ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1690/2021 от 23.12.2021 Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2а-1690/2021 (УИД 27RS0002-01-2021-002758-48)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 декабря 2021 года г. Хабаровск

Кировский районный суд города Хабаровска в составе: председательствующего судьи Т.В. Брязгуновой, при секретаре А.Г. Супонькиной, с участием административного истца Тамамшева В.В., представителя административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по <адрес>, ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> по доверенностям Титовой Е.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тамамшева Владислава Викторовича к УФСИН России по <адрес>, ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес>, ФСИН России, врио.начальника УФСИН России по <адрес> С.Н. Жаткину, зам.начальника УФСИН России по <адрес> А.В. Калмыкову о признании незаконным действий по не обеспечению вещевым довольствием, признании незаконными решений от 16.07.2021г. № ог-27/то/5-2616, от 14.09.2021г. /то/5-3462, от 12.08.2021г. № ог-27/то/5-3024, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

установил:

Тамамшев В.В. обратился в Кировский районный суд г.Хабаровска с административным иском к ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес>, УФСИН России по <адрес> о признании незаконным действий по не обеспечению вещевым довольствием, признании незаконными решений от 16.07.2021г. № ог-27/то/5-2616, от 14.09.2021г. /то/5-3462, от 12.08.2021г. № ог-27/то/5-3024, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении. В обоснование иска истец указал, что с 17.12.2020г. отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес>. В соответствии с ч.2 ст.99 УИК РФ осужденные обеспечиваются одеждой по сезону. Нормы вещевого довольствия осужденных к лишению свободы утверждены приказом Минюста РФ от 03.12.2013г., согласно которому истец имеет право на получение от администрации ИК-6: майки - 3 шт., рубашки - 2 шт., белье нательное - 2 комплекта, белье нательное теплое - 2 комплекта, трусы - 2 шт., носки - 4 пары, носки полушерстяные - 2 пары. Данные вещи истец имеет право получить согласно срокам выдачи, т.к. получал их давно и срок их носки истек. Таким образом, на администрацию ИК-6 законом возложена обязанность по обеспечению истца вещевым довольствием. Однако, в нарушение положений и требований вышеуказанного закона и НПА, по прибытию в ИК-6 (17.12.2020г.) истец не был обеспечен вышеуказанными предметами одежды. 28.12.2020г., 15.01., 15.02., 15.03., 20.04., 31.05., 15.06., 12.07.2021г. истец подавал письменные заявления на имя начальника ИК-6 об обеспечении его указанным вещевым довольствием. Никаких ответов он не получал, в связи с чем обращался с жалобами и заявлениями о выдаче указанных вещей к УФСИН России по <адрес> в апреле 2021г., июне, июле и августе 2021г. Письмом зам.начальника УФСИН России по <адрес> А.В. Колмыкова от ДАТА/то/5-1763 было установлено отсутствие на складе учреждения вышеуказанного вещевого довольствия, кроме рубашек, которые ему пообещали в этом письме выдать, но которые так и не были ему выданы. Неисполнение администрацией ИК-6 обязанности по обеспечению истца вещевым довольствием указывает на незаконное бездействие с ее стороны, и на лишение истца права на материально-бытовое обеспечение, возможность реализации которого отнесена постановлением Президиума ВС РФ от ДАТА к условиям содержания лишенных свободы лиц. Как следствие незаконного бездействия администрации ИК-6 истцу практически не в чем ходить, у него отсутствуют вышеуказанные вещи, из-за чего зимой и весной он мерз. Данные обстоятельства причиняют истцу страдания, как физические, так и психологические. Размер компенсации за ненадлежащие условия содержания вследствие вышеуказанного бездействия администрации ИК-6 истец оценивает в 80 000 руб., исходя из расчета 10 000 руб. за каждый месяц содержания в ненадлежащих условиях содержания, считая такую компенсацию соразмерной, адекватной и справедливой, учитывая длительный период незаконного бездействия администрации ИК-6, тяжесть (субъективную) причиненных истцу таковым бездействием страданий и игнорирование его заявлений. На основании изложенного, просил: Признать незаконным бездействие администрации ИК-6 УФСИН России по <адрес> в части не обеспечения истца в период с 17.12.2020г. по настоящее время вещевым довольствием (рубашка - 2 шт., майка - 3 шт., носки - 4 пары, носки полушерстяные - 2 пары, трусы - 2 шт., белье нательное - 2 компл., белье нательное теплое - 2 компл.); Взыскать с административных ответчиков солидарно компенсацию за нарушение условий содержания под страже в пользу истца в размере 80 000 руб.; Признать незаконными решения врио.начальника УФСИН России по <адрес> С.Н. Жаткина от ДАТА № ог-27/то/5-2616, от ДАТА/то/5-3462, зам.начальника УФСИН России по <адрес> А.В. Калмыкова от ДАТА № ог-27/то/5-3024 и обязать данных должностных лиц устранить нарушения прав истца, надлежащим образом в соответствии с требованиями законодательства РФ, рассмотрев его обращения и разрешив поставленные в них вопросы.

