ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-165/2022 от 17.01.2022 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 января 2022 года город Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Сучилиной А.А., при секретаре судебного заседания Супруновой А.В. ,

с участием представителя административного истца Столбовой Ю.В. , действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представившей диплом о высшем юридическом образовании ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет» КР от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-165/2022 по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Иркутской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации к Кредитному потребительскому кооперативу «ФОРТУНА», Попова Е.Н. , Андрианова Ю.Н. , Приклонскому К.С. , Беклемышева Э.А. , Приклонской Н.В. , Обществу с ограниченной ответственностью «ХЕЛП ФИНАНС», Обществу с ограниченной ответственностью «КРЕДИТ ЕВРАЗИЯ ЦЕНТР» о принятии решения о ликвидации, возложении обязанности произвести необходимые действия, связанные с ликвидацией,

УСТАНОВИЛ:

Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения по Иркутской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации обратился в суд с административным исковым заявлением к Кредитному потребительскому кооперативу «ФОРТУНА», Попова Е.Н. , Андрианова Ю.Н. , Приклонскому К.С. , Беклемышева Э.А. , Приклонской Н.В. , Обществу с ограниченной ответственностью «ХЕЛП ФИНАНС», Обществу с ограниченной ответственностью «КРЕДИТ ЕВРАЗИЯ ЦЕНТР», в котором просит принять решение о ликвидации Кредитного потребительского кооператива «ФОРТУНА» (зарегистрирован 15.04.2009, ОГРН 1090327004470, ИНН 0326484269) за нарушение требований Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»; обязать Кредитный потребительский кооператив «ФОРТУНА» произвести все необходимые действия, связанные с его ликвидацией, в шестимесячный срок, возложить на учредителей, указанных в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания членов (пайщиков) кредитного потребительского кооператива, обязанность по осуществлению ликвидации юридического лица.

Административные исковые требования мотивированы тем, что Кредитный потребительский кооператив «ФОРТУНА» (далее по тексту - КПК «ФОРТУНА», кооператив) зарегистрирован 15.04.2009 (ОГРН 1090327004470, ИНН 0326484269) и в настоящее время является действующим юридическим лицом. В случае если кредитный потребительский кооператив не является членом саморегулируемой организации, то он подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию Банка России на основании подпункта «г» пункта 9 части 3 статьи 5 Закона «О кредитной кооперации». Банком России при осуществлении функций по контролю и надзору за кредитными потребительскими кооперативами проведен мониторинг официальных сайтов саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка (далее по тексту - СРО) в сети «Интернет» на предмет вступления КПК «ФОРТУНА» в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы. В результате мониторинга установлено, что членство КПК «ФОРТУНА» в саморегулируемой организации прекращено 24.03.2021 по причине исключения кооператива из саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, Ассоциации «Саморегулируемая организация кредитных потребительских кооперативов «Кооперативные Финансы» (ОГРН 1107799013002). Соответственно предельный срок вступления КПК «ФОРТУНА» в другую СРО - 22.06.2021. Учитывая изложенное, Банком России в лице Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации в адрес КПК «ФОРТУНА» через личный кабинет направлялся запрос о необходимости вступления в СРО (от ДД.ММ.ГГГГ № Т6-16/14054). По результатам проведения контрольного мониторинга официальных сайтов саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка в сети «Интернет» Банком России установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ КПК «ФОРТУНА» не является членом ни одной из саморегулируемых организаций, входящих в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка. Данный факт подтверждается актом о невступлении Кредитного потребительского кооператива «ФОРТУНА» в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Федерального закона № 190-ФЗ кредитные кооперативы, общее число членов которых превышает три тысячи физических и (или) юридических лиц, кредитные кооперативы второго уровня, а также кредитные кооперативы, не вступившие в члены саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, обязаны составлять и представлять в Банк России отчетность и иные документы и информацию, установленные Федеральным законом № 190-ФЗ, другими федеральными законами и нормативными актами Банка России. Банком России установлен факт неисполнения кооперативом обязанности по предоставлению отчета по форме ОКУД 0420820 «Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива» за полугодие 2021 года, в соответствии с указанием Банка России от 18.11.2019 № 5318-У «О формах, сроках и порядке составления и порядке составления и предоставления в Банк России документов, содержащих отчеты кредитного потребительского кооператива», а также в нарушение пункта 6 части 3 статьи 5 Федерального закона № 190-ФЗ КПК «ФОРТУНА» не исполнен запрос Банк России от ДД.ММ.ГГГГ № Т6-16/14054. В целях принятия мер надзорного реагирования Банком России в адрес КПК «ФОРТУНА» посредством личного кабинета направлялись предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. Запрашиваемая информация, указанная в предписаниях, КПК «ФОРТУНА» не представлена. В соответствии с этим Банком России направлялись уведомления о неисполнении предписания Банка России в адрес КПК «ФОРТУНА» (от ДД.ММ.ГГГГ № Т6-16/25091 и от ДД.ММ.ГГГГ № Т128-99-2/21380). В настоящее время соответствующие предписания КПК «ФОРТУНА» не исполнены. Указанный факт подтверждается актом о неисполнении КПК «ФОРТУНА» предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ВН-6 Таким образом, нарушение КПК «ФОРТУНА» требований, установленных статьями 5, 35 Федерального закона № 190-ФЗ, в существенной мере способствует реализации риска нарушения прав и законных интересов граждан. На основании вышеизложенного Отделение Иркутск полагает что, КПК «ФОРТУНА» грубо нарушает требования законодательства Российской Федерации о кредитных потребительских кооперативах в части не вступления в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, непредставления сведений в ФИО4 о своей деятельности, неисполнения предписаний и запросов Банка России, препятствует надлежащему осуществлению Банком России возложенных на него законом функций контроля и надзора за деятельностью некредитных финансовых организаций, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, что в соответствии с пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием для ликвидации юридического лица. В соответствии с протоколом общего собрания членов (пайщиков) от ДД.ММ.ГГГГ, представленным МИФНС России № 17 по Иркутской области по запросу Банка России, в качестве административных ответчиков определены учредители КПК «ФОРТУНА»: Попова Е.Н. (Прудникова Е.Н. ) Е.Н., Андрианова Ю.Н. , Приклонский К.С. , Беклемышева Э.А. , Приклонской Н.В. , ООО «Хэлп Финанс», ООО «Кредит Евразия Центр».

