72RS0013-01-2021-000213-58
Дело №2а-1701/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Тюмень 08 июня 2021 года
Калининский районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Лобанова А.В.,
при секретаре Плесовских Н.Ю.,
с применением средств аудиопротоколирования хода судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту земельных отношений и градостроительства Администрации г.Тюмени о признании незаконным градостроительного плана земельного участка, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском к ответчику Департаменту земельных отношений и градостроительства Администрации г.Тюмени о признании незаконным действия Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации г.Тюмени по подготовке градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, выданный Департаментом земельных отношений и градостроительства Администрации г.Тюмени 23.11.2020 года с указанием проходящих по нему красных линий и разрешением размещения объекта строительства только на территории СЗ-3, возложении обязанности на административного ответчика повторно подготовить градостроительный план земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, не содержащий указания на проходящие по участку красные линии и с разрешением размещения объекта строительства на территории 2. Исковые требования мотивирует тем, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> с 02.09.2020 года на основании договора купли-продажи от 27.08.2020 года. Прежнему собственнику ФИО2 земельный участок принадлежал с 04.08.2014 года, кадастровый номер земельному участку был присвоен 16.12.2011 года. После регистрации права собственности истец обратился к ответчику с заявлением о подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером № для предполагаемого строительства индивидуального жилого дома. 23.11.2020 года ответчиком истцу выдан градостроительный план земельного участка с кадастровым номером № с указанием на возможность строительства жилого дома только на части земельного участка СХ-3, поскольку большая часть земельного участка расположена в границах перспективных красных линий, где строительство не предусмотрено. Согласно чертежу градостроительного плана земельного участка участок практически полностью расположен в границах перспективных красных линий. На небольшой части земельного участка отмечено место допустимого размещения объекта капитального строительства. Постановлением Главы города Тюмени от 26.12.2018 № 36-пг (ред. от 29.12.2020) утвержден проект межевания территорий в границах элементов планировочной структуры (микрорайонов) планировочного района №4 «Затюменский». Подпунктом «а» п. 1 Постановления Главы города Тюмени от 26.12.2018 № 36-пг признаются не подлежащими применению проекты межевания территорий, утвержденные настоящим постановлением, за исключением характеристики проектируемых территорий микрорайонов, в случае приобретения в установленном порядке гражданами и юридическими лицами, имеющими в собственности, аренде, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, прав на эти земельные участки (в том числе, образования соответствующих земельных участков и их государственному кадастровому учету), при условии, что право собственности на указанные объекты зарегистрировано до вступления в силу проектов межевания территорий планировочного района №4 "Затюменский". Таким образом проекты межевания территорий, утвержденные постановлением Главы города Тюмени от 26.12.2018 №36-пг, не подлежат применению при составлении градостроительного плана. Данные красные линии, отображенные на чертеже обжалуемого градостроительного плана земельного участка, обозначают границу перспективной автомагистрали, однако, у ответчика не имелось законных оснований для отображения в выданном истцу градостроительном плане земельного участка указанных красных линий. Красные линии проходят по всей границе улицы Полевая СНТ "Сигнал", задевая территории принадлежащих садоводам земельных участков, и территории земель общего пользования СНТ "Сигнал", что влечет невозможность обустройства муниципальной дороги, в целях строительства которой и установлены красные линии, либо значительное увеличение затрат на ее обустройство ввиду необходимости изъятия и последующего выкупа принадлежащих садоводам земельных участков. Для защиты своих прав истец обратился в суд (л.д.3-7, 35-39).
01 марта 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (л.д.80).
26 марта 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено СНТ "Сигнал" (л.д.94-95).
Административный истец ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал по основаниям в нем изложенным и дополнениям к иску.
Представитель административного ответчика Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации г.Тюмени ФИО3 в судебном заседании с иском не согласилась, просила в иске отказать по основаниям изложенным в письменном отзыве (л.д.45-49).
Представители заинтересованных лиц Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, СНТ "Сигнал" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания.
Суд, выслушав пояснения административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено.
27 августа 2020 года между ФИО2 (продавец) и ФИО1 (покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> (л.д.12-16). Договор зарегистрирован в Управлении Росреестра по Тюменской области 02.09.2020 года (л.д.9-11).
