Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 мая 2017 года г. Иркутск
Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Галата С.В.,
при секретаре Дудкиной М.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
<Номер обезличен>а-1688/2017 по административному исковому заявлению Д.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес обезличен> о признании решения об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним незаконным,
УСТАНОВИЛ:
В Свердловский районный суд г. Иркутска обратилась Д.В. с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии о признании решения об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним незаконным.
Как следует из административного искового заявления, <Дата обезличена>Д.В. (далее - административный истец) обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности (далее - административный ответчик, Управление) (вх. <Номер обезличен> от <Дата обезличена>) на объект недвижимого имущества (жилой дом) площадью 189,3 кв. метров, расположенный по адресу: <адрес обезличен> и находящийся на земельном участке с кадастровым номером 77:18:0190103:2. В ответ на указанное заявление <Дата обезличена> Управлением было вынесено решение об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества по адресу: <адрес обезличен> (Сообщение об отказе в государственной регистрации права <Номер обезличен> от <Дата обезличена>). Заявление на государственную регистрацию права собственности на указанный объект недвижимости было подано административным истцом в соответствии с положениями ст. 25.3 ФЗ от <Дата обезличена> № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», устанавливающими упрощенный порядок регистрации.
В качестве причин отказа в государственной регистрации права собственности Управлением было указано на отсутствие у административного истца права на регистрацию права собственности на индивидуальный жилой дом в упрощенном порядке в связи с тем, что земельный участок административного истца имеет вид разрешенного использования, не подпадающий под действие «дачной амнистии». При проведении правовой экспертизы представленных документов государственным регистратором было установлено, что земельный участок, в границах которого расположен заявленный к государственной регистрации объект недвижимости, имеет вид разрешенного использования в соответствии с правоустанавливающими документами - под малоэтажное жилищное строительство. Государственным регистратором для толкования соответствия вида разрешенного использования земельного участка административного истца, предусмотренного правоустанавливающими документами, видам разрешенного использования земельных участков, попадающих под регулирование ст. 25.3 ФЗ от 21.07.1997 г № 122-ФЗ, был использован Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 г. № 540 в редакции Приказа Минэкономразвития РФ от 30.09.2015 г. № 709, вступившим в силу 3.11.2015 г. На основании указанной редакции Классификатора административным ответчиком был сделан вывод о том, что действующее законодательство разделяет понятия «индивидуальное жилищное строительство» и «малоэтажная жилая застройка», в связи с чем последний вид разрешенного использования земельного участка не позволяет регистрировать расположенные на нем строения в упрощенном порядке в соответствии с нормами ст. 25.3 ФЗ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ.
Полагает вышеуказанный отказ в государственной регистрации в упрощенном порядке права собственности административного истца на объект недвижимого имущества по адресу: <адрес обезличен> незаконным, нарушающим права и законные интересы административного истца на регистрацию права собственности на принадлежащий ему жилой дом в порядке, предусмотренном ст. 25.3 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г № 122-ФЗ, поскольку оспариваемое решение административного ответчика основано на неверном применении и толковании действующего законодательства.
В соответствии части 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ возведение объектов индивидуального жилищного строительства не относится к исключениям, когда получение разрешения на строительство не требуется. Однако согласно пп. 4 и 5 ст. 25.3 ФЗ от <Дата обезличена> № 122-ФЗ до <Дата обезличена> разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства. Право собственности административного истца на земельный участок по адресу: <адрес обезличен> подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от <Дата обезличена>. Объект права: земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под малоэтажное жилищное строительство, общая площадь 1007 кв. м.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 содержит положения, согласно которым указание разрешенного использования земельного участка "малоэтажная жилая застройка" и "индивидуальное жилищное строительство, размещение дачных домов и садовых домов" не являются разночтениями, а указаны в скобках под одним кодом 2.1. Согласно Примечанию № 1 к указанному Приказу «в скобках указаны иные равнозначные наименования».