В судебном заседании представитель административного истца Столбова Ю.В. на удовлетворении заявленных административных исковых требований настаивала по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Административные ответчики Беклемышева Э.А. , Андрианова Ю.Н. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представили письменные возражения на административное исковое заявление, в которых просили административное исковое требование в части возложения на них обязанности по ликвидации кооператива оставить без удовлетворения, мотивируя тем, что в настоящий момент они не являются членами (пайщиками) данного кооператива.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, их явка в судебное заседание не является обязательной. Представителем заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 17 по Иркутской области направлено ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя инспекции.

При решении вопроса о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся участников процесса суд учитывает следующее.

В силу требований части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) лица, участвующие в деле, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

По смыслу положений пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (пункт 1 статьи 20 ГК РФ), сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.

При изложенных выше обстоятельствах, с учетом требований приведенных правовых норм местом жительства административных ответчиков в период рассмотрения дела судом являлись адреса места жительства, указанные в учредительных документах юридического лица, которые административные ответчики при создании юридического лица самостоятельно предоставляли в регистрирующий орган, куда и были направлены судебные извещения.

Информация о наличии в производстве суда настоящего иска и о дате судебного заседания в соответствии с частью 7 статьи 96 КАС РФ была размещена на сайте Кировского районного суда г. Иркутска.

В пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.

В силу положений статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед законом и судом, неявка лица в суд по указанным основаниям есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе в реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.

Поскольку имеющиеся в материалах административного дела адреса административных ответчиков являются единственными известными суду, суд полагает, что предприняты все необходимые меры для извещения ответчиков о дате, времени и месте рассмотрения дела. Доказательств, безусловно свидетельствующих об отсутствии возможности получить судебные извещения, административными ответчиками не представлено.

При таких обстоятельствах с учетом положений статей 96, 98, 101, 102 КАС РФ, пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, пунктов 63, 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Как следует из статьи 49 ГК РФ, юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

В силу требований пункта 3 статьи 50, пункта 1 статьи 123.2 ГК РФ, потребительский кооператив является некоммерческой корпоративной организацией, представляющей собой основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

В соответствии с частью 1 статьи 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.

Согласно статье 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее по тексту - Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ) Центральный банк Российской Федерации является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами. К некредитным организациям в силу указанной статьи относятся, в том числе, кредитные потребительские кооперативы.

В части 1 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее по тексту - Федеральный закон от 18.07.2009 № 190-ФЗ) предусмотрено, что регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России.

