Дело № 2А-1725/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 ноября 2016 года г. Гурьевск
Гурьевский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Куниной А.Ю., при секретаре Бобло О.И., рассмотрев в рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Гурьевского района, обратившегося в защиту прав и интересов муниципального образования «Гурьевский городской округ» и неопределенного круга лиц об оспаривании постановлений администрации Гурьевского городского округа
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Гурьевского района обратился в суд с административным исковым заявлением, которым просил, с учетом дополнений от ДД.ММ.ГГ 2016 года, признать незаконными, несоответствующими Градостроительному кодексу РФ постановление администрации Гурьевского городского округа от ДД.ММ.ГГ 2016 года № № «Об утверждении проекта планировки территории с проектом межевания в его составе, разработанного в границах восточной части кадастрового квартала № в г. Гурьевске», постановление администрации Гурьевского городского округа от ДД.ММ.ГГ 2016 года № № «О внесении изменений и дополнений в постановление администрации Гурьевского городского округа от ДД.ММ.ГГ 2016 года № №»; обязать администрацию Гурьевского городского округа в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу отменить указанные выше правовые акты.
Заявленные требования мотивированы нарушением администрацией Гурьевского городского округа требований земельного и градостроительного законодательства при утверждении документации по планировке территории г. Гурьевска.
Правилами землепользования и застройки устанавливаются границы территориальных зон и утверждаются градостроительные регламенты, виды разрешенного использования в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, предельные размеры разрешенного строительства, ограничения использования участков и объектов капитального строительства. Границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и соответствующего землепользования. Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических и градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий и в отношении застроенных или подлежащих застройке территории в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и для размещения линейных объектов. Таким образом, проект планировки территории, проект межевания территории должны разрабатываться на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и не противоречить им.
Оспариваемыми правовыми актами предусмотрено изменение зонирования территории в границах кадастрового квартала 39:03:0100360 в г. Гурьевске.
В соответствии со статьей 24, 32 Градостроительного кодекса РФ утверждение генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования отнесено к компетенции представительного органа местного самоуправления. На момент принятия обжалуемых прокурором постановлений, соответствующие изменения в части территориального зонирования указанного выше кадастрового квартала, в Генеральный план и правила землепользования и застройки г. Гурьевска не вносились. Следовательно, администрация, утвердив обжалуемый прокурором проект планировки территорий, вышла за пределы своей компетенции.
Кроме того, согласно изменениям территориального зонирования, земельные участки, расположенные в зоне делового, общественного, коммерческого назначения можно будет использовать их собственникам для целей жилищного строительство, и тем самым позволит избежать процедуру предоставления участков с указанным выше назначением с торгов и соответственно пополнение доходной части бюджета от использования и приватизации муниципального имущества. Ссылаясь на положения Земельного, Градостроительного кодекса РФ, положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» просит удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании заместитель прокурора Гурьевского городского округа Авакьян М.Ю. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.
Представитель администрации Гурьевского городского округа ФИО1, действующий на основании доверенности, с иском прокурора не согласился, просил отказать в удовлетворении требований, полагая, что оспариваемые правовые акты не нарушают прав муниципалитета и неопределенного круга лиц, приняты в пределах полномочий главы администрации.
Выслушав пояснения участников судебного процесса, исследовав материалы дела, собранные по делу доказательства, представленный администрацией картографический материал (схемы) территориального зонирования, суд находит исковое заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Правом на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в силу статьи 39 КАС РФ наделен прокурор.
Согласно п. 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа положений статей 218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в данном случае муниципалитета и неопределенного круга лиц.
Судом установлено и следует из материалов дела, что главой администрации Гурьевского городского округа ФИО2 утвержден проект планировки территории с проектом межевания в его составе, разработанный в границах кадастрового квартала № в г. Гурьевске, о чем принято постановление от ДД.ММ.ГГ года № №.
Вышеуказанное постановление является предметом оспаривания в рамках настоящего дела.
Согласно утвержденному проекту планировки в границах кадастрового квартала № в г. Гурьевске предусмотрено изменение зоны делового, общественного и коммерческого назначения (О1) на зону застройки малоэтажными жилыми домами (Ж2).
Из преамбулы указанного выше постановления следует, что оспариваемый прокурором правовой акт был принят по итогам проведения публичных слушаний, состоявшихся ДД.ММ.ГГ года.
Впоследствии, в указанный выше правовой акт были внесены изменения, пункт 4 правового акта, регламентирующий порядок вступления в силу изложен в новой редакции, согласно которой принятое постановление вступает в силу со дня официального опубликования проекта внесения в Правила землепользования и застройки Гурьевского городского поселения, вместо ранее указанного «со дня официального опубликования».
Исследовав доводы прокурора по заявленным требованиям, суд приходит к следующему.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу. Законодательство о градостроительной деятельности регулирует, в том числе, правоотношения по планировке территории (часть 1 статьи 4, глава 5 Градостроительного кодекса РФ).
Проекты межевания территории в соответствии с ч. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ относятся к документации по планировке территории.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным территориям с целью определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков. Обеспечение подготовки документации по планировке территории и ее утверждение в силу ч. ч. 1, 5 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ возложено на уполномоченные органы местного самоуправления.
Особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления городского округа, установлены ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления городского округа, подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (ч. 5). Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (п. 6). Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (п. 10). Решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку принимает глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний (п. 13). Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (п. 14).
Основная часть проекта планировки территории включает в себя: чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории (часть 3 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ).
Положение о территориальном планировании, карта планируемого размещения объектов местного значения, карта границ населенных пунктов, карта функциональных зон содержится в Генеральном плане муниципального образования.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.
В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план, в том числе внесение изменений в него, утверждаются представительным органом местного самоуправления. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются главой местной администрации.
Границы территориальных зон и градостроительные регламенты, виды разрешенного использования в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, предельные размеры разрешенного строительства, ограничения использования участков и объектов капитального строительства устанавливаются и утверждаются в силу статьи 30 Градостроительного кодекса РФ правилами землепользования и застройки, которые включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон, которые должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Земельным Кодексом РФ установлен принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земельного участка в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства.
Частью 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право землепользователя необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения прав и законных интересов правообладателей земельных участков, а также фактического использования обществом земельных участков.
В пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются в соответствии с градостроительным регламентом (пункт 9 статьи 1, пункт 6 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капительного строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий. Проекты межевания территорий (квартала, микрорайона) могут быть подготовлены как в составе проектов планировки территорий, так и в виде отдельного документа применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры и разрабатываются в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.
Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы образуемых и изменяемых земельных участков на кадастровом плане территории, условные номера образуемых земельных участков; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, а также с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа.
С учетом вышеперечисленных норм градостроительного законодательства, проект планировки территории, проект межевания территории не должны противоречить документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки, генеральному плану.
Утвержденным проектом планировки территории предусматривается изменение территориального зонирования квартала г. Гурьевска №.
Данный проект являлся предметом обсуждения на инициированных администрацией публичных слушаниях. Вместе с тем, соответствующее изменение территориального зонирования Генеральный план и правила землепользования и застройки г. Гурьевска не содержат.
Детальное регулирование градостроительного зонирования, в том числе внесение изменений в правила землепользования и застройки в части предельных размеров земельных участков, предельных размеров разрешенного использования осуществляется органами местного самоуправления в рамках их полномочий и пределов, предоставленных федеральным законодателем.
В соответствии со статьями 24, 32 Градостроительного кодекса РФ утверждение генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования, внесение в них изменений относятся к документам градостроительного зонирования, которые принимаются и утверждаются представительным органом местного самоуправления (статья 32, 33 Градостроительного кодекса РФ).
В процессе рассмотрения дела представителем административного ответчика не отрицалось, что на обсуждение и утверждение представительного органа Гурьевского городского округа не был представлен проект изменений территориального зонирования г. Гурьевска, как предусмотрено оспариваемым правовым актом.
При изложенных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу, что администрация, утвердив обжалуемый прокурором проект планировки территорий, состав и содержание которого предусматривает изменение территориального зонирования, вышла за пределы своей компетенции в соответствии с принципом разделения властей, и подменила собой предусмотренную законодательством процедуру изменения границ территориальных зон, что является недопустимым, поскольку внесение изменений в Правила землепользования и застройки, Генеральные план относится к полномочиям представительного органа власти.
Доказательств того, что проект планировки и проект межевания территории, разработанные в границах кадастрового квартала № в г. Гурьевске и утвержденный главой администрации Гурьевского городского округа, является реализацией документов территориального планирования Гурьевского городского округа - генерального плана, а также правил землепользования и застройки применительно к территории города Гурьевска, суду не представлено.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
На основании вышеизложенного, оспариваемые прокурором правовые акты администрации Гурьевского городского округа недействительны в силу закона и подлежат отмене. Изменения и дополнения в обжалуемый правовой акт в части порядка его вступления в силу не свидетельствуют о законности принятия основного правового акта об утверждении проекта планировки территории.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Гурьевского района – удовлетворить.
Признать недействительными и отменить постановления администрации Гурьевского городского округа от ДД.ММ.ГГ 2016 года № № «Об утверждении проекта планировки территории с проектом межевания в его составе, разработанного в границах восточной части кадастрового квартала № в г. Гурьевске», от ДД.ММ.ГГ 2016 года № № «О внесении изменений и дополнений в постановление администрации Гурьевского городского округа от ДД.ММ.ГГ года № №».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Калининградского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение одного месяца со дня его изготовления решения в окончательной мотивированной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2016 года.
Судья А.Ю. Кунина