ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1711/2021 от 29.04.2021 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

2а-1711/2021

26RS0002-01-2021-001474-45

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 апреля 2021 года город Ставрополь

Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края

в составе: председательствующего судьи Даниловой Е.С.,

при секретаре Аванесян О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда <адрес обезличен> административное дело по административному иску ООО «Сбер-Альянс» к УФССП России по ставропольскому краю, Ленинскому РОСП <адрес обезличен> УФССП России по <адрес обезличен>, старшему судебному приставу ОСП по <адрес обезличен>ФИО1, заместителю руководителя УФССП России по <адрес обезличен>ФИО2 о признании незаконными бездействий,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Сбер-Альянс» обратилось в суд с административным иском к УФССП России по ставропольскому краю, Ленинскому РОСП <адрес обезличен> УФССП России по <адрес обезличен>, старшему судебному приставу ОСП по <адрес обезличен>ФИО1, заместителю руководителя УФССП России по <адрес обезличен>ФИО2, в котором просит: признать бездействия начальника отделения - старшего судебного пристава Ленинский РОСП <адрес обезличен> УФССП России по <адрес обезличен>ФИО1 неправомерными, незаконными, нарушающими права взыскателя, которые заключаются в не принятии полного комплекса мер в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве», нарушении ст. 10 Федерального закона от<дата обезличена> №118-ФЗ "О судебных приставах", а именно в отсутствии контроля за деятельностью находящихся в его подчинении судебных приставов; обязать ФИО2 дать ответ на жалобу от <дата обезличена> по существу обстоятельств и заданных вопросов; обязать ФИО2 дать правовую оценку нарушению ст. 10 и ст. 64.1. ФЗ «Об исполнительном производстве» со стороны начальника отделения - старшего судебного пристава Ленинский РОСП г, Ставрополя УФССП России по <адрес обезличен>ФИО1; обязать ФИО2 дать правовую оценку нарушению ст. 10 и ст. 64. ФЗ «Об исполнительном производстве» со стороны начальника отделения - старшего судебного пристава Ленинский РОСП <адрес обезличен> УФССП России по <адрес обезличен>ФИО1 (не совершил действия, о которых просил взыскатель в своем ходатайстве).

