РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г. Тула
Центральный районный суд г Тулы в составе:
председательствующего судьи Голубевой Ю.В.,
при секретаре Кулаковой Ю.С.,
с участием представителя административного истца Тульского природоохранного прокурора – помощника Тульского природоохранного прокурора Кудиновой И.Ю.; представителя административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области по доверенности Молчановой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску Тульского природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, к министерству природных ресурсов и экологии Тульской области о признании бездействия в части непринятия мер по установлению границ природоохранный зоны и границы прибрежной защитной полосы водного объекта ручья без названия и расположенного на нем руслового пруда, определению местоположения береговой линии и не направлении необходимых сведений для внесения их в государственный кадастр недвижимости незаконными, и обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
Тульский природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с административным иском к министерству природных ресурсов и экологии Тульской области, в котором с учетом последующих уточнений, просил суд обязать министерство природных ресурсов и экологии Тульской области установить границы водоохраной зоны, границы прибрежной защитной полосы водного объекта ручья без названия и расположенного на нем руслового пруда в районе д. Вородуново, определить местоположение береговой линии (границы водного объекта), направить необходимые сведения в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что Тульской природоохранной прокуратурой проведена контрольная проверка по обращению ФИО и других жителей <адрес> о нарушении законодательства об охране окружающей среды и природопользования, земельного и водного законодательства ФИО1 при возведении строения на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 2.<данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ выездом на место с привлечением специалистов Тульского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное управление по метеорологии и мониторингу окружающей среды», установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в <адрес>, расположен вблизи водоема, представляющего собой пруд, созданный на ручье без названия за счет земляной насыпи, то есть пруд не обособлен и не изолирован от других водных объектов, имеющий поверхностную гидравлическую связь, характеризующуюся движением воды в направлении уклона в углублении земной поверхности.
Согласно информации Московско-Окского бассейнового водного управления сведения о водном объекте – пруде на ручье без названия, а также о водном объекте – ручье без названия в районе д. <адрес> не внесены в базу данных автоматизированной информационной системы государственного водного реестра.
По информации филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в ЕГРН сведения о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта – пруда на ручье без названия, водного объекта – ручья без названия в районе <адрес>, а также сведения об установлении местоположения береговой линии (границе водного объекта) указанных водных объектов отсутствуют.
Таким образом, в ходе проверки установлено, что министерством природных ресурсов и экологии Тульской области границы водоохраной зоны и границы прибрежной защитной полосы водного объекта ручья без названия и расположенного на нем руслового пруда в районе <адрес> не установлены, а местоположение береговой линии (границы водного объекта) не определено, необходимые сведения в государственный кадастр недвижимости не направлены, что препятствует привлечению виновных лиц к соответствующей административной ответственности за нарушения специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта и в его водоохраной зоне, а также способствует формированию земельных участков с нарушением требований действующего законодательства.
Ненадлежащее исполнение водного законодательства нарушает права Российской Федерации как собственника водного объекта бездействие должностных лиц министерства природных ресурсов и экологии Тульской области препятствует привлечению виновных лиц к соответствующей административной ответственности за нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта и в его водоохраной зоне, а также способствует формированию земельных участков с нарушением требований действующего законодательства.
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ Тульским природоохранным прокурором на основании ст. 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» министру природных ресурсов и экологии Тульской области внесено представление об устранении нарушений закона. Данное представление рассмотрено и удовлетворено.
При проведении контрольной проверки исполнения водного законодательства в ДД.ММ.ГГГГ установлено, что министерством природных ресурсов и экологии Тульской области границы водоохраной зоны и границы прибрежной защитной полосы водного объекта ручья без названия и расположенного на нем руслового пруда в районе <адрес> не установлены, а местоположение береговой линии (границы водного объекта) не определено, необходимые сведения в государственный кадастр недвижимости не направлены, то есть нарушения закона, выявленные в ходе ранее проведенной проверки не устранены.
Бездействие органа исполнительной власти препятствует привлечению виновных лиц к соответствующей административной ответственности за нарушения специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта и в его водоохраной зоне, а также способствует формированию земельных участков с нарушением требований действующего законодательства, чем нарушаются права Российской Федерации как собственника водного объекта. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим административным иском в соответствии с положениями ст. 39 КАС РФ.
Определением судьи <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное агентство водных ресурсов Московско-Окского бассейнового водного управления.
Определением судьи <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Тульской области, Федеральное агентство водных ресурсов.
