Дело №2а-1622/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Выкса 26 октября 2021 г.
Выксунский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Красовской Ю.О., с участием помощника Выксунского городского прокурора Митрофановой Е.А., административного истца ФИО1, его представителя ФИО2, представителей административного ответчика ТИК г.о.г. Выкса Нижегородской области ФИО3, ФИО4, при секретаре Конышевой В.А., рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению
ФИО1 к Окружной избирательной комиссии по одномандатному округу № 15 по выборам депутатов Совета депутатов городского округа город Выкса, Территориальной избирательной комиссии городского округа город Выкса Нижегородской области, Участковой избирательной комиссии № 692, Участковой избирательной комиссии № 694, Избирательной комиссии Нижегородской области, Центральной избирательной комиссии России, Территориальной избирательной комиссии дистанционного электронного голосования о признании решения о результатах выборов недействительным и подлежащим отмене, признании выборов недействительными,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнения оснований иска, к Окружной избирательной комиссии по одномандатному округу № 15 по выборам депутатов Совета депутатов городского округа город Выкса, Территориальной избирательной комиссии городского округа город Выкса Нижегородской области, Участковой избирательной комиссии № 692, Участковой избирательной комиссии № 694, Избирательной комиссии Нижегородской области, Центральной избирательной комиссии России,Территориальной избирательной комиссии дистанционного электронного голосования о признании решения окружной избирательной комиссии г.о.г. Выкса Нижегородской области о результатах выборов депутатов Совета депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области 3 созыва от ххххг. по избирательному округу № 15 г.о.г. Выкса Нижегородской области, изложенное в Протоколе № 1 от хххг. недействительным и подлежащим отмене; признании выборов депутатов Совета депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области 3 созыва от хххг. по избирательному округу № 15 г.о.г. Выкса Нижегородской области ххххг. недействительными.
Заявленные требования мотивированы тем, что ФИО1, как зарегистрированный кандидат в депутаты Совета депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области 3 созыва, баллотировался по избирательному округу №15 (УИК №692, №694). Выборы проводились с 17-19 сентября 2021 года. В соответствии с итогами голосования по одномандатному избирательному округу №15 на выборах депутатов Совета депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области 3 созыва, утвержденными протоколом №1 окружной избирательной комиссии г.о.г. Выкса Нижегородской области о результатах выборов от хххх года в соответствии с частью 5 статьи 67 Закона Нижегородской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» Л.А.С. избрана депутатом по одномандатному избирательному округу №15. По итогам подсчета бюллетеней на бумажных носителях с двух избирательных участков истец опережал Л.А.С. на 5 голосов. Победу Л.А.С. одержала с разницей на 21 голос, но уже с учетом результатов электронного голосования. В то же время, по его мнению, в процессе проведения электронного голосования окружная избирательная комиссия г.о.г. Выкса Нижегородской области в силу отсутствия опыта организации электронного голосования допустила целый ряд нарушений избирательных законов. Считает, что решение окружной избирательной комиссии г.о.г. Выкса Нижегородской области о результатах выборов депутатов Совета депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области 3 созыва от хххх года по одномандатному избирательному округу №15, изложенное в Протоколе №1, является незаконным, подлежащим отмене, что влечет за собой назначение повторных выборов. В ходе проведения голосования и подведения его итогов по выборам депутатов Совета депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области 3 созыва в избирательном округе №15 г.о.г Выкса Нижегородской области были допущены существенные нарушения как процедуры голосования, так и процедуры подсчета голосов, которые не позволяют с достоверностью установить волеизъявление избирателей. Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 25 мая 2021 г. N 7/49-8 "О дистанционном электронном голосовании на выборах 19 сентября 2021 года" в целях создания дополнительных условий для реализации активного избирательного права граждан Российской Федерации, руководствуясь пунктом 14 статьи 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", частью 17 статьи 81 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", учитывая положения Федерального закона "О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования в городе федерального значения Москве", Центральная избирательная комиссия Российской Федерации было постановлено определить, что дистанционное электронное голосование на выборах, которые должны быть назначены на 19 сентября 2021 года, проводится в Курской области, Мурманской области, Нижегородской области, Ростовской области, Ярославской области, в городе федерального значения Москве и городе федерального значения Севастополе (п.1 постановления ЦИК). Доводы о недостаточном законодательном регулировании электронного голосования в Нижегородской областисогласуются с положениями Федерального закона от 29 мая 2019 года N 1ОЗ-ФЗ "О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва", регулирующего общие принципы проведения эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва, и в соответствии с которыми, федеральный законодатель, предусматривая проведение в городе федерального значения Москве эксперимента по дистанционному электронному голосованию (часть 1 статьи 1), одновременно в части 1 статьи 2 вводит понятие дистанционного электронного голосования, обязательного для применения всеми субъектами общественных отношений в сфере избирательного законодательства. Согласно статьям 3, 4, 5 и 6 названного федерального закона избиратель, обладающий активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе города Москвы (а в дальнейшем и в Курской области, Мурманской области, Нижегородской области, Ростовской области, Ярославской области, в городе федерального значения Севастополе), вправе самостоятельно выбрать формат участия: дистанционное электронное голосование или традиционное голосование; подача избирателем указанного заявления не лишает его права принять участие в голосовании в общем порядке, если этот избиратель не проголосовал дистанционно; на всех этапах подготовки и проведения дистанционного электронного голосования предусмотрено соблюдение гарантий прав граждан, тайны голосования, требований к открытости для наблюдения и безопасности процесса подготовки и проведения выборов на уровне не ниже закрепленного Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Частью 8 статьи 3 этого Федерального закона установлено, что законом города Москвы о проведении эксперимента должны быть предусмотрены процедура идентификации избирателя, обеспечение информационной безопасности и тайны голосования с учетом требований, установленных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" и иными федеральными законами. Порядок проведения эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва установлен Законом города Москвы от 22 мая 2019 года N18. Распространяя действия эксперимента на территории Курской области, Мурманской области, Нижегородской области, Ростовской области, Ярославской области, города федерального значения Севастополе, ЦИК РФ не имел законодательно установленных полномочий на указание региональным властям о необходимости принятия законов, аналогичных законам города Москвы по реализации эксперимента с электронным голосованием. Порядок электронного голосования и порядок подсчета голосов по электронному голосованию Законом Нижегородской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» не предусмотрен. На УИКи результатыголосования не поступали, даже строки в протоколе подсчета голосов нет. В аналогичной ситуации Законом г. Москвы от 22.05.2019 N 18 "О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва" в п. 3 ст. 4 предусмотрено, что Территориальная комиссия: образует один избирательный участок для дистанционного электронного голосования в соответствующем избирательном округе; формирует участковую комиссию в количестве от 9 до 14 членов участковой комиссии в