ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-175/19ГОДА от 29.03.2019 Осташковского городского суда (Тверская область)

Дело № 2а-175/2019 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Осташковский городской суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Кокаревой Н.А.,

при секретаре Михеевой К.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Осташкове

29 марта 2019 года

административное дело по административному иску ФИО1 к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области о признании незаконным отказа в заключении договора водопользования,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области о признании незаконным отказа в заключении договора водопользования, оформленного письмом № 1914-07 от 14 февраля 2019 г.

Требования мотивирует тем, что 19 декабря 2018 г. обратился в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области с заявлением о заключении договора водопользования объекта озера Серменок в пределах акватории 0,00006 кв.км, расположенной по адресу: Тверская область, Осташковский район, д.Слобода, для размещения мостика для личного отдыха и рыбной ловли.

14 февраля 2018 г. Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области в заключении договора водопользования отказано. Отказ мотивирован тем, что документы представлены с нарушением требований пункта 5 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2007 г. №230, а также п.4 Формы примерного договора водопользования, утвержденной постановлением Правительства РФ №165 от 12 марта 2008 г., а именно:

- в представленных графических материалах отсутствует обозначение зон с особыми условиями их использования;

- в пояснительной записке к графическим материалам отсутствуют сведения о предполагаемом водопользовании, согласно цели водопользования, указанной в заявлении.

Считая данный отказ незаконным, нарушающим его законные права и интересы, противоречащим п.12 ст.3, ч.1 ст.11, ст.12, 13 Водного кодекса РФ, приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22 мая 2007 г. №128 «Об утверждении формы заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование», Правилам подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2007 г. №230, обратился в суд с настоящим административным исковым требованием.

Административный истец ФИО1 и его представитель, действующий на основании доверенности ФИО2, уведомлены о судебном заседании, просили о разбирательстве дела без их участия.

Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области о времени и месте рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, административные исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении по доводам, изложенным в письменных возражениях, в которых также просил о рассмотрении дела без его участия.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.ст.14,62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, должны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Глава 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предