Дело №2а-1624/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 октября 2021 г. г. Выкса
Выксунский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Власовой И.Н. при секретаре Беспаловой А.И., с участием помощника Выксунского городского прокурора Митрофановой Е.А., административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО2, представителя административного истца ФИО3, представителей административного ответчика Окружной избирательной комиссии по одномандатному округу №…….. по выборам депутатов Совета Депутатов городского округа город Выкса, Территориальной избирательной комиссии г.о.г Выкса Нижегородской области - ФИО4, ФИО5, представителя административного ответчика УИК №…. ФИО6, представителя административного ответчика УИК№ ….. ФИО7, заинтересованного лица ……. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению
К.А.ВБ. к Окружной избирательной комиссии по одномандатному округу №…. по выборам депутатов Совета Депутатов городского округа город Выкса (территориальная избирательная комиссия г.о.г Выкса Нижегородской области), участковой избирательной комиссии избирательного участка №……, участковой избирательной комиссии избирательного участка №……, участковой избирательной комиссии избирательного участка №……, Избирательной комиссии Нижегородской области, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о признании решения окружной избирательной комиссии г.о.г Выкса Нижегородской области о результатах выборов депутатов Совета депутатов г.о.г.Выкса Нижегородской области … созыва от ……. года по избирательному округу №…. г.о.г Выкса Нижегородской области недействительным и подлежащим отмене, признании выборов депутатов Совета депутатов г.о.г Выкса Нижегородской области … созыва ……. года по избирательному округу №… г.о.г Выкса Нижегородской области ….. года недействительными
у с т а н о в и л :
В Выксунский городской суд Нижегородской области поступило административное исковое заявление ФИО1, в котором административный истец проситпризнать решение окружной избирательной комиссии г.о.г Выкса Нижегородской области о результатах выборов депутатов Совета депутатов г.о.г Выкса Нижегородской области …. созыва от …… года по избирательному округу №…… г.о.г Выкса Нижегородской области, изложенное в Протоколе №….. от …….. года недействительным и подлежащим отмене, признании выборов депутатов Совета депутатов г.о.г Выкса Нижегородской области …. созыва от ……….. года по избирательному округу №…… г.о.г Выкса Нижегородской области …….. года недействительными.
Заявленные требования мотивированы следующим. ФИО1, как зарегистрированный кандидат в депутаты Совета депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области …. созыва, баллотировался по избирательному округу №……(УИК ………..).Выборы проводились с …………. года.В соответствии с итогами голосования по одномандатному избирательному округу №……. на выборах депутатов Совета депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области …. созыва, утвержденными протоколом №…. окружной избирательной комиссии г.о.г. Выкса Нижегородской области о результатах выборов от ………….. в соответствии с частью 5 статьи 67 Закона Нижегородской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» ………….избран депутатом по одномандатномуизбирательному округу №…….. По итогам подсчета бюллетеней на бумажных носителях с …….. избирательных участков ФИО1 опережал ……… на ……….. Победу ……… одержал также на ………, но уже с учетом электронного голосования.Считает, что решение окружной избирательной комиссии г.о.г. Выкса Нижегородской области о результатах выборов депутатов Совета депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области … созыва от …….. года по одномандатному избирательному округу №……, изложенное в Протоколе №….., является незаконным, подлежащим отмене, что влечет за собой назначение повторных выборов. В ходе проведения голосования и подведении его итогов по выборам депутатов Совета депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области … созыва в избирательном округе №……г.о.г Выкса Нижегородской области были допущены существенные нарушения как процедуры голосования, так и процедуры подсчета голосов, которые не позволяют с достоверностью установить волеизъявление избирателей. Порядок электронного голосования и порядок подсчета голосов по электронному голосованию Законом Нижегородской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» не предусмотрен, на УИКи результаты голосования не поступали, даже строки в протоколе подсчета голосов нет. Кроме того, согласно ст.31 Федерального Закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ст.21 Закона НО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования и со сводными таблицами вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Исключений указанные нормы не предусматривают. ФИО1 как кандидат, наблюдатели, члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и члены УИК с правом решающего голоса были лишены возможности участвовать в подсчете голосов, что является прямым нарушением законодательства. Фактически окружной избирательной комиссией г.