порядке, установленном Городской комиссией, с учетом требований Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Избирательного кодекса города Москвы; осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации при проведении дистанционного электронного голосования; осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Избирательным кодексом города Москвы и настоящим Законом. В дальнейшем п.4 ст.4 названного закона города Москвы предусмотрено, что участковая комиссия избирательного участка для дистанционного электронного голосования: обеспечивает в день голосования дистанционное электронное голосование, в том числе осуществляемое в помещении участковой комиссии; устанавливает итоги голосования на избирательном участке для дистанционного электронного голосования, составляет протокол об итогах дистанционного электронного голосования и передает его в территориальную комиссию; обеспечивает возможность наблюдения в день голосования, объявляет итоги голосования на избирательном участке для дистанционного электронного голосования и выдает заверенные копии протокола об итогах дистанционного электронного голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования; рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение законодательства о выборах и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; обеспечивает хранение и передачу в территориальную комиссию документов, связанных с подготовкой и проведением выборов; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом. Таким образом, окружная избирательная комиссия г.о.г. Выкса Нижегородской области, составляя итоговый протокол о результатах выборов депутатов Совета депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области 3 созыва от ххх года по избирательному округу №15 г.о.г. Выкса Нижегородской области, должна была включить в него данные не только итоговых протоколов традиционных участковых комиссий, но и участковой комиссии избирательного участка для дистанционного электронного голосования. Однако, для этого в Нижегородской области (в отличие от города Москвы) не были созданы законодательные предпосылки - в результате чего эксперимент с электронным голосованием фактически провален. Постановления ЦИК РФ без принятия региональных законов не могут восполнить отсутствие правового регулирования нового избирательного механизма - электронного голосования. Кроме того, согласно ст.31 Федерального Закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ст.21 Закона НО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования и со сводными таблицами вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Исключений указанные нормы не предусматривают. Истец (как кандидат), наблюдатели, члены территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса и члены УИК с правом решающего голоса были лишены возможности участвовать в подсчете голосов, что является прямым нарушением законодательства. Центральной избирательной комиссией Российской Федерации постановлением от ххх года №ххх была сформирована территориальная избирательная комиссия дистанционного электронного голосования (далее— ТИК ДЭГ). ТИК ДЭГ была сформирована с целью подготовки и проведения ДЭГ в шести субъектах Российской Федерации, а именно: в Курской, Мурманской, Ярославской, Ростовской, Нижегородской областях, городе федерального значения Севастополь. Для придания легитимности работе ТИК ДЭГ, а также принимаемым ею решениям постановлением ЦИК России от ххх был утвержден Порядок дистанционного электронного голосования на выборах, назначенных на 17-19 сентября 2021 года. Согласно п.3 Порядка после обработки поступивших заявлений ДЭГ посредством ГАС «Выборы» на комплексе средств автоматизации (далее — КСА) ЦИК России не позднее ххх года формируются данные для составления списков участников ДЭГ, которые записываются на внешний носитель информации. Внешний носитель информации помешается в запечатываемый конверт, позволяющий сохранить конфиденциальность и неприкосновенность вложения, и направляется в ТИК дэг. В ТИК ДЭГ не позднее 18.00 по московскому времени ххх года данные, записанные на внешний носитель информации, загружаются в распределенную базу данных ПТК ДЭГ для составления списков участников ДЭГ в электронном виде по форме, установленной приложением № 1 к Порядку. Списки участников ДЭГ составляются отдельно по каждому избирательному округу (соответствующей территории). Сведения об участниках ДЭГ в списке участников ДЭГ располагаются в алфавитном порядке. Избиратели, подавшие заявления ДЭГ, исключаются из списка избирателей по месту своего жительства в порядке, установленном решениями соответствующих избирательных комиссий, определяющими порядок составления, уточнения и использования списков избирателей. С этой целью не позднее чем в 10.00 по местному времени хххх года на КС А ТИК на основании информации, содержащейся в базе обработки заявлений, для каждой нижестоящей участковой избирательной комиссии (далее — УИК), за исключением УИК, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, формируется Реестр избирателей, подлежащих исключению из списка избирателей по месту жительства в связи с подачей заявления для участия в дистанционном электронном голосовании (приложение № 3 к Порядку). Указанный Реестр брошюруется в отдельную книгу, заверяется подписями председателя и секретаря территориальной избирательной комиссии (далее — ТИК), а также печатью ТИК и в тот же день передается в соответствующую УИК. Выполнение данного требования ТИК г.ог Выкса не выполнено, Реестр (отдельной книгой) в УИК №694 не предоставлен, кандидатам, наблюдателям и членам комиссии для ознакомления не выдан. С устных слов председателя УИК №694 Р.Э.Р. в реестре (книге избирателей) по выборам в (ГД+ЗСНО) и отдельной книге по местным выборам в графе примечаний отмечено «участник ДЭГ» н таких записей всего 78 человек. В границы одномандатного избирательного округа (ОИК)№15 избиратели с УИК №694 входят полностью без деления на смежный округ. С устных слов председателя УИК №692 ФИО5 в реестре (книге избирателей) по выборам в (ГД+ЗСНО) и отдельной книге по местным выборам в графе примечаний отмечено «участник ДЭГ» и таких записей всего 130. Однако, в границы УИК №692 входит часть ОИК№14 и часть ОИК№15. Количественное соотношение жителей, записанных на ДЭГ в ОИК №14 и ОИК №15 не велось. По информации кандидата в депутаты по ОИК№14 Ш.Н.И. и члена УИК №693 с правом решающего голоса З.Г.В. председатель озвучил, что в реестре (книге избирателей) по выборам в (ГДУЗСНО) и отдельной книге по местным выборам в графе примечаний на данном участке отмечено «участник ДЭГ» и таких записей всего 87 человек Суммарная цифра записанных избирателей из реестра по УИК 692,693,694 составляет 78+130+87 = 295 человек. По информации сайта избирательной комиссии Нижегородской области по ОИК №14 включенных в список ДЭГ (167), по ОИК №15 ДЭГ включенных в список ДЭГ (130) Суммарная цифра, как видно равна 297 и не сходится с данными реестра (книг) 295, а цифра 130 из электронного отчета ДЭГ по ОИК№15 (должна быть суммарной с двух участков), а она почему-то равна один в один цифре (со смежного участка), хотя на УИК №692 присутствуют не мои избиратели. Стоит также отметить, что информацию по ДЭГ истец, как кандидат, получил только в 13.00 ххх года, как, впрочем, и все участники выборов, что считаю было сделано намерено, что нарушает регламент Порядка ТИК ДЭГ и ставит под сомнение его результаты, так как в электронной системе обработки информации, данные появляются незамедлительно по ранее заданному алгоритму и никаких задержек быть не может. Мои избиратели неоднократно жаловались мне, что не могли проголосовать ххх года из-за постоянных сбоев со входом в систему и полноценным проведения процедуры голосования. Фактически окружной избирательной комиссией г.о.г. Выкса Нижегородской области о результатах выборов от хххх года составлен не соответствующий требованиям Закона НО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» итоговый протокол, в котором отражена информация, не предусмотренная этим законом. Сам протокол составлен с отступлением от установленных законом требований к порядку и форме заполнения, поскольку в итоговых бюллетенях опять же отсутствуют сведения о количестве проголосовавших электронно, о выдаче им бюллетеней. Исходя из незаконности самого электронного голосования и минимальной разницей в голосах за кандидатов определить реального победителя возможности нет.