Градостроительная деятельность на территории города Тюмени осуществляется в соответствии с разработанной и утвержденной градостроительной документацией: Генеральным планом городского округа город Тюмень, утвержденным решением Тюменской городской Думы от 27.03.2008 № 9 (далее - Генеральный план), Правилами землепользования и застройки города Тюмени, утвержденными решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 № 154 (далее - Правила), проектами планировки территории 19 планировочных районов города Тюмени, утвержденными постановлениями Администрации города Тюмени от 13.01.2014 № 1-19, проектами межевания территорий планировочных районов, разработанными на всю территорию города Тюмени.
В соответствии с Генеральным планом земельный участок с кадастровым номером № расположен в функциональных зонах садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, частично в зоне транспортной инфраструктуры. Генеральным планом в границах земельного участка предусмотрено размещение элемента улично-дорожной сети (л.д.58-60).
Согласно части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план является документом территориального планирования, которое направлено на определение назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.
В соответствии с Правилами земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне, предназначенной для ведения садоводства и огородничества СХ-3. Зона, предназначенная для ведения садоводства и огородничества СХ-3, выделена для обеспечения правовых условий формирования территорий, используемых в целях удовлетворения потребностей населения в выращивании сельскохозяйственных культур, а также для отдыха (60-61).
Проектом планировки планировочного района №4 - Затюменский (правый берег р. Тура - лог с руслом р. Тюменка - Транссибирская магистраль - общегородская магистраль регулируемого движения по ГП), утвержденного постановлением Администрации города Тюмени от 13.01.2014 №3 (далее - Проект планировки) земельный участок с КН № расположен в границах зоны ведения садоводства и огородничества, частично в зоне улично — дорожной сети планировочного района №4-Затюменский (л.д.62-63, 64-65).
Проектом планировки в границах земельного участка с кадастровым номером № предусмотрено размещение элемента улично-дорожной сети (вид объекта: улицы и проезды местного значения, статус объекта: проектируемый).
При подготовке Проекта межевания территории планировочного района №4 «Затюменский», утвержденного постановлением Главы города Тюмени от 26.12.2018 №36-пг (далее - Проект межевания) определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков применительно к территории СНТ «Сигнал» не осуществлялось.
На чертеже межевания территории микрорайона 04:03:06, утвержденного в составе Проекта межевания отображены красные линии, а также линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
В силу пункта 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ) выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Основанием для подготовки ГПЗУ является поступление в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка заявления, в том числе правообладателя земельного участка. Источниками информации для подготовки ГПЗУ являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (часть 2 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
в соответствии с частью 3 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержится информация, в частности о реквизитах проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории; о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии); о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; о красных линиях.
В целях реализации части 9 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.04.2017 №741/пр (далее - Приказ Минстроя) утверждена форма градостроительного плана земельного участка и утвержден порядок ее заполнения.
В соответствии с пунктом 26 Приказа Минстроя, на чертеже ГПЗУ отображаются, в том числе красные линии, минимальные отступы от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории (при наличии). Таким образом, ГПЗУ представляет собой информационный документ, отображающий действующую на момент выдачи утвержденную градостроительную документацию в отношении земельного участка. Кроме того, ГПЗУ по своему содержанию не является правоподтверждающим или правоустанавливающим документом, а является документом, содержащим информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка. Выдача ГПЗУ, в отношении земельных участков, расположенных в границах городского округа город Тюмень осуществляется в рамках муниципальной услуги, административный регламент предоставления которой утвержден постановлением Администрации города Тюмени от 25.07.2011 №80-пк.
На основании заявления правообладателя земельного участка с КН № №14-18-4674 от 03.11.2020 ФИО1 разработан и выдан Градостроительный план земельного участка №РФ-72-3-04-0-00-2020-5255 от 23.11.2020 (л.д.21-31, 67-72).
В Градостроительном плане земельного участка №РФ-72-3-04-0-00-2020-5255 от 23.11.2020 отображены сведения в соответствии с частью 3 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Приказа Минстроя.