о.г. Выкса Нижегородской области о результатах выборов от ………..года составлен сфальсифицированный итоговый протокол, в котором отражена информация, не соответствующая действительности, сам протокол составлен с нарушением требований к порядку и форме заполнения, поскольку в итоговых бюллетенях опять же отсутствуют сведения о …………….. Исходя из незаконности самого электронного голосования и …….. за кандидатов определить реального победителя возможности нет. В соответствии со статьей 71 Закона Нижегородской области №108-3 от 06.09.2007 года «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Нижегородской области» если выборы признаны несостоявшимися или недействительными по соответствующему избирательному округу по основаниям предусмотренным статьями 67 - 69 настоящего Закона, либо кандидат, избранный одномандатному избирательному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые статусом депутата, орган, уполномоченный в соответствии со статьей 6 настоящего Закона назначать выборы, назначает повторные выборы в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного истца ФИО3 просил удовлетворить административный иск ФИО1, по доводам изложенным в нем, дополнительно пояснил, что нарушенные права административного истца ФИО1 будут восстановлены путем признания решения окружной избирательной комиссии г.о.г Выкса Нижегородской области о результатах выборов депутатов Совета депутатов г.о.г Выкса Нижегородской области …….созыва ……… года по избирательному округу №…… г.о.г Выкса Нижегородской области, изложенного в Протоколе №………….. года недействительным и подлежащим отмене, а также признании выборов депутатов Совета депутатов г.о.г Выкса Нижегородской области …. созыва от …….. года по избирательному округу №….. г.о.г Выкса Нижегородской области ………. года недействительными и в связи с этим, силу прямого действия закона на основании статьи 71 Закона Нижегородской области №108-3 от 06.09.2007 года «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Нижегородской области» будет необходимо назначение повторных выборов. В данном случае права заинтересованного лица ……….. также не будут нарушены, в случае повторного голосования он будет также участвовать как кандидат в депутаты. Результаты голосования которое осуществлялось на избирательных участках №…….. административным истцом не оспариваются и являются действительными, поскольку по результатам голосования на бумажных носителях победу одержал ФИО1 Кроме того, обратил внимание на то, что законодательство не предусматривает возможность проведения выборов и осуществление избирательных прав граждан посредством электронного голосования, поскольку Постановление ЦИК России от ………….. не может являться нормативным актом, поскольку ЦИК не наделена правом на издание нормативных актов, таким образом, нормативная база отсутствует. Кроме того, Совет депутатов г.о.г Выкса Нижегородской области не принимал решение о проведении выборов депутатов посредством электронного голосования. При этом, просит обратить внимание, что выборы депутатов в Совет депутатов г.о.г Выкса Нижегородской области были назначены Решением Совета депутатов городского округа г. Выкса Нижегородской области от …………..", тогда как порядок проведения дистанционного электронного голосования был утвержден Постановлением ЦИК России от ……………..", таким образом, данный порядок может применяться только к последующим выборам. Дополнительно обратил внимание, что на сайте ЦИК размещены сведения о проведении электронного голосования по одномандатному избирательному округу №….. г.о.г Выкса Нижегородской области, согласно которым количество граждан, подавших заявления о желании дистанционного голосования равно ……, количество получивших доступ к электронному голосованию и принятых бюллетеней также равно ….., при этом в выписке из итогового протокола ТИК ДЭК следует, что заявлений было подано …….., получило доступ к электронному голосованию …….. граждан, принятых бюллетеней и учтенных при подсчете голосов ……., таким образом, имеется явное несоответствие. Данное обстоятельство также является основанием для признания выборов недействительными.
Представитель административного истца ФИО2 требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске в полном объеме, просил их удовлетворить. Кроме того, обратил внимание, что сведения, содержащиеся в Реестрах избирателей, подлежащих исключению из списка избирателей по месту жительства на избирательных участках №…………. и входящих в одномандатный избирательный округ №……, в связи с подачей ими заявления для участия в дистанционном электронном голосовании, не позволяют с достоверностью установить было ли исключено из списка избирателей действительно то лицо, которое подавало заявление, поскольку реестры содержат ряд сведений об адресах места жительства граждан, которые не позволяют с достоверностью установить относится ли данный адрес к округу №……...
Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии городского округа город Выкса Нижегородской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному округу №……. по выборам депутатов Совета депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области ФИО4, действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме по доводам, изложенным в отзыве. Кроме того, просила обратить внимание, что работа со Списками избирателей после поступления Реестров избирателей, подлежащих исключению из списка избирателей по месту жительства на избирательных участках №………… и входящих в одномандатный избирательный округ №……., в связи с подачей ими заявления для участия в дистанционном электронном голосовании, велась вышеназванными участковыми комиссиями. Лица подлежащие исключению из списков избирателей в связи с поданными ими заявлениями устанавливались на основании всей совокупности данных, имеющихся в Реестрах, а именно …………… таким образом, исключение из списков избирателей было осуществлено без ошибок. Относительно, того что представитель административного истца ФИО3 указывает о регистрации граждан и получении доступа к электронному голосованию по …….. округу в количестве ……., то данные сведения не соответствуют действительности, поскольку на том же сайте ЦИК опубликован итоговый протокол ТИК ДЭГ, согласно которому по ….. одномандатному округу количество граждан подавших заявления о своем желании участвовать в выборах посредством дистанционного электронного голосования по….. одномандатному округу равно …….., получивших доступ к электронному бюллетеню ……, а число принятых бюллетеней …….. Таким образом, какие либо противоречия отсутствуют.
Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии городского округа город Выкса Нижегородской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному округу №…… по выборам депутатов Совета депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области ФИО5, ………. с требованиями ФИО1 не согласилась, просила отказать в их удовлетворении.
Представитель административного ответчика УИК №…….Ершова Н.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований административного истца по доводам, изложенным в отзыве, кроме того пояснила, что при проведении выборов каких-либо замечаний к работе УИК ….. не имелось.
Представитель административного ответчика УИК№ …… ФИО7, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований административного истца по доводам, изложенным в отзыве, кроме того пояснила, что при проведении выборов каких-либо замечаний к работе УИК №….. не имелось.
Заинтересованное лицо ………. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административного иска, поскольку результаты итогов голосования полностью отражают волеизъявление граждан. Основания для признания решения окружной избирательной комиссии г.о.г Выкса Нижегородской области о результатах выборов депутатов Совета депутатов г.о.г.Выкса Нижегородской области … созыва от …….. года по избирательному округу №…… г.о.г Выкса Нижегородской области недействительным и подлежащим отмене, признании выборов депутатов Совета депутатов г.о.г Выкса Нижегородской области …. созыва от …….. года по избирательному округу №…… г.о.г Выкса Нижегородской области ……. года недействительными отсутствуют.
Представитель административного ответчика УИК№ ……. в судебное заседание не явился. В материалы дела представлен отзыв за подписью председателя УИК №…............ на заявленные требования, в котором он просит отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Административный ответчик Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в судебное заседание представителя не направила, о дне и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом. Ходатайств об отложении не заявлено.
Административный ответчик Территориальная избирательная комиссия дистанционного электронного голосования в судебное заседание представителя не направил, о дне и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом. Ходатайств об отложении не заявлено.
Административный ответчик Избирательная комиссия Нижегородской области в судебное заседание представителя не направила, представив отзыв на заявленные требования, в котором просила отказать административному истцу в удовлетворении иска по доводам, изложенным в отзыве.
Заинтересованное лицо ………….. в судебное заседание представителя не направило, о дне и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом. Ходатайств об отложении не заявлено.
Заинтересованное лицо ……….. в судебное заседание представителя не направило, о дне и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом. Ходатайств об отложении не заявлено.
Заинтересованное лицо …………… в судебное заседание представителя не направило, о дне и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом. Ходатайств об отложении не заявлено.