Определениями суда от 22.10.2021г., 23.11.2021г. по данному делу в качестве административного соответчика привлечено ФСИН России, заинтересованных лиц врио.начальника УФСИН России по <адрес> С.Н. Жаткин, зам.начальника УФСИН России по <адрес> А.В. Калмыков.

Определением суда от 07.12.2021г. в качестве административных соответчиков по данному делу привлечены врио.начальника УФСИН России по <адрес> С.Н. Жаткин, зам.начальника УФСИН России по <адрес> А.В. Калмыков, изменив их процессуальный статус с заинтересованных лиц на административных соответчиков.

В ходе судебного разбирательства по делу 07.12.2021г. от административного ответчика ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> поступили возражения на иск, где указали, что с заявленными требованиями истца не согласны ввиду следующего. Требования, касающиеся обеспечения вещевым имуществом, ссылаясь на ст.99 УИК РФ указали, что в настоящее время обеспечение спецконтингента вещевым довольствием осуществляется в соответствии с нормами, утвержденными приказом Минюста России от ДАТА «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах». Согласно пункта 2 Приложения к приказу МЮ от ДАТА, сроки носки предметов вещевого довольствия исчисляются с момента фактической выдачи. Выдача вещевого довольствия вновь осужденным осуществляется в день их прибытия в исправительное учреждение. Последующая выдача вещевого довольствия производится по письменному заявлению осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, но не ранее истечения установленных сроков носки находящихся в пользовании предметов. Учет выданного вещевого довольствия ведется по лицевому счету. Все предметы инвентарного пользования подлежат клеймению в установленном порядке. Тамамшев В.В. 17.12.2020г. прибыл в ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес>. Согласно лицевому счету под № Т-58 осужденному Тамамшеву В.В. были выданы: 18.01.2021г.: куртка утепленная - 1 шт., костюм - 1 шт., ботинки комбинированные - 1 пара, сапоги зимние - 1 пара, полуботинки летние - 1 пара, тапочки - 1 пар, от которых он отказался по неизвестным причинам; ДАТА - брюки утепленные - 1 шт., от которых отказался по неизвестным причинам, рукавицы утепленные - 1 пара, от которых отказался по неизвестным причинам. В соответствии с «Методическими рекомендациями по организации обеспечения вещевым имуществом личного состава уголовно­ исполнительной системы и вещевым довольствием осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах» утв. зам.директора ФСИН России Коршуновым О.А. ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> обеспечивается вещевым довольствием для спецконтингента централизовано УФСИН России по <адрес>, на основании заявок. Со стороны ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> ежемесячно отправляются отчеты по обеспечению вещевым довольствием, а также неоднократно направлялись внеочередные заявки на обеспечение вещевым довольствием спецконтингента. Учитывая все вышеизложенное установлено, что администрация учреждения действовала исключительно в рамках своих должностных обязанностей, действия администрации учреждения, основаны на законе и подзаконных нормативно-правовых актов. Требования, касающиеся взыскания компенсации
за нарушение условий содержания, ссылаясь на ст.227.1 КАС РФ, указали, что данное требование удовлетворению не подлежит, так как административным истцом не представлено каких-либо фактических обстоятельств допущенных нарушений. Кроме того, компенсация в размере 80 000 руб. является чрезмерной и не отвечает принципам разумности и справедливости. На основании вышеизложенного, просили в удовлетворении исковых требований Тамамшева В.В. к ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес>, УФСИН России по <адрес>, ФСИН России о взыскании компенсации за нарушение условий содержания, отказать в полном объеме.