В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель ФИО2 заявленные требования поддержали по основаниям, указанным в иске, просили их удовлетворить, указав, что к протоколам, оформленным на УИК 692 и 694 административный истец претензий не имеет, а в итоговый протокол не должны были вноситься результаты ТИК ДЭГ.
Представители административного ответчика – Территориальной избирательной комиссии г.о.г. Выкса Нижегородской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Совета депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области 3 созыва по одномандатному избирательному округу № 15, ФИО3 и ФИО4 в судебном заседании заявленные требования не признали в полном объеме по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск. В удовлетворении административного искового заявления просили отказать.
Представители административных ответчиков - Участковой избирательной комиссии № 692, Участковой избирательной комиссии № 694 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствии, представив письменные отзывы на заявленные требования, в соответствии с которыми требования административного истца полагают необоснованными и в их удовлетворении просят отказать.
Представитель административного ответчика - Избирательной комиссии Нижегородской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на иск, в соответствии с которым в удовлетворении заявленных истцом требований просил отказать.
Представитель административного ответчика - Центральной избирательной комиссии России в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Представитель административного соответчика - Территориальной избирательной комиссии дистанционного электронного голосования в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Заинтересованное лицо – ФИО6 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствии, в котором также указала, что требования административного истца считает не подлежащими удовлетворению.
Заинтересованное лицо – НРО Политической партии «Либерально-демократическая партия России» своего представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом, о причинах неявки в суд не сообщило, каких-либо ходатайств не заявляло.
В своем заключении участвующий по делу прокурор полагал административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде согласно ч. 7 ст. 96 КАС РФ размещена на сайте Выксунского городского суда Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно ч.6 ст.226 КАС РФ неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Суд в силу ст. 14 КАС РФ, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, создав все условия для установления фактических обстоятельств дела, предоставив сторонам возможность на реализацию их прав, исследовав материалы административного дела, выслушав участников судебного разбирательства, заключение прокурора, приходит к следующему.
Европейский Суд по правам человека в решении от 2 марта 1987 года по делу "Матье-Моэн и Клерфейт против Бельгии" отметил, что фраза "в таких условиях, которые обеспечивают свободное волеизъявление народа при выборе законодательной власти", по существу, подразумевает - наряду с уже закрепленной статьей 10 Конвенции свободой выражения своего мнения - принцип равного отношения ко всем гражданам при осуществлении ими как своего права голоса, так и права выставлять свою кандидатуру на выборах (§ 54).
К числу важнейших условий подлинно свободных выборов относится информация, обеспечивающая избирателю реальную возможность выбора одного из нескольких претендентов посредством свободного волеизъявления.
Кроме того, что особенно важно подчеркнуть, "при подлинных выборах обеспечивается свободный доступ избирателей к информации о кандидатах, списках кандидатов, политических партиях (коалициях) и о процессе выборов, а кандидатов, политических партий (коалиций) - к средствам массовой информации и телекоммуникациям (пункт 3 статьи 9 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (Кишинев, 7 октября 2002 года).
Европейский Суд по правам человека в решении от 19 февраля 1998 года по делу "Боуман против Соединенного Королевства" исходит из того, что право на свободу слова необходимо рассматривать в свете права на свободные выборы, то есть ни одно из них не обладает приоритетом.
Статья 46 Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому судебную защиту его прав и свобод, право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, не предусматривает возможность выбора гражданином по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, особенности которых в отношении отдельных видов судопроизводства и категорий дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Конституция Российской Федерации, утверждая согласно воле многонационального народа России незыблемость демократической основы ее суверенной государственности и признавая Российскую Федерацию демократическим правовым государством, провозглашает свободные выборы высшим непосредственным выражением власти народа, способом выявления его действительной воли и формирования легитимных выборных органов публичной власти.
Развитие указанных конституционных положений нашло свое отражение в Федеральном законе от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон 67-ФЗ), которым определены основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Согласно ч.2 ст.239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) Кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Согласно с подпункта 24 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная комиссия, организующая выборы (организующая выборы избирательная комиссия), - избирательная комиссия, на которую законом возложено руководство деятельностью всех избирательных комиссий по подготовке и проведению соответствующих выборов.
В соответствии со статьями 12 и 14 Закона Нижегородской области от 06 сентября 2007 года № 108-3 "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области" организацию подготовки и проведения муниципальных выборов депутатов Совета депутатов городского округа города Выкса осуществляет территориальная избирательная комиссия городского округа города Выкса, исполняющая полномочия избирательной комиссии муниципального образования городского округа город Выкса.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года №367 "О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва", Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 17 июня 2021 года№1832-У1 "О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области", решением Совета Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области второго созыва от 26.06.2021г. №48 "О назначении выборов депутатов Совета Депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области третьего созыва" на 19 сентября 2021г. были назначены выборы: депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва; депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области седьмого созыва; депутатов Совета Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва.
