Административное дело № 2а-1623/2020
Решение
Именем Российской Федерации
28 июля 2020 года г. Конаково
Конаковский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Никитиной Е.А
при секретаре судебного заседания Телегиной А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление администрации Конаковского района Тверской области к заместителю начальника отдела – заместителю старшего судебного пристава Конаковского районного отдела судебных приставов УФССП России по Тверской области ФИО1 об освобождении от уплаты исполнительского сбора или его уменьшении,
установил:
Администрация Конаковского района Тверской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к заместителю начальника отдела – заместителю старшего судебного пристава Конаковского районного отдела судебных приставов УФССП России по Тверской области ФИО1 об освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей, установленного постановлением № 69014/19/238675 от 08.10.2019 года, либо уменьшении размера исполнительского сбора.
Свои требования административный истец мотивировал тем, что 11.10.2017 года Конаковский городской суд Тверской области вынес решение по делу №2-1131/2017, которым удовлетворил требования Конаковского межрайонного прокурора в части: Обязать Администрацию Конаковского района Тверской области в срок до 01 февраля 2018 года выделить в полном объеме денежные средства на ремонт здания муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 2 пгт. Новозавидовский, расположенного по адресу: Тверская обл., Конаковский район, пгт. Новозавидовский, ул. Советская, д. 6. Решение суда вступило в законную силу 17.11.2017 года.
02.07.2019 года Отделом судебных приставов по Конаковскому району УФССП России по Тверской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 52504/19/69014-ИП.
10.10.2017 года в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», размещена электронная документация на выполнение проектной документации по объекту: «Капитальный ремонт здания МБОУ СОШ №2 пос. Новозавидовский». По итогам проведенного электронного аукциона, 08.11.2017 года МБОУ СОШ № 2 пос. Новозавидовский заключила контракт с ООО «Промкомплекс «Волна» на выполнение проектно-сметной документации. Общая стоимость муниципального контракта №0336300139717000002 на выполнение проектно-сметной документации составила 954173,63 рублей. По результатам проведенного обследования стоимость капитального ремонта школы составляет 95997400,00 рублей.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 427 от 18.05.2009 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов» выполненная проектная документация направлена в ГАУ Тверской области «Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий Тверской области» для проведения проверки достоверности определения сметной стоимости.
года получено положительное заключение № 69-1-0134-18 на объект капитального строительства «Капитальный ремонт здания МБОУ СОШ № 2 пос. Новозавидовский» на сумму 85478860,00 рублей.
Учитывая значительную стоимость выполнения планируемых работ, их финансирование в полном объеме средствами бюджета Конаковского района не представлялось возможным.
года Администрация Конаковского района Тверской области обратилась в Конаковский городской суд Тверской области с заявлением о предоставлении рассрочки исполнения решения суда. Определением Конаковского городского суда Тверской области от 28.04.2018 года, по материалу № 13-126/2018, Администрации Конаковского района Тверской области была предоставлена отсрочка по делу 2-1131/2017 об обязывании выделить в полном объеме денежные средства на ремонт здания МБОУ СОШ № 2 пгт. Новозавидовский на срок до 01 июня 2019 года.
В июне 2018 года, по результатам обращения к Главному Федеральному инспектору по Тверской области ФИО3, проведено обследование контрольноревизионного отдела в социально-экономической сфере УФК по <адрес> на предмет обоснованности сметно-финансовых расчетов на проведение капитального ремонта здания МБОУ СОШ № 2 пос. Новозавидовский за счет средств Резервного фонда Президента Российской Федерации, и получено заключение об обоснованности и необходимости заявленных работ на сумму 84504690,00 рублей.
