УИД 19RS0001-02-2020-006161-17 Дело № 2а-1745/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Абакан 20 апреля 2021 г.
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Моркеля А.С.,
при секретаре Анжигановой З.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО3,
представителя заинтересованного лица ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дымбрылова В.С. к Правительству Республики Хакасия о признании решения в части незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Дымбрылова В.С. обратилась в Абаканский городской суд с административным иском к Правительству Республики Хакасия о признании решения в части незаконным. Требовании мотивированы тем, что на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГДымбрылова В.С. является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №. Постановлением Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№ «О консервации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения» данный участок законсервирован, о чем в ЕГРН была внесена запись № от ДД.ММ.ГГГГ об обремени этого земельного участка. Основанием для консервации земельного участка послужила ст. 13 Земельного кодекса РФ. На дату вынесения указанного Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ действовало Постановление Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота», которым устанавливались обстоятельства при наличии которых земельные участки подлежали консервации (п. 2), пунктом 10 этого Постановления устанавливался порядок и условия дальнейшего использования законсервированных земель. В настоящее время Дымбрылова В.С. произвела рекультивационные работы на законсервированном земельном участке, в результате которых плодородный слой почвы на участке восстановлен, участок пригоден для дальнейшего использования по целевому назначению. Однако, Постановление Правительства Республики Хакасия № от ДД.ММ.ГГГГ утратило силу, и основания и порядок консервации земель и их дальнейшего использования после рекультивации регулируется Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении рекультивации и консервации земель». Эти правила устанавливают иные обстоятельства в качестве оснований для консервации земель и устанавливают иной порядок дальнейшего использования законсервированных земель, в отношении которых произведены рекультивационные работы, нежели были установлены в Постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем, истец полагает, что в настоящее время отпали основания консервации указанного земельного участка и таковыми не являются. Постановление Правительства Республики Хакасия № от ДД.ММ.ГГГГ сохраняет этому земельному участку статус законсервированного без установленных законом оснований. Правительство Республики Хакасия обременение в виде консервации с земельного участка не сняло, что лишает истца возможности после проведения рекультивационных работ пользоваться арендованным земельным участком по целевому назначению. Просит признать незаконным п. 1 Постановления Правительства Республики Хакасия от 26.032014 № 120 «О консервации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения» в части указания на консервацию и изъятие из оборота земельного участка, площадью 339505 кв.м., имеющего кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения.
Определением Абаканского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Хакасия, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области.
Определением Абаканского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Усть-Абаканского района Республики Хакасия.
В судебное заседание административный истец Дымбрылова В.С. не явилась, направив своего представителя.
В судебном заседании представитель административного истца – адвокат ФИО1, действующий на основании доверенности, административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Правительства Республики Хакасия ФИО3, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, считая их необоснованными.
Представитель заинтересованного лица – Минимущество Хакасии ФИО2, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований.
Представители заинтересованных лиц: Администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия, Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Хакасия в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенный о его проведении в порядке ч.8 ст.96 КАС РФ, посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Суд в соответствии с положениями ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.Частью 1 ст. 219 КАС РФ закреплено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Как видно из материалов дела, административный истец оспаривает в части Постановление Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№ «О консервации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения».
С административным исковым заявлением административный истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, что следует из штемпеля на почтовом конверте.
Согласно пояснениям представителя административного истца – адвоката ФИО1, о нарушенных правах Дымбрылова В.С. узнала из ответов Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ. Данные ответы Дымбрылова В.С. получила через месяц со дня их вынесения.
Обжалуемое постановление опубликовано в «Вестнике Хакасии» от ДД.ММ.ГГГГ№ (1451).
Постановление Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№ «О консервации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения» вынесено, в частности, на основании «Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота», утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, которое утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении рекультивации и консервации земель», которое опубликовано ДД.ММ.ГГГГ на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Таким образом, административным истцом пропущен трехмесячный срок, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, для оспаривания решений, действий (бездействия) государственных органов, уважительных причин для его восстановления не установлено, что в силу ч. 8 указанной статьи является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, согласно ст. 1 Закона Республики Хакасия от 19.09.1995 N48 Правительство Республики Хакасия является постоянно действующим высшим исполнительным коллегиальным органом государственной власти Республики Хакасия, возглавляемым Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия.
Согласно ст. 4 Закона Республики Хакасия от 19.09.1995 N48 деятельностью Правительства Республики Хакасия руководит Глава Республики Хакасия - Председатель Правительства Республики Хакасия, который избирается на пять лет гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Республики Хакасия и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд.
В силу ст. 20 Закона Республики Хакасия от 19.09.1995 N48 на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Хакасия и законов Республики Хакасия Глава Республики Хакасия - Председатель Правительства Республики Хакасия издает постановления и распоряжения, Правительство Республики Хакасия принимает постановления.
Правительством Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ принято постановление N830 «Об утверждении положения о прядке консервации земель с изъятием их из оборота».
Настоящее Положение устанавливает порядок консервации земель с изъятием их из оборота (далее именуется - консервация земель) в целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий.
В силу п.6 Положения о прядке консервации земель с изъятием их из оборота предложения по консервации земель, находящихся в федеральной собственности, рассматриваются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, земель, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления, которые принимают решения о консервации земель в пределах своей компетенции.
Решения о консервации земель, находящихся в частной собственности, принимаются в отношении земель сельскохозяйственного назначения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а в отношении земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.
Согласно п.9 Положения о прядке консервации земель с изъятием их из оборота федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, принявшие решение о консервации земель, информируют о принятом решении органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, постановление Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№ принято уполномоченным на то органом.
Законность принятого Постановления Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№ и обоснованность включения в него земельного участка с кадастровым номером 19:10:140601:60 на момент принятия сторонами не оспаривается.
Как указывает административный истец, после принятия постановления, им проведена рекультивация земли.
Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утратило силу, в связи с принятием Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, которым устанавливаются иные обстоятельства в качестве оснований для консервации земель.
В связи с чем административный истец полагает, что Постановление Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№ сохраняет земельному участку статус законсервированного без установленных законом оснований.
Данное мнение административного истца основано на неверном нормативных актов.
Отмена Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ не повлекло отмену принятых на его основании решений, указания не это не содержаться в новом постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ предусмотрен порядок проведения рекультивации земель.
Постановление Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№ в связи с принятием Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, являются несостоятельными, поскольку Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ обжалуемое постановление не было признано недействительным.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для признания оспариваемого постановления в части незаконным.
Изменение оснований для консервации земель, а также проведение необходимых работ по рекультивации, являются основанием для обращения в соответствующие органы с заявлением о снятии ограничений (расконсервации) с земельного участка.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Дымбрылова В.С. к Правительству Республики Хакасия о признании решения в части незаконным, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.С. Моркель
Мотивированное решение составлено и подписано 27.04.2021