ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1733/2016 от 30.08.2016 Кинешемского городского суда (Ивановская область)

Дело № 2а-1733/2016

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Российской Федерации

30 августа 2016 года Кинешемский городской суд Ивановской области

в составе: председательствующего судьи Мравцевой Л.И.,

при секретаре Шувалове И.В.,

с участием представителя административного истца Кинешемского городского прокурора Киселевой О.А., представителя административного ответчика Администрации городского округа Кинешма ФИО3, представителя заинтересованного лица Комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинешме в помещении суда административное дело № 2а-1733/2016 по административному исковому заявлению

Кинешемского городского прокурора к Администрации городского округа Кинешма в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия и обязании разработать проект правил землепользования и застройки, проект генерального плана применительно к территории исторического поселения федерального значения,

у с т а н о в и л :

Кинешемский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Кинешма в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации городского округа Кинешма по неразработке проекта правил землепользования и застройки и проекта генерального плана применительно к территории исторического поселения федерального значения - г. Кинешма незаконным, а также об обязании Администрации городского округа Кинешма в срок до ДД.ММ.ГГГГ подготовить и внести в представительный орган местного самоуправления – городскую Думу городского округа Кинешма в порядке ст.ст.24,31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с учетом положений п.4,5 ст.60 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» проект Правил землепользования и застройки территории и проект генерального плана исторического поселения федерального значения – г.Кинешма.

Административный истец мотивирует заявленные требования следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 59 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" историческим поселением в целях настоящего Федерального закона являются включенные в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения.

В соответствии с ч. 6 ст. 59 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" перечень исторических поселений федерального значения, предмет охраны исторического поселения федерального значения, границы территории исторического поселения федерального значения, требования к градостроительным регламентам в указанных границах утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации и Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.07.2010 N 418/339 утвержден перечень исторических поселений, в который включено 41 населенный пункт. Город Кинешма включен в перечень исторических поселений федерального значения.

В силу положений ст. 60 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения градостроительная деятельность в таком поселении подлежит особому регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом, Градостроительным кодексом Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Особое регулирование градостроительной деятельности в историческом поселении осуществляется органами местного самоуправления, а в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения и включает в себя, в том числе обеспечение согласования в соответствии с настоящим Федеральным законом проектов генеральных планов, проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений федерального значения и территориям исторических поселений регионального значения (п.4).

Проекты генеральных планов, подготовленные применительно к территориям исторических поселений федерального значения, подлежат согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Проекты правил землепользования и застройки, подготовленные применительно к территориям исторических поселений федерального значения, подлежат согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке.

Решением Кинешемской городской Думы Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Городской округ Кинешма".

Решением Кинешемской городской Думы Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Генеральный план муниципального образования "Городской округ Кинешма".

Названные решения представительного органа разработаны и приняты до издания приказа Министерства культуры Российской Федерации и Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.07.2010 N 418/339, которым утвержден перечень исторических поселений, в число которых как историческое поселение федерального значения включен город Кинешма, и подготовлены без учета применения к территории исторического поселения федерального значения, границы которого утверждены в порядке, предусмотренном статьей 59 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.11.2015 №2782 «Об утверждении границ территории и предмета охраны исторического поселения федерального значения город Кинешма Ивановской области».

В нарушение п. 3, 4, 5 ст. 60 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" администрацией городского округа Кинешма до настоящего времени не осуществлено согласование в соответствии с настоящим Федеральным законом проектов генерального плана и проекта правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территории исторического поселения федерального значения.

Выявленные нарушения законодательства препятствуют сохранению исторического и культурного наследия, которые представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

Представитель административного истца Кинешемского городского прокурора – помощник прокурора Киселева О.А., - в судебном заседании административный иск полностью поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель административного ответчика Администрации городского округа Кинешма по постоянной доверенности ФИО3, - в судебном заседании согласен с административным иском в части необходимости подготовки и внесения в представительный орган местного самоуправления – городскую Думу городского округа Кинешма проекта Правил землепользования и застройки территории и проекта генерального плана исторического поселения федерального значения – г.Кинешма, однако не согласен с предложенным административным истцом сроком исполнения требований, поскольку при соблюдении процедуры подготовки проектов этот срок составит до ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что не усматривается бездействие Администрации городского округа Кинешма в неразработке проекта правил землепользования и застройки и проекта генерального плана применительно к территории исторического поселения федерального значения - г. Кинешма.