Администрацией Конаковского района Тверской области предприняты все возможные меры для исполнения решения суда, в том числе:
1) 10.08.2018 года, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», размещена электронная документация на капитальный ремонт кровли основного здания школы. По итогам проведенного электронного аукциона, 20.09.2018 года МБОУ СОШ № 2 пос. Новозавидовский заключила контракт с ООО «Радомир» на проведение капитального ремонта кровли основного здания школы. Общая стоимость муниципального контракта №0136300000718000110 составила 2 717 330,20 рублей;
2) направлены письма Губернатору Тверской области ФИО2 № 60 от 14.01.2019 года и № 319 от 04.02.2019 года с просьбой изыскать возможность оказать содействием финансировании капитальных ремонтных работ МБОУ СОШ № 2 п.Новозавидовский. 19.02.2019 года был получен ответ Правительства Тверской области № 25/1031-04-АБ, что при условии предоставления Администрацией Конаковского района Тверской области полного пакета документов Министерство образования Тверской области будет выносить вопрос о выделении средств из областного бюджета Тверской области на капитальный ремонт здания школы на рассмотрение Бюджетной комиссии Тверской области. 07.03.2019 года был получен ответ Правительства Тверской области № 25/1469-04- АБ, что Конаковскому району Тверской области распределена субсидия в сумме 2 653 000,00 рублей по направлению «Капитальный ремонт зданий, помещений, инженерных сетей»;
3) 15.03.2019 года МБОУ СОШ № 2 пос. Новозавидовский и ООО «Промкомплекс «Волна» заключили договор № 186 на выполнение работ по перерасчету сметной стоимости капитального ремонта школы, общая стоимость работ по договору составила 70 000,00 рублей;
4) 29.04.2019 года Администрация Конаковского района Тверской области направила в Министерство образования Тверской области пакет документов для рассмотрения вопроса финансирования капитального ремонта здания МБОУ СОШ 2 п. Новозавидовский. В ответе Министерства образования Тверской области было указано, что в случае предоставления Администрацией Конаковского района Тверской области согласованной сметной документации на ремонт здания МБОУ СОШ № 2 п. Новозавидовский, заявка будет учтена при подготовке документов на заседание Бюджетной комиссии Тверской области по формированию областного бюджета Тверской области на 2020 год;
5) 30.04.2019 года Администрация Конаковского района Тверской области направила Гарантийное письмо Министру образования Тверской области ФИО4, что в 2021 году будут выделены денежные средства из бюджета МО «Конаковский район» в сумме 8 109 360 рублей, что составляет 20 % от общей стоимости ремонтных работ на проведение капитального ремонта здании, помещений, инженерных сетей в 2021 году в МБОУ СОШ № 2 п. Новозавидовский. 31 мая 2019 года Администрация Конаковского района Тверской области направила Гарантийное письмо Министру образования Тверской области ФИО4, что в 2020 году будут выделены денежные средства из бюджета Конаковского района в сумме 1 598 200 рублей, что составляет 35 % от общей сметной стоимости по сводному сметному счету на капитальный ремонт кровли здания пристройки МБОУ СОШ № 2 п. Новозавидовский;
6) 13.06.2019 года Администрация Конаковского района Тверской области обратилась в Конаковский городской суд Тверской области с заявление о предоставлении рассрочки исполнения решения суда. Определением Конаковского городского суда Тверской области от 19.09.2019 года, по материалу № 13-253/2019, Администрации Конаковского района Тверской области было отказано в отсрочке по делу 2-1131/2017 об обязывании выделить в полном объеме денежные средства на ремонт здания МБОУ СОШ № 2 пгт. Новозавидовский;
7) 17.06.2019 года, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», размещена электронная документация на капитальный ремонт здания школы. По итогам проведенного электронного аукциона, 19.07.2019 года МБОУ СОШ № 2 пос. Новозавидовский заключила контракт с ООО РСК «ДОМСТРОИ» на проведение капитального ремонта школы. Общая стоимость муниципального контракта № 0136300000719000069 составила 7 131 942,09 рублей;
8) 19.07.2019 года, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», МБОУ СОШ № 2 пос. Новозавидовский и ООО СТК «ТАТИАНА» заключили контракт № 35 на осуществление строительного контроля за выполнением работ по капитальному ремонту здания школы. Общая сумма контракта составила- 152 623,56 рублей;
9) 26.07.2019 года Администрация Конаковского района Тверской области направила в Министерство образования Тверской области заявку на участие в конкурсном отборе муниципальных образований Тверской области по предоставлению субсидий на укрепление материально-технической базы муниципальных общеобразовательных организаций по направлению «Капитальный ремонт зданий, помещений, инженерных сетей общеобразовательных организаций», с долей софинансирования муниципального бюджета 20% от стоимости работ, что составляет от общей суммы работ 17 030 744,00 рублей;
10) 26.07.2019 года МБОУ СОШ № 2 пос. Новозавидовский и ООО ПИК «Перспектива» заключили контракт № 1975 на оказание услуг по повторному выполнению технического обследования строительных конструкций здания школы по итогам выполненных строительно-монтажных работ по разработанной проектной документации. Общая сумма контракта составила- 32 700,00 рублей.