В соответствии с Постановлением Центральной Избирательной Комиссии РФ от 18 июня 2021г. №11/87-8 «О проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд» голосование по всем уровням выборов в г.о.г. Выкса Нижегородской области, в том числе по выборам депутатов Совета Депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области третьего созыва, проводилось 17,18,19 сентября 2021 года.
Постановлением окружной избирательной комиссии №15 от ххххг. №ххх административный истец ФИО1 был зарегистрирован кандидатом в депутаты по выборам депутатов Совета Депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №15, субъект выдвижения- Нижегородское региональное объединение Политической партии «Либерально-демократическая партия России».
Постановлением окружной избирательной комиссии №15 от ххх г. №ххх ФИО6 была зарегистрирована кандидатом в депутаты по выборам депутатов Совета Депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №15, субъект выдвижения - самовыдвижение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 631 Федерального закона № 67-ФЗ, по решению избирательной комиссии, организующей выборы, референдум, голосование на выборах (включая повторное голосование, повторные выборы), референдумах может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней. Указанное решение может быть принято не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума и не подлежит пересмотру.
Выборы депутата Совета Депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №15 проходили на избирательных участках №692, №694.
Постановлением Избирательной комиссии городского округа город ВыксаНижегородской области от ххх г. №ххх"Об установлении общих результатов по выборам депутатов Совета Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва" выборы депутатов Совета Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва по 25 одномандатным избирательным округам признаны состоявшимися, результаты выборов действительными, в том числе, по одномандатному избирательному округу №15.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что в ходе проведения голосования и подведения его итогов были допущены существенные нарушения законодательства о выборах, а именно, протокол окружной избирательной комиссии №15 по выборам депутатов Совета Депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области третьего созыва от ххх г. сфальсифицирован, а указанные в нем результаты не соответствуют действительности.
Между тем, данные доводы административного иска являются необоснованными в силу следующего.
Так, в силу пункта 1 статьи 67 Федерального закона 67-ФЗ участковая избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.
Порядок подведения итогов голосования, порядок подсчета голосов избирателей и составления протоколов об итогах голосования участковой избирательной комиссией, обработка итогов голосования, порядок определения результатов выборов установлены статьями 68 - 70 Федерального закона 67-ФЗ.
При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 июня 2019 года N 1575-О, положения статьи 68 названного Федерального закона направлены на обеспечение надлежащих процедурных условий для честного и открытого подсчета голосов избирателей, объективного и достоверного установления итогов голосования и исключения каких-либо предпосылок для искажения волеизъявления избирателей и фальсификации полученных электоральных результатов. Их соблюдение, во всяком случае, не допускает осуществления автономного (индивидуального) подсчета голосов избирателей отдельными членами избирательной комиссии с правом решающего голоса, а требует, чтобы все действия, связанные с извлечением, сортировкой и суммированием избирательных бюллетеней и определением итогов голосования (как в целом по избирательному участку, так и по отдельным кандидатам), производились избирательной комиссией коллективно и гласно, с обязательным участием всех ее членов с правом решающего голоса.
Последовательное исполнение данного требования, по сути, не оставляет места для неточного (ошибочного) подсчета голосов избирателей и неправильного (некорректного) их отражения в протоколе об итогах голосования.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 69 Федерального закона N 67-ФЗ первые экземпляры протоколов об итогах голосования участковых, территориальных комиссий, окружных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации немедленно после их подписания членами комиссии с правом решающего голоса и выдачи их заверенных копий и заверенных копий сводных таблиц лицам, имеющим право на получение этих копий, поступают в вышестоящую комиссию в целях суммирования данных, содержащихся в указанных протоколах, и последующей передачи этих данных в комиссию, устанавливающую итоги голосования в целом на территории, на которой проводились выборы, референдум, и определяющую результаты соответствующих выборов, референдума, в том числе в комиссию, организующую эти выборы, референдум.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Федерального закона N 67-ФЗ на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, результаты выборов, референдума путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет комиссия, наделенная этим правом законом. Члены соответствующей комиссии с правом решающего голоса определяют результаты выборов, референдума лично. О результатах выборов, референдума составляются в двух экземплярах протокол и сводная таблица. Протокол о результатах выборов, референдума подписывают все присутствующие члены данной комиссии с правом решающего голоса. Сводную таблицу подписывают председатель (заместитель председателя) и секретарь комиссии. На основании протокола о результатах выборов, референдума комиссия принимает решение о результатах выборов, референдума.
Таким образом, содержащиеся в статье 68 Закона об основных гарантиях избирательных прав требования установлены законодателем с тем, чтобы вводимые им избирательные процедуры были честными и прозрачными, предотвращали возможность фальсификации итогов избирательного процесса, способствовали объективному и достоверному отражению действительных результатов электорального волеизъявления граждан. В противном случае избирательное законодательство не будет отвечать конституционной природе выборов, подразумевающей, что в основе формирования органов публичной власти, призванных обеспечивать представительство и выражение интересов граждан, должно лежать справедливое выявление подлинного волеизъявления избирателей, на что неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 года N 8-П, от 15 апреля 2014 года N 11-П, от 15 ноября 2018 года N 42-П и др.).
В соответствии со статьей 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей, участников референдума и наблюдать за подсчетом (пункт 1).
Пунктом 3.1 Постановления ЦИК Российской Федерации от 15 февраля 2017 года N 74/667-7 предусмотрено, что установление итогов голосования, подсчет голосов и составление протоколов участковых комиссий об итогах голосования с машиночитаемым кодом осуществляются участковыми комиссиями в помещении для голосования (помещении, где проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума) в порядке, установленном Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными законами о выборах и референдумах.
Приведенные положения постановления ЦИК Российской Федерации носят инструктивный характер, опубликованы на официальном сайте ЦИК Российской Федерации и обязательны для исполнения в силу прямого указания пункта 13 статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Решением участковой избирательной комиссии №692 от хххг. №4 "Об утверждении итогов голосования по выборам депутатов Совета Депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области третьего созыва на избирательном участке №692" утвержден Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №15 по избирательному участку №692. Данным протоколом установлено следующее количество голосов избирателей: за кандидата ФИО6 - 161 голос, за кандидата ФИО7 - 289 голосов.