В соответствии с Приложением 2 к распоряжению Банка России от 05.06.2014 № Р-462 «О распределении обязанностей по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации саморегулируемыми организациями кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовыми организациями, кредитными потребительскими кооперативами, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, жилищными накопительными кооперативами в Банке России» Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Новосибирской области (ГУ Банка России по Новосибирской области), в состав которого входит Отделение по Иркутской области, осуществляет деятельность по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации кредитными потребительскими кооперативами, находящимися на территории Иркутской области. Указанное Распоряжение находится в общем доступе в справочных правовых системах, опубликовано в издании Вестник Банка России от 20.06.2014 № 58.

В силу требований части 4 статьи 35 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ кредитный кооператив, обязанный быть членом саморегулируемой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти в случае нарушения положений части 3 статьи 35 указанного закона.

Согласно пункту 8 части 2 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обращается в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях, предусмотренных законом.

В силу положений статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

Судом установлено и следует из материалов административного дела, что 15.04.2009 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области зарегистрирован Кредитный потребительский кооператив «ФОРТУНА», основной государственный регистрационный номер 1090327004470, ИНН 0326484269.

Согласно части 1 статьи 35 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ саморегулирование деятельности кредитных кооперативов осуществляется на условиях их объединения в саморегулируемые организации кредитных кооперативов, создаваемые в целях регулирования и контроля деятельности кредитных кооперативов, являющихся их членами, а также в целях представления и защиты интересов членов саморегулируемых организаций.

В соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, обязаны вступить в саморегулируемую организацию в течение трех месяцев со дня создания кредитных кооперативов. Следовательно, обязанность по вступлению в саморегулируемую организацию распространяется на все кредитные кооперативы, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие деятельность по организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков), кроме кредитных кооперативов второго уровня. До вступления в саморегулируемую организацию кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков).

В соответствии с информационным сообщением Министерства финансов Российской Федерации от 08.08.2011 «По вопросу вступления кредитных потребительских кооперативов в саморегулируемую организацию» кредитные кооперативы, нарушающие требования части 3 статьи 35 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ, подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти, в данном случае - по требованию Банка России.

Государственный реестр саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов размещен на сайте Банка России (www.cbr.ru).

Установлено, что Банком России при осуществлении функций по контролю и надзору за кредитными потребительскими кооперативами проведен мониторинг официальных сайтов саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка в сети «Интернет» на предмет вступления КПК «ФОРТУНА» в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы.

В результате мониторинга установлено, что членство КПК «ФОРТУНА» в саморегулируемой организации прекращено по причине исключения кооператива из саморегулируемой организации в сфере финансового рынка Ассоциации «Саморегулируемая организация кредитных кооперативов «Кооперативные Финансы» с 24.03.2021.

Соответственно КПК «ФОРТУНА» обязан был вступить в другую СРО не позднее 22.06.2021.

По результатам проведения контрольного мониторинга официальных сайтов саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка в сети «Интернет» Банком России установлено, что по состоянию на 09.09.2021 КПК «ФОРТУНА» не является членом ни одной из саморегулируемых организаций, входящих в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка.

Данный факт подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ о невступлении Кредитного потребительского кооператива «ФОРТУНА» в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы.

Кроме того, Сибирским главным управлением Центрального банка Российской Федерации установлены факты неисполнения кооперативом обязанности по предоставлению отчетов о деятельности кредитного потребительского кооператива за полугодие 2021 года, предусмотренной Указанием Банка России от 18.11.2019 № 5318-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчеты кредитного потребительского кооператива», предписаний об устранении нарушений законодательства, что является нарушением требований пункта 6 части 3 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ.

Данный факт подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ о неисполнении Кредитным потребительским кооперативом «ФОРТУНА» предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.

Нарушение КПК «ФОРТУНА» требований статей 5, 35 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ способствует возникновению рисков нарушения прав и законных интересов граждан.

Установлено, что КПК «ФОРТУНА» нарушает требования законодательства Российской Федерации о кредитных потребительских кооперативах в части невступления в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, непредставления сведений в Банк России о своей деятельности и неисполнения предписаний и запросов Банка России.

Следовательно, деятельность КПК «ФОРТУНА» нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, что является основанием для ликвидации данного юридического лица.

Каких-либо доказательств, подтверждающих выполнение требований части 3 статьи 35 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ, в части вступления в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, а также подтверждающих факт исполнения КПК «ФОРТУНА» предписаний Банка России от 30.06.2021 № от 26.07.2021 № , кооперативом не представлено.