Также, в ходе судебного разбирательства по делу административным ответчиком УФСИН России по <адрес> 15.12.2021г. представлены возражения на иск, где указали, что с доводами административного искового заявления не согласны, считали иск не подлежащим удовлетворению и по существу требований пояснили следующее. 24.06.2021г. в адрес УФСИН России по <адрес> поступило заявление Тамамшева В.В. о выдаче ему вещевого довольствия.Письмом за подписью врио.начальника УФСИН России но <адрес> от ДАТА исх. № ог-27/ТО/5-2616 направлен ответ с разъяснением порядка выдачи вещевого довольствия осужденным. 22.07.2021г. в адрес УФСИН России по <адрес> поступило заявление Тамамшева В.В. о выдаче ему вещевого довольствия.Письмом за подписью врио.начальника УФСИН России по <адрес> от ДАТА исх. № ог-27/ТО/5-3024 направлен ответ с разъяснением порядка выдачи вещевого довольствия осужденным. 23.08.2021г. в адрес УФСИН России по <адрес> поступило заявление Тамамшева В.В. о выдаче ему вещевого довольствия.Письмом за подписью врио.начальника УФСИН России по <адрес> от ДАТА исх. № ог-27/ТО/5-3462 направлен ответ, с разъяснением порядкавыдачи вещевого довольствия осужденным.Тамамшев В.В. неоднократно обращался в УФСИН России по <адрес> по факту выдачи вещевого имущества.Поскольку в соответствии с действующим уголовно-исполнительным законодательством, в том числе УИК РФ и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными Приказом Минюста России от ДАТА N 295, УФСИН России по <адрес> не наделен полномочиями по выдаче вещевого имущества осужденным, в ответах на заявления административный истец был об этом уведомлен.Из обращений Тамамшева В.В. от 12.07.2021г. и 112.08.2021г., поступивших в УФСИН России по <адрес> 22.07.2021г. и 23.08.2021г. соответственно, следует, что заявитель не согласен с действиями (бездействием) должностных лиц ФКУ ИК-6 УФСИН России но <адрес>, куда заявитель обращался ранее.Реализация гражданином права на обращение в государственные органы регулируется ФЗ от ДАТА N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ".Согласно ст.8 указанного ФЗ, гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решете поставленных в обращении вопросов.Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.На основании ч.6 ст.8 указанного Закона запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.В силу ч.7 ст.8 ФЗ от ДАТА N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" в случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным частью 6 настоящей статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.Несогласие административного истца с содержанием направленных ему ответов не свидетельствует о неправомерных действиях административного ответчика при рассмотрении обращений.Ссылаясь на ст.227 КАС РФ, указали, что необходимой совокупности по настоящему делу не имеется, требования удовлетворению не подлежат.Ссылаясь на ст.12.1 УИК РФ, ст.227.1 КАС РФ указали, что истец каких-либо требований об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении не предъявляет.Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан, если такие имеются, не являются нарушением условий содержания.На основании изложенного, просили отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме.Кроме того, размер компенсации, заявленный к взысканию не отвечает принципам разумности и справедливости.