Представитель заинтересованного лица Комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия – председатель Комитета ФИО4, - в судебном заседании считает заявленный административный иск подлежащим удовлетворению, с установлением срока в пределах до ДД.ММ.ГГГГ. Представлен письменный отзыв по иску, в котором также указывают, что отсутствие на сегодняшний день утвержденных в соответствии с требованиями действующего законодательства генерального плана и правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территории исторического поселения, - препятствуют сохранению исторического и культурного наследия, которое представляет собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и является неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

Представитель заинтересованного лица Министерства культуры Российской Федерации, - в судебное заседание не явились по неизвестным суду причинам, о месте и времени рассмотрения дела извещались правильно и своевременно; объяснений, возражений по существу заявленных требований не представлено.

Суд считает возможным рассмотрение дела при данной явке лиц по имеющимся материалам.

Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, выяснив мнения специалистов: главного архитектора городского округа Кинешма ФИО1, государственного инспектора отдела государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения ФИО2, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч.1).

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Согласно преамбуле федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В соответствии с ч. 1 ст. 59 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" историческим поселением в целях настоящего Федерального закона являются включенные в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения.

В соответствии с ч. 6 ст. 59 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" перечень исторических поселений федерального значения, предмет охраны исторического поселения федерального значения, границы территории исторического поселения федерального значения, требования к градостроительным регламентам в указанных границах утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации №418, Министерства регионального развития Российской Федерации № 339 от 29.07.2010 «Об утверждении перечня исторических поселений» в перечень исторических поселений федерального значения включены города Кинешма, Плес и Шуя Ивановской области.

В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации Пр-2705 (абзац 3 пункта 16) по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Перечень поручений) Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в срок до ДД.ММ.ГГГГ поручено разработать комплекс мер по сохранению и развитию исторических поселений, защите культурно-исторических городских и природных ландшафтов, установлению особого порядка регулирования градостроительной деятельности на территории исторических поселений.

В целях реализации Перечня поручений, обеспечения сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и исторически ценных градоформирующих объектов городов Ивановской области Кинешма, Плес и Шуя, Правительством Ивановской области издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по сохранению историко-культурной среды исторических поселений Ивановской области: Кинешма, Плес, Шуя» администрации городского округа Кинешма рекомендовано:

- в срок до ДД.ММ.ГГГГ скорректировать генеральные планы муниципальных
образований с учетом статуса исторических поселений России;

- представить документы на включение выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории муниципального образования, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

- обеспечить контроль за хозяйственной и строительной деятельностью в границах исторических поселений;

- разработать правила размещения рекламы и вывесок, организации автомобильных стоянок и парковок на территории исторических поселений в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

- обеспечить информирование граждан городов Кинешма, Плес и Шуя о
приобретении городами статуса исторического поселения России.

В силу положений ст. 60 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения градостроительная деятельность в таком поселении подлежит особому регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом, Градостроительным кодексом Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Особое регулирование градостроительной деятельности в историческом поселении осуществляется органами местного самоуправления, а в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения и включает в себя:

1) проведение анализа состояния территории исторического поселения, проблем и направлений ее устойчивого развития с учетом обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения;

2) определение перечня мероприятий по устойчивому развитию территории исторического поселения;

3) разработку градостроительных регламентов, предусматривающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, с учетом требований к сохранению планировочной структуры исторического поселения, размерам и пропорциям зданий и сооружений, использованию отдельных строительных материалов, цветовому решению, запрет или ограничение размещения автостоянок, рекламы и вывесок, другие ограничения, необходимые для обеспечения
сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения;

3.1) разработку применительно к территориальным зонам, которые расположены за границами территории исторического поселения и в границах которых находятся точки (сектора) основных видовых раскрытий композиционно-видовых связей (панорам), составляющих предмет охраны исторического поселения, градостроительных регламентов, обеспечивающих сохранение таких точек (секторов);

4) обеспечение согласования в соответствии с настоящим Федеральным
законом проектов генеральных планов, проектов правил землепользования и
застройки, подготовленных применительно к территориям исторических
поселений федерального значения и территориям исторических поселений
регионального значения.