Таким образом, Градостроительный план земельного участка №РФ-72-3-04-0-00-2020-5255 от 23.11.2020 подготовлен правомерно и в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги, соответствует утвержденным документам градостроительного зонирования, документации по планировке территории, в связи с чем, правовые основания для внесения изменений в Градостроительный план земельного участка отсутствуют.
Возможность выдачи нового Градостроительного плана земельного участка, с отсутствующими красными линиями на земельном участке с КН № в отсутствие внесенных изменений в градостроительную документацию действующим законодательством не предусмотрена.
Внесение изменений в Генеральный план осуществляется в соответствии со ст. 9, 24, 25 Градостроительного кодекса РФ, Положением о составе, порядке подготовки Генерального плана города Тюмени, изменений и внесения их в Генеральный план города Тюмени, а также реализации Генерального плана города Тюмени, утвержденным постановлением Администрации города Тюмени от 6.12.2007 №40-пк. В соответствии с частями 1, 5.2 статьи 9, частями 3, 17 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ внесение изменения в Генеральный план осуществляется на основании положений стратегий социально-экономического развития муниципальных образований и планов мероприятий по их реализации (при наличии), бюджетного прогноза муниципального образования на долгосрочный период (при наличии), положений стратегии пространственного развития Российской Федерации, государственных программ Российской Федерации, национальных проектов, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, решений органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов местного значения, с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования.
В соответствии с ч.З ст. 24 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта Генерального плана осуществляется, в том числе, с учетом предложений заинтересованных лиц. Проект изменений в Генеральный план в соответствии с Градостроительным кодексом РФ подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях.
Как указано в пп «а» п. 1 Постановления Главы города Тюмени от 26.12.2018 № 36-пг (ред. от 29.12.2020) «Об утверждении проектов межевания территорий в границах элементов планировочной структуры (микрорайонов) планировочного района №4 «Затюменский» признаются не подлежащими применению проекты межевания территорий, утвержденные настоящим постановлением, за исключением характеристики проектируемых территорий микрорайонов, в случае приобретения в установленном порядке гражданами и юридическими лицами, имеющими в собственности, аренде, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, прав на эти земельные участки (в том числе, образования соответствующих земельных участков и их государственному кадастровому учету).
Суд считает, что в данном случае эта норма Постановления не применима, в связи с тем, что земельный участок приобретен истцом не из государственной или муниципальной собственности, а у физического лица (ФИО2). Таким образом, нормы и правила указанного Постановления Главы города Тюмени от 26.12.2018 № 36-пг подлежат применению при составлении градостроительного плана земельного участка.
Также необходимо учесть, что в соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 №21-ФЗ административный истец обязан доказать чем нарушаются его права и законные интересы. Административный иск не содержит таких доказательств.
Административный истец не лишен возможности в полном объеме использовать свой земельный участок с учетом его целевого назначения в связи со следующим: - в соответствии с п. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ при подаче уведомления о планируемом строительстве в уполномоченный на выдачу разрешений орган в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома градостроительный план земельного участка не требуется; - в соответствии с п.10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ уведомление о несоответствии направляется застройщику только в случае, если параметры объекта (площадь, высота, этажность в соответствии с требованиями Правил землепользования и застройки) не соответствуют установленным правилам землепользования и застройки, а также в случае несоответствия виду разрешенного использования земельного участка (в данном случае соответствует) и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской федерации (в данном случае ограничений не установлено); - в соответствии с п. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В соответствии с п.12 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О государственной регистрации недвижимости» до 1 марта 2026 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок.
Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основании своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.
Таким образом, в нарушении ст.62 КАС РФ суд приходит к мнению, что административным истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении действующего законодательства и о нарушении прав и законных интересов истца.
На основании изложенного, суд находит, что административное исковое заявление ФИО1 не подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь Градостроительным кодексом Российской Федерации, Правилами землепользования и застройки города Тюмени, утвержденными Решением Тюменской городской Думой от 30.10.2008 №154, ст.ст. 45, 46, 62, 64, 84, 114, 150, 175-177, 218, 227, 286, 291-294 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд –
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Департаменту земельных отношений и градостроительства Администрации г.Тюмени о признании незаконным градостроительного плана земельного участка, возложении обязанности – отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы в Калининский районный суд города Тюмени.
Решение принято в совещательной комнате.
Председательствующий судья А.В. Лобанов