Административный истец Тамамшев В.В. в судебном заседании принимая участие лично посредством видеоконференц-связи, находясь в ФКУ ИК-6 УФСИН по <адрес>, заявленный административный иск поддержал по основаниям, изложенным в нем, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель административных ответчиков УФСИН России по <адрес>, ФКУ ИК-6 УФССИН России по <адрес>, ФСИН России по доверенностям Титова Е.К. в судебном заседании возражала против административного иска Тамамшева В.В, просила признать его незаконным и необоснованным.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, судом установлено следующее.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

На основании ч.8, 9 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу положений ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

В Определении от ДАТА Конституционный Суд Российской Федерации указал, что устанавливая в качестве одного из видов наказания лишение свободы, государство действует как в своих интересах, так и в интересах общества и его членов. При этом его исполнение изменяет привычный ритм жизни человека, его отношения с окружающими людьми и имеет определенные морально-психологические последствия, ограничивая тем самым не только его права и свободы как гражданина, но и его права как личности. Такое ограничение связано с его противоправным поведением и обусловливается необходимостью ограничения его естественного права на свободу в целях защиты нравственности, прав и законных интересов других лиц.

В судебном заседании установлено, и следует из справки ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> от ДАТА/то/55, Тамамшев В.В. 26.07.1989г.р. осужден: 11.07.2011г. Московским окружным военным судом по ст.ст.105 ч.2 п."а, ж, л", ст.30 ч.3, 105 ч.2 п."а, ж, л", 317, 222 ч.3, 222 ч.3, 223 ч.3, 223 ч.3, 162 ч.4 п."а", 162 ч.4 п."а", 30 ч.1, 223 ч.3, 30 ч.1, 205 ч.1, 69 ч.3 УК РФ к пожизненному лишению свободы с отбыванием в ИК особого режима. Начало срока: 23.07.2008г. Приговор вступил в законную силу 09.04.2012г. Прибыл 17.12.2020г. из ФКУ ИК-18 УФСИН России по ЯНАО в ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> для дальнейшего отбывания наказания.

Согласно лицевому счету под № Т-58 осужденному Тамамшеву В.В. 18.01.2021г. выдавались: куртка утепленная - 1 шт., костюм - 1 шт., ботинки комбинированные - 1 пара, сапоги зимние - 1 пара, полуботинки летние - 1 пара, тапочки - 1 пара; 08.02.2021г.: брюки утепленные - 1 шт., рукавицы утепленные - 1 пара. От получения тапочек, утепленных брюк и рукавиц Тамамшев В.В. отказался.

Из ответа зам.начальника УФСИН России по <адрес> А.В. Калмыкова от ДАТА/то/5-1763, Тамамшеву В.В. сообщено, что его обращение за № ОГ-1113 от 26.04.2021г. о вопросах организации выдачи вещевого довольствия в ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> рассмотрено. Согласно сведениям, полученным из ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес>, ему по прибытию в учреждение ФКУ ИК-6 было выдано необходимое зимнее вещевое довольствие, имеющееся на складе учреждения, последняя выдача осужденным вещевого довольствия согласно приказа Минюста России от ДАТА "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах" осуществляется по письменному заявлению осужденного. Данного заявления от истца не поступало. Вещевое довольствие, а именно белье нательное, белье нательное теплое, майка, трусы, носки, носки полушерстяные в настоящее время отсутствуют на складе учреждения. Письменное заявление на получения головного убора летнего и рубашки от истца принято, вещевое довольствие выдадут ему в ближайшее время. В случае несогласия с данным ответом истец вправе обжаловать его в административном или судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ответа врио.начальника УФСИН России по <адрес> С.Н. Жаткина от ДАТА № ог-27/то/5-2616 Тамамшеву В.В. указано, что в адрес УФСИН России по <адрес> поступило заявление осужденного Тамамшева В.В. по вопросу выдачи ему вещевого имущества. Данное обращение руководством УФСИН рассмотрено. Рассмотрение заявлений на выдачу вещевого имущества осужденным и лицам, содержащимся под стражей, находится вне компетенции руководства УФСИН. Решение о выдаче (или об отказе в выдаче) вещевого имущества принимает начальник исправительного учреждения, где содержится заявитель. Данное решение может быть обжаловано в установленные законом сроки в ФСИН России или иные вышестоящие инстанции.