Помощник Выксунского городского прокурора …….., полагала административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, в связи с отсутствием законных оснований.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде согласно ч. 7 ст. 96 КАС РФ размещена на сайте Выксунского городского суда Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно ч.6 ст.226 Кодекса КАС РФ неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Суд в силу ст. 14 КАС РФ, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, создав все условия для установления фактических обстоятельств дела, предоставив сторонам, возможность на реализацию их прав, исследовав материалы административного дела, выслушав участников судебного разбирательства, заключение прокурора, приходит к следующему.
Статья 46 Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому судебную защиту его прав и свобод, право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, не предусматривает возможность выбора гражданином по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, особенности которых в отношении отдельных видов судопроизводства и категорий дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 63.1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", по решению избирательной комиссии, организующей выборы, референдум, голосование на выборах (включая повторное голосование, повторные выборы), референдумах может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней.
Указанное решение может быть принято не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, референдума и не подлежит пересмотру.
В соответствии с пунктом 14 статьи 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», при проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума в случаях и порядке, которые установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, может быть предусмотрена возможность голосования избирателей, участников референдума по почте, а также посредством дистанционного электронного голосования.
Центральной избирательной комиссией Российской Федерации ….. принято постановление № ……………..
Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от ……………. определено, что дистанционное электронное голосование на выборах, которые должны быть назначены на………. года, проводится в ……………….
В соответствии со статьями 12 и 14 Закона Нижегородской области от 06 сентября 2007 года № 108-3 "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области" организацию подготовки и проведения муниципальных выборов депутатов Совета депутатов городского округа города Выкса осуществляет территориальная избирательная комиссия городского округа города Выкса, исполняющая полномочия избирательной комиссии муниципального образования городского округа город Выкса.
…………………………………..
В соответствии с Постановлением Центральной Избирательной Комиссии РФ от……………..голосование по всем уровням выборов в г.о.г. Выкса Нижегородской области, в том числе по выборам депутатов Совета Депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области третьего созыва, проводилось ……….. года.
Постановлением окружной избирательной комиссии №…………от……….административный истец ФИО1 был зарегистрирован кандидатом в депутаты по выборам депутатов Совета Депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №…, субъект выдвижения - …………...
Постановлением окружной избирательной комиссии от…….……заинтересованное лицо ………... был зарегистрирован кандидатом в депутаты по выборам депутатов Совета Депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №….., субъект выдвижения - ………….
Выборы депутата Совета Депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №…… проходили на избирательных участках №………… как путем голосования на избирательных участках, так и путем Дистанционного электронного голосования в соответствии с Постановлением Центральной Избирательной Комиссии РФ от…………
Решением участковой избирательной комиссии …..от…………..утвержден Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №…… по избирательному участку №…….. Данным протоколом установлено следующее количество голосов избирателей: ………….
Решением участковой избирательной комиссии №…………. утвержден Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №….. по избирательному участку №……. Данным протоколом установлено следующее количество голосов избирателей: ……..
Решением участковой избирательной комиссии №…………… утвержден Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу №……. по избирательному участку №……. Данным протоколом установлено следующее количество голосов избирателей: …………….
Избирательная документация по выборам ………..., в том числе вышеуказанные решения и протоколы, были переданы ………………. в Территориальную избирательную комиссию городского округа город Выкса Нижегородской области для установления результатов выборов по одномандатному избирательному округу №…….
Итоги голосования по……… административным истцом не оспариваются. В ходе судебного разбирательства ФИО1 и его представители пояснили, что согласны с данными результатами.
В соответствии с Постановлением Территориальной избирательной комиссии городского округа город Выкса Нижегородской области, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования городского округа город Выкса Нижегородской области ………… на ТИК г.о.г Выкса Нижегородской области на которую возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования городского округа город Выкса Нижегородской области, также были возложены полномочия окружных избирательных комиссий, в том числе и окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №……..
…………………..
Протокол территориальной избирательной комиссии дистанционного электронного голосования об итогах дистанционного электронного голосования по выборам депутатов Совета Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №…… (копия которого представлена в материалы дела) размещен на официальной сайте Центральной Избирательной Комиссии РФ в разделе Дистанционное электронное голосование.
Данным протоколом установлено следующее: ………………………
Каких-либо нарушений при подведении итогов голосования в ходе судебного разбирательства не установлено.