Решением участковой избирательной комиссии №694 от хххг. №4/5 "Об утверждении итогов голосования по выборам депутатов Совета Депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области третьего созыва на избирательном участке №694" утвержден Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №15 по избирательному участку №694. Данным протоколом установлено следующее количество голосов избирателей: за кандидата ФИО6 - 423 голоса, за кандидата ФИО7 - 323 голоса.
Избирательная документация по выборам ххх г., в том числе вышеуказанные решения и протоколы, были переданы УИК №692 и УИК №694 в Территориальную избирательную комиссию городского округа город Выкса Нижегородской области для установления результатов выборов по одномандатному избирательному округу№15.
Каких-либо доказательств того, что при составлении протоколов по выборам депутатов Совета Депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №15 участковыми избирательными комиссиями №692, №694 допущена фальсификация сведений об итогах голосования, в материалы дела административным истцом не представлено.
Таким образом, Протоколы №1 УИК №692, №694 были составлены в соответствии со статьями 65 и 66 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 №108-3 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области».
Территориальной избирательной комиссией городского округа город Выкса Нижегородской области были приняты экземпляры протоколов №1 об итогах голосования на УИК №692, №694, произведено суммирование содержащихся в них данных, проведена полнота приобщенных к протоколам документов и выполнение контрольных соотношений. Итоги голосования установлены.
Итоги голосования по УИК №692, УИК№694 административным истцом не оспариваются. В ходе судебного разбирательства ФИО1 пояснил, что согласен с данными результатами.
Что касается недействительности, по мнению административного истца, результатов дистанционного электронного голосования, в этой части суд доводы административного иска принять не может в силу следующего.
В соответствии с пунктом 14 статьи 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», при проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума в случаях и порядке, которые установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, может быть предусмотрена возможность голосования избирателей, участников референдума по почте, а также посредством дистанционного электронного голосования.
Выборы депутата Совета Депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №15 проходили на избирательных участках №692, №694 и путем Дистанционного электронного голосования в соответствии с Постановлением Центральной Избирательной Комиссии РФ от 25 мая 2021г. №7/49-8 "О дистанционном электронном голосовании на выборах 19 сентября 2021 года".
Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 25 мая 2021г. №7/49-8 «О дистанционном электронном голосовании на выборах 19 сентября 2021 года» определено, что дистанционное электронное голосование на выборах,которые, должны быть назначены на 19 сентября 2021 года, проводится в Курской области, Мурманской области, Нижегородскойобласти, Ростовской области, Ярославской области, в городе федерального значения Москве и городе федерального значения Севастополе.
Порядок дистанционного электронного голосования на выборах, назначенных на 19 сентября 2021 года определен постановлением ЦИК России от 20.07.2021 года № 26/225-8.
Дистанционное электронное голосование представляет собой голосование без использования избирательного бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения, установленного на программно-техническом комплексе дистанционного электронного голосования (далее - ПТК ДЭГ), доступ к которому избирателю предоставляется на специальном портале, размещенном в сети Интернет. При проведении дистанционного электронного голосования обеспечивается возможность осуществления волеизъявления избирателем и формирования данных об итогах дистанционного электронного голосования с учетом неизменности сохраняемых результатов волеизъявления избирателей и соблюдения тайны голосования.
Для подготовки и проведения дистанционного электронного голосования решением ЦИК России формируется территориальная избирательная комиссия дистанционного электронного голосования (далее - ТИК ДЭГ).
Срок полномочий ТИК ДЭГ истекает через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, на которых проводилось дистанционное электронное голосование. В случае обжалования итогов дистанционного электронного голосования полномочия ТИК ДЭГ прекращаются со дня, следующего за днем исполнения ТИК ДЭГ" решения вышестоящей избирательной комиссии либо вступившего в законную силу судебного решения.
При проведении дистанционного электронного голосования анонимизированные результаты волеизъявления участников ДЭГ по мере их формирования незамедлительно зашифровываются и сохраняются в зашифрованном виде в цепочке блоков информации в распределенной базе данных ПТК ДЭГ. Зашифрование результатов волеизъявления участников ДЭГ производится с использованием ключа зашифрования, загруженного в ПТК ДЭГ. Расшифрование результатов волеизъявления участников ДЭГ с использованием ключа зашифрования невозможно. После завершения голосования расшифрование результатов волеизъявления участников ДЭГ производится на ПТК ДЭГ с использованием ключа расшифрования.
По истечении времени голосования ххх года, но не ранее чем в 20.15 по московскому времени ТИК ДЭГ в присутствии наблюдателей, иных лиц, имеющих право присутствовать в помещении ТИК ДЭГ, последовательно осуществляются действия по работе со списками участников ДЭГ.
При формировании списка участников ДЭГ средствами ПТК ДЭГ по каждому избирательному округу проставляется число участников ДЭГ, включенных в список участников ДЭГ на момент окончания голосования, и число бюллетеней, доступ к которым был предоставлен участникам ДЭГ для осуществления дистанционного электронного голосования.
Каждый список участников ДЭГ подписывается электронной подписью председателя и секретаря ТИК ДЭГ.
Электронные копии списков участников ДЭГ формируются средствами ПТК ДЭГ и записываются на внешний носитель информации. После записи копии на внешний носитель информации внесение изменений в списки участников ДЭГ не допускается.
После завершения работы со списками участников ДЭГ в помещении ТИК ДЭГ производится сборка ключа расшифрования из частей. Сборка ключа расшифрования из предоставленных частей производится средствами СПО ключей шифрования.
Собранный ключ расшифрования с помощью ПТК ДЭГ загружается в цепочку из блоков информации распределенной базы данных ПТК ДЭГ.
После получения информации об успешной сборке и загрузке ключа расшифрования в ПТК ДЭГ председатель ТИК ДЭГ с АРМ председателя ТИК ДЭГ ПТК ДЭГ запускает процедуру расшифрования результатов волеизъявления участников ДЭГ.
