ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-164/20 от 14.10.2020 Дмитровского районного суда (Орловская область)

Дело №2а-164/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дмитровский районный суд Орловской области в составе

председательствующего судьи Власовой Л.В.,

при секретаре Лобеевой В.Н.,

рассмотрев в помещении Дмитровского районного суда Орловской области административное исковое заявление Филипповой Анжелы Ивановны к Горбуновскому сельскому Совету народных депутатов Дмитровского района Орловской области о признании решения -СС, принятого 17 марта 2020 года на 33 заседании Горбуновского сельского Совета народных депутатов, незаконным, возложении обязанности вынести решение о ремонте дороги в <адрес> на основании обращения собрания граждан, признании недействительным протокола и решения собрания, принятые 14 марта 2020 года на встрече граждан <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Филиппова А.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Горбуновскому сельскому Совету народных депутатов Дмитровского района Орловской области о признании решения -СС, принятого ДД.ММ.ГГГГ на 33 заседании Горбуновского сельского Совета народных депутатов, незаконным и возложении обязанности на администрацию Горбуновского сельского поселения вынести решение о ремонте дороги в <адрес>. В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ на 33 заседании Горбуновского сельского Совета народных депутатов было принято решение -СС отремонтировать дорогу, которая идет к церкви и кладбищу <адрес>. Данное решение принято на основании ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». С данным решением она не согласна, так как им нарушены её права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению своих прав и законных интересов. Указывает, что администрация Горбуновского сельского поселения Дмитровского района Орловской области не исполняет возложенные на неё функции по содержанию автомобильных дорог в соответствии с требованиями нормативных актов: ГОСТ Р 50597-2017, а именно: дороги (первая дорога от <адрес>, напротив полигона), проезжая по которой, она и другие жители села ежедневно несут риск повреждения автомобилей, в дождливую погоду проехать там невозможно, а зимой дорогу заметает. Ссылаясь на положения ст. 25 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 15 Устава Горбуновского сельского поселения Дмитровского района Орловской области, полагает, что данные требования законодательства РФ представителями Дмитровского района и Горбуновского сельского поселения соблюдены не были. Таким образом, решение, принятое ДД.ММ.ГГГГ на 33 заседании Горбуновского сельского Совета народных депутатов, является незаконным и подлежит отмене, в связи с чем просит суд обязать администрацию Горбуновского сельского поселения вынести решение о ремонте дороги в <адрес> в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 15 Устава Горбуновского сельского поселения Дмитровского района Орловской области на основании обращения собрания граждан.

В ходе судебного разбирательства административный истец Филиппова А.И. уточнила административные исковые требования, просила суд решение -СС, принятое ДД.ММ.ГГГГ на 33 заседании Горбуновского сельского Совета народных депутатов, признать незаконным и обязать Горбуновский сельский Совет народных депутатов вынести решение о ремонте дороги в <адрес> в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 15 Устава Горбуновского сельского поселения <адрес> на основании обращения собрания граждан, признать недействительным протокол и решение собрания, принятые ДД.ММ.ГГГГ на встрече граждан <адрес>.