В обоснование административного иска указано, что на исполнении судебных приставов-исполнителей Ленинский РОСП <адрес обезличен> УФССП России по <адрес обезличен> находятся исполнительные производства в пользу взыскателя: ООО «СБЕР- Альянс». <дата обезличена> взыскатель направил жалобу в <адрес обезличен>, ответа взыскателю не поступило, поэтому был сделан повторный запрос и отправка этой же жалобы <дата обезличена> в которой взыскатель просил: принять меры прокурорского реагирования на неправомерные бездействие руководителя Ленинского РОСП <адрес обезличен> УФССП России по <адрес обезличен>ФИО1 (или иного должностного лица, которое ответственно за дачу ответа на обращение), по чьей вине нарушены нормы ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (отсутствуют ответы по существу заданных вопросов), в случае выявления административного правонарушения, рассмотреть возможность привлечения виновных лиц к ответственности по ст. 5.39, ст.5.59 КоАП РФ, признать бездействие руководителя Ленинского РОСП <адрес обезличен> УФССП России по <адрес обезличен>ФИО1 (или иного должностного лица, которое ответственно за дачу ответа на обращение), выразившееся в нарушении ст. 10 ФЗ <номер обезличен>. <адрес обезличен> перенаправила вышеуказанную жалобу в адрес УФССП по <адрес обезличен>. <дата обезличена> в адрес взыскателя поступило письмо за подписью Вр.ио. заместителя руководителя - старшего лейтенанта внутренней службы ФИО2 (<дата обезличена><номер обезличен>)(далее - должностное лицо), из которого следует, что вышеуказанное должностное лицо нарушило порядок рассмотрения жалоб, установленный ФЗ-229 по следующим основаниям: В своем ответе должностное лицо сообщает, что жалобы в порядке подчиненности, поступившие в Интернет-приемную, рассмотрению в порядке главы 18 ФЗ от <дата обезличена> 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не подлежат. Жалобы в порядке подчиненности подаются в письменной форме должностному лицу Федеральной службы судебных приставов, в подчинении которого находится должностное лицо, действия (бездействие), постановление которого обжалуются. Порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов установлен Федеральным Законом «Об исполнительном производстве» от <дата обезличена> № 229-ФЗ. Согласно ч. 1 ст. 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями(бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде. В соответствии с ч. 1 ст. 123 вышеназванного Федерального закона жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель. При этом форма и содержание жалобы, подаваемой в порядке подчиненности, определены ст. 124 названного Федерального закона. Согласно ч. 2 данной статьи в жалобе должны быть указаны должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются; фамилия, имя, отчество, гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства илипребывания гражданина либо местонахождение организации; основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий; требования лица, подавшего жалобу. Статья 125 Закона предусматривает перечень случаев, когда должностное лицо службы судебных приставов отказывает в рассмотрении по существу подобной жалобы. При наличии оснований, перечисленных в п. 1 ст. 125 Закона, должностное лицо службы судебных приставов выносит постановление об отказе в рассмотрении жалобы по существу не позднее трех дней со дня её поступления. Согласно положениям ч. 1 ст. 126 указанного Федерального закона, жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления. При этом, в соответствии с требованиями статьи 127 Федерального закона № 229-ФЗ решение должностного лица службы судебных приставов по жалобе принимается в форме постановления. Копия постановления, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется лицу, обратившемуся с жалобой, не позднее трех дней со дня принятия указанного постановления. Форма доставки жалобы неважна, т.к, не определена. Более того, в случае несоблюдения таких требований должностное лицо службы судебных приставов отказывает в рассмотрении по существу жалобы, однако такого постановления не принималось, обращения граждан и представителей организаций, поступающие в Федеральную службу приставов, подлежат обязательной централизованной регистрации в течение трех дней с момента поступления и рассматриваются в соответствии с требованиями Федерального закона от <дата обезличена> № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Согласно требованиям, предъявляемым к письменному обращению ст. 7 Закона 59-ФЗ, гражданин в своем обращении в обязательном порядке ставит личную подпись и дату (п.1); в случае обращения в форме электронного документа, оно подлежит рассмотрению в порядке, установленном Законом 59-ФЗ (п.3). Электронный документ - электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, в случаях, если федеральными законами или иными, нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе (федеральный закон от <дата обезличена> № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписавшего информацию (федеральный закон от <дата обезличена> № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»). Требования к осуществлению взаимодействия в электронной форме граждан (физических лиц) и организаций с органами государственной власти, органами местного самоуправления, с организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и порядок такого взаимодействия устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от <дата обезличена> № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (п.3 а. 11.1 Федерального закона от <дата обезличена> № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Правила осуществления взаимодействия в электронной форме граждан (физических лиц) и организаций с органами государственной власти, органами местного самоуправления, с организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата обезличена><номер обезличен>, предусматривают, что по выбору заявителя запрос о предоставлении информации может быть направлен им в форме электронного документа в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. В соответствии с п.14.11 Регламента