Данные итоги были внесены в Протокол №…… окружной избирательной комиссии о результатах выборов по одномандатному избирательному округу №….. городского округа город Выкса Нижегородской области. Протокол подписан ………….
Порядок дистанционного электронного голосования на выборах, назначенных на ………., определен постановлением ЦИК России от………..
Дистанционное электронное голосование представляет собой голосование без использования избирательного бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения, установленного на программно-техническом комплексе дистанционного электронного голосования (далее - ПТК ДЭГ), доступ к которому избирателю предоставляется на специальном портале, размещенном в сети Интернет. При проведении дистанционного электронного голосования обеспечивается возможность осуществления волеизъявления избирателем и формирования данных об итогах дистанционного электронного голосования с учетом неизменности сохраняемых результатов волеизъявления избирателей и соблюдения тайны голосования.
Для подготовки и проведения дистанционного электронного голосования решением ЦИК России формируется территориальная избирательная комиссия дистанционного электронного голосования (ТИК ДЭГ).
Срок полномочий ТИК ДЭГ истекает через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, на которых проводилось дистанционное электронное голосование. В случае обжалования итогов дистанционного электронного голосования полномочия ТИК ДЭГ прекращаются со дня, следующего за днем исполнения ТИК ДЭГ решения вышестоящей избирательной комиссии либо вступившего в законную силу судебного решения.
При проведении дистанционного электронного голосования анонимизированные результаты волеизъявления участников ДЭГ по мере их формирования незамедлительно зашифровываются и сохраняются в зашифрованном виде в цепочке блоков информации в распределенной базе данных ПТК ДЭГ. Зашифрование результатов волеизъявления участников ДЭГ производится с использованием ключа зашифрования, загруженного в ПТК ДЭГ. Расшифрование результатов волеизъявления участников ДЭГ с использованием ключа зашифрования невозможно. После завершения голосования расшифрование результатов волеизъявления участников ДЭГ производится на ПТК ДЭГ с использованием ключа расшифрования.
По истечении времени голосования ………, но не ранее чем в …… час.по московскому времени ТИК ДЭГ в присутствии наблюдателей, иных лиц, имеющих право присутствовать в помещении ТИК ДЭГ, последовательно осуществляются действия по работе со списками участников ДЭГ.
При формировании списка участников ДЭГ средствами ПТК ДЭГ по каждому избирательному округу проставляется число участников ДЭГ, включенных в список участников ДЭГ на момент окончания голосования, и число бюллетеней, доступ к которым был предоставлен участникам ДЭГ для осуществления дистанционного электронного голосования.
Каждый список участников ДЭГ подписывается электронной подписью председателя и секретаря ТИК ДЭГ.
Электронные копии списков участников ДЭГ формируются средствами ПТК ДЭГ и записываются на внешний носитель информации. После записи копии на внешний носитель информации внесение изменений в списки участников ДЭГ не допускается.
После завершения работы со списками участников ДЭГ в помещении ТИК ДЭГ производится сборка ключа расшифрования из частей. Сборка ключа расшифрования из предоставленных частей производится средствами СПО ключей шифрования.
Собранный ключ расшифрования с помощью ПТК ДЭГ загружается в цепочку из блоков информации распределенной базы данных ПТК ДЭГ.
После получения информации об успешной сборке и загрузке ключа расшифрования в ПТК ДЭГ председатель ТИК ДЭГ с АРМ председателя ТИК ДЭГ ПТК ДЭГ запускает процедуру расшифрования результатов волеизъявления участников ДЭГ.
После расшифрования результатов волеизъявления участников ДЭГ председатель ТИК ДЭГ при помощи ПТК ДЭГ формирует в электронном виде протокол ТИК ДЭГ об итогах дистанционного электронного голосования.
Протокол ТИК ДЭГ об итогах дистанционного электронного голосования содержит следующие данные по каждым выборам, каждому избирательному округу, каждой территории с учетом деления единых списков кандидатов на региональные (территориальные) группы:
- число участников ДЭГ, включенных в список участников ДЭГ на момент окончания голосования;
- число бюллетеней, доступ к которым предоставлен участникам ДЭГ;
- число бюллетеней, использованных участниками ДЭГ;
- число недействительных бюллетеней;
- число голосов участников ДЭГ, поданных за каждого зарегистрированного кандидата (каждое избирательное объединение).