В редакции указанного Классификатора от 30.09.2015 г., на который ссылается административный ответчик в обжалуемом решении, вид разрешенного использования «малоэтажная жилая застройка» отсутствует. Однако согласно указанной редакции под тем же кодом 2.1 предусмотрен вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».
Таким образом, вывод государственного регистратора Управления, сделанный при правовой экспертизе документов, представленных на регистрацию, о несоответствии разрешенного вида использования земельного участка административного истца видам разрешенного использования, к которым применяется упрощенный порядок регистрации вновь созданных объектов недвижимости, противоречит положениям действующих нормативно-правовых актов.
На основании изложенного, просит суд признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об отказе в государственной регистрации права собственности Д.В. на объект недвижимого имущества по адресу: <адрес обезличен> от <Дата обезличена>; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве зарегистрировать право собственности Д.В. на объект недвижимого имущества - индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес обезличен>.
Административный истец Д.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом в соответствии со ст.96 КАС РФ, о причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.
Суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие административного истца в соответствии с ч. 2 ст.150 КАС РФ.
В судебном заседании представитель административного истца Д.В. – ФИО1, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом в соответствии со ст.96 КАС РФ, о причинах неявки не сообщил, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленных суду возражениях представителя Управления ФИО2 указано, что административный ответчик требования не признает, считает, что решение Управления об отказе в государственной регистрации права собственности в отношении указанного выше объекта принято соблюдая требования норм действующего законодательства. В государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости (жилой дом), общей площадью 189,3 кв.м., этажность 2, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, и находящийся на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен>, с разрешенным использованием: под малоэтажное жилищное строительство, было отказано, поскольку заявителем не было представлено разрешение на строительство. Законодательство разделяет понятия «малоэтажная многоквартирная жилая застройка» и «индивидуальное жилищное строительство». Поэтому регистрация права собственности на объект недвижимости, расположенный на земельном участке с разрешенным использованием под малоэтажное жилищное строительство, Законом о дачной амнистии не регулируется. Положения п. 2 ст. 51 ГрК РФ предусматривают, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. При этом строительство объектов индивидуального жилищного строительства, согласно п. 17 ст. 51 ГрК РФ, к таким случаям не относится. Следовательно для строительства объектов индивидуального жилищного строительства необходимо получение разрешения на строительство, выдаваемое уполномоченным, в соответствии с частями 4-6 ст. 51 ГрК РФ, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления. Однако в Управление не было представлено разрешение уполномоченного органа на строительство жилого дома, по адресу: <адрес обезличен>. Кроме того учитывая, что земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен> на котором расположен заявленный к регистрации объект имеет разрешенное использование под малоэтажное жилищное строительство, жилой дом должен быть учтен в Государственном кадастре недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Однако по данным ГКН было выявлено, что сведения в отношении заявленного к регистрации объекта недвижимости, площадью 189,3 кв.м., отсутствуют.
Суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие административного истца в соответствии с ч. 2 ст.150 КАС РФ.
Суд, выслушав представителя административного истца ФИО1 изучив материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований на основании следующего.
Согласно ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров..
Суд, рассмотрев административные исковые требования, проверив в соответствии с ч.ч. 8, 9 ст.226 КАС РФ доводы и возражения лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, приходит к следующему выводу.
Частью 8 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с ч.9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3)соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27 апреля 1993 года Закона РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и согласно п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений иных федеральных государственных органов, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Таким образом, для удовлетворения требования заявителя о признании незаконными постановлений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие обжалуемых постановлений, действий нормам действующего законодательства и нарушение ими прав и законных интересов административного истца.
На основании ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административным истцом оспаривается решение административного ответчика от <Дата обезличена>, Д.В. настоящий административный иск передал в почтовое отделение <Дата обезличена>, то есть в пределах установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячного срока обжалования.
Согласно ст. 8.1 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, а в отношении объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия - безвозмездное пользование (ссуда).