Определением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Представитель административного истца помощник Тульского природоохранного прокурора Тульской области Кудинова И.Ю. в судебном заседании поддержала заявленные требования с учетом их уточнения по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика – министерства природных ресурсов и экологии Тульской области по доверенности Молчанова Е.М. не согласилась с заявленными требованиями, в письменных возражениях указала, что министерством природных ресурсов и экологии Тульской области в ходе исполнения переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений в соответствии со ст. 26 Водного кодекса РФ и предоставления водных объектов в пользование на основании договоров водопользования и решений о предоставлении водного объекта в пользование, право пользования водным объектом – ручья без названия и расположенным на нем русловым прудом в районе <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не предоставлялось. Так как водный объект – ручей без названия и расположенный на нем русловый пруд в районе <адрес> не используется для целей в соответствии со ст. 11 Водного кодекса РФ, то он не является источником питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; не испытывает наибольшее антропогенное влияние объектов жилищно-коммунального хозяйства, промышленности, сельского хозяйства; не является объектом рекреационного назначения. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных ч. 2 ст. 8 ВК РФ. Исходя из системного толкования положений ст.ст. 1, 5, 8 ВК РФ в собственности физических и юридических лиц могут находится только пруды (состоящие из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии), обладающие признаками изолированности и обособленности от других поверхностных водных объектов, то есть не имеющие гидравлической связи с иными водными объектами. Если пруд не обособлен и не изолирован от других поверхностных водных объектов и имеет с ними гидравлическую связь, он относится к собственности Российской Федерации, в том числе в случае, когда пруд образован на водотоке (реке, ручье, канале с помощью водонапорного сооружения). Министерство осуществляет переданные федеральные полномочия по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Тульской области, за счет средств федерального бюджета. В связи с ограниченностью доведенных лимитов субвенций, выделяемых на переданные полномочия, министерством в первую очередь выполняются приоритетные мероприятия по охране водных объектов и их частей на крупных водных объектах Тульской области и их притоках 1 и 2 порядка. Выделение бюджетных средств в виде субвенций и их распределение на цели осуществления природоохранных мероприятий в отношении ручья без названия и расположенного на нем пруда в д. Вородуново Федеральным агентством водных ресурсов, как главным распорядителем бюджетных средств, не осуществлялось. Схемы речных бассейнов в распоряжении министерства отсутствуют. В соответствии с п.п. 3.2.10, 3.2.25 Устава Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», утвержденного Приказом Росгидромета от 30 мая 2017 года № 257, Тульский ЦГМС наделен полномочиями по ведению государственного учета поверхностных вод, а также подготовке и представлению сведений о водных объектах. Согласно ч. 3 ст. 26 Водного кодекса РФ средства на осуществление передаваемых в соответствии с ч. 1 данной статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, под которыми, исходя из положений п. 1 ст. 133 Бюджетного кодекса РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Пунктом 3 ст. 133 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ. Средства на осуществление указанных в ч. 1 ст. 26 Водного кодекса РФ полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (ч. 6 ст. 26 Водного кодекса РФ). Исходя из положений действующего законодательства, обязательным условием осуществления министерством мероприятий по охране конкретного водного объекта является включение их в согласованный с Федеральным агентством водных ресурсов перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений на определенный год и поступление денежных средств в виде субвенций федерального бюджета на соответствующие мероприятия. Мероприятия по установлению границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта – ручья без названия в районе д. Вородуново в перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет субвенций из федерального бюджета в 2021 году не входят, а также выделение денежных средств из федерального бюджета на осуществление министерством мероприятий по установлению границ водоохранных зон и прибрежной защитной полосы, определение местоположения береговой линии (границы водного объекта) указанного водного объекта не осуществлялось, что предполагает отсутствие у министерства обязанности по реализации данных мероприятий. В соответствии с п. 3 ст. 26.20 Федерального закона № 184-ФЗ от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации несут ответственность за осуществление полномочий, указанных в п.п. 7 и 7.1 ст. 26.3 настоящего Федерального закона, в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставленных на осуществление соответствующих полномочий. То обстоятельство, что именно на министерстве лежит обязанность по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, определению местоположения береговой линии не свидетельствует о незаконном бездействии министерства с учетом того, что финансовое обеспечение вышеуказанных полномочий, переданных уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Законодательством предусмотрен специальный порядок финансирования мер по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, находящихся в федеральной собственности, что подтверждается, в том числе, постановлением Правительства РФ от 27 октября 2006 года № 629 «Об утверждении Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений». Согласно п. 4 «Методический указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации», утвержденных Приказом Минприроды России от 29 сентября 2010 года № 425, передаваемые полномочия обеспечиваются финансированием из федерального бюджета, предоставляемого бюджету субъекта Российской Федерации в виде субвенций. Размер субвенции зависит от общего объема субвенций, предоставляемых для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также коэффициента водохозяйственной обстановки на территории субъекта Российской Федерации. В соответствии с п.