Проекты генеральных планов, подготовленные применительно к территориям исторических поселений федерального значения, подлежат согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Проекты правил землепользования и застройки, подготовленные применительно к территориям исторических поселений федерального значения, подлежат согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке.

Решением Кинешемской городской Думы Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Городской округ Кинешма".

Решением Кинешемской городской Думы Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Генеральный план муниципального образования "Городской округ Кинешма".

Названные решения представительного органа разработаны и приняты до издания приказа Министерства культуры Российской Федерации и Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ которым утвержден перечень исторических поселений, в число которых как историческое поселение федерального значения включен город Кинешма, и подготовлены без учета применения к территории исторического поселения федерального значения, границы которого утверждены в порядке, предусмотренном статьей 59 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.11.2015 №2782 «Об утверждении границ территории и предмета охраны исторического поселения федерального значения город Кинешма Ивановской области».

Выявленные нарушения законодательства препятствуют сохранению исторического и культурного наследия, которые представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

Статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основывается, в том числе, на принципе осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

Статьей 18 ГрК РФ отмечено, что схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов являются документами территориального планирования муниципальных образований.

Пунктом 9 статьи 14 ГрК РФ установлено, что материалы по обоснованию генеральных планов поселений и городских округов должны отображать, в том числе, территории объектов культурного наследия; территории исторических поселений федерального значения, территории исторических поселений регионального значения, границы которых утверждены в порядке, предусмотренном статьей 59 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73 -ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; зоны с особыми условиями использования территорий.

В целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства разрабатываются правила землепользования и застройки (далее - ПЗиЗ).

На карте градостроительного зонирования, являющейся составляющей ПЗиЗ, в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений федерального значения и территориям исторических поселений регионального значения.

Проекты правил землепользования и застройки, подготовленные применительно к территориям исторических поселений федерального значения, подлежат согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке.

Пунктом 7 статьи 60 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что предметом согласования проектов генеральных планов, проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений федерального значения и территориям исторических поселений регионального значения, является соответствие указанных проектов утвержденному предмету охраны исторического поселения.

В нарушение п. 3, 4, 5 ст. 60 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", администрацией городского округа Кинешма до настоящего времени не осуществлено согласование в соответствии с настоящим Федеральным законом проектов генерального плана и проекта правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территории исторического поселения федерального значения, - что препятствует сохранению исторического и культурного наследия, которые представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска, в связи с чем необходимо признать незаконным бездействие Администрации городского округа Кинешма по неразработке проекта правил землепользования и застройки и проекта генерального плана применительно к территории исторического поселения федерального значения – г.Кинешма; обязать Администрацию городского округа Кинешма подготовить и внести в представительный орган местного самоуправления – городскую Думу городского округа Кинешма в порядке ст.ст.24,31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с учетом положений п.4,5 ст.60 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» проект Правил землепользования и застройки территории и проект генерального плана исторического поселения федерального значения – г.Кинешма.

С учетом мнения сторон, заинтересованного лица, специалистов, суд считает необходимым определить срок подготовки и внесения в представительный орган местного самоуправления проекта Правил землепользования и застройки территории и проекта генерального плана исторического поселения федерального значения – г.Кинешма, а именно, - в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.226-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

с у д Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Кинешемского городского прокурора – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации городского округа Кинешма по неразработке проекта правил землепользования и застройки и проекта генерального плана применительно к территории исторического поселения федерального значения – г.Кинешма.

Обязать Администрацию городского округа Кинешма в срок до ДД.ММ.ГГГГ подготовить и внести в представительный орган местного самоуправления – городскую Думу городского округа Кинешма в порядке ст.ст.24,31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с учетом положений п.4,5 ст.60 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» проект Правил землепользования и застройки территории и проект генерального плана исторического поселения федерального значения – г.Кинешма.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Л.И.Мравцева

Мотивированное решение составлено: 02.09.2016 года.