В случае отсутствия заявлений ДЭГ по конкретным выборам, конкретному избирательному округу, конкретной территории в протоколе ТИК ДЭГ об итогах дистанционного электронного голосования данные не отображаются и в сводную таблицу о результатах выборов (об итогах голосования) соответствующей избирательной комиссией не включаются.
Данные об итогах дистанционного электронного голосования передаются с использованием информационно-телекоммуникационных каналов связи ГАС "Выборы" в избирательную комиссию, определяющую результаты соответствующих выборов (устанавливающую итоги голосования на соответствующей территории).
Наблюдение за проведением дистанционного электронного голосования обеспечивается в соответствии с положениями Федерального закона № 67-ФЗ, Федерального закона № 20-ФЗ с учетом особенностей, установленных Порядком.
Количество наблюдателей за дистанционным электронным голосованием, назначенных одним избирательным объединением, кандидатом, субъектом общественного контроля, не может превышать двух. Наблюдатели вправе поочередно присутствовать в помещении Общественной палаты Российской Федерации, Нижегородской области и осуществлять наблюдение за дистанционным электронным голосованием.
В случае если политическая партия выдвинула кандидатов, списки кандидатов, то эта политическая партия вправе назначить наблюдателей, которые будут осуществлять наблюдение за дистанционным электронным голосованием от всех выдвинутых ею (ее структурными подразделениями) кандидатов (списков кандидатов).
На официальном сайте ЦИК России не позднее …. по московскому времени ………. года публикуется адрес страницы (ссылка) в сети Интернет, где средствами ПТК ДЭГ отображаются следующие данные:
- число участников ДЭГ, включенных в список участников ДЭГ;
- число бюллетеней, доступ к которым предоставлен участникам ДЭГ;
- число бюллетеней, использованных участниками ДЭГ;
- доля участников ДЭГ, принявших участие в дистанционном электронном голосовании (получивших доступ к бюллетеню (бюллетеням) и осуществивших волеизъявление, от общего числа участников ДЭГ, включенных в список (списки) участников ДЭГ.
Как следует из Сводной таблицы №….. окружной избирательной комиссии о результатах выборов по одномандатному избирательному округу №….. количество заявлений от граждан на участие их в выборах посредством электронного голосования составляло ……...
К материалам дела приобщены Реестры избирателей, подлежащих исключению из списка избирателей по месту жительства на избирательных участках ………… и входящих в одномандатный избирательный округ №……, исследовав данные документы было установлено, что из списков избирателей подлежало исключению …….. граждан.
Суд, считает необоснованным доводы представителя интересов административного истца ФИО2 относительно того, что не представляется возможным установить правильно ли было исключено из списка лицо, поскольку данные места жительства в некоторых случаях были внесены некорректно.
При исследовании вышеуказанных Реестров судом было установлено, что ………….. что позволяет безошибочно его идентифицировать.
Данные обстоятельства, а именно порядок работы с поступившими Реестрами подтвердили в ходе судебного заседания председатель УИК ………….., а именно они пояснили, что после поступления данных Реестров на участки ими лично велась работа со списками избирателей. Исключению подлежали лица указанные в Реестрах. Не доверять данным сведениям у суда нет оснований.
Кроме того, суд также не может согласиться с доводами представителя административного истца - ФИО3, относительно того, что на официальном сайте ЦИК по одномандатному округу №…… размещена информация из которой следует, что по округу №….. было подано всего ….. заявлений на участие в дистанционном электронном голосовании, а не ……. Однако, данные доводы опровергаются сведениями размещенными сайте ЦИК Российской Федерации, согласно которым всего по округу №….. поступило …….. заявлений, был предоставлен доступ к ….. бюллетеням и использовано …… бюллетеней, поскольку ……… не учтен, т.к. ……….. года, что следует из сведений представленных самим представителем административного истца и размещенным в открытом доступе на сайте ЦИК.