В соответствии с заключением № 278 от 14.08.2019 года о фактическом состоянии строительных конструкций здания школы установлено, что общее техническое состояние фундаментов может быть классифицировано по 2-ой категории состояний как работоспособное; техническое состояние ограждающих конструкций- 3-я категория (ограниченно-работоспособное).
11) 12.02.2020 года, в соответствии с Протоколом конкурсного отбора по предоставлению из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области субсидий, в список получателей субсидий в 2020 году, по направлению «комплексный капитальный ремонт зданий с износом более 70%», включено МО «Конаковский район» Тверской области»;
12) 09.04.2020 года между Министерством образования Тверской области и Администрацией Конаковского района Тверской области заключено соглашение № 28630000-1-2020-004 о предоставлении из областного бюджета Тверской области бюджету муниципального образования Конаковский район Тверской области субсидии на благоустройство зданий муниципальных общеобразовательных организаций в целях соблюдения требований к воздушно-тепловому режиму, водоснабжению и канализации в рамках государственной программы Тверской области «Развитие образования Тверской области» на 2019-2024 годы;
13) 28.04.2020 года между МБОУ СОШ № 2 п. Новозавидовский и ООО «ТЕХНОГАЗСЕРВИС» заключен контракт на выполнение работ по капитальному ремонту здания школы. Срок выполнения работ по контракту- до 19.11.2020 года, цена контракта- 83 599 700,00 рублей;
14) 19.05.2020 года между МБОУ СОШ № 2 п. Новозавидовский и ООО «СТРОИТЕХКОНТРОЛЬ» заключили контракт на осуществление функций строительного контроля. Общая цена контракта- 270 000,00 рублей.
Таким образом, Администрация Конаковского района Тверской области, в разумные сроки, предпринимала все зависящие от нее действия для исполнения решения суда.
года заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава Конаковского РОСП УФССП России по Тверской области ФИО1 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено в рамках возбужденного исполнительного производства №52504/19/69014-ИП от 02.07.2019 года. Данное постановление поступило в Администрацию Конаковского района Тверской области 23.06.2020 года (вход. № 3426-20ю).
года заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава Конаковского РОСП УФССП России по Тверской области ФИО1 вынесено постановление об окончании исполнительного производства.
Администрация Конаковского района Тверской области обращает внимание суда, что на основании п. 3.11 раздела 3 и п. 6.3 раздела 6 «График разработки проекта решения Собрания депутатов Конаковского района о бюджете Конаковского района на очередной финансовый год и плановый период» (приложение № 2) Порядка составления проекта бюджета Конаковского района на очередной финансовый год и плановый период, до 2 октября и до 25 октября (уточненный) финансовый орган составляет проект основных прогнозных параметров бюджета Конаковского района на очередной финансовый год и плановый период, в срок до 25 декабря утверждается бюджет на очередной финансовый год и плановый период, в связи с чем, формирование бюджета на 2018, 2019, 2020 года заканчивались только к концу декабря текущего года.
Администрация Конаковского района Тверской области не могла своевременно исполнить решение суда в связи с тяжелым имущественным положением, в бюджете Конаковского района отсутствовали необходимые денежные средства для производства работ по решению суда, что приводило к невозможности своевременного исполнения решения суда. Администрация Конаковского района Тверской области является казенным учреждением, расходование бюджетных средств на цели, не утвержденные в бюджете - является не целевым, и как следствие нарушением бюджетного законодательства РФ (ст. 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Конаковский межрайонный прокурор в июле 2017 года обратился в Конаковский городской суд Тверской области с исковым заявлением о возложении обязанности произвести капитальный ремонт здания школы, к нему было приложено техническое обследование ООО ПИК «Перспектива», в соответствии с которым общая категория технического состояния строительных конструкций школы- 4-я категория (недопустимое состояние).
Изначально Администрация Конаковского района Тверской области при рассмотрении дела в первой инстанции указывала, что соглашается с необходимостью проведения в здании школы ремонтных работ, указанных прокурором, но возражает против как сроков проведения работ, так и выделения администрацией денежных средств. Администрация Конаковского района Тверской области не могла выделить в срок, указанный прокурором в иске, денежные средства в полном объеме. Также необходимо было разработать техническую и проектную документацию для определения размера денежных средств, необходимых для выполнения ремонтных работ.