Федеральной службы судебных приставов, утвержденного приказом ФССП России от <дата обезличена><номер обезличен>, для приема обращений граждан в форме электронных обращений (интернет-обращений) применяется специализированное программное обеспечение, предусматривающее заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы г обращениями и письменного ответа, и, в случае не заполнения указанных реквизитов, информирующее заявителя о невозможности принять его обращение. Для подачи обращения в форме электронного документа в соответствии с законом от <дата обезличена> № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» на официальном сайте ФССП России разработаны сервисы «Интернет-приемная» и «Личный кабинет стороны исполнительного производства». После заполнения установленной формы электронного обращения, осуществляется автоматическая идентификация заявителя, обращению присваивается идентификационный уникальный номер, под которым обращение по системе электронного документооборота попадает в автоматизированную систему ФССП России для регистрации в конкретном структурном подразделении и рассмотрения. Кроме того, все промежуточные статусы данного обращения («поступило», «зарегистрировано», «рассмотрено», «подготовлено к отправке», «отправляется» и.т.д.) направляются на указанный заявителем адрес электронной почты. Таким же способом результат рассмотрения обращения направляется заявителю в форме электронного документа. В соответствии с ч. 1.1. ст. 50 ФЗ от <дата обезличена> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» заявления, ходатайства, объяснения, отводы и жалобы могут быть поданы стороной исполнительного производства должностному лицу службы судебных приставов в форме электронного документа, подписанного стороной исполнительного производства электронной подписью. Требования к формату электронной подписи предусмотрены Федеральным законом от <дата обезличена> № 63 -ФЗ «Об электронной подписи», постановлением Правительства Российской Федерации от<дата обезличена> N9 606 "О порядке направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, и об использовании федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» для подачи ходатайств, объяснений, отводов и жалоб» (вместе с «Правилами направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, при соблюдении которых лицо, участвующее в исполнительном производстве, считается извещенным») и приказом Минюста России от <дата обезличена><номер обезличен> «Об утверждении Порядка подачи заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб стороной исполнительного производства должностному лицу Федеральной службы судебных приставов в форме электронного документа, подписанного стороной исполнительного производства электронной подписью». В жалобе взыскателя содержалось нарушение, изложенное ясно и недвусмысленно. Изложение требования и нарушения, при отсутствии у взыскателя намерения их обжаловать, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы, по существу. В случае отказа в рассмотрении по существу жалобы, поданной в порядке подчиненности, в связи с нарушением установленных сроков обжалования и несоблюдением требований по оформлению и содержанию, жалобу надлежит рассмотреть в порядке и в срок, предусмотренный Законом от <дата обезличена> № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», о чем заявителю сообщается в сопроводительном письме к постановлению об отказе в рассмотрении по существу жалобы, поданной в порядке подчиненности (п.2.4.Методических рекомендаций об организации работы по рассмотрению жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, поданных в порядке подчиненности»). В соответствии с Приказом ФССП России от <дата обезличена><номер обезличен> «Об определении вида электронной подписи и требований к форматам заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб в форме электронного документа», обращения представляют собой электронный документ; обращения, подписанные простой электронной подписью, признаются равнозначными обращению на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью; определение лица, подписывающего обращение, по его простой электронной подписи производится в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 9 Закона об электронной подписи на основании значений реквизитов «заявитель» и «признак простой электронной подписи» блока Petitionв обращении. Согласно Перечню буквенных кодов обращений, используемых для заполнения реквизита «вид документа» (РосТуре), «Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия(бездействие), поданная в порядке подчиненности» соответствует следующий буквенный код Теперь сопоставляем с тем, что есть «0_RESPONSE» - с тем, что должно быть «l_COMPLAINT_IP». Вышеуказанные нормативные акты, по мнению заявителя, данная жалоба подлежат рассмотрению в порядке ст. 121-127 ФЗ <номер обезличен> - т.е. в порядке подчиненности, где ответ должен быть дан в форме постановления. А если уж жалоба заявителя все же оказалось несоответствующей ст. 124 ФЗ, заявителю надлежало сообщить об этом в сопроводительном письме к постановлению об отказе в рассмотрении по существу жалобы, поданной в порядке подчиненности. На основании п. 2.1, Приказа Генпрокуратуры России от 30,01.2013 <номер обезличен>, положения Инструкции распространяются на обращения, содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом" прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства,полученные в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, телеграфу, факсимильной связи, информационным системам общего пользования. Установленный Инструкцией порядок рассмотрения обращений распространяется на все обращения, за исключением тех, которые подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами или федеральными законами, предусматривающими специальный порядок рассмотрения. Согласно п. 3.7. Приказа Генпрокуратуры России от 30,01.2013 <номер обезличен>, запрещается направление обращения на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. О нарушении прав и законных интересов взыскатель узнал <дата обезличена>. Срок на обжалование не пропущен.