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы.
Согласно ч. 8 ст. 8.1 ГК РФ отказ в государственной регистрации прав на имущество либо уклонение от государственной регистрации могут быть оспорены в суде.
Административный истец Д.В.<Дата обезличена> обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве с заявлениями о государственной регистрации права на недвижимое имущество – жилой дом, общей площадью 189,3 кв.м., этажность 2, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, и находящийся на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен>, с разрешенным использованием: под малоэтажное жилищное строительство. Заявление было представлено в порядке, установленном Федеральным законом № 93-ФЗ от 30.06.2006 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (далее - Закон о дачной амнистии), нормами статьи 25.3 Закона о регистрации.
Уведомлением от <Дата обезличена> регистрация права собственности была приостановлена в соответствии с п.1 ст. 19 Закона о регистрации по решению государственного регистратора сроком на 1 месяц с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в связи с возникшими сомнениями государственного регистратора о наличии оснований для государственной регистрации прав. При проведении правовой экспертизы государственным регистратором установлено, что земельный участок, в границах которого расположен заявленный к регистрации объект недвижимости имеет вид разрешенного использования - под малоэтажное жилищное строительство. Регистрация права собственности на объект недвижимости, расположенный на земельном участке с разрешенным использованием под малоэтажное жилищное строительство, Законом о дачной амнистии не регулируется. В порядке, установленном п. 3 ст. 8 Закона о регистрации, нормами ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ государственным регистратором были направлены запросы в адрес Комитета государственного строительного надзора города Москвы, а также запрос в адрес Администрацию поселения Первомайское в городе Москве о соответствии построенного объекта недвижимости (индивидуальный жилой дом, многоквартирный дом, дом блокированной застройкой и т.д.), его характеристик (назначение, количество этажей), виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> о предоставления сведения о допущенных нарушениях земельного и градостроительного законодательства при возведении объекта недвижимости на указанном земельном участке.
Уведомлением от <Дата обезличена> срок приостановления регистрации права собственности был продлен до <Дата обезличена>, поскольку по состоянию на <Дата обезличена> ответ на запрос из Комитета государственного строительного надзора <адрес обезличен> не поступил.
Решениями административного ответчика от <Дата обезличена>Д.В. отказано в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: жилой дом, общей площадью 189,3 кв.м., этажность 2, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, и находящийся на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен>, с разрешенным использованием: под малоэтажное жилищное строительство, на основании абз.абз. 4,10,12,13 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В обоснование принятого решения административным ответчиком указано, что при проведении правовой экспертизы государственным регистратором установлено, что земельный участок, в границах которого расположен заявленный к регистрации объект недвижимости имеет вид разрешенного использования - под малоэтажное жилищное строительство. Регистрация права собственности на объект недвижимости, расположенный на земельном участке с разрешенным использованием под малоэтажное жилищное строительство, Законом о дачной амнистии не регулируется. В соответствии с положениями ст. 222 ГК РФ одним из признаков самовольной является возведение, создание без получения на это необходимых разрешений здания, сооружения или другого строения. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Поскольку в Управление не было представлено разрешение уполномоченного органа на строительство жилого дома, по адресу: <адрес обезличен>, у государственного регистратора возникли сомнения в отсутствии признаков самовольного строительства заявленного объекта недвижимости, соответствии фактически созданного объекта недвижимости характеристикам, заявленным в представленных на государственную регистрацию прав документах, в порядке ст. 25.3 Закона о регистрации. Согласно письму от <Дата обезличена> Комитета государственного строительного надзора <адрес обезличен>, в котором сообщалось, что разрешение на строительство жилого дома, по адресу: <адрес обезличен> не выдавалось. Кроме того учитывая, что земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен> на котором расположен заявленный к регистрации объект имеет разрешенное использование под малоэтажное жилищное строительство, жилой дом должен быть учтен в Государственном кадастре недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Однако по данным ГКН было выявлено, что сведения в отношении заявленного к регистрации объекта недвижимости, площадью 189,3 кв.м., отсутствуют.