В ответе зам.начальника УФСИН России по <адрес> А.В. Калмыкова от ДАТА № ог-27/то/5-3024, Тамамшеву В.В. указано, что в адрес УФСИН России по <адрес> поступило заявление осужденного Тамамшева В.В. по вопросу выдачи ему вещевого имущества. Данное обращение руководством УФСИН рассмотрено. Рассмотрение заявлений на выдачу вещевого имущества осужденным и лицам, содержащимся под стражей, находится вне компетенции руководства УФСИН. Решение о выдаче (или об отказе в выдаче) вещевого имущества принимает начальник исправительного учреждения, где содержится заявитель. Дополнительно сообщили, что в соответствии с приложением нормы приказа Минюста России от ДАТА "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах", белье нательное осужденным выдается только в районах с жарким климатом. Данное решение может быть обжаловано в установленные законом сроки в ФСИН или иные вышестоящие инстанции.

Согласно ответа зам.начальника УФСИН России по <адрес> А.В. Калмыкова от ДАТА № ог-27/то/5-3024, Тамамшеву В.В. сообщено, что в адрес УФСИН России по <адрес> поступило заявление осужденного Тамамшева В.В. по вопросу выдачи ему вещевого имущества. Данное обращение руководством УФСИН рассмотрено. Рассмотрение заявлений на выдачу вещевого имущества осужденным и лицам, содержащимся под стражей, находится вне компетенции руководства УФСИН. Решение о выдаче (или об отказе в выдаче) вещевого имущества принимает начальник исправительного учреждения, где содержится заявитель. Белье нательное осужденным выдается только в районах с жарким климатом. Данное решение может быть обжаловано в установленные законом сроки в ФСИН или иные вышестоящие инстанции.

В соответствии с положениями статьи 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

В решении Европейского Суда по правам человека от ДАТА "Дело "К. против Российской. Федерации" отмечалось, что в обязанности государства-ответчика входит организация своей пенитенциарной системы таким образом, чтобы она обеспечивала уважение достоинства заключенных независимо от финансовых и материально-технических трудностей. Власти государства-ответчика не могут ссылаться на финансовые трудности в оправдание невозможности исполнить свои обязательства.

В соответствии со статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

В силу части 4 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительного учреждения обязана обеспечить осужденных одеждой установленного образца.

Согласно статье 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

На основании статьи 5 Закона Российской Федерации от ДАТА N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" уголовно-исполнительная система включает в себя: - учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы уголовно-исполнительной системы; федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.

В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, медицинские, образовательные и иные организации.

Статьями 1 и 13 Федерального закона Российской Федерации от ДАТА N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" установлено, что деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма. Учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации (статья 9 Закона Российской Федерации от ДАТА "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы").

Непосредственный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, осуществляют федеральный орган уголовно-исполнительной системы и территориальные органы уголовно-исполнительной (статья 38 Закона РФ от ДАТА "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы").

Уставом ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> предусмотрено, что учреждение является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности. В соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивает условия содержания осужденных, осуществляет материальное обеспечение осужденных.

Таким образом, непосредственная обязанность по соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства, в том числе по обеспечению осужденных вещевым имуществом, возложена на исправительное учреждение, в котором отбывают наказания осужденные к лишению свободы.

В силу ст.99 УИК РФ осужденные к лишению свободы обеспечиваются, в числе прочего, одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.

В настоящее время обеспечение спецконтингента вещевым довольствием осуществляется в соответствии с нормами, утвержденными приказом Минюста России от ДАТА "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах".

