ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1668/2022 от 19.08.2022 Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

19 августа 2022 года г. Самара

Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Шиндяпина Д.О.

при секретаре Плигузовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1668/2022 по административному исковому заявлению Павлова Федора Юрьевича к УФК по Самарской области, Министерству Финансов РФ, ОП № 3 УМВД России по г. Самаре, У МВД России по г. Самаре, МВД РФ, заместителю начальника ОВМ ОП № 3 У МВД по г. Самаре Роднюк Т.Ю. с участием заинтересованных лиц МАУ г.о. Самара «Многофункциональный центр предоставления государственных (муниципальных) услуг», Павловой О.А. о признании действий (бездействия) незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Павлов Ф.Ю. обратился в Октябрьский районный суд г. Самары с иском к МАУ г.о. Самара «Многофункциональный центр предоставления государственных (муниципальных) услуг», УФК по Самарской области о возложении обязанности ответчика зарегистрировать ребенка Павлова Ф.Ю. – Павлову Д.Ф., 05.07.2017 года рождения, по адресу: адрес взыскании компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований Павлов Ф.Ю. указал, что истец через своего представителя – супругу Павлову О.А. обращался в МФЦ №1 для того, чтобы зарегистрировать ребенка Павлову Д.Ф. в принадлежащей ему квартире. В удовлетворении заявления Павлову Ф.Ю. было отказано. Находясь в исправительном учреждении Павлов Ф.Ю. предоставил своей супруге все необходимые документы (доверенность и соответствующее заявление, заверенное начальником учреждения). Павлова О.А. обратилась в МАУ г.о. Самара «Многофункциональный центр предоставления государственных (муниципальных) услуг», которым было отказано в приеме документов на регистрацию ребенка с мотивировкой: «совершение данного действия возможно только при личном присутствии истца». На основании изложенного, просит суд, с учетом заявленного в судебном заседании представителем Павлова Ф.Ю. – Павловой О.А. уточнения административного иска признать незаконным решение ОП № 3 УМВД России по г. Самаре об отказе в регистрации Павловой Д.Ф., 05.07.2017 года рождения, по месту регистрации Павлова Ф.Ю., выраженное в ответе заместителя начальника ОВМ ОП № 3 У МВД по г. Самаре Роднюк Т.Ю. от 11.03.2021 г.

Определением судьи Октябрьского районного суда г. Самары от 30.05.2022 г. иск Павлова Ф.Ю. передан для рассмотрения по правилам административного судопроизводства.

Протокольными определениями суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Министерство Финансов РФ, ОП № 3 УМВД России по г. Самаре, У МВД России по г. Самаре, МВД РФ, заместитель начальника ОВМ ОП № 3 У МВД по г. Самаре Роднюк Т.Ю., с согласия административного истца из числа административных ответчиков исключено МАУ г.о. Самара «Многофункциональный центр предоставления государственных (муниципальных) услуг» с определением процессуального статуса заинтересованного лица.

В судебном заседании административный истец Павлов Ф.Ю., принимавший участие в судебном заседании посредством организации видео-конференц связи, а также его представитель по доверенности Павлова О.А. доводы административного иска с учетом заявленного уточнения поддержали по изложенным в нем основаниям, изложенным в них, просил суд признать незаконным решение ОП № 3 УМВД России по г. Самаре об отказе в регистрации Павловой Д.Ф., 05.07.2017 года рождения, по месту регистрации Павлова Ф.Ю., выраженное в ответе заместителя начальника ОВМ ОП № 3 У МВД по г. Самаре Роднюк Т.Ю. от 11.03.2021 г.

Представитель административного ответчика МВД РФ – Ефимова Д.Д., действующая по доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Представитель административного ответчика У МВД России по г. Самаре - Ремиханова В.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель административных ответчиков УФК по Самарской области, Министерства финансов РФ - Фомина А.А., действующая по доверенности, просила в удовлетворении исковых требований отказать по изложенным в отзыве основаниям.

Представитель заинтересованного лица МАУ г.о. Самара Многофункциональный центр предоставления государственных (муниципальных) услуг – Асланян С.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать на основании письменных возражений на иск.

Заместитель начальника ОВМ ОП №3 Управление МВД по г. Самаре Роднюк Т.Ю. в судебное заседание не явилась, извещалась о дате судебного заседания надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.

Принимая во внимание требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).