Административный истец с указанными решениями не согласен.
Согласно ч. 3 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» » (действовавшего на момент принятия оспариваемого решения) к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации относятся, в том числе: проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:
прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;
правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом;
внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Согласно абз. 4, 10, 12, 13 ч. 1 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;
осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи, пунктом 5 статьи 25.2, пунктом 2 статьи 25.3 настоящего Федерального закона;
ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе;
Согласно ст. 25 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, и разрешения на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения.
Разрешение на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.
Согласно ч. 1 ст. 25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:
документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно п. 17 ст. 5 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в частности, в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Согласно п.4 ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
Судом установлено из материалов дела правоустанавливающих документов и не оспаривается сторонами, что при обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве Д.В. разрешение на строительство объекта недвижимого имущества - жилой дом, общей площадью 189,3 кв.м., этажность 2, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, и находящийся на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен>, с разрешенным использованием: под малоэтажное жилищное строительство не было представлены, поскольку, по мнению административного истца, указанный объект подпадает под Закон о дачной амнистии (Федеральный закон от 30.06.2006 № 93-ФЗ (ред. от 22.02.2017) «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества»).
Согласно ч. 4 ст. 25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержат описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно. До 1 марта 2018 года разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.
Согласно ч. 5 указанной статьи истребование у заявителя дополнительного документа для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи объект недвижимого имущества (разрешения на строительство, если таким объектом не является объект незавершенного строительства, документа, подтверждающего внесенные в декларацию об объекте недвижимого имущества сведения, или подобного документа) не допускается. При этом отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации.
Вместе с тем, как следует из свидетельства о государственной регистрации права <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, земельный участок, принадлежащий Дойче Вилли, общей площадью .... кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен>, из категории земель населенных пунктов, имеет разрешенное использование – под малоэтажное жилищное строительство.
В связи с чем, государственный регистратор пришел к выводу, что поскольку земельный участок в связи с разрешенным использованием предназначен для малоэтажного жилищного строительства, а не для индивидуального жилищного строительства, и для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), построенный на данном земельном участке индивидуальный жилой дом не подпадает под предусмотренный ст. 25.3 Закона о регистрации упрощенный порядок государственной регистрации.
Суд соглашается с указанным выводом административного ответчика по следующим основаниям.
Согласно ст. 35 ГрК РФ предусмотрено, что в состав жилых зон могут включаться, в том числе, зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны застройки малоэтажными жилыми домами.
Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Пунктом 2.1.1 указанного Классификатора (в ред. от 30.09.2015) предусмотрен вид разрешенного использования земельного участка: Малоэтажная многоквартирная жилая застройка: размещение малоэтажного многоквартирного жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой до 4 этажей, включая мансардный); разведение декоративных и плодовых деревьев, овощных и ягодных культур; размещение индивидуальных гаражей и иных вспомогательных сооружений; обустройство спортивных и детских площадок, площадок отдыха; размещение объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях малоэтажного многоквартирного дома, если общая площадь таких помещений в малоэтажном многоквартирном доме не составляет более 15% общей площади помещений дома.
Также данный Классификатор содержит вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (п. 2.1) – размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений.
Таким образом, законодательство разделяет понятия «малоэтажная многоквартирная жилая застройка» и «индивидуальное жилищное строительство».
При этом согласно п. 2.1 Классификатора (в ред. от 01.09.2014) предусматривал вид разрешенного использования земельного участка: Малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домой и садовых домов): Размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение гаражей и подсобных сооружений.