В судебное заседание представитель административного истца ООО «Сбер Альянс», представитель административного ответчика УФССП России по СК, ОСП по <адрес обезличен> УФССП России по СК, административные ответчики: старший судебный пристав ОСП по <адрес обезличен>ФИО1, ОСП по <адрес обезличен>, заместитель руководителя УФССП России по СК ФИО2, заинтересованное лицо ФИО3, не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом извещены надлежащим образом. Суд на основании ст. 150 КАС РФ рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав в соответствии письменные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

На основании ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. При этом обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи на орган или лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия(бездействие).

На основании п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата обезличена> N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Согласно пункту 7 статьи 6 КАС РФ принципом административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда.

В соответствии с частью 2 статьи 14 КАС РФ суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные данным Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела.

Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав, предусмотренных данным Кодексом. Сторонам обеспечивается право представлять доказательства суду и другой стороне по административному делу, заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения административного дела вопросам, связанным с представлением доказательств (часть 3 статьи 14 КАС РФ).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Основополагающим принципом исполнительного производства является принцип законности.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий, устанавливаются Федеральным законом "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).

Одним из принципов осуществления исполнительного производства является своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (пункт 2 статьи 4 Закона об исполнительном производстве).

В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона об исполнительном производстве непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов- исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются Законом об исполнительном производстве, а также Федеральным законом "О судебных приставах".

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 8 названной статьи Закона судебный пристав- исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Согласно п. 3, п. 8 ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительный документ и заявление подается по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии с Законом об исполнительном производстве.

Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

В силу п. 1 ст. 12 Федерального закона "О судебных приставах", в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, в том числе, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Согласно ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: 1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном 5 международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; 3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; 4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; 5) входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; 6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; 7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; 8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; 9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик); 10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; 11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; 12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; 13) взыскивать исполнительский сбор; 14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; 15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; 16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе.

При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы; 17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Комплекс исполнительных действий и порядок их совершения определяется судебным приставом-исполнителем самостоятельно, с учетом обстоятельств исполнительного производства, а наличие у него права совершать действия, предусмотренные ст. ст. 64, 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве" не означает необходимость совершения всех указанных в данных нормах действий по каждому исполнительному производству.

В соответствии с ч. 1 ст. 121 Федерального закона "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Судом установлено, что с <дата обезличена> на исполнении судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП <адрес обезличен> УФССП России по <адрес обезличен>ФИО4 находится исполнительное производство 43254/20/26041-ИП, взыскатель: ООО «Сбер-Альянс», должник: ФИО3.

<дата обезличена> взыскатель, посредством личного кабинета стороны исполнительного производства, направил обращение (<номер обезличен> от <дата обезличена> ) в порядке ФЗ <номер обезличен> (о действиях, совершенных в рамках исполнительного производства, взыскатель просил: направить постановление на удержание из официального места дохода должника, а именно:ИП ФИО3 ИНН <номер обезличен> по адресу: Необходимо направить запрос в ИФНС по ИНН: <***> на наличие открытых р/с на индивидуального предпринимателя, при наличии искомых, обратить взыскание на денежные средства находящиеся на счете. Постановление об обращении взыскания просил направить по месту взыскателя, а также продублировать на электронную почту.

Данное обращение поступило в ОСП по <адрес обезличен> по электронной почте <дата обезличена>, было зарегистрировано и передано для исполнения.

Судом установлено, что <дата обезличена> взыскателем направлена жалоба в прокуратуру о нарушении порядка рассмотрения обращения и отказ в предоставлении информации, которая была передана в порядке подчиненности. В управление федеральной службы судебных приставов по СК.

Судом установлено, что после возбуждения исполнительного производства от <дата обезличена> судебным приставом-исполнителем неоднократно в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> направлялись запросы в регистрирующие, контролирующие органы и кредитные организации, а именно: ГИБДД МВД России, ФНС России,, Регпалату, Пенсионный фонд, ЗАГС, Росреестр,ПАО «Почта банк»,ПАО «Мособлбанк» «Билайн», АО «Райффайзенбанк», Банк ВТБ-(ПАО) АКБ «Абсолют банк»(ОАО),ПАО Сбербанк России, АО «Россельхозбанк»,АО «СМП банк», банк «Траст»,ПАО Ф БАНК «Открытие», ОАО «СКБ-банк»,ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», ООО «Экспобанк» ПАО «Азиатско-Тихоокеанский банк»,ООО КБЭР «Банк Казани», ООО «Русфинанс Банк» Банк «Возрождение», Банк ГПБ (АО), Калужский газовый и энергетический банк «Газэнергобанк» (ОАО), ПАО»Совкомбанк», ПАО Банк ЗЕНИТ РНКБ Банк (ПАО), ПАО «МТС-Банк», ПАО «АК Барс» Банк, ПАО КБ «Восточный», ПАО Банк «Уралсиб» ПАО КБ «Модульбанк», ПАО «Промсвязьбанк», ОАО «Альфа-Банк»,, ОАО «МегаФон», ОАО «Мобильные ТелеСистемы».

Из ответов кредитных учреждений следует, что должник ФИО3 имеет открытые счета в АО «Почта Банк», ПАО «Сбербанк России».

Согласно ответам контролирующих и регистрирующих органов установлено, что за должником зарегистрировано имущество - автомобиль ФОРД Фокус 2012 года выпуска, гос. номер <номер обезличен> регион, постановлением судебного пристава от <дата обезличена> наложен запрет на регистрационные действия с указанным имуществом. Иного имущества у должника не установлено.