После расшифрования результатов волеизъявления участников ДЭГ председатель ТИК ДЭГ при помощи ПТК ДЭГ формирует в электронном виде протокол ТИК ДЭГ об итогах дистанционного электронного голосования.
Протокол ТИК ДЭГ об итогах дистанционного электронного голосования содержит следующие данные по каждым выборам, каждому избирательному округу, каждой территории с учетом деления единых списков кандидатов на региональные (территориальные) группы:
- число участников ДЭГ, включенных в список участников ДЭГ на момент окончания голосования;
- число бюллетеней, доступ к которым предоставлен участникам ДЭГ;
- число бюллетеней, использованных участниками ДЭГ;
- число недействительных бюллетеней;
- число голосов участников ДЭГ, поданных за каждого зарегистрированного кандидата (каждое избирательное объединение).
В случае отсутствия заявлений ДЭГ по конкретным выборам, конкретному избирательному округу, конкретной территории в протоколе ТИК ДЭГ об итогах дистанционного электронного голосования данные не отображаются и в сводную таблицу о результатах выборов (об итогах голосования) соответствующей избирательной комиссией не включаются.
Данные об итогах дистанционного электронного голосования передаются с использованием информационно-телекоммуникационных каналов связи ГАС "Выборы" в избирательную комиссию, определяющую результаты соответствующих выборов (устанавливающую итоги голосования на соответствующей территории).
Наблюдение за проведением дистанционного электронного голосования обеспечивается в соответствии с положениями Федерального закона № 67-ФЗ, Федерального закона № 20-ФЗ с учетом особенностей, установленных Порядком.
Количество наблюдателей за дистанционным электронным голосованием, назначенных одним избирательным объединением, кандидатом, субъектом общественного контроля, не может превышать двух. Наблюдатели вправе поочередно присутствовать в помещении Общественной палаты Российской Федерации, Нижегородской области и осуществлять наблюдение за дистанционным электронным голосованием.
В случае если политическая партия выдвинула кандидатов, списки кандидатов, то эта политическая партия вправе назначить наблюдателей, которые будут осуществлять наблюдение за дистанционным электронным голосованием от всех выдвинутых ею (ее структурными подразделениями) кандидатов (списков кандидатов).
На официальном сайте ЦИК России не позднее 8.00 по московскому времени 17 сентября 2021 года публикуется адрес страницы (ссылка) в сети Интернет, где средствами ПТК ДЭГ отображаются следующие данные:
- число участников ДЭГ, включенных в список участников ДЭГ;
- число бюллетеней, доступ к которым предоставлен участникам ДЭГ;
- число бюллетеней, использованных участниками ДЭГ1;
- доля участников ДЭГ, принявших участие в дистанционном электронном голосовании (получивших доступ к бюллетеню (бюллетеням) и осуществивших волеизъявление, от общего числа участников ДЭГ, включенных в список (списки) участников ДЭГ.
Как было указано выше, голосование на выборах депутатов Совета Депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области третьего созыва проводилось 17,18,19 сентября 2021 года.
В соответствии с Постановлением Территориальной избирательной комиссии городского округа город Выкса Нижегородской области, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования городского округа город Выкса Нижегородской области от 02.07.2021 №2/17-5, на ТИК г.о.г Выкса Нижегородской области, на которую возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования городского округа город Выкса Нижегородской области, также были возложены полномочия окружных избирательных комиссий, в том числе и окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №15.
В соответствии с Инструкцией по составлению, уточнению и использованию списков избирателей на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области, утвержденной Постановлением Избирательной комиссии Нижегородской области от 2 сентября 2021г. №227/2960-6, в соответствии с Порядком дистанционного голосования на выборах, назначенных на 19 сентября 2021 года, утвержденным постановлением ЦИК РФ от 20 июля 2021г. №26/225-8, Территориальная избирательная комиссия городского округа город Выкса Нижегородской области в рамках своих полномочий выполнила следующие мероприятия по организации и подготовке выборов депутатов Совета Депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №15:
1) хххг. передала участковым избирательным комиссиям №692, №694 первые экземпляры списка избирателей по одномандатному избирательному округу №15, о чем были составлены соответствующие акты;
2) хххг. передала участковым избирательным комиссиям №692, №694 реестры избирателей, подлежащих исключению из списка избирателей по месту жительства на избирательном участке в связи с подачей заявления для участия в дистанционном электронном голосовании. О чем были составлены акты о передаче информации к списку избирателей (строка 5 табличной части акта).
3) ххххг. УИК №692 и УИК №694 была проведена работа со списками избирателей и Реестром избирателей, подлежащих исключению из списка избирателей по месту жительства на избирательном участке в связи с подачей заявления для участия в дистанционном электронном голосовании.
По состоянию на ххххг. в списки избирателей по одномандатному избирательному округу №15 было включено всего 2911 избирателей, в том числе в списки УИК №692 - 980 избирателей, в УИК №694 - 1931 избиратель.
ххххг., из списка избирателей по одномандатному избирательному округу №15 всего было исключено всего 130 избирателей в связи с подачей ими заявления для участия в дистанционном электронном голосовании, в том числе УИК №692 исключило 52 избирателя, УИК №694 исключило 78 избирателей.
Сведения об исключении избирателей из списка избирателей по месту жительства в связи с подачей заявления на участие в дистанционном электронном голосовании, вносились членами УИК №692 и УИК №694 в соответствии с Приложением №8 к Инструкции по составлению, уточнению и использованию списков избирателей на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области, утвержденной Постановлением Избирательной комиссии Нижегородской области от 2 сентября 2021г. №227/2960-6, "Примеры заполнения вкладного листа списка избирателей" графа 1 отметка 8 табличной части, путем внесения записи "Исключен в связи с подачей заявления на участие в ДЭГ".
По состоянию на 18.00 ххх года работа УИК №692 и УИК №694 с Реестром избирателей, подлежащих исключению из списка избирателей по месту жительства на избирательном участке в связи с подачей заявления для участия в дистанционном электронном голосовании, а также исключению и включению избирателей по предусмотренным законом основания, была завершена. Председатели УИК №692 и УИК №694 передали информацию в Территориальную избирательную комиссию городского округа город Выкса Нижегородской области о том, что по состоянию на 18.00 ххх г. количество избирателей включенных в списки избирателей по одномандатному избирательному округу №15 УИК №692 составило 928 избирателей, в УИК №694 - 1850 избирателей, а всего 2778 избирателей. Данные сведения были проверены Территориальной избирательной комиссией городского округа город Выкса Нижегородской области и внесены в Государственную автоматизированную систему "Выборы".