При разрешении заявленного административным истцом уточненного в судебном заседании на основании письменного заявления требования о признании незаконным решения ОП № 3 УМВД России по г. Самаре об отказе в регистрации Павловой Д.Ф., 05.07.2017 года рождения, по месту регистрации Павлова Ф.Ю., выраженное в ответе заместителя начальника ОВМ ОП № 3 У МВД по г. Самаре Роднюк Т.Ю. от 11.03.2021 г. суд исходит из следующего.

Обращаясь в суд с настоящим иском Павлов Ф.Ю. в обоснование заявленных требований и в подтверждение его доводов приложил заявление-расписку от 05.02.2021 г. о приеме документов на предоставление услуги «Регистрационный учет граждан РФ по месту жительства в пределах РФ», оказываемой на базе МАУ г.о. Самара «Многофункциональный центр предоставления государственных (муниципальных) услуг».

Согласно данному заявлению-расписке заявителем являлась Павлова О.А., действующая от имени себя и от имени Паловой Д.Ф., из расписки следует, что сотрудником МФЦ, ответственным за прием и регистрацию документов, получен комплект документов: 1. заявление о регистрации по месту жительства по форме № 6; 2. свидетельство о рождении ребенка Павловой Д.Ф., 3. паспорт гражданина РФ Павловой О.А., 4. паспорт гражданина РФ Павловой О.А., 5. заявление Павловой О.А., 6. заявление Павловой О.А.

В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось сторонами, что по результатам рассмотрения пакета документов специалистом МАУ г.о. Самара «Многофункциональный центр предоставления государственных (муниципальных) услуг» Гуровым С.В. принято решение об отказе в приеме документов с указанием причины «№ п/п 90 – Личная подача заявления».

Уточняя заявленные требования, административный истец просил суд признать незаконным решения ОП № 3 УМВД России по г. Самаре об отказе в регистрации Павловой Д.Ф., 05.07.2017 года рождения, по месту регистрации Павлова Ф.Ю., выраженное в ответе заместителя начальника ОВМ ОП № 3 У МВД по г. Самаре Роднюк Т.Ю. от 11.03.2021 г.

Судом установлено, что в данном ответе от 11.03.2021 г., подписанном заместителем начальника ОВМ ОП № 3 У МВД по г. Самаре Роднюк Т.Ю., заявителю Павлову Ф.Ю. с направлением ответа по адресу: адрес по результатам рассмотрения заявления о регистрации по месту пребывания формы № 6, поступившего в ОВМ ОП № 3 УМВД России по г. Самаре, заявителю сообщается, что регистрация граждан РФ по месту жительства и по месту пребывания осуществляется на основании Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», а также Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 31.12.2017 № 984.

Также в данном ответе от 11.03.2021 г. даны разъяснения, что местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей. Так как законный представитель находится в местах лишения свободы, регистрация не может быть оформлена.

Согласно п. 1 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД России от 31.12.2017 № 984, административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях (в том числе подразделений по вопросам миграции отделов (отделений, пунктов) полиции территориальных органов МВД России на районном уровне), а также порядок их взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, при предоставлении государственной услуги по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации

Согласно пунктам 48 - 50.3 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД России от 31.12.2017 № 984, для регистрации по месту жительства заявитель представляет заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 5 к Административному регламенту) и документы, предусмотренные пунктом 49 Административного регламента.

Заявление о регистрации по месту жительства оформляется в одном экземпляре на бланке установленной формы и заполняется с помощью средств электронно-вычислительной техники или от руки разборчиво печатными буквами чернилами черного или синего цвета. Не допускается исправление ошибок путем зачеркивания либо с помощью корректирующих средств.

Заявление о регистрации по месту жительства подписывается заявителем и собственником (нанимателем) жилого помещения, указанного в заявлении.

Бланк заявления о регистрации по месту жительства заявитель может получить в органе регистрационного учета или заполнить и распечатать на сайте МВД России.

Заявление о регистрации по месту жительства представляется лично лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, за исключением случая подачи заявления в форме электронного документа с использованием Единого портала, а также при регистрации гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущему кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, в котором он постоянно или преимущественно проживает.

Одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства заявитель представляет: паспорт, документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (при установлении опеки или попечительства), письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя, всех участников долевой собственности (при необходимости). Согласие на вселение гражданина в жилое помещение удостоверяется лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, либо в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате.

При регистрации по месту жительства несовершеннолетних граждан со дня рождения и до достижения ими 14-летнего возраста одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства законный представитель представляет следующие документы: свидетельство о рождении несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, паспорта законных представителей, акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (в случае необходимости).