Как следует из Нормы вещевого довольствия осужденных мужчин, отбывающих наказания в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов и колониях-поселениях, на 1 человека положено следующее количество предметов: головной убор зимний - 1 шт. (срок носки - 3 года), головной убор летний - 1 шт. (срок носки - 3 года), куртка утепленная - 1 шт. (срок носки - 3 года), костюм - 2 комплекта (срок носки - 3 года), сорочка верхняя - 2 шт. (срок носки - 2 г. 6 мес.), свитер трикотажный - 1 шт. (срок носки - 3 года), белье нательное - 2 комплекта (срок носки - 3 года)-выдается в местностях с жарким климатом, белье нательное теплое 2 комплекта (срок носки - 3 года), майка - 3 шт. (срок носки - 2 года), трусы - 2 шт. (срок носки - 1 год), носки х/б - 4 пары (срок носки - 1 год), носки полушерстяные - 2 пары (срок носки - 1 год), брюки утепленные - 1 шт. (срок носки - 3 года), рукавицы утепленные - 1 пара (срок носки - 1 год), ботинки комбинированные - 1 пара (срок носки - 3 года), сапоги мужские комбинированные зимние - 1 пара (срок носки - 2 г. 6 мес.), полуботинки летние - 1 пара (срок носки - 2 года), тапочки - 1 пара (срок носки - 3 года), пантолеты литьевые - 1 пара (срок носки - 3 года).

До предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.

Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность (часть 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)).

В соответствии с частью 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Приведенным нормам Гражданского кодекса Российской Федерации корреспондируют положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, его статьи 161, в соответствии с частями 1, 2, 7 и 8 которой казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления,, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика.

Приказом ФСИН России от ДАТА N 252 утвержден Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет Федеральной службы исполнения наказаний, территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний и федеральных казенных учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации устанавливает требования к составлению, утверждению и ведению бюджетных смет ФСИН России, территориальных органов ФСИН России и ФКУ уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) Российской Федерации, их обособленных (структурных) подразделений без прав юридического лица, осуществляющих полномочия по ведению бюджетного учета в соответствии с которым составлением бюджетной сметы в целях настоящего Порядка является установление объема и распределения направлений расходов бюджета на срок закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) на основании доведенных до ФСИН России, территориальных органов и учреждений УИС лимитов бюджетных обязательств по расходам федерального бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по выполнению функций ФСИН России, территориальных органов и учреждений УИС.

В бюджетной смете справочно указываются объем и распределение направлений расходов на исполнение публичных нормативных обязательств.

Проекты бюджетной сметы и (или) обоснования (расчеты) плановых сметных показателей учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, направляются на рассмотрение ФСИН России и рассматриваются на предмет соответствия бюджетному законодательству Российской Федерации, настоящему Порядку не позднее двух рабочих дней со дня получения проектов бюджетных смет структурными подразделениями ФСИН России (учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России) в части расходов на финансовое обеспечение мероприятий по курируемым направлениям деятельности в соответствии с нормативными правовыми и (или) распорядительными актами ФСИН России о доведении бюджетных ассигнований.

Судом установлено нарушение прав административного истца в части не обеспечения его вещевым довольствием с момента поступления в ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес>. Административными ответчиками не предоставлено в материалы дела совокупности доказательств, свидетельствующих об обеспечении административного истца вещевым довольствием - сорочка верхняя 2 шт., майка 3 шт., носки хлопчатобумажные 4 пары, носки полушерстяные 2 пары, трусы 2 шт., белье нательное теплое 2 комплекта. Относительно требования о предоставлении белья нательного, суд учитывает, что согласно приложения вещевого довольствия осужденных мужчин, отбывающих наказание в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов и колониях-поселениях к Приказу Минюста России от 03.12.2013г. , белье нательное (примечание 2) выдается в местностях с жарким климатом, в связи с чем в данной части требования административного истца не обоснованы, в остальной части требования Тамамшева В.В. нашли своё подтверждение в судебном заседании.

