцы, незаконность отказа департамента имущественных отношений администрации города Сочи заключается в следующем. Исчерпывающий перечень оснований отказа в проведении торгов установлен в п.8 ст.39.11 Земельного кодекса РФ, среди которых нет такого основания как предостережение прокуратуры.
Таким образом, по мнению административных истцов, ссылка на предостережение прокуратуры сама по себе не является основанием отказа в проведении торгов, а другие ссылки суд не вправе указывать, как основание отказа в удовлетворении административного искового заявления согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №36.
В соответствии с п.2 ст.22 Земельного кодекса РФ земельные участки, за исключением указанных в п.4 ст.27 Земельного кодекса РФ, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом РФ.
В силу п.1 ст.607 Гражданского кодекса РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
Согласно п.1 ст.61 Земельного кодекса РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Уклонение от назначения торгов по продаже права на заключение договора аренды после обращения истцов нарушает их права на получение земельных участков посредством торгов согласно п.1, п.п.6 п.4 ст.39.11 Земельного кодекса РФ.
Считая свои права нарушенными, административные истцы обратились в суд и просят: признать незаконным отказ от 05.02.19г. №2190/0205-17 в проведении аукциона по продаже права аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204018:221; обеспечить восстановление нарушенных прав истцов путем возложения обязанности провести аукцион по продаже права аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204018:221 в течение одного месяца со дня вступления решения в силу при отсутствии других оснований отказа в проведении аукциона.
Административные истцы ФИО2 и ФИО1, представители административных ответчиков - департамента имущественных отношений администрации города Сочи, директора департамента имущественных и земельных отношений г.Сочи ФИО3 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке путем направления заказной почтовой корреспонденции с уведомлениями (ст.96 КАС РФ).
Кроме того, информация о дате и времени проведения судебного заседания заблаговременно размещена на официальном сайте Ленинского районного суда г. Воронежа.
В силу частей 8, 9 ст.96 КАС РФ административные истцы - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
В соответствии со ст.150, ч.6 ст. 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В соответствии со ст.226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения в суд возлагается на административного истца.
На административного ответчика судом возложена обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных актов, устанавливающих полномочия, порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
С учетом требований ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административные истцы обратились в суд с настоящим иском 14.02.2019 года, т.е. в пределах трехмесячного срока с момента вынесения оспариваемого отказа от 05.02.2019 г.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО2 обратился с заявлением от 22.01.2019 года в адрес директора департамента имущественных отношений администрации города Сочи, в котором просил на основании пп.6 п.4 ст.39.11 Земельного кодекса РФ провести аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, площадью 631 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: «Земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), кадастровый номер № (л.д.9).
Согласно ответу директора департамента имущественных отношений администрации города Сочи от 05.02.2019 года №2190/020517 ФИО2 отказано в проведении аукциона в отношении указанного земельного участка с указанием на то, что в адрес департамента поступило предостережение прокуратуры города Сочи от 20.06.2018 года №07-04-2018/104-6729 «О недопустимости нарушений земельного законодательства» в части принятия решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, ссылаясь на нарушения норм земельного законодательства в части проведения торгов (л.д.8).
В соответствии с пунктом 1 ст.39.11 Земельного кодекса РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Пункт 4 ст.39.11 закрепляет, что проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица.
Согласно пп.6, 8, 9 п.4 ст.39.11 Земельного кодекса РФ для проведения аукциона заинтересованные в предоставлении земельного участка гражданин или юридическое лицо обращаются в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка.
Образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке: получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона, за исключением случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи; проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
Перечень оснований, по которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, содержится в п.8 ст.39.11 Земельного кодекса РФ, к ним относятся: 1) границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости"; 2) на земельный участок не зарегистрировано право государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если такой земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 3) в отношении земельного участка в установленном законодательством Российской Федерации порядке не определены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений; 4) в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории; 5) в отношении земельного участка не установлено разрешенное использование или разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона; 5.1) земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о проведении аукциона; 6) земельный участок не отнесен к определенной категории земель; 7) земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды; 8) на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, если в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации; 9) на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и продажа или предоставление в аренду указанных здания, сооружения, объекта незавершенного строительства является предметом другого аукциона либо указанные здание, сооружение, объект незавершенного строительства не продаются или не передаются в аренду на этом аукционе одновременно с земельным участком, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса; 10) земельный участок изъят из оборота, за исключением случаев, в которых в соответствии с федеральным законом изъятые из оборота земельные участки могут быть предметом договора аренды; 11) земельный участок ограничен в обороте, за исключением случая проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка; 12) земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, за исключением случая проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на срок, не превышающий срока резервирования земельного участка; 13) земельный участок расположен в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, или территории, в отношении которой заключен договор о ее комплексном освоении; 14) земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения; 15) земельный участок предназначен для размещения здания или сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации или адресной инвестиционной программой; 16) в отношении земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления; 17) в отношении земельного участка поступило заявление о предварительном согласовании его предоставления или заявление о предоставлении земельного участка, за исключением случаев, если принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления такого земельного участка или решение об отказе в его предоставлении; 18) земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования; 19) земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Данный перечень является исчерпывающим, при этом, такого основания для отказа в проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка как предостережение прокуратуры, пункт 8 ст.39.11 Земельного кодекса РФ не содержит.
Каких-либо иных законных оснований для отказа в проведении аукциона, оспариваемый отказ органа местного самоуправления от 05.02.2019 года не содержит, как и не раскрывает суть нарушений земельного законодательства в части проведения торгов, выявленных прокуратурой.
Таким образом, из буквального содержания оспариваемого административного истцами отказа органа местного самоуправления, суд приходит к выводу о том, что данный отказ не содержит предусмотренных законом оснований для его вынесения, чем нарушаются права и законные интересы административного истца ФИО2, предусмотренные ст.39.11 Земельного кодекса РФ, на приобретение права аренды на земельный участок путем проведения торгов, либо права на получение мотивированного решения об отказе в проведении аукциона при наличии на то законных оснований.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое по настоящему делу решение от 05.02.2019г. №2190/0205-17 об отказе в проведении аукциона по продаже права аренды земельного участка с кадастровым номером № принято органом местного самоуправления в отсутствие для этого законных оснований, что в соответствии с ч.8 ст.226 КАС РФ является основанием для признания его незаконным.
При этом, суд полагает, что в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административных истцов на основании пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административных ответчиков следует возложить обязанность повторно в установленный законом срок рассмотреть заявление ФИО2 о проведении аукциона на право заключения договора аренды в отношении указанного земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным отказ от 05.02.2019г. №2190/0205-17 департамента имущественных отношений администрации города Сочи в проведении аукциона по продаже права аренды земельного участка с кадастровым номером №.
Обязать департамент имущественных отношений администрации города Сочи повторно в установленный законом срок рассмотреть заявление ФИО2 о проведении аукциона по продаже права аренды земельного участка с кадастровым номером №, о результатах сообщить административным истцам и в суд не позднее двух месяцев с даты вступления в законную силу настоящего решения суда.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Галкин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 09.04.2019 года