В судебном заседании представитель административного истца Филипповой А.И. - Уткин Г.А., действующий на основании доверенности от 27.03.2020, уточненные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Горбуновского сельского Совета народных депутатов - Тимонова М.И., действующая на основании доверенности от 14.09.2020 исковые требования Филипповой А.И. не признала, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В представленных письменных отзывах указала, что ДД.ММ.ГГГГ проводилось не собрание граждан, а их встреча с руководством <адрес>, что явственно следует из протокола этой встречи. Какой-либо нормативный акт, регламентирующий порядок встреч руководства района или сельсовета с гражданами законодательством не предусмотрен. В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ, года -Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 37 названного Закона). Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих, принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения в статью 14 Закона № 131-ФЗ. Из п. 5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции действующей с ДД.ММ.ГГГГ) следует, что к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая содержание и ремонт автомобильных дорог, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу ч.3, 4 ст.14 Закона -Ф3 к вопросам местного значения сельского поселения указанные выше полномочия с ДД.ММ.ГГГГ не относятся.Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в, соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие, вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений. Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих районов. Вместе с тем, Федеральным законом от 23.06.2014 № 165-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 165-ФЗ), было введено дополнение, согласно которому до 1 января 2015 г. сохранено прежнее разграничение полномочий между органами местного самоуправления, муниципальных районов и сельских поселений (ст. 5 Федерального закона № 165-ФЗ). После 1 января 2015 года вопрос сохранения всех или части прежних полномочий за органами местного самоуправления поселений может быть решен либо принятием закона субъекта РФ, закрепляющего за сельскими поселениями все или часть вопросов из числа ранее относившихся к их компетенции и переданных Федеральным законом № 136-ФЗ в ведение муниципальных районов, либо передачей органами местного самоуправления муниципальных районов органам местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, соответствующих полномочий на основе заключенных между ними соглашений (в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 15 Федерального закона -Ф3). Принятие органами местного самоуправления сельских поселений односторонних решений о сохранении за собой полномочий в прежнем или ином объеме недопустимо. Полномочия по дорожной деятельности в отношении ремонта автомобильной дороги в <адрес> не переданы от муниципального района поселению. В силу действующих норм законодательств, с ДД.ММ.ГГГГ полномочия, предусмотренные п.5 ч.1 ст.14 Закона -Ф3, в частности в отношении ремонта автомобильной дороги местного значения в <адрес>, относится к полномочиям администрации Дмитровского района. Ссылаясь на ст.ст. 10,14,15,28, 29 Бюджетного кодекса РФ и ст.12 Конституции РФ, указывает на принцип самостоятельности бюджетов при решении вопросов местного значения. Кроме того, дорога к церкви и кладбищу в <адрес> на настоящий момент практически отремонтирована, осуществлена ее отсыпка кварцитом. Данные работы выполнены за счет МО «<адрес>». Полагает, что поскольку решение Совета народных депутатов Горбуновского сельсовета не являлось и не могло являться основанием для выделения средств на ремонт дороги в <адрес> из бюджета МО «<адрес>», то оно никак не может нарушать чьи-либо права. Отмена либо не отмена данного акта не способна как-либо повлиять на ремонт, строительство или разрушение дороги в <адрес>. Таким образом, считает, что основания для отмены Решения от 17.03.2020г. отсутствуют. Административный ответчик полагает, что административным истцом пропущен срок исковой давности 3 месяца. Иск подан за пределами трехмесячного срока, а именно - ДД.ММ.ГГГГ. Указывает на то обстоятельство, что полевую самонакатанную дорогу, о которой ведет речь истец, нельзя отнести к автомобильной дороге, поскольку она не подпадает под определение дороги, данном в ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", поскольку на ней и под ней отсутствуют какое-либо конструктивные элементы.

Представитель административного ответчика Председатель Горбуновского сельского Совета народных депутатов в лице главы Горбуновского сельского поселения Васюнина М.В., действующая на основании Устава Горбуновского сельского поселения и решения Горбуновского сельского Совета народных депутатов -СС от ДД.ММ.ГГГГ, суду пояснила, что в марте 2020 года ей позвонили из Администрации Дмитровского района Орловской области и попросили организовать встречу жителей <адрес> с <адрес>К.С.А. Данная встреча состоялась ДД.ММ.ГГГГ. На встрече К.С.А. рассказал жителям, что имеется возможность за счет бюджетных средств района сделать одну из грунтовых дорог в <адрес> и поинтересовался, какая из дорог представляет для них больший интерес. Однако мнение жителей разделилось и Глава Дмитровского района предложил разрешить этот вопрос Горбуновскому сельскому Совету народных депутатов на ближайшей сессии, чтобы администрация <адрес> могла учесть его при принятии окончательного решения. Несмотря на то, что на 33 заседании Горбуновского сельского Совета народных депутатов было принято решение -СС отремонтировать дорогу, которая идет к церкви и кладбищу <адрес>, оно не было обнародовано, т.к. не является обязательным и подлежащим исполнению, и не обладает признаками нормативного акта, поскольку это была лишь форма выражения мнения по просьбе главы Дмитровского района. Соответственно, нет оснований для признания обжалуемого решения незаконным. Учитывая, что ведение протокола встречи ничем не предусмотрено, так же как и не регламентирован законодательно порядок проведения встреч, то никаких решений в письменной форме не выносилось, следовательно, оснований для признания недействительными протокола встречи граждан <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и решения, якобы принятого на этой встрече не имеется.

Суд, выслушав объяснения административного истца, его представителя, представителя административного ответчика, допросив свидетеля, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу положений ст. ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу положений части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа местного самоуправления суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа на принятие оспариваемого решения; порядок и основания для принятия оспариваемого решения; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством является не только установление нарушение закона, допущенное государственным органом, но и наличие последствий, которые свидетельствовали бы о нарушении прав истца. Требования истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействиями) его прав и законных интересов.

Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями органа местного самоуправления, возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч.11 ст.226 КАС РФ).

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Структура, порядок образования, полномочия и организация деятельности органов местного самоуправления регулируется 6 главой Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее федеральный закон №131-ФЗ).

Согласно статье 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1). Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ст. 14 того же Закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения не относится к вопросам местного значения сельского поселения. Данные вопросы на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. Данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В соответствии с ч.2 ст. 14.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления городского, сельского поселения вправе решать вопросы, указанные вчасти 1настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии состатьей 19настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Уставом Горбуновского сельского поселения Дмитровского района Орловской области, в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ, установлено, что Горбуновский Совет народных депутатов входит в структуру органов местного самоуправления (статья 19) и состоит из 10 депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (статья 21).