На момент рассмотрения дела в суде ни у Администрации Конаковского района Тверской области, ни у Конаковского межрайонного прокурора не было сведений об объеме денежных средств на выполнении ремонтных работ в полном объеме.
Несмотря на это, Конаковский городской суд Тверской области вынес решение от 11 октября 2017 года, которым обязал Администрацию Конаковского района Тверской области выделить до 01 февраля 2018 года в полном объеме денежные средства на ремонт здания МБОУ СОШ №2 п. Новозавидовский.
Таким образом, с самого начала решение суда было фактически не исполнимым в сроки, установленные судом.
Заявитель полагает, что затягивание исполнения решения суда возникло по независящим от Администрации причинам, но в рамках заложенных федеральных, региональных, местных бюджетных денежных средств решение суда было исполнено.
Администрация Конаковского района, ссылаясь на положения ч.ч. 15, 16 ст. 30, ч. 6 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 года «Об исполнительном производстве», ст.ст. 218, 360 КАС РФ, на правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 74 и абзаце 1 пункта 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», обратилась с вышеуказанными требованиями.
При подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области в качестве заинтересованного лица.
Представитель административного истца администрации Конаковского района Тверской области по доверенности ФИО5 в судебном заседании поддержала требования по иску и доводы, изложенные в нем.
Представитель заинтересованного лица МБОУ СОШ № 2 п. Новозавидовский директор ФИО6 в судебном заседании поддержала требования администрации Конаковского района, просила удовлетворить.
Помощник Конаковского межрайонного прокурора Молчанова О.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленного требования, отметив, что администрацией до решения суда не предприняты меры к ремонту школу. Ссылка на отсутствие в бюджете средств для исполнения решения суда несостоятельна. Неоднократно предоставлялись отсрочки исполнения решения суда.
Административный ответчик заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава Конаковского районного отдела судебных приставов УФССП России по Тверской области ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дне, месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, представила копию исполнительного производства № 52504/19/69014-ИП.
Заинтересованное лицо Управление образования администрации Конаковского района своего представителя в судебное заседание не направил, о дне, месте и времени слушания дела управление извещено надлежащим образом.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области своего представителя в судебное заседание не направил, о дне, месте и времени слушания дела управление извещено надлежащим образом.
Ввиду надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, суд с учетом положений ст. 96, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, в соответствии с правилами статей 62, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Понятие исполнительского сбора закреплено статьей 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон), согласно которой исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
В силу частей 1 - 3 статьи 112 указанного Закона исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет, устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 7 Закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
С учетом изложенного, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. При неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора (пункт 75). По смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства (пункт 78).
Как следует из материалов дела, решением Конаковского городского суда Тверской области от 11 октября 2017 года на администрацию Конаковского района Тверской области возложена обязанность в срок до 01 февраля 2018 года выделить в полном объеме денежные средства на ремонт здания муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 2 пгт. Новозавидовский, расположенного по адресу: Тверская область, Конаковский район, пгт. Новозавидовский, ул. Советская, д. 6.
Вышеуказанное решение лицами, участвующими в деле не обжаловано и вступило в законную силу 17 ноября 2017 года.
Таким образом, срок исполнении решения суда определен в срок до 01 февраля 2018 года.
Администрация Конаковского района неоднократно обращалась в суд с заявлениями о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 11 октября 2017 года.
Определением Конаковского городского суда от 28 апреля 2018 года заявление администрации Конаковского района Тверской области о предоставлении отсрочки исполнения решения Конаковского городского суда от 11 октября 2017 года по гражданскому делу № 2-1131/2017 по иску Конаковского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Конаковского района Тверской области, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 2 пгт. Новозавидовский Конаковского района Тверской области об обязывании выделить денежные средства на ремонт здания школы, обязывании организовать и выполнить ремонт здания школы, на срок до 01 июня 2019 года – удовлетворено.
Между тем, исполнительное производство на основании указанного судебного акта при выдаче исполнительного листа 13.06.2019 года, возбуждено 02.07.2019 года № 52504/19/69014-ИП.
Указанным постановлением должнику был предоставлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе - 5 дней. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника – гражданина и десяти тысяч с должника – организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника – гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации – пятидесяти тысяч рублей.