УИК №692, № 694 не организовывали дистанционное электронное голосование, соответственно итоги по данному виду голосования не подводили.
Количество избирателей, включенных в списки избирателей УИК №692 и УИК №694 - 1850 по одномандатному избирательному округу №15 по состоянию на 18.00 хххг. соответствуют количество избирателей, включенных в списки избирателей УИК №692 УИК №694 - 1850 по одномандатному избирательному округу №15 по состоянию на 8.00 ххххг. Эти показатели неизменны, с них начинается ход голосования, и эти данные председатели УИК №692 и УИК №694 внесли в сводную таблицу, расположенную на стенде в помещении для голосования.
Административный истец знал (должен был знать) о том, что количество избирателей, включенных в списки избирателей УИК №692 по одномандатному избирательному округу №15, составляет 928 избирателей, что количество избирателей, включенных в списки избирателей УИК №694 одномандатному избирательному округу №15, составляет 1850 избирателей, то есть, избиратели, которые подали заявления для участия в дистанционном электронном голосовании, исключены из списка избирателей по месту жительства на избирательных участках №692 и №694.
В соответствии п. 4.1 Инструкции по составлению, уточнению и использованию списков избирателей на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области, утвержденной Постановлением Избирательной комиссии Нижегородской области от 2 сентября 2021г. №227/2960-6 члены избирательных комиссий и наблюдатели вправе ознакомиться со списком избирателей. В соответствии с п. 4.2. данной инструкции в ходе голосования члены избирательных комиссий и наблюдатели при ознакомлении со списком избирателей могут убедиться в правильности внесения в него сведений об избирателях, наличии записи об адресе места жительства избирателя, соответствующего границам данного избирательного участка, либо о наличии иных законных оснований для голосования избирателя на данном избирательном участке. Административному истцу было предоставлено право на ознакомление со списками избирателей по одномандатному избирательному округу №15.
Какие-либо жалобы как на порядок проведения голосования, так и на работу со списками избирателей, в адрес УИК №692, УИК №694, а также в ТИК г.о.г. Выкса Нижегородской области от административного истца не поступали.
Результаты дистанционного электронного голосования по выборам депутатов Совета Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №15, в соответствии с п.8.1. "Порядка дистанционного голосования на выборах, назначенных на 19 сентября 2021 года" были переданы Территориальной избирательной комиссией ДЭГ с использованием информационно телекоммуникационных каналов связи ГАС "Выборы" в Окружную избирательную комиссию №15, то есть в избирательную комиссию, определяющую результаты выборов депутатов Совета Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №15.
В соответствии с п.8.2. Территориальная избирательная комиссия городского округа город Выкса Нижегородской области, исполняющая полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Совета Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №15, распечатала данные об итогах дистанционного электронного голосования по выборам депутатов Совета Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №15, которые были подписаны председателем ФИО3 и секретарем Синелыциковой Ю.А.
Протокол территориальной избирательной комиссии дистанционного электронного голосования об итогах дистанционного электронного голосования по выборам депутатов Совета Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №15 размещен на официальной сайте Центральной Избирательной Комиссии РФ cikrf.ru в разделе Дистанционное электронное голосование (страница 276 Протокола). Протокол ТИК ДЭГ был подписан 11 членами ТИК ДЭГ с помощью электронных цифровых подписей, в том числе представителем Либерально-демократической партии России Ж.К.В.. Данным протоколом установлено следующее количество голосов избирателей: за кандидата ФИО6 - 76 голосов, за кандидата ФИО7 - 50 голосов.
Территориальная избирательная комиссия городского округа город Выкса Нижегородской области, исполняющая полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Совета Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №15, провела проверку правильности и полноту представленных избирательными комиссиями документов, проверила правильность контрольных соотношений, итоговых суммарных данных об итогах голосования, нарушений и ошибок выявлено не было, особых мнений к протоколам приложено не было.
На основании поступивших от избирательных комиссий документов об итогам голосования Территориальной избирательной комиссией городского округа город Выкса Нижегородской области был составлен протокол окружной избирательной комиссии №15 о результатах выборов депутатов Совета Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №15 и подписан всеми членами комиссии хххх года в 15 часов 10 минут. В результате по одномандатному избирательному округу №15 за кандидата ФИО6 - проголосовали 660 избирателей, за кандидата ФИО7 - проголосовали 639 избирателей.
Особых мнений от членов комиссии не поступало. Какие-либо жалобы и замечания по процедуре подведения итогов и установлении результатов в Территориальную избирательную комиссию г.о.г. Выкса Нижегородской области от административного истца, иных участников голосования не поступали.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии городского округа город Выкса Нижегородской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №15 по выборам депутатов Совета Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созывы от хххх г. №13/187-5 "Об утверждении итогов голосования по выборам депутатов Совета Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №15" утвержден протокол №1 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №15.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии городского округа город Выкса Нижегородской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №15 по выборам депутатов Совета Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созывы от ххх г. №14/212-5 "О результатах выборов депутатов Совета Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №15" выборы депутатов по одномандатному избирательному округу №15 признаны состоявшимися и действительными, избранным депутатом Совета Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №15 признана ФИО6.
Постановлением избирательной комиссии городского округа город Выкса Нижегородской области от хххг. №15/223-5 "Об установлении общих результатов по выборам депутатов Совета Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва” выборы депутатов Совета Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва по 25 одномандатным избирательным округам признаны состоявшимися, результаты выборов действительными, в том числе, по одномандатному избирательному округу №15.
Протокол № 1 об итогах голосования по выборам депутатов Совета Депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 15, составлен ОИК № 15 20 сентября 2021г. на основании протоколов итогов голосования, представленных УИК № 692, № 694, и данных об итогах ДЭГ, полученных от ТИК ДЭГ с использованием ИТК связи ГАС ’’Выборы”.
Довод административного истца о незаконности проведения дистанционного электронного голосования и отсутствия возможности наблюдения за ходом дистанционного электронного голосования является необоснованным и голословным.