Согласно п.3 ст. 20 Устава Совет обладает правами юридического лица, имеет обособленное имущество, собственные источники финансирования из местного бюджета, имеет гербовую печать.

Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц, осуществления территориального общественного самоуправления на территории сельского поселения могут проводиться собрания граждан. Собрания граждан проводятся по инициативе населения сельского поселения, сельского Совета народных депутатов, а также в случаях предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления (п.1,2 ст.15 Устава).

Согласно ст. 7 Устава Горбуновского сельского поселения Дмитровского района Орловской области формами участия населения в решении вопросов местного значения являются: 1) местный референдум; 2) муниципальные выборы; 3) голосование по отзыву депутата, главы сельского поселения, голосование по вопросам изменения границ поселения, преобразования поселения; 4) правотворческая инициатива граждан; 5) публичные слушания; 6) собрание граждан; 7) конференция граждан (собрание делегатов); 8) опрос граждан; 9) обращение граждан в органы местного самоуправления; 10) территориальное общественное самоуправление; 11) другие формы осуществления населением местного самоуправления и участие в его осуществлении.

В силу ст. 18 Устава наряду с предусмотренными законом и настоящим Уставом формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении, граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в сельском поселении в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам Орловской области.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ состоялась встреча граждан – жителей <адрес> с главой <адрес>К.С.А. и его заместителем К.С.С. по вопросу ремонта грунтовых дорог. Инициатором данной встречи являлся глава <адрес> - К.С.А. В ходе проведенной встречи глава <адрес> общался с жителями <адрес> и довел до них информацию о том, что у муниципального образования – <адрес> имеется возможность провести ремонт дороги в пределах населенного пункта <адрес> за счет средств областного бюджета и средств бюджета <адрес>, в рамках программы «Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения и улично-дорожной сети на территории Дмитровского района Орловской области» на 2020 год и выслушал граждан о том, какую, по их мнению, дорогу необходимо отремонтировать. Никаких решений в рамках данной встречи не принималось. Данные обстоятельства не оспаривались сторонами в ходе судебного заседания.

Принимая во внимание, что на встрече граждан <адрес>ДД.ММ.ГГГГ мнения жителей разделились, глава района К.С.А. попросил вынести вопрос о выборе дороги, подлежащей ремонту в <адрес> на рассмотрение Горбуновского сельского Совета народных депутатов. Об этом свидетельствуют показания председателя Горбуновского сельского Совета народных депутатов и ответы администрации <адрес> за подписью главы района К.С.А. от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 9 Устава муниципального образования Дмитровский муниципальный район Орловской области, имеющейся в свободном доступе сети Интернет на официальном сайте администрации Дмитровского района Орловской области, формами участия населения в решении вопросов местного значения являются: 1) местный референдум; 2) правотворческая инициатива граждан; 3) голосование по отзыву главы района, по вопросам изменения границ района, преобразования района; 4) публичные слушания; 5) собрание граждан; 6) конференция граждан (собрание делегатов); 7) опрос граждан; 8) обращение граждан в органы местного самоуправления; 9) другие формы, не противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам и законам Орловской области.

Исходя из вышеуказанного, суд приходит к выводу, что проведенная 14.03.2020 встреча является одной из форм участия населения в решении вопросов местного значения, что не противоречит ни Конституции Российской Федерации, ни федеральным законам, ни законам Орловской области.Учитывая, что порядок проведения встреч нормативно не регламентирован, следовательно, обязательное ведение протокола встречи ничем не предусмотрено.

Довод административного истца о том, что с участием главы Дмитровского района Орловской области проводилось собрание граждан, а не встреча, не подтверждается ни материалами дела, ни показаниями сторон и допрошенного свидетеля Мигуновой Е.А., которая показала, что на встрече не избирался председательствующий и секретарь, не проверялся кворум, не проводилось голосование, не велся протокол и не принималось никаких решений.

Следовательно, требования административного истца о признании протокола собрания от 14.03.2020 и решения собрания граждан от 14.03.2020 являются необоснованными.

17 марта 2020 года Горбуновским Советом народных депутатов Дмитровского района Орловской области на 33 заседании было принято решение -СС, согласно которому было решено отремонтировать дорогу, которая идет к церкви и кладбищу.

Вместе с тем, как указано выше, полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения относятся к вопросам местного значения муниципального района, т.е. <адрес>.

Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с БюджетнымкодексомРоссийской Федерации (часть 4 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Осуществление безопасности в областидорожногодвижения осуществляется органами местного самоуправления, в частности, посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасностидорожногодвижения, которые в силу ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ «Обезопасностидорожногодвижения» являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В силу пункта 4 статьи 6 Закона «Обезопасностидорожногодвижения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельнорешаютвопросы обеспечения безопасностидорожногодвижения.

Судом установлено, что отдельные полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения, обеспечение безопасности дорожного движения на них, муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации Дмитровским районом Орловской области Горбуновскому сельскому поселению Дмитровского района Орловской области переданы не были.

Согласно письму администрации Дмитровского района Орловской области от от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Тимоновой М.И., ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> состоялась встреча граждан с участием главы администрации <адрес>К.С.А., главы администрации Горбуновского сельского поселения Васюниной М.В., заместителя главы администрации <адрес>К.С.С. по вопросу грунтовых дорог в <адрес>. В связи с отсутствием единого мнения, было принято решение об отнесении данного вопроса на обсуждение Горбуновского сельского Совета народных депутатов, по итогам которого ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о ремонте дороги в <адрес>, ведущей от церкви и кладбищу. Данная дорога внесена в программу «Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения и улично-дорожной сети на территории Дмитровского района Орловской области» на 2020 год.

Из сообщения администрации Дмитровского района Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда следует, что решением администрации Дмитровского района Орловкой области, дорога местного значения, расположенная в <адрес> (от бетонной дороги до <адрес>) внесена в программу «Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения и улично-дорожной сети на территории Дмитровского района Орловской области» на 2020 год. Ремонт данной дороги производится на счет средств областного бюджета и средств бюджета <адрес>.

При таких обстоятельствах и, учитывая, что ремонт дороги в <адрес> осуществлялся за счет средств областного бюджета и средств бюджета Дмитровского района Орловской области, т.е. за счет межбюджетных трансфертов, то орган местного самоуправления - Собрание депутатов Горбуновского сельского поселения <адрес> не являлся органом, уполномоченным на разрешение вопроса ремонта дороги в <адрес> и соответственно, на издание оспариваемого акта по осуществлению дорожной деятельности, поскольку принятие такого решения в данном случае отнесено к компетенции Дмитровского района Орловской области, который в силу указанного выше закона наделен такими полномочиями.

Соответственно, принятие Советом народных депутатов Горбуновского сельского поселения решения по вопросу, не относящемуся к его компетенции, не может повлечь никаких правовых последствий, в том числе, нарушить права административного истца.

Между тем, законность принятого администрацией Дмитровского района Орловской области решения о внесении дороги местного значения, расположенной в <адрес> (от бетонной дороги до <адрес>) в программу «Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения и улично-дорожной сети на территории Дмитровского района Орловской области» на 2020 год, суд в данном случае не проверяет, поскольку указанное решение администрации Дмитровского района Орловской области не обжаловано.

В силу приведённых положений закона, муниципальное образование - Дмитровский район Орловской областисамостоятельно принимает решение о ремонте дорог, находящихся на территории муниципального образования.

Соблюдение органом местного самоуправления последовательности запланированных действий по поэтапному осуществлению дорожного строительства в населенных пунктах с учетом очередности такого обеспечения отдельных территорий в границах сельского поселения и муниципального района согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Таким образом, доводы административного истца Филипповой А.И. о том, что нарушены ее права и интересы, являются несостоятельными в силу вышеизложенных норм права.

Довод административного ответчика о пропуске срока обращения в суд считает несостоятельным, поскольку о принятом решении Горбуновского Совета народных депутатов Дмитровского района Орловской области от 17.03.2020 истица узнала перед обращением с иском в суд и до того, как данное решение было опубликовано на официальном сайте администрации Горбуновского сельского поселения, что не оспаривалось представителем административного ответчика.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом Филипповой А.И. административных исковых требований, поскольку совокупность условий, необходимая для признания незаконным оспариваемого решения-СС, принятого 17 марта 2020 года на 33 заседании Горбуновского сельского Совета народных депутатов, отсутствует.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 226, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Филипповой Анжелы Ивановны к Горбуновскому сельскому Совету народных депутатов Дмитровского района Орловской области о признании решения -СС, принятого 17 марта 2020 года на 33 заседании Горбуновского сельского Совета народных депутатов, незаконным, возложении обязанности вынести решение о ремонте дороги в с. Морево на основании обращения собрания граждан, признании недействительным протокола и решения собрания, принятые 14 марта 2020 года на встрече граждан <адрес> отказать.

Меры предварительной защиты о приостановлении исполнения решения -СС, принятого 17 марта 2020 года на 33 заседании Горбуновского сельского Совета народных депутатов, отменить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Дмитровский районный суд Орловской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – 27 октября 2020 года.

Судья Л.В. Власова

Дело №2а-164/2020