Таким образом, положения Приказа Минюста России от ДАТА (в ред. от ДАТА) "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах", на что ссылается административный истец, административным ответчиком ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес>, по мнению суда, были нарушены.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в силу, если иной срок не установлен судом.

На основании изложенного суд считает возможным признать незаконным бездействие администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес>, выразившееся в невыполнении в период с 17.12.2020г. по настоящее время обязанности по обеспечению осужденного Тамамшева Владислава Викторовича, отбывающего наказание в учреждении, вещевым довольствием - сорочка верхняя 2 шт., майка 3 шт., носки хлопчатобумажные 4 пары, носки полушерстяные 2 пары, трусы 2 шт., белье нательное теплое 2 комплекта. Обязать ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> устранить ненадлежащие материально-бытовые условия осужденного Тамамшева Владислава Викторовича в части не обеспечения необходимым вещевым имуществом и обеспечить осужденного Тамамшева Владислава Викторовича, отбывающего наказание в учреждении, вещевым довольствием - сорочка верхняя 2 шт., майка 3 шт., носки хлопчатобумажные 4 пары, носки полушерстяные 2 пары, трусы 2 шт., белье нательное теплое 2 комплекта.

При этом суд считает необходимым указать, что требования, предъявляемые к обеспечению осужденных необходимым вещевым имуществом, определены законом, их выполнение не определяется усмотрением исправительного учреждения, поэтому понуждение устранить допущенные нарушения закона не может расцениваться как вмешательство в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.

Ссылки стороны административных ответчиков на отсутствие достаточного финансирования для закупки вещевого довольствия для осужденных не могут быть приняты во внимание для отказа в удовлетворении административного иска, поскольку обеспечение осужденных необходимым вещевым имуществом является обязанностью административных ответчиков, возложенной на них законом.

Между тем, применительно к данной части возражений административных ответчиков, суд полагает необходимым обязать ФСИН России и ее территориальный орган - Управление ФСИН России по <адрес> при недостаточности у ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> денежных средств, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать финансирование для выполнения обязательств по обеспечению осужденного Тамамшева Владислава Викторовича, отбывающего наказание в учреждении, вещевым имуществом - сорочка верхняя 2 шт., майка 3 шт., носки хлопчатобумажные 4 пары, носки полушерстяные 2 пары, трусы 2 шт., белье нательное теплое 2 комплекта.

В соответствии со ст.227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч.1).

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч.3).

При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч.4).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч.5).

Указанные нормы введены в действие Федеральным законом от ДАТА N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и применяются с ДАТА.

Поскольку совокупностью доказательств по делу судом установлено нарушение условий содержания административного истца в исправительном учреждении, выразившихся в не обеспечении ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> Тамамшева В.В. вещевым довольствием, в связи с чем с ФСИН России за счет казны РФ в пользу Тамамшева В.В. подлежит взысканию денежная компенсация, размер которой суд полагает возможным определить в 3 000 рублей, находя его разумным и достаточным.

В связи с чем, суд считает необходимым взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Тамамшева В.В. компенсации в размере 3 000 руб. за не обеспечение ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> Тамамшева В.В. вещевым довольствием.

В удовлетворении остальной части требований о присуждении компенсации суд считает необходимым отказать.

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению.

Административный ответчик обязан сообщить суду, административному истцу об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу (часть 9 статьи 227 КАС РФ).

В случае несообщения суду в указанный срок об исполнении подлежащего исполнению судебного решения, принудительное исполнение судебного решения производится на основании исполнительного листа в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве (статьи 1, 105 Федерального закона от ДАТА N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").