Следовательно, приставом выполнен весь комплекс мер по взысканию задолженности с ФИО3 в пользу ООО «Сбер-Альянс».

Исходя из п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата обезличена> N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения административного истца уполномоченным лицом.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от <дата обезличена> N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (с изменениями) граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. В силу ст. 9 указанного Закона обращение подлежит обязательному рассмотрению.

В соответствии со ст. 5 указанного Закона гражданин, направивший обращение, вправе получить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов или уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращении вопросов.

В соответствии со ст. 8 Закона гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 12 Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Согласно ч. ч. 1 - 9 ст. 18 Федерального закона от <дата обезличена> N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" пользователь информацией имеет право обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления с запросом как непосредственно, так и через своего представителя, полномочия которого оформляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В запросе указываются почтовый адрес, номер телефона и (или) факса либо адрес электронной почты для направления ответа на запрос или уточнения содержания запроса, а также фамилия, имя и отчество гражданина (физического лица) либо наименование организации (юридического лица), общественного объединения, государственного органа, органа местного самоуправления, запрашивающих информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления. Анонимные запросы не рассматриваются. В запросе, составленном в письменной форме, указывается также наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется запрос, либо фамилия и инициалы или должность соответствующего должностного лица.

При составлении запроса используется государственный язык Российской Федерации. Использование при составлении запроса в государственный орган или орган местного самоуправления республики в составе Российской Федерации государственного языка этой республики определяется законодательством данной республики. Возможность использования при составлении запроса в государственный орган субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления других языков народов Российской Федерации определяется законодательством субъекта Российской Федерации.

В случае поступления в государственный орган или орган местного самоуправления запроса, составленного на иностранном языке, этот запрос может быть рассмотрен в порядке, установленном соответствующим органом.

Запрос, составленный в письменной форме, подлежит регистрации в течение трех дней со дня его поступления в государственный орган, орган местного самоуправления. Запрос, составленный в устной форме, подлежит регистрации в день его поступления с указанием даты и времени поступления.

Запрос подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае, если предоставление запрашиваемой информации невозможно в указанный срок, в течение семи дней со дня регистрации запроса пользователь информацией уведомляется об отсрочке ответа на запрос с указанием ее причины и срока предоставления запрашиваемой информации, который не может превышать пятнадцать дней сверх установленного настоящим Федеральным законом срока для ответа на запрос.

Если запрос не относится к деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, в которые он направлен, то в течение семи дней со дня регистрации запроса он направляется в государственный орган или орган местного самоуправления, к полномочиям которых отнесено предоставление запрашиваемой информации. О переадресации запроса в этот же срок сообщается направившему запрос пользователю информацией. В случае, если государственный орган или орган местного самоуправления не располагает сведениями о наличии запрашиваемой информации в другом государственном органе, органе местного самоуправления, об этом также в течение семи дней со дня регистрации запроса сообщается направившему запрос пользователю информацией.

Государственные органы, органы местного самоуправления вправе уточнять содержание запроса в целях предоставления пользователю информацией необходимой информации о деятельности указанных органов.

Требования настоящего Федерального закона к запросу в письменной форме и ответу на него применяются к запросу, поступившему в государственный орган, орган местного самоуправления по сети "Интернет", а также к ответу на такой запрос.

Согласно пунктам 1 и 2 ст. 1 указанного Федерального закона от <дата обезличена> N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" данным Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Истцом обжалуются действия пристава в части не дачи ответа на обращение. Согласно заявлению истца, ООО «Сбер-Альянс» обратилось с заявлением как взыскатель долговых обязательств. Данное заявление содержит в себе просьбу принять меры в пользу взыскателя.

Как прямо следует из ст. 1 Федерального закона от <дата обезличена> N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", данный закон применяется в случаях, когда порядок рассмотрения обращений граждан не регламентирован иными федеральными законами.

Из содержания заявления следует, что оно содержит не только просьбу принять меры ко взысканию долга с должника, но также жалобу на бездействие судебного пристава-исполнителя.

Главой 18 Федерального закона от <дата обезличена> N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" регламентированы сроки, порядок обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, порядок и сроки рассмотрения данных жалоб.