По делу установлено, что по окончании дня голосования Территориальная избирательная комиссия городского округа город Выкса Нижегородской области, исполняющая полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Совета Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №……., провела проверку правильности и полноту представленных избирательными комиссиями документов, проверила правильность контрольных соотношений, итоговых суммарных данных об итогах голосования, нарушений и ошибок выявлено не было, особых мнений к протоколам приложено не было.
Из ТИК ДЭГ поступил Протокол от ………. года об итогах дистанционного электронного голосования по выборам депутатов Совета депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва по округу №……, копия которого приобщена к материалам дела, из которого следует, что число участников дистанционного голосования, включенных в список участников дистанционного электронного голосования на момент окончания голосования -…….., что совпадает с количеством избирателей включенных в Реестры для исключения из списков избирателей по округу №……. Число бюллетеней дистанционного электронного голосования, доступ к которым предоставлен участникам дистанционного электронного голосования -……... Число бюллетеней дистанционного электронного голосования, использованных участниками дистанционного электронного голосования -………. В результате подсчета итогов электронного дистанционного голосования …………… Оснований не доверять данным содержащимся в указанном протоколе у суда нет оснований.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что итоговый протокол ТИК ДЭГ был подписан всеми членами комиссии, кроме члена ТИК ДЭГ …………. представившего свое особое мнение, в котором он …………….
Как было указано ранее, на основании поступивших от избирательных комиссий документов об итогам голосования Территориальной избирательной комиссией городского округа город Выкса Нижегородской области был составлен протокол окружной избирательной комиссии №……… о результатах выборов депутатов Совета Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №……. и подписан всеми членами комиссии …………..
В результате подсчета итогов голосования по одномандатному избирательному округу ………………...
Подсчет голосов является верным, проверен в ходе рассмотрения дела судом. Указанные в протоколе результаты соответствуют действительности, что позволяет выявить действительную волю избирателей по одномандатному избирательному округу №……...
Как следует из материалов дела, особых мнений от членов комиссии не поступало, жалобы и замечания по процедуре подведения итогов и установлении результатов в Территориальную избирательную комиссию от административного истца, иных участников голосования не поступали.
Протокол окружной избирательной комиссии ……. о результатах выборов депутатов Совета Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №……. не содержит ошибок и противоречий с данными первичных документов, сопровождающих избирательный процесс на УИКах, составлен в соответствии с требованиями избирательного законодательства.
Постановлением Избирательной комиссии городского округа город Выкса Нижегородской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №….. по выборам депутатов Совета Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созывы от…………………..
Постановлением Избирательной комиссии городского округа город Выкса Нижегородской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №……..по выборам депутатов Совета Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созывы от ……………..выборы депутатов по одномандатному избирательному округу №…… признаны состоявшимися и действительными, избранным депутатом Совета Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №………..
Постановлением Избирательной комиссии городского округа город Выкса Нижегородской области от…………….выборы депутатов Совета Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва по ……. одномандатным избирательным округам признаны состоявшимися, результаты выборов - действительными, ……….
В обоснование заявленных требований административный истец также ссылался на незаконность проведения дистанционного электронного голосования.
Однако, суд находит доводы административного истца о незаконности дистанционного электронного голосования при проведении выборов депутатов Совета Депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №…… являются несостоятельными в силу следующего:
Постановлением Центральной Избирательной Комиссии РФ ………………..
Постановлением Центральной Избирательной Комиссии РФ от………..утвержден Порядок дистанционного электронного голосования на выборах ………, который регулирует порядок подготовки и проведения дистанционного электронного голосования на выборах ……….., а также иных выборов, назначенных ……… года.
Часть 14 ст. 63 Закона Нижегородской области №108-З от 06.09.2007 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» предусмотрено: "В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при проведении выборов в случае и порядке, которые установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, может быть предусмотрена возможность голосования избирателей по почте, а также посредством электронного голосования.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что принятие каких-либо дополнительных правовых актов Законодательным Собранием Нижегородской области и Советом Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области избирательным законодательством не является необходимым, поскольку возможность проведения электронного голосования предусмотрена законом.