По требованию административного истца о признании незаконными решений от 16.07.2021г. № ог-27/то/5-2616, от 14.09.2021г. /то/5-3462, от 12.08.2021г. № ог-27/то/5-3024, суд считает необходимым указать следующее.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также установление порядка рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от ДАТА N 59-ФЗ (ред. от ДАТА) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Часть 1 статьи 2 Федерального закона от ДАТА № 59-ФЗ предусмотрено, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В соответствии с часть 1 статьи 8 Федерального закона от ДАТА № 59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (часть 2 статьи 8 Федерального закона от ДАТА № 59-ФЗ).

Из содержания части 1 статьи 9 Федерального закона от ДАТА № 59-ФЗ следует, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по результатам рассмотрения обращения гражданина даёт письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10 указанного Федерального закона от ДАТА № 59-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 12 указанного Закона, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

При этом требования нормативных правовых актов, регламентирующих порядок подготовки и отправки ответа на обращение осужденного Тамамшева В.В. не нарушены, ответ подготовлен и направлен заявителю в установленные законом сроки.

Доводы административного истца о том, что ответы на его обращения представлены неполные и немотивированные, без проверки всех доводов заявления, суд находит несостоятельным, поскольку опровергается его содержанием, административными ответчиками в пределах компетенции дан ответ на поставленные в заявлении вопросы.

Несогласие административного истца с содержанием ответов само по себе не свидетельствует о незаконности действий должностных лиц УФСИН по <адрес> при рассмотрении обращений Тамамшева В.В..

Согласно п. 62 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДАТА «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Приходя в выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска в данной части, суд исходит из того что соответствующие обращения административного истца были рассмотрены УФСИН России по <адрес> по существу указанных в них доводов, основанные на положениях действующего законодательства мотивированные ответы направлены в адрес административного истца и им получены, тогда как несогласие Тамамшева В.В. с содержанием обжалуемых ответов само по себе не свидетельствует об их незаконности и необоснованности.

Доказательств, подтверждающих нарушение прав и законных интересов заявителя ответами на его обращения либо допущенным, по мнению истца бездействием, не представлено. Обстоятельств, указывающих на нарушение закона вышеуказанными ответами должностного лица, как и обстоятельств незаконного бездействия при рассмотрении обращений не усматривается.

В связи с указанными обстоятельствами суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в данной части.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Признать незаконным бездействие администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес>, выразившееся в невыполнении в период с 17.12.2020г. по настоящее время обязанности по обеспечению осужденного Тамамшева Владислава Викторовича, отбывающего наказание в учреждении, вещевым довольствием - сорочка верхняя 2 шт., майка 3 шт., носки хлопчатобумажные 4 пары, носки полушерстяные 2 пары, трусы 2 шт., белье нательное теплое 2 комплекта.

Обязать ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> устранить ненадлежащие материально-бытовые условия осужденного Тамамшева Владислава Викторовича в части не обеспечения необходимым вещевым имуществом и обеспечить осужденного Тамамшева Владислава Викторовича, отбывающего наказание в учреждении, вещевым довольствием - сорочка верхняя 2 шт., майка 3 шт., носки хлопчатобумажные 4 пары, носки полушерстяные 2 пары, трусы 2 шт., белье нательное теплое 2 комплекта.

Обязать ФСИН России и ее территориальный орган - Управление ФСИН России по <адрес> при недостаточности у ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> денежных средств, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать финансирование для выполнения обязательств по обеспечению осужденного Тамамшева Владислава Викторовича, отбывающего наказание в учреждении, вещевым имуществом - сорочка верхняя 2 шт., майка 3 шт., носки хлопчатобумажные 4 пары, носки полушерстяные 2 пары, трусы 2 шт., белье нательное теплое 2 комплекта.

Взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Тамамшева Владислава Викторовича компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 3 000 рублей.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Кировский районный суд города Хабаровска в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 30.12.2021 года.

Судья (подпись)

Решение не вступило в законную силу

Копия верна, судья Т.В. Брязгунова

Подлинник решения подшит в дело № 2а-1690/2021 и находится в Кировском районном суде г. Хабаровска

Секретарь с/з А.Г. Супонькина