№
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес> УР
Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Тимофеевой Е.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ГИН,
с участием:
- административного истца КРН,
- представителя административных ответчиков - Федеральной службы исполнения наказаний, УФСИН России по УР МСА, действующей на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия на три года, от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия на три года,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению КРН к начальнику учреждения ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР ЗАВ, ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР, УФСИН России по УР, Федеральной службе исполнения наказаний о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении,
У С Т А Н О В И Л :
КРН обратился в суд с административным исковым заявлением к начальнику учреждения ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР, в котором просит: 1) признать решение от ДД.ММ.ГГГГ и действие (бездействие) административного ответчика ЗАВ незаконным; 2) обязать устранить допущенные нарушения, ознакомить административного истца в соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ с информацией, непосредственно затрагивающей его интересы и права; 3) взыскать с административного ответчика в счет причиненного ущерба 30 000 рублей.
Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ФКУ «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике», Федеральная служба исполнения наказаний, начальник учреждения ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР ЗАВ, УФСИН России по Удмуртской Республике.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования о взыскании с административного ответчика в счет причиненного ущерба 30 000 рублей переданы для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.
В судебном заседании административный истец исковые требования поддержал в полном объеме.
В судебном заседании представитель административных ответчиков - Федеральной службы исполнения наказаний, УФСИН России по УР МСА исковые требования не признала в полном объеме. Считает, что действующим законодательством не предусмотрено ознакомление осужденного с материалами личного дела, за исключением имеющихся в них приговоров, определений, постановлений суда, характеристик. За период отбывания наказания осужденный КРН допустил 54 нарушения установленного порядка отбывания наказания, за которые к нему неоднократно применялись меры дисциплинарного воздействия. С постановлениями о применении дисциплинарных взысканий административный истец ознакамливался, отказ его от ознакомления фиксировался в соответствующих актах. Таким образом, истец был информирован о вменяемых ему нарушениях порядка отбывания наказания. При этом с ДД.ММ.ГГГГ обращений КРН по вопросу несогласия с примененными в его отношении взысканиями в ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР не поступало, в судебные органы по указанному вопросу не обращался. Таким образом, решение ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР от ДД.ММ.ГГГГ№/ТО/57/3-15 является законным и обоснованным, данным по существу поставленных в обращении вопросов. Истцом не представлено доказательств незаконности решения ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР от ДД.ММ.ГГГГ№.
В судебное заседание административные ответчики - начальник учреждения ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР ЗАВ, ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР не явились, явку представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представлены заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Ранее в судебном заседании представитель административного ответчика ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР СЛЮ исковые требования не признала по доводам, указанным в письменных возражениях, согласно которым Учреждение в своей деятельности руководствуется, в том числе Инструкцией о работе специальных отделов (групп) исправительных колоний, воспитательных колоний и лечебных учреждений, утвержденной Приказом Минюста Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-ДСП. Инструкция является нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, принятым Минюстом в пределах предоставленных полномочий в установленном законом порядке. Раздел IV Инструкции, в котором пункты 36 и 37 определяет порядок ведения личных дел на осужденных. Личное дело является основным учетным документом на осужденного, имеет гриф ограниченного распространения «Для служебного пользования». Учет, ведение и хранение личных дел на осужденных, содержащихся в колониях возложены на сотрудников спецотделов, в связи с чем доступ осужденных и других лиц к материалам дел ограничен. Предоставление личного дела осужденному для ознакомления в полном объеме действующими нормативными актами не предусмотрено. Считает доводы административного истца несостоятельными, поскольку при каждом наложении дисциплинарного взыскания осужденный присутствовал на комиссии и знал результат по каждому дисциплинарному проступку (нарушению).
Суд, выслушав представителя административного ответчика, исследовав представленные в материалах дела доказательства, приходит к выводу, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Таким образом, законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти.
При этом под незаконными являются действия, выходящие за пределы компетенции или должностных полномочий органов и должностных лиц, или же бездействие в случаях, когда соответствующие органы либо лица отказываются от выполнения своих обязанностей.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из системного толкования положений части 2 статьи 62, части 9 статьи 226, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав и свобод заявителя.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела:
ДД.ММ.ГГГГКРН обратился к начальнику ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР с заявлением о предоставлении и ознакомлении его с личным делом в части наложения взысканий. Данное заявление поступило в ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ врио начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР ЗАВ дан ответ №/ТО/57/3-15 на обращение, согласно которому разъяснено, что в исполнении требований нормативных актов, регулирующих деятельность отделов специального учета, сотрудники спецотдела знакомят осужденного с содержанием судебных решений (приговоров, определений, постановлений), характеристик, находящихся в его личном деле путем прочтения вслух. Осужденному разрешается делать выписки. Ознакомление с другими документами личного дела, в том числе с наложенными взысканиями на осужденного, Инструкцией о работе специальных отделов (групп) исправительных колоний, воспитательных колоний и лечебных исправительных учреждений не предусмотрено. Материалы нарушений и поощрений являются документами дисциплинарной практики и не входят в перечень документов, относящихся к судебным.
Часть 3 статьи 55 Конституции РФ допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в виде лишения свободы и сопряженных с ним иных ограничений.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим).
Частью 1 ст. 12 УИК РФ предусмотрено, что осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.
Перечень документов, подлежащих вручению осужденному, а также право на получение им соответствующей информации установлены нормами Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации, а также ст. 12 УИК РФ, которыми право указанного лица на получение каких-либо документов из личных дел не предусмотрено.