Согласно ч. 1 ст. 123 Федерального закона от <дата обезличена> N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" жалоба на действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель. При этом согласно ч. 1 ст. 126 Федерального закона от <дата обезличена> N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления.

Статья 124 указанного закона содержит требования, предъявляемые к жалобе, поданной в порядке подчиненности, в которой должны быть указаны, в том числе основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий; а также требования лица, подавшего жалобу.

Согласно п. 1.1 Методических рекомендаций "Об организации работы по рассмотрению жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, поданных в порядке подчиненности, в соответствии со ст. 121 Федерального закона "Об исполнительном производстве", обжалованию в порядке подчиненности подлежат постановления, действия (бездействие), отказ от совершения действий должностных лиц службы судебных приставов по исполнению исполнительного документа. Рассмотрению в порядке подчиненности подлежат жалобы, оформленные в соответствии с требованиями ст. 124 Закона, содержащие требования, в том числе, о признании действия (бездействия) должностного лица, отказа в совершении действий неправомерными и определении мер, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений.

Несоответствие заявления КОА требованиям, предъявляемым к содержанию жалобы, предусмотренным ч. 2 ст. ст. 124 Федерального закона "Об исполнительном производстве", является в силу п. 3 ч. 1 ст. 125 Федерального закона "Об исполнительном производстве" лишь основанием для отказа должностного лица службы судебных приставов в рассмотрении по существу жалобы на бездействие судебного пристава-исполнителя, но не меняет порядок ее рассмотрения в соответствии с нормами Главы 18 Федерального закона от <дата обезличена> N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Кроме того, отношения, связанные с рассмотрением заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, регулируется ст. 64.1 Федерального закона от <дата обезличена> N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", согласно которому заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства. Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Заявление, ходатайство передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов.

Поскольку заявление ООО «Сбер-Альянс» содержало ходатайство о принятии мер в их пользу, направленных согласно содержанию заявления на взыскание долга с должника ФИО3 суммы, то данное заявление взыскателя по исполнительному производству подлежало разрешению в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от <дата обезличена> N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

О порядке применения ст. 64.1 Федерального закона от <дата обезличена> N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" имеются Методические рекомендации по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве", утвержденные ФССП России <дата обезличена> N 15-9. В соответствии с пунктами 1.3-1.5 данных методических рекомендация перечень вопросов, которые подлежат разрешению в соответствии со ст. 64.1 по заявлениям (ходатайствам) граждан не является исчерпывающим.

Таким образом, заявление истца подлежало рассмотрению в порядке, предусмотренном Федеральным законом от <дата обезличена> N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", который является специальным по отношению к порядку, установленному Федеральным законом № 59-ФЗ от <дата обезличена>, Данное заявление по своему содержанию и заявленным требованиям не может рассматриваться как иное обращение, подлежащее рассмотрению в порядке, предусмотренном Федеральным законом от.. . N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ООО «Сбер-Альянс» к УФССП России по ставропольскому краю, Ленинскому РОСП <адрес обезличен> УФССП России по <адрес обезличен>, старшему судебному приставу ОСП по <адрес обезличен>ФИО1, заместителю руководителя УФССП России по <адрес обезличен>ФИО2 о признании бездействий начальника отделения - старшего судебного пристава Ленинский РОСП <адрес обезличен> УФССП России по <адрес обезличен>ФИО1 неправомерными, незаконными, нарушающими права взыскателя, которые заключаются в не принятии полного комплекса мер в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве», нарушении ст. 10 Федерального закона от<дата обезличена> №118-ФЗ "О судебных приставах", а именно в отсутствии контроля за деятельностью находящихся в его подчинении судебных приставов, обязании ФИО2 дать ответ на жалобу от <дата обезличена> по существу обстоятельств и заданных вопросов, обязании ФИО2 дать правовую оценку нарушению ст. 10 и ст. 64.1. ФЗ «Об исполнительном производстве» со стороны начальника отделения - старшего судебного пристава Ленинский РОСП г, Ставрополя УФССП России по <адрес обезличен>ФИО1, обязании ФИО2 дать правовую оценку нарушению ст. 10 и ст. 64. ФЗ «Об исполнительном производстве» со стороны начальника отделения - старшего судебного пристава Ленинский РОСП <адрес обезличен> УФССП России по <адрес обезличен>ФИО1 (не совершил действия, о которых просил взыскатель в своем ходатайстве) - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено <дата обезличена>.

Судья Е.С. Данилова