При этом, суд считает необходимым отметить, что административному истцу ФИО1 как зарегистрированному кандидату, до начала дня голосования …….. года, был известен порядок проведения голосования по выборам депутатов Совета Депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу №……, а именно что голосование будет проводиться непосредственно на избирательных участках, а также посредствам электронного голосования, также было известно о процедуре подведения итогов голосования путем суммирования итоговых данных из протоколов участковых избирательных комиссий и результатов электронного голосования, однако никаких замечаний, возражений, жалоб на установленный порядок голосования до момента подведения итогов голосования, которые сложились не в его пользу, от ФИО1 не поступало.
Протоколы №…. УИК………… были составлены в соответствии со статьями 65 и 66 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 № 108-3 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» (далее - Закон № 108-3).
Территориальной избирательной комиссией городского округа город Выкса Нижегородской области (исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №……) были приняты экземпляры протоколов №….. об итогах голосования на УИК ………., произведено суммирование содержащихся в них данных, проведена полнота приобщенных к протоколам документов и выполнение контрольных соотношений. Итоги голосования установлены.
…………….
Таким образом, административным истцомФИО1 не представлено доказательств недостоверности сведений, внесенных в Протокол №…окружной избирательной комиссии №…., в том числе, полученных от ТИК ДЭГ о результатах дистанционного электронного голосования по выборам депутатов Совета Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № ….. При составлении протоколов № …… по выборам депутатов Совета Депутатов г.о.г. Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № …… участковыми избирательными комиссиями и также ТИК ДЭГ фальсификаций сведений об итогах голосования не допущено.
Административный истец доказательств нарушения его права как зарегистрированного кандидата, и фактов невозможности установления действительного волеизъявления избирателей не представил.
Оснований для отмены судом решения избирательной комиссии об итогах голосования и о результатах выборов после определения результатов выборов, установленных в п.п. 1.2 и 2 ст. 77 Федерального закона, не имеется.
В соответствии с п. 1.2 ст. 77 Федерального закона № 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;
д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Согласно п. 2 ст. 77 Федерального закона № 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств:
а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;
б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных п,1 ст. 56 Закона № 67-ФЗ, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;
г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
д) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
е) установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Учитывая вышеизложенное в совокупности, суд приходит к выводу, что ни одного из приведенных выше оснований к отмене итогов голосования и результатов выборов депутатов Совета Депутатов городского округа город Выкса Нижегородской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 22, которые не позволяли бы выявить действительную волю избирателей, не имеется.
Суд приходит к выводу, что нарушения избирательного законодательства, на которые ссылался административный истец отсутствовали, обстоятельств которые привели бы к искажению воли избирателей, а равно создали бы условия невозможности установления действительной воли избирателей в ходе судебного разбирательства не установлено.
В смысле принципов, на основе которых осуществляется избирательный процесс, отмена результатов выборов судом является крайней мерой, применение которой в каждом конкретном случае должно быть, безусловно, обоснованным и следовать из обстоятельств дела. В рассмотренном случае, действительная воля избирателей установлена верно, нарушений хода избирательного процесса не установлено.
Таким образом, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленных ФИО1 требований, поскольку в ходе судебного разбирательства не были установлены обстоятельства заявленные им в административном иске, которые могли бы повлиять на выявление действительного волеизъявления избирателей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 241-244 КАС РФ, суд
решил:
К.А.ВВ. в удовлетворении административного искового заявления о признании решения окружной избирательной комиссии г.о.г Выкса Нижегородской области о результатах выборов депутатов Совета депутатов г.о.г Выкса Нижегородской области …. созыва от ……… года по избирательному округу №….. г.о.г Выкса Нижегородской области, изложенное в Протоколе №….. от ……. года недействительным и подлежащим отмене, признании выборов депутатов Совета депутатов г.о.г Выкса Нижегородской области ….. созыва от ……… года по избирательному округу №….. г.о.г Выкса Нижегородской области ……… года недействительными - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, предусмотренном главой 34 КАС РФ, в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы или представления через Выксунский городской суд в течение 5- дней со дня принятия судом решения.
Судья - Власова И.Н.