Учитывая установленные судом обстоятельства, а также то, что КПК «ФОРТУНА» не разрешил вопрос о членстве в саморегулируемой организации, не исполнил требования предписаний, исковые требования подлежат удовлетворению.

В силу положений пункта 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно пункту 3 статьи 61 ГК РФ требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

С учетом приведенных норм права, а также установленных обстоятельств, принимая во внимание длительный период неисполнения ответчиком обязанности по вступлению в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, суд приходит к выводу о наличии грубых нарушений закона со стороны КПК «ФОРТУНА».

Согласно пункту 1 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом (пункт 3 статьи 62 ГК РФ).

Как следует из статьи 63 ГК РФ, ликвидационная комиссия, в том числе принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица; составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения; составляет ликвидационный баланс после завершения расчетов с кредиторами.

В соответствии с пунктом 5 статьи 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62 ГК РФ) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62 ГК РФ).

Согласно статьям 1, 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» доказательством включения гражданина в состав учредителей юридического лица является внесение соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц.

Для государственной регистрации ликвидации юридического лица необходимо прохождение процедуры ликвидации юридического лица в соответствии с требованиями статей 62 - 64 ГК РФ.

Прохождение указанной процедуры возможно путем возложения обязанности прохождения процедуры ликвидации на учредителей КПК «ФОРТУНА» и выполнения следующих необходимых действий, связанных с его ликвидацией: назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом; поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о ликвидации кооператива, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации; принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации кооператива; после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационной комиссии составить и утвердить промежуточный ликвидационный баланс со сведениями о составе имущества кооператива, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения; при недостаточности у кооператива денежных средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационной комиссии осуществить продажу имущества кооператива с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений; ликвидационной комиссии произвести выплату денежных средств кредиторам кооператива в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса; после завершения расчетов с кредиторами ликвидационной комиссии составить и утвердить ликвидационный баланс; ликвидационной комиссии завершить ликвидацию кооператива внесением об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно протоколу общего собрания членов (пайщиков) КПК «ФОРТУНА» от ДД.ММ.ГГГГ и приложенному к нему списку пайщиков, представленным МИФНС России № 17 по Иркутской области, пайщиками КПК «ФОРТУНА» являются: Прудникова Е.Н. , Приклонский К.С. , ООО «Кредит Евразия Центр», ООО «Хэлп Финанс», Андрианова Ю.Н. , Беклемышева Э.А. , Приклонской Н.В. , в связи с чем, на указанных лиц надлежит возложить обязанность осуществить действия по ликвидации названного кооператива.

В силу требований части 1 статьи 92 КАС РФ процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные настоящим Кодексом, в случае, если процессуальные сроки не установлены настоящим кодексом, они назначаются судом, суд должен устанавливать процессуальные сроки с учетом принципа разумности.

Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ после принятия решения о ликвидации кредитного кооператива этот кредитный кооператив не вправе осуществлять прием новых членов, привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и предоставлять займы. Члены кредитного кооператива (пайщики) обязаны исполнить свои обязательства перед кредитным кооперативом в сроки, установленные общим собранием членов кредитного кооператива (пайщиков), а в случае ликвидации кредитного кооператива по решению суда - в срок, установленный судом.

С учетом того, что юридическое лицо является действующим, суд полагает, что срок, заявленный административным истцом для производства учредителями КПК «ФОРТУНА» необходимых действий, направленных на ликвидацию данного юридического лица, является разумным.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, учитывая, что доказательств, подтверждающих факт нахождения кооператива в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, исполнения требований предписаний, на момент рассмотрения заявленных требований в нарушение положений Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» административными ответчиками не представлено, суд находит заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Иркутской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации - удовлетворить.

Ликвидировать Кредитный потребительский кооператив «ФОРТУНА», расположенный по адресу: 664011, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, д. 30, офис 2, ОГРН 1090327004470, ИНН 0326484269.

Обязать Кредитный потребительский кооператив «ФОРТУНА», учредителей Кредитного потребительского кооператива «ФОРТУНА», указанных в протоколе от 25.03.2020 № 1 общего собрания членов (пайщиков) кредитного потребительского кооператива, произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией Кредитного потребительского кооператива «ФОРТУНА», в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий А.А. Сучилина

Решение в окончательной форме принято 24.01.2022.