КОПИЯ
№2а-1669/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 августа 2018 года г.Белорецк, РБ
Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Бондаренко С.В.,
с участием представителя заинтересованного лица ФИО1, действующей по доверенности,
при секретаре Султановой Е.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению главы сельского поселения Абзаковский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ к Белорецкому межрайонному отделу надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по РБ о признании предписания №... от ... об устранении нарушений требований пожарной безопасности, проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Глава сельского поселения Абзаковский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ обратился в суд с административным иском к Белорецкому межрайонному отделу надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по РБ о признании предписания №... от ... об устранении нарушений требований пожарной безопасности, проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара недействительным.
В обоснование заявленных требований указал, что ... на основании распоряжения №... от ... главного государственного инспектора Белорецкого и Бурзянского районов РБ по пожарному надзору ФИО2 была проведена проверка в отношении Администрации сельского поселения Абзаковский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ, в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
... заместителем главного государственного инспектора Белорецкого и Бурзянского районов РБ по пожарному надзору ФИО3 вынесено предписание в отношении Главы сельского поселения Абзаковский сельсовет МР Белорецкий район РБ ФИО4
По смыслу п.1 ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо, индивидуального предпринимателя может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов его законности, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица устранить в указанный срок выявленное нарушение.
В предписании №... от ... указаны виды нарушения требований пожарной безопасности, однако предписание не содержит информации о тех мероприятиях, которые должны быть проведены главой сельского поселения ФИО4 в целях устранения выявленного нарушения.
Считает вынесенное предписание незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Пункт 1 предписания о том, что населенный пункт Карагайлы не обеспечен звуковой сигнализацией, данный пункт предписания не исполним, т.к. не указано, каким именно образом глава сельского поселения должен исполнить выполненное предписание. В населенном пункте Карагайлы никто не проживает. Это подтверждается справкой Администрации сельского поселения Абзаковский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от ..., о чем при проведении проверки сообщалось инспектору по пожарному надзору.
Пункт 2 предписания о том, что населенные пункты Уралтау и Карагайлы находятся за пределами нормативного времени прибытия первого подразделения к месту вызова (в сельских поселениях - 20 минут) не исполним, т.к. не указано, каким именно образом глава сельского поселения должен исполнить выполненное предписание. В предписании указано на нарушение требований ст. 76. Федерального закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Которая определяет требования, порядок и методику определения места дислокации подразделений пожарной охраны. Согласно «СП 11.13130.2009 Свод правил. Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения» органами исполнительной власти представляются исходные данные для определения числа и места дислокации подразделений пожарной охраны. Как и какими действиями глава сельского поселения нарушил указанную норму закона из предписания не ясно.
В п.3 предписания указано, что в населенных пунктах Абзаково, Мухаметово водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения (река), не имеют подъезда с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12*12м для установки пожарных автомобилей в любое время года. Данный пункт предписания не исполним, т.к. не указано, каким именно образом глава сельского поселения должен исполнить выполненное предписание. Не указано место, в котором отсутствует подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12*12 м для установки пожарных автомобилей. В населенных пунктах Абзаково, Мухаметово имеются естественные водоемы (река). В Абзаково река Кульсыгады, в Мухаметово река Кизил, которые протекают через населенные пункты. В каждом населенном пункте подъездные пути к реке имеются круглый год, что не противоречит ч.1 ст.53 «Водного кодекса Российской Федерации» от 03.06.2006 №74-ФЗ (Забор (изъятие) водных ресурсов для тушения пожаров допускается из любых водных объектов без какого-либо разрешения, бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве).
В п.4 предписания указано, что в населенном пункте Касмакты не обеспечивается исправное содержание (в любое время года) дорог для беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара. Данный пункт предписания не исполним, т.к. не указано, каким именно образом глава сельского поселения должен исполнить выполненное предписание. Согласно Постановлению Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан от ...№... по передаточному акту №... от ... сельское поселение Абзаковский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан передало в муниципальную собственность муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан автомобильную дорогу ... до д. Каем акты Белорецкого района РБ, протяженностью ... м. (Приложение 1).
В п.5 предписания указано, что размещенное на территории ... подразделение пожарной охраны (ОП ППС ... ГБУ АСС РБ) не оснащено пожарной техникой, соответствующей условиям тушения пожаров на объектах, расположенных в радиусе их действия. Населенные пункты с числом жителей до 50 тыс. человек при наличии зданий высотой 4 этажа и более должны быть оснащены одной автолестницей или автоподъемником.