п.8, 15 Методических указаний, утвержденных Приказом Минприроды России от 29 сентября 2010года № 425, установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос на местности в приоритетном порядке осуществляется на водных объектах, которые: являются источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; используются в рекреационных целях; испытывают наибольшее антропогенное влияние объектов жилищно-коммунального хозяйства, промышленности, сельского хозяйства; отнесены к водным объектам высшей или первой рыбохозяйственной категории. В соответствии с п. 3 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2006 года № 629, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение. Таким образом, в связи ограниченностью доведенных лимитов субвенций, выделяемых на выполнение переданных полномочий, министерством в первую очередь выполняются приоритетные мероприятия по определению границ зон с особыми условиями использования на крупных водных объектах Тульской области и их притоках 1 и 2 порядка. Таким образом, не установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, не определение местоположения береговой линии спорного водного объекта, не свидетельствует о незаконном бездействии министерства при реализации переданных полномочий. На основании изложенного, в удовлетворении административного иска просит отказать.
Представитель заинтересованного лица Правительства Тульской области по доверенности Архипов А.О. не явился в судебное заседание, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, в представленном суду письменном ходатайстве просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя Правительства Тульской области.
Представители заинтересованных лиц Федерального агентства водных ресурсов Московско-Окского бассейнового водного управления, Федерального агентства водных ресурсов, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации не явились в судебное заседание, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили.
В соответствии со ст. 96 КАС РФ, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав объяснения представителя административного истца помощника Тульского природоохранного прокурора Кудиновой И.Ю.; представителя административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области по доверенности Молчановой Е.М., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользования, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу положений ч.ч. 1 и 2 ст. 39, ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и конных интересов граждан, неопределенного круга лиц или Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем, административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
В соответствии с положениями ч.ч. 1 и 2 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности) за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельных участков, принадлежащих на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, которые находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно ч. 2 ст. 6 Водного кодекса РФ каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Частью 6 ст. 6 Водного кодекса РФ предусмотрено, что полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
На основании ч. 8 ст. 6 данного Кодекса каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 4.1 ст. 5 Водного кодекса РФ).
Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ).
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (ч. 2 ст. 65 Водного кодекса РФ).
Постановлением Правительства РФ от 10 января 2009 гола № 17, утверждены Правила установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов.
Установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос (п. 2 Правил).
Установление границ осуществляется, в том числе органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2-х и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации (п. 3 Правил).
Согласно п. 2 ст. 26.20 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность за осуществление полномочий, указанных в п.п. 7 и 7.1 ст. 26.3 настоящего Федерального закона (то есть полномочий Российской Федерации, переданных субъектам Российской Федерации), в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставленных на осуществление соответствующих полномочий.
Из содержания ч.ч. 1 и 2 ст. 65 Водного кодекса РФ следует, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения и вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира; в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 18 ст. 65 Водного кодекса РФ).
Пунктом 3 Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 января 2009 года № 17 (далее – Правила), определено, что установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации ими переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством РФ).
При этом, в целях установления соответствующих границ органы государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивают: определение ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ; графическое описание местоположения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости; отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; обозначение границ на местности посредством специальных информационных знаков (п. 4 Правил).
Аналогичные положения, касающиеся полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению местоположения береговой линии (границы водного объекта) в части переданных полномочий Российской Федерации, предусматриваются утвержденными в соответствии с ч. 4.1 ст. 5 Водного кодекса РФ Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2016 года № 377 Правилами определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности её определения.
Из анализа приведенных положений действующего законодательства следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут обязанность по осуществлению мероприятий по установлению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов(в том числе по обозначению их на местности посредством специальных информационных знаков) только в части переданных им полномочий и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставленных на осуществление соответствующих полномочий.
Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2016 года № 377, утверждены Правила определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения.