В связи с неисполнением должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения и не представлением доказательств того, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения, заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава Конаковского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России 08.10.2019 года вынесено постановление №69014/19/238675 о взыскании с должника администрации Конаковского района Тверской области исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Ввиду неисполнения постановления, выносилось требование от 08.10.2019 года об исполнении исполнительного документа в срок до 30.10.2019 года.
Определением Конаковского городского суда от 19 сентября 2019 года заявление администрации Конаковского района Тверской области о предоставлении отсрочки исполнения решения Конаковского городского суда от 11 октября 2017 года по гражданскому делу № 2-1131/2017 по иску Конаковского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Конаковского района Тверской области, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 2 пгт. Новозавидовский Конаковского района Тверской области об обязывании выделить денежные средства на ремонт здания школы, обязывании организовать и выполнить ремонт здания школы, на срок до 01 июня 2021 года – оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 05 ноября 2019 года определение Конаковского городского суда оставлено без изменения, частная жалоба администрации Конаковского района без удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года №118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законодательством об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В случае неисполнения должником в установленный срок требований исполнительного документа и не предоставления должником доказательств наличия обстоятельств, объективно свидетельствующих о невозможности их исполнения, судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление о взыскании с должника исполнительского сбора.
Обращение в суд за отсрочкой исполнения судебного акта, дефицит бюджета учреждения, не свидетельствует об отсутствии вины должника в неисполнении в установленный срок требований исполнительного документа ввиду вышеприведенных правовых позиций, изложенных Пленумом Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».
Административным истцом не представлено доказательств наличия непреодолимой силы, в результате которой решение суда не исполнено до 01 июня 2019 года, как и в последующие сроки.
В настоящее время исполнительное производство №52504/19/69014-ИП 23.06.2020 года в связи с исполнением требования исполнительного документа в полном объеме.
Вместе с тем, доказательства принятия исчерпывающих мер к своевременному исполнению требований исполнительного документа должником не представлены.
Учитывая объект, в отношении которого проводились ремонтные работы, меры принятые к исполнению решения суда и сроки его исполнения, анализируя представленные доказательства, которые соответствуют последовательным действиям описанным в административном иске администрацией Конаковского района, руководствуясь вышеуказанными нормами права, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для освобождения от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей, установленного постановлением № 69014/19/238675 от 08.10.2019 года, при этом суд исходит из отсутствия доказательств невозможности исполнения решения суда в установленный срок с учетом предоставленной отсрочки (01 июня 2019 года) вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника.
Кроме того, Федеральный закон от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не содержит положений, которые бы устанавливали исключения в части возможности взыскания исполнительского сбора для должников, финансирование которых производится за счет средств соответствующего бюджета. На данную категорию должников в равной степени распространяется обязанность исполнять требования исполнительных документов и нести установленную, в том числе статьей 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ответственность за их неисполнение в добровольном порядке.
Между тем, учитывая принятые меры в период возбуждения исполнительного производства, окончание исполнительного производства 23 июня 2020 года, суд находит возможным уменьшить исполнительский сбор.
В соответствии с ч. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом.
Таким образом, административное исковое заявление администрации Конаковского района Тверской области подлежит удовлетворению в части, а именно надлежит уменьшить взысканный исполнительский сбор на 1/4 часть от взысканной суммы в размере 50 000 руб., то есть на 12500 руб.
На основании изложенного и руководствуясь 175-180, ст. 358, ч. 3 ст. 363 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований администрации Конаковского района Тверской области к заместителю начальника отдела – заместителю старшего судебного пристава Конаковского районного отдела судебных приставов УФССП России по Тверской области ФИО1 об освобождении от исполнительского сбора в размере 50000 рублей, установленного постановлением №69014/19/238675 от 08.10.2019 года, отказать.
Уменьшить размер исполнительского сбора на ? часть, то есть на 12500 рублей, взысканного постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Конаковского районного отдела судебных приставов УФССП России по Тверской области ФИО1 №69014/19/238675 от 08.10.2019 года по исполнительному производству №52504/19/69014-ИП от 02 июля 2019 года (оконченному).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Конаковский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Никитина Е.А.
Мотивированное решение изготовлено 03 августа 2020 года
Председательствующий Никитина Е.А.
Административное дело № 2а-1623/2020