Данный пункт предписания не исполним, т.к. не указано, каким именно образом глава сельского поселения должен исполнить выполненное предписание. Указанное нарушение требований пожарной безопасности п.8 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определяет вопросы местного значения городского поселения. Администрация сельского поселения Абзаковский сельсовет муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан нс относится к городскому поселению, следовательно, указанная норма закона подлежит применению. Сельское поселение Абзаково не является учредителем либо собственником указанного имущества. Обеспечение пожарной безопасности в РБ относится к компетенции Главного управления МЧС России по РБ, которое самостоятельно осуществляет контроль за планированием и организацией материально-технического и медицинского обеспечения ГУ МЧС России по РБ и подведомственных ему государственных учреждений. Оспариваемое предписание является непонятным и неисполнимым, в нем не указано на то, какие конкретные действия должны быть им совершены.
Просит признать недействительным предписание №... об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объекгах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от ....
Административный истец - глава сельского поселения Абзаковский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ ФИО4 в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, о чем имеется расписка в получении судебной повестки, о причинах неявки не сообщил.
Представитель административного ответчика - Белорецкого межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по РБ в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен, о чем имеется расписка в получении судебной повестки.
В соответствии со ст.45 КАС РФ права участников процесса неразрывно связаны с их процессуальными обязанностями, поэтому в случае отказа от реализации участником процесса предоставленных ему законом прав, последний несет риск наступления неблагоприятных последствий, связанных с несовершением определенных действий.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте судебного заседания, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела судом, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель заинтересованного лица Администрации муниципального района Белорецкий район РБ ФИО1, действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что предписание является ненормативным правовым актом и должно содержать указание на законные действия, которые должен совершить глава сельского поселения. В предписании не указано каким образом оно должно быть выполнено. Предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо, индивидуального предпринимателя может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть исполнимы. Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов его законности, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица устранить в указанный срок выявленное нарушение. В предписании №... от ... указаны виды нарушения требований пожарной безопасности, однако предписание не содержит информации о тех мероприятиях, которые должны быть проведены главой сельского поселения Мухам ад еевым Х.С. в целях устранения выявленного нарушения. Согласны с доводами, изложенными в административном исковом заявлении, вынесенное предписание считаем незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Населенный пункт Карагайлы не требует обеспечения звуковой сигнализацией, т.к. в населенном пункте Карагайлы никто не проживает. Имеется справка Администрации сельского поселения Абзаковский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ от .... Указанные обстоятельства указывают на то, что у главы сельского поселения отсутствуют основания для проведения комплекса мероприятий по обеспечению звуковой сигнализацией населенного пункта, в котором некого оповещать. Согласно «СП 11.13130.2009 Свод правил. Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения» органами исполнительной власти представляются исходные данные для определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны. Согласно Федеральному закону от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов РФ относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. Обеспечение пожарной безопасности в РБ относится к компетенции Главного управления МЧС России по РБ. Следовательно, создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны не относятся к компетенции органов местного кмоуправления в области пожарной безопасности, глава сельского поселения не может изменить место дислокации имеющихся подразделений пожарной охраны. Как и какими действиями глава сельского поселения может исполнить предписание в этой части не ясно. В населенных пунктах Абзаково, Мухаметово имеются естественные водоемы (река). В Абзаково река Кульсыгады, в Мухаметово река Кизил, которые протекают через населенные пункты. В каждом населенном пункте подъездные пути к реке имеются круглый год, что не противоречит ч.1 ст.53 «Водного кодекса Российской Федерации» от ... №74-ФЗ (Забор (изъятие) водных ресурсов для тушения пожаров допускается из любых водных объектов без какого-либо разрешения, бесплатно и в необходимом для ликвидации пожаров количестве). Согласно Постановлению Администрации муниципального района Белорецкий район РБ от ...№... по передаточному акту №... от ... сельское поселение Абзаковский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ передало в муниципальную собственность муниципального района Белорецкий район РБ автомобильную дорогу ... до д, ... Белорецкого района РБ, протяженностью ... м. Указанное в п.5 нарушение требований пожарной безопасности п.8 ч.1 ст, 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определяет вопросы местного значения городского поселения. Администрация сельского поселения Абзаковский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ не относится к городскому поселению, следовательно, указанная норма закона не подлежит применению. Сельское поселение Абзаково не является учредителем либо собственником указанного имущества. Обеспечение пожарной безопасности в РБ относится к компетенции Главного управления МЧС России по РБ. Согласно Федеральному закону «О пожарной безопасности» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относятся разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны. Таким образом, оспариваемое предписание является непонятным и неисполнимым, в нем не указано на то, какие конкретные действия должны быть совершены администрацией сельского поселения для его исполнения. Просит отменить предписание как незаконное.
Выслушав представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как усматривается из материалов дела во исполнение распоряжения главного государственного инспектора Белорецкого и Бурзянского районов РБ по пожарному надзору ФИО2 от ...№...... проведена плановая проверка заместителем главного государственного инспектора Белорецкого и Бурзянского районов РБ по пожарному надзору ФИО3 в отношении Администрации сельского поселения Абзаковский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ.