Согласно п. 3 Правил, установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется не реже одного раза в 25 лет, а также в случаях:
а) если местоположение береговой линии (границы водного объекта) изменилось в результате естественных процессов руслоформирования, воздействий антропогенного характера и стихийных бедствий;
б) если местоположение береговой линии (границы водного объекта) необходимо для установления границ водоохранной зоны и (или) границ прибрежных защитных полос соответствующего водного объекта.
В соответствии с пп. «а» п. 5 данных Правил, установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется, в том числе, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2-х и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации;
Местоположение береговой линии (границы водного объекта) считается определенным со дня внесения сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в Единый государственный реестр недвижимости (п. 14 Правил).
Из анализа приведенных положений действующего законодательства следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации несут обязанность по осуществлению мероприятий по установлению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (в том числе по обозначению их на местности посредством специальных информационных знаков) только в части переданных им полномочий и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставленных на осуществление соответствующих полномочий.
Постановлением Правительства Тульской области от 7 октября 2011 года №13, утверждено Положение о министерстве природных ресурсов и экологии Тульской области (далее- Положение).
В соответствии с пп. 3 п. 4 данного Положения, Министерство осуществляет, в том числе государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, и соответственно является органом, уполномоченным на проведение мероприятий по определению границ береговой линии и установлению на местности ости границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Тульской природоохранной прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО и других жителей <адрес> о нарушении законодательства об охране окружающей среды и природопользования, земельного и водного законодательства ФИО1 при возведении строения на земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ выездом на место с привлечением специалистов Тульского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное управление по метеорологии и мониторингу окружающей среды», установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в <адрес>, расположен вблизи водоема, представляющего собой пруд, созданный на ручье без названия за счет земляной насыпи, то есть пруд не обособлен и не изолирован от других водных объектов, имеющий поверхностную гидравлическую связь, характеризующуюся движением воды в направлении уклона в углублении земной поверхности. Границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы водного объекта –ручья без названия и расположенного на нем руслового пруда в районе д. Вородуновоне установлены, а местоположение береговой линии (границы водного объекта) не определено, необходимые сведения в государственный кадастр недвижимости не направлены.
Так, в ходе проведенной проверки в Московско-Окском бассейновом водном управлении и филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области запрошены сведения о местоположении границ водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы и береговой линии водных объектов – ручья без названия в районе <адрес>, пруда на ручье без названия в районе <адрес>, которые должны содержаться в Государственном водном реестре и в Едином государственном реестре недвижимости.
По информации Московско-Окского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ№ сведении о водных объектах – ручье без названия в районе <адрес>, пруде на ручье без названия в районе <адрес>, местоположении их береговой линии (границах водных объектов), границах водоохранных зон, прибрежных защитных полос в базе данных автоматизированной информационной системы государственного водного реестра не содержится.
По информации филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ№ в ЕГРН отсутствуют сведения о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос вышеуказанных водных объектов, а также отсутствуют сведения об установлении местоположения береговых линий (границ водных объектов) – пруде на ручье без названия и ручья без названия в районе <адрес>.
Таким образом, в ходе проверки установлено, что министерством природных ресурсов и экологии Тульской области границы водоохраной зоны и границы прибрежной защитной полосы водного объекта ручья без названия и расположенного на нем руслового пруда в районе <адрес> не установлены, а местоположение береговой линии (границы водного объекта) не определено, необходимые сведения в государственный кадастр недвижимости не направлены, что препятствует привлечению виновных лиц к соответствующей административной ответственности за нарушения специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта и в его водоохраной зоне, а также способствует формированию земельных участков с нарушением требований действующего законодательства.
Ненадлежащее исполнение водного законодательства нарушает права Российской Федерации как собственника водного объекта бездействие должностных лиц министерства природных ресурсов и экологии Тульской области препятствует привлечению виновных лиц к соответствующей административной ответственности за нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта и в его водоохраной зоне, а также способствует формированию земельных участков с нарушением требований действующего законодательства.
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ Тульским природоохранным прокурором на основании ст. 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» министру природных ресурсов и экологии Тульской области внесено представление об устранении нарушений закона. Данное представление рассмотрено и удовлетворено.
Как следует из административного иска, при проведении Тульской природоохранной прокуророй в ДД.ММ.ГГГГ контрольной проверки исполнения водного законодательства установлено, что Министерством природных ресурсов и экологии Тульской области границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы водного объекта – ручья без названия и расположенного на нем руслового пруда в районе <адрес> не установлены, а местоположение береговой линии (границы водного объекта) не определено, необходимые сведения Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр не направлены.
Данные обстоятельства также не оспаривались в судебном заседании представителем административного ответчика.