Так, постановлением Центральной Избирательной Комиссии РФ от 25 мая 2021г. №7/49- 8 "О дистанционном электронном голосовании на выборах 19 сентября 2021 года" определено, что дистанционное электронное голосование на выборах, которые должны быть назначены на 19 сентября 2021 года, проводится в 7 субъектах РФ, в том числе Нижегородской области.
Постановлением Центральной Избирательной Комиссии РФ от 20 июля 2021г. №26/225- 8 утвержден Порядок дистанционного электронного голосования на выборах 19 сентября 2021 года, который регулирует порядок подготовки и проведения дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации восьмого созыва, а также иных выборов, назначенных на 19 сентября 2021 года.
Частью 14 ст. 63 Закона Нижегородской области №108-3 от 06.09.2007 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» предусмотрено: "В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при проведении выборов в случае и порядке, которые установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, может быть предусмотрена возможность голосования избирателей по почте, а также посредством электронного голосования.
В данном случае принятие каких-либо дополнительных правовых актов Законодательным Собранием Нижегородской области и Советом Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области избирательным законодательством не требуется.
Административный истец знал (должен был знать) о порядке проведения дистанционного электронного голосования на момент регистрации его кандидатом в депутаты по выборам депутатов Совета Депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №15, в связи с чем ФИО1, обладал конституционным правом оспорить данные акты ЦИК РФ в связи с нарушением его прав, как зарегистрированного кандидата, на достоверное определение реального победителя.
В свою очередь, свои возражения в данной части административный истец заявляет только после установления результатов голосования.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;
д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Согласно пункту 2 статьи 77 названного Федерального закона суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств:
а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;
а.1) отсутствие пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным;
б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 данного Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;
г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
д) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
е) установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Как разъяснено в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах "б", "в", "г" пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте "а" пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
Из правовой позиции, отраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 года N 8-П следует, что судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 15 января 2002 года N 1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.
Судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.
Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Таким образом, для удовлетворения требований административного иска необходимо наличие доказательств таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.
В рамках настоящего дела доказательств наличия таких существенных нарушений суду не представлено.
Доводы административного истца о том, что результаты из имеющейся у них копии протоколов и результаты, внесенные в ГАС "Выборы", существенно отличны, не нашли своего объективного подтверждения в материалах дела.
Рассмотрев доводы административного иска в части подсчета голосов избирателей и подведения итогов голосования, а также представленные в дело доказательства, суд не установил в своей совокупности достаточных и бесспорных нарушений, которые могли повлиять на действительную волю избирателей, что выявленные нарушения могли привести к иному результату итогов голосования в отношении ФИО6 и ФИО1
Разница в голосах кандидатов ФИО6 и ФИО1 являлась значительной и не могла повлиять на исход выборов, учитывая, что конкретных доказательств незаконного добавления победившим кандидатов голосов избирателей, суду представлено не было.
Совокупность доказательств, представленных сторонами, позволяет суду сделать вывод о соблюдении членами УИК N 692, УИК N 694 в целом, принципов гласности и открытости при подсчете голосов избирателей, и об отсутствии фактов нарушений избирательного законодательства при подведении итогов голосования на выборах депутатов Совета депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области 3 созыва, которые могли повлиять на установление действительной воли избирателей.
Суд полагает, что ни одного из приведенных выше оснований к отмене итогов голосования и результатов выборов депутатов Совета Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 15, которые не позволяли бы выявить действительную волю избирателей, не имеется.
В связи с этим оснований для признания решения окружной избирательной комиссии г.о.г. Выкса Нижегородской области о результатах выборов депутатов Совета депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области 3 созыва от хххг. по избирательному округу № 15 г.о.г. Выкса Нижегородской области, изложенного в Протоколе № 1 от хххг. недействительными и подлежащими отмене, после определения результатов выборов, установленных в п.п. 1.2 и 2 ст. 77 Федерального закона 67-ФЗ, не имеется.
Приведенная административным истцом субъективная оценка обстоятельств проведения голосования не может быть принята во внимание в подтверждение наличия оснований к отмене итогов голосования, поскольку не подтверждается относимыми и допустимыми доказательствами.
В силу части 1 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 этого же Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
В соответствии со статьей 62 КАС Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен этим же Кодексом.
С учетом названных выше норм процессуального закона, доказательствами, подтверждающими довод ФИО1 о фальсификации итогов голосования, могли бы являться постановления, принятые компетентными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, которые истцом не представлены. Сведений о том, что административный истец обращался в правоохранительные органы по факту фальсификации итогов выборов, суду не представлено.
Исходя из принципа недопустимости отмены результатов выборов только по формальным основаниям, исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, приведенных ранее, следует прийти к выводу, что нарушений избирательного законодательства, которые привели бы к искажению воли избирателей, а равно создали условия невозможности установления действительной воли избирателей не допущено.
При этом в смысле принципов, на основе которых осуществляется избирательный процесс, отмена результатов выборов судом является крайней мерой, применение которой в каждом конкретном случае должно быть безусловно обоснованным и следовать из обстоятельств дела.
Произвольное вмешательство суда в выборный процесс, только исходя из формальных оснований, приведет к умалению значения формируемых выборных органов и нивелирует волеизъявление избирателей, являющихся высшим носителем суверенной государственной власти в Российской Федерации.
Поскольку обстоятельств, которые не позволяли бы выявить действительную волю избирателей, не было установлено по делу, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления к Окружной избирательной комиссии по одномандатному округу № 15 по выборам депутатов Совета депутатов городского округа город Выкса, Территориальной избирательной комиссии городского округа город Выкса Нижегородской области, Участковой избирательной комиссии № 692, Участковой избирательной комиссии № 694, Избирательной комиссии Нижегородской области, Центральной избирательной комиссии России,Территориальной избирательной комиссии дистанционного электронного голосования о признании решения окружной избирательной комиссии г.о.г. Выкса Нижегородской области о результатах выборов депутатов Совета депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области 3 созыва от хххг. по избирательному округу № 15 г.о.г. Выкса Нижегородской области, изложенное в Протоколе № 1 от хххг. недействительным и подлежащим отмене; признании выборов депутатов Совета депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области 3 созыва от хххг. по избирательному округу № 15 г.о.г. Выкса Нижегородской области хххг. недействительными, ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы или представления через Выксунский городской суд в течение 5 дней со дня принятия решения.
ФИО8