Пунктами 1.2, 1.5 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1233, к служебной информации ограниченного распространения отнесены несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью, а также поступившая в организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами. Руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного органа управления использованием атомной энергии, уполномоченного органа по космической деятельности в пределах своей компетенции определяет категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения.
Согласно пункту 3 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, к сведениям конфиденциального характера относятся служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).
В целях обеспечения организации деятельности учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, в соответствии с УК РФ и УИК РФ приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-дсп утверждена Инструкция о работе специальных отделов (групп) исправительных колоний, воспитательных колоний и лечебно-исправительных учреждений (далее по тексту также - Инструкция), которая регламентирует деятельность специальных отделов (групп) по вопросам приёма, учёта, перемещения осужденных к лишению свободы, освобождения их из колонии, а также по другим вопросам, связанным с исполнением судебных решений в отношении указанных лиц.
Раздел IV Инструкции предусматривает ведение личных дел на осужденных. Сотрудники (работники) спецотделов несут персональную ответственность за сохранность личных дел осужденных. При необходимости работники спецотдела знакомят осужденного с содержанием имеющихся в личном деле документов. Инструкция устанавливает порядок ознакомления осужденного с такими документами.
Согласно пункту 23 вышеназванной Инструкции основным учетным документом на осужденного является его личное дело, которое имеет гриф ограниченного распространения «для служебного пользования».
Согласно параграфам 36-37 Инструкции о работе специальных отделов (групп) исправительных колоний, воспитательных колоний и лечебных учреждений, утвержденной Приказом Минюста Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-ДСП, спецотделом колонии личные дела на осужденных направляются по запросам прокуратуры и суда. По просьбам других органов и учреждений личные дела могут быть высланы службой спецучета с разрешения руководителей территориальных органов уголовно-исполнительной системы. При необходимости работники спецотдела знакомят осужденного с содержанием имеющихся в личном деле на него копиями приговоров, определений, постановлений суда, а также характеристик.
Согласно п. 37 ч. 4 Инструкции работники спецотдела знакомят осужденных с содержанием имеющихся в личном деле на него копий приговоров, определений, постановлений судов, а также характеристик. Ознакомление производится путём прочтения осужденному вслух. По просьбе осужденного ему разрешается делать выписки этих документов под контролем сотрудников спецотдела. Выдача копий документов из личного дела указанной Инструкцией не предусмотрена.
Пунктом 37 Инструкции о работе специальных отделов (групп) исправительных колоний, воспитательных колоний и лечебных исправительных учреждений предусмотрено, что право осужденного на ознакомление только с отдельными документами, находящимися в материалах личного дела (копиями приговоров, определений, постановлений суда, а также характеристик), при этом предоставление личного дела осужденному для ознакомления в полном объеме нормативными актами не предусмотрено.
Данное положение обусловлено тем, что ряд документов, содержащихся в личном деле осужденного, представляют собой служебную тайну в силу пункта 23 вышеназванной Инструкции в системной взаимосвязи его с пунктом 3 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№. Соответственно, ознакомление осужденного с материалами личного дела возможно в той части, которая не отнесена законом к сведениям ограниченного характера (копиями приговоров, определений, постановлений суда, а также характеристик).
В соответствии с частью 1 статьи 226 КАС РФ на административном истце лежит обязанность по доказыванию факта нарушения его прав, свобод и законных интересов.
Учитывая, что достаточных доказательств наступления для административного истца неблагоприятных последствий в результате вынесения оспариваемого решения не представлено, необходимая совокупность, установленная частью 2 статьи 62, частью 9 статьи 226, пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, отсутствует, оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным решения врио начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР от ДД.ММ.ГГГГ№/ТО/57/3-15 не имеется.
Поскольку административным истцом не заявлено исковых требований к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по УР, Федеральной службе исполнения наказаний, оснований для удовлетворения требований к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по УР, Федеральной службе исполнения наказаний о признании решения врио начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР от ДД.ММ.ГГГГ№/ТО/57/3-15 незаконным, о признании действий (бездействия) начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР ЗАВ незаконным, о возложении на обязанности устранить допущенные нарушения, ознакомить с информацией у суда не имеется.
Пунктом 2 части 9 статьи 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
В соответствии со статьей 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1).
Если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась (часть 1.1).
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что срок на обращение в суд, предусмотренный частью 1 статьи 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен, поскольку административное исковое заявление направлено в суд ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения врио начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР от ДД.ММ.ГГГГ№/ТО/57/3-15, требования административного истца о признании незаконным действий (бездействия) начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР ЗАВ, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, ознакомить с информацией подлежат оставлению без удовлетворения.
Основанием для принятия решения суда о признании ответа должностного лица незаконным является одновременное его несоответствие закону, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Доказательств того, что нарушены какие-либо права и законные интересы административного истца оспариваемым ответом, в нарушение ст. 62 КАС РФ административным истцом не представлено, в связи с чем требования административного иска удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования КРН к начальнику учреждения Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №» УФСИН России по УР ЗАВ, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №» УФСИН России по УР, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по УР, Федеральной службе исполнения наказаний о признании решения врио начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР от ДД.ММ.ГГГГ№/ТО/57/3-15 незаконным, о признании действий (бездействия) начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР ЗАВ незаконным, о возложении на обязанности устранить допущенные нарушения, ознакомить с информацией оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья Е.В. Тимофеева