Бездействие органа исполнительной власти препятствует привлечению виновных лиц к соответствующей административной ответственности за нарушения специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта и в его водоохраной зоне, а также способствует формированию земельных участков с нарушением требований действующего законодательства, чем нарушаются права Российской Федерации как собственника водного объекта.
Доводы представителя административного ответчика, указанные в обоснование возражений и приведенные в судебном заседании с учетом установленных по делу обстоятельств суд не может признать состоятельными и безусловно свидетельствующими об исполнении возложенных на Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области обязанностей по соблюдению действующего водного законодательства. То обстоятельство, что ручей без названия и расположенный на нем русловый пруд в районе д. Вородуново не используется для целей в соответствии со ст. 11 Водного кодекса РФ, не является источником питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не испытывает наибольшее антропогенное влияние объектов жилищно-коммунального хозяйства. Промышленности, сельского хозяйства; не является объектом рекреационного назначения, не освобождает министерство природных ресурсов и экологии тульской области от обязанности по исполнению переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений в соответствии с требованиями ст. 26 Водного кодекса РФ.
Таким образом, несмотря на то, что субвенции из федерального бюджета на осуществление соответствующих полномочий министерству природных ресурсов и экологии Тульской области на установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов – ручья без названия и расположенного на нем руслового пруда в районе <адрес>, определению местоположения береговой линии (границы водных объектов) не выделялись, суд приходит к выводу, что Министерством природных ресурсов и экологии Тульской области обязательства по установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов – ручья без названия и расположенного на нем руслового пруда в районе <адрес><адрес>, определению местоположения береговой линии (границы водных объектов), направлению необходимых сведений в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр надлежащим образом не исполнены.
Ненадлежащее исполнение требований водного законодательства, нарушает права Российской Федерации как собственника водного объекта, бездействие органа исполнительной власти препятствует привлечению виновных лиц к соответствующей административной ответственности за нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водных объектов и в их водоохранной зоне, а также способствует формированию земельных участков с нарушением требований действующего законодательства, чем нарушаются права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе проживающих на территории <адрес>.
На основании изложенного, суд признает незаконным бездействие административного ответчика по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов – ручья без названия и расположенного на нем руслового пруда в районе <адрес>, определению местоположения береговой линии (границы водных объектов), направлению необходимых сведений в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр.
Вместе с тем, суд полагает, что требование Тульского природоохранного прокурора об обязании административного ответчика установить границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов – ручья без названия и расположенного на нем руслового пруда в районе <адрес>, определить местоположение береговой линии (границы водных объектов) и направить необходимые сведения в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный реестр, с учетом того, что установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов – ручья без названия и расположенного на нем руслового пруда в районе <адрес>, определение местоположения береговой линии (границы водных объектов) может быть выполнено министерством природных ресурсов и экологии Тульской области только за счет субвенций из федерального бюджета, предоставленных на осуществление соответствующих полномочий, подлежит частичному удовлетворению, с указанием того, что административный ответчик обязан принять меры для установления границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов – ручья без названия и расположенного на нем руслового пруда в районе <адрес>, определению местоположения береговой линии (границы водных объектов) и направлению необходимых сведений в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный реестр.
Суд полагает, что для принятия министерством природных ресурсов и экологии Тульской области мер для установления границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов – ручья без названия и расположенного на нем руслового пруда в районе <адрес>, определения местоположения береговой линии (границы водных объектов) и направления необходимых сведений в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный реестр срок до ДД.ММ.ГГГГ является достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Тульского природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, к министерству природных ресурсов и экологии Тульской области о признании бездействия в части непринятия мер по установлению границ природоохранный зоны и границы прибрежной защитной полосы водного объекта ручья без названия и расположенного на нем руслового пруда, определению местоположения береговой линии и не направлении необходимых сведений для внесения их в государственный кадастр недвижимости незаконными, и обязании устранить допущенные нарушения, удовлетворить частично.
Признать бездействие министерства природных ресурсов и экологии Тульской области по непринятию мер по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов – ручья без названия и расположенного на нем руслового пруда в районе <адрес>, определению местоположения береговой линии (границы водных объектов) незаконным.
Обязать министерство природных ресурсов и экологии Тульской области принять меры для установления границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов – ручья без названия и расположенного на нем руслового пруда в районе <адрес>, определения местоположения береговой линии (границы водных объектов) и направления необходимых сведений в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный реестр в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Ю.В. Голубева