По результатам проверки ... заместителем главного государственного инспектора Белорецкого и Бурзянского районов РБ по пожарному надзору ФИО3 вынесено предписание в отношении Главы сельского поселения Абзаковский сельсовет МР Белорецкий район РБ ФИО4 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара недействительным.
Считая предписание не соответствующим действующему законодательству Глава сельского поселения Абзаковский сельсовет МР Белорецкий район РБ ФИО4 обратился в суд с данным административным иском.
По смыслу статей 62, 218 и 226 КАС РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, а обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В соответствии с ч.7 ст.6 КАС РФ одним из основных принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда.
Согласно ч.2 ст.14 КАС РФ суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные настоящим Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела.
Согласно ч.3 ст.14 КАС РФ стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав, предусмотренных настоящим Кодексом. Сторонам обеспечивается право представлять доказательства суду и другой стороне по административному делу, заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения административного дела вопросам, связанным с представлением доказательств.
Согласно ч.6 ст.45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Согласно ч.8 ст.45 КАС РФ лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, а также обязанности, возложенные на них судом в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ч.9 ст.45 КАС РФ неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой наступление для этих лиц последствий, предусмотренных настоящим Кодексом.
Из указанных норм права следует, что каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В силу ч.2 ст.63 КАС РФ об истребовании доказательства судом выносится определение, в котором указываются срок и порядок представления этого доказательства. Копия определения направляется лицам, участвующим в деле, и лицу, у которого находится истребуемое судом доказательство, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения.
В определении о подготовке дела к судебному разбирательству от ... суд обязал административного ответчика предоставить материал проверки, по результатам которой ... вынесено обжалуемое административным истцом предписание №....
Указанное определение суда и копия административного искового заявления были получены административным ответчиком ....
В соответствии с ч.4 ст.63 КАС РФ если лицо, от которого судом истребуется доказательство, не имеет возможности представить его вообще или в установленный судом срок, оно обязано известить об этом суд в течение пяти дней со дня получения копии определения об истребовании доказательства и (или) запроса и указать причины, по которым истребуемое доказательство не может быть представлено.
В пятидневный срок со дня получения копии определения истребуемый судом материал проверки не был предоставлен, в связи с неявкой административного ответчика и не предоставлением материалов проверки суду ... судебное заседание было отложено на ....
Кроме того, судом был сделан запрос в Белорецкий межрайонный отдел надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по РБ о предоставлении в суд вышеуказанного материала проверки в срок до ....
Указанный запрос был получен административным ответчиком ..., запрашиваемый материал проверки на судебное заседание ... предоставлен не был.
Таким образом, административный ответчик, у которого находится истребуемое судом доказательство, не предоставил в суд материал проверки, на основании которого выносилось обжалуемое предписание, своевременно не известил суд о невозможности представления доказательства вообще или в установленный судом срок, об уважительным причинах невозможности предоставления материала проверки в суд сообщил.
Тем самым, административный ответчик уклонился от предоставления в суд доказательств, подтверждающих законность вынесения оспариваемого предписания, а значит злоупотребил своими процессуальными правами и не выполнил свои процессуальные обязанности.
Учитывая общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом, суд приходит к выводу, что истребованные судом материалы проверки, послужившие основанием для вынесения оспариваемого предписания, административным в суд не представлены, законность действий и вынесенного предписания не подтверждены.
Определение и запрос суда были заблаговременно получены ответчиком, у административного ответчика имелось достаточно времени для исполнения требования суда, однако материалы проверки, а также письменный отзыв в возражение заявленных истцом требований, административным ответчиком в суд не представлены.
Какого-либо обоснования невозможности представления материалов проверки ответчик не привел, ходатайств об отложении не заявлял, при этом, каких-либо письменных объяснений в части причин, не позволяющих административному ответчику не выполнять требование суда о представлении материалов проверки, отзыва по делу, в суд, в том числе путем почтовой пересылки в суд, передачи по факсу, электронной почте, нарочным, не направил.
Таким образом, административный ответчик не доказал законность своих действий и вынесенного предписания.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о наличии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных административным истцом требований о признании оспариваемого предписания незаконным.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление главы сельского поселения Абзаковский сельсовет муниципального района Белорецкий район РБ к Белорецкому межрайонному отделу надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по РБ о признании предписания №... от ... об устранении нарушений требований пожарной безопасности, проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара недействительным удовлетворить.
Признать незаконным и отменить предписание заместителя главного государственного инспектора Белорецкого и Бурзянского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору ФИО3№... от ... об устранении нарушений требований пожарной безопасности, проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан.
Решение в окончательной форме изготовлено ....
Председательствующий судья: (подпись) С.В. Бондаренко