Таким образом, исходя из содержания норм, изложенных в пунктах 48 - 50.3 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД России от 31.12.2017 № 984, для целей проверки законности принятого должностным лицом МВД решения по заявлению требуется изучение поступившего в орган миграционного учета пакета документов, в том числе на предмет соответствия всех приложений к заявлению требуемому перечню.

В судебном заседании административный истец Павлов Ф.Ю., а также его представитель Павлова О.А. не смогли точно пояснить суду способ подачи заявления, по результатам рассмотрения которого Павлову Ф.Ю. дан ответ от 11.03.2021 г., а также содержание заявления и приложения к нему, указав суду на то, что экземпляр данного заявления не сохранился, представить в материалы дела копию заявления с входящим оттиском МВД не представляется возможным.

С целью проверки данных обстоятельств судом у административного ответчика У МВД России по г. Самаре истребованы материалы обращения Павлова Ф.Ю, по результатам рассмотрения которого был дан ответ от 11.03.2021 г., подписанный заместителем начальника ОВМ ОП №3 Управления МВД по г.Самаре Роднюк Т.Ю.

Из представленного в материалы дела ответа и.о. начальника ОВМ ОП №3 УМВД по г. Самаре Зайцева С.В. на запрос суда № 2-1668/2022 следует, что в ОВМ ОП №3 УМВД по г. Самаре заявление Павлова Ф.Ю. в бумажных учетах отсутствует.

Таким образом, в материалы дела административным истцом Павловым Ф.Ю. и представителем Павловой О.А. не представлены доказательства обращения в У МВД России по г. Самаре с заявлением о регистрации Павловой Д.Ф. по месту жительства в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным Приказом МВД России от 31.12.2017 № 984.

При этом содержание ответа от 11.03.2021 г., подписанного заместителем начальника ОВМ ОП № 3 У МВД по г. Самаре Роднюк Т.Ю., не позволяет суду сделать вывод о том, что данный ответ был дан по результатам рассмотрения поданного Павловой О.А. заявления-расписки от 05.02.2021 г. в МАУ г.о. Самара «Многофункциональный центр предоставления государственных (муниципальных) услуг» ввиду отсутствия указания на его дату и входящий номер, источник поступления заявления, а кроме того при наличии в материалах дела решения МАУ г.о. Самара «Многофункциональный центр предоставления государственных (муниципальных) услуг» об отказе в приеме документов.

Кроме того, данный ответ носит информативный характер, не содержит по существу указания на отказ органа МВД в регистрации несовершеннолетней Павловой Д.Ф.

В связи с изложенным оснований признавать решение ОП № 3 УМВД России по г. Самаре об отказе в регистрации Павловой Д.Ф., 05.07.2017 года рождения, по месту регистрации Павлова Ф.Ю., выраженное в ответе заместителя начальника ОВМ ОП № 3 У МВД по г. Самаре Роднюк Т.Ю. от 11.03.2021 г., незаконным у суда не имеется.

При этом судом учитывается, что Павлов Ф.Ю. не лишен в настоящее время возможности повторно обратиться в уполномоченный орган с заявлением о регистрации несовершеннолетнего ребенка в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным Приказом МВД России от 31.12.2017 № 984.

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

На основании части 8 статьи 219 названного Кодекса пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока для обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

На основании части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Из материалов дела следует, что административный истцом оспаривается решение, выраженное в ответе заместителя начальника ОВМ ОП №3 У МВД по г. Самаре Роднюк Т.Ю. от 11.03.2021 г., в то время как Павлов Ф.Ю. обратился в суд лишь 17.02.2022 года посредством почтового отправления, то есть за пределами установленного законом срока обращения с административным иском, доказательств уважительности причин пропуска срока, административным истцом не представлено.

В ввиду изложенного, в удовлетворении исковых требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Павлова Федора Юрьевича к УФК по Самарской области, Министерству Финансов РФ, ОП № 3 УМВД России по г. Самаре, У МВД России по г. Самаре, МВД РФ, заместителю начальника ОВМ ОП № 3 У МВД по г. Самаре Роднюк Т.Ю. с участием заинтересованных лиц МАУ г.о. Самара «Многофункциональный центр предоставления государственных (муниципальных) услуг», Павловой О.А. о признании действий (бездействия) незаконными – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято 29.08.2022 г.

Судья Д.О. Шиндяпин