Довод административного истца о том, что на основании п. 2.1 Классификатора в ред. от 01.09.2014 понятие «малоэтажная жилая застройка» и «индивидуальное жилищное строительство» идентичны и одинаково применимы к ст. 25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» суд находит несостоятельным, поскольку из буквального толкования ст. 25.3 следует, что индивидуальный жилой дом должен быть возведен на земельном участке с видом разрешенного использования именно для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, как указано в Классификаторе в редакции от 30.09.2015, а не для малоэтажной жилой застройки.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что регистрация права собственности на объект недвижимости, расположенный на земельном участке с разрешенным использованием под малоэтажное жилищное строительство ст. 25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не регулируется.
При этом в соответствии с п. 3 ст. 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В связи с тем, что к спорному объекту недвижимого имущества не может применяться порядок регистрации, установленный ст. 25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», заявитель должен был предоставить для государственной регистрации права собственности разрешение на его строительство.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» разрешение на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.
Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. В день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения и выдать или направить его заявителю (заявителям) в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе.
Поскольку административному ответчику не было представлено разрешение уполномоченного органа на строительство жилого дома, по адресу: <адрес обезличен>, у государственного регистратора возникли сомнения в отсутствии признаков самовольного строительства заявленного объекта недвижимости, соответствии фактически созданного объекта недвижимости характеристикам, заявленным в представленных на государственную регистрацию прав документах, в порядке ст. 25.3 Закона о регистрации, в связи с чем были направлены соответствующие запросы в адрес Комитета государственного строительного надзора <адрес обезличен>, а также в адрес Администрации поселения Первомайское в городе Москве, регистрация была приостановлена на 1 месяц.
Приостановление государственной регистрации и направление запросов в соответствующие органы были осуществлены государственным регистратором правомерно в рамках предоставленной законом компетенции.
Согласно письму Комитета государственного строительного надзора города Москвы от 10.11.2016 осмотром объекта недвижимости – жилого дома, по адресу: <адрес обезличен>, 25.10.2016 сотрудниками Мосгосстройнадзора установлено, что на указанном земельном участке расположен законченный строительством двухэтажный индивидуальный жилой дом. Согласно данным публичной кадастровой карты и Информационной системы по формированию и ведению реестра единых объектов недвижимости (ИС РЕОН), участок предоставлен для малоэтажного жилищного строительства. Визуально данный жилой дом не обладает признаками многоквартирного. В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на данный объект требуется оформление разрешения на строительство. Застройщик с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта в Комитет не обращался, соответствующее разрешение по данному адресу не оформлялось.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что административным истцом не представлены в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области все предусмотренные ст. 25 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы.
Кроме того учитывая, что земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>, на котором расположен заявленный к регистрации объект, имеет разрешенное использование под малоэтажное жилищное строительство, жилой дом должен быть учтен в Государственном кадастре недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Однако по данным ГКН государственным регистратором было выявлено, что сведения в отношении заявленного к регистрации объекта недвижимости, площадью 189,3 кв.м., отсутствуют.
Таким образом, административный ответчик правомерно отказал в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества (жилой дом) площадью 189,3 кв. метров, расположенный по адресу: <адрес обезличен> и находящийся на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен>, в связи с отсутствием разрешения на его строительство, а осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 2 статьи 25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Решение было вынесено административным ответчиком на основании имеющихся на момент его принятия документов, которые никем оспорены не были, в пределах предоставленных полномочий, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При таких фактически установленных обстоятельствах дела, оценивая представленные доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу, что решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является законными и обоснованными, в связи с чем, требования Д.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об отказе в государственной регистрации права собственности Д.В. на объект недвижимого имущества по адресу: <адрес обезличен> от <Дата обезличена>; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве зарегистрировать право собственности Д.В. на объект недвижимого имущества - индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес обезличен> - удовлетворению не подлежат.
Доказательств обратного суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Д.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об отказе в государственной регистрации права собственности Д.В. на объект недвижимого имущества по адресу: <адрес обезличен> от <Дата обезличена>; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве зарегистрировать право собственности Д.В. на объект недвижимого имущества - индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес обезличен> - отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Председательствующий: Галата С.В.
Решение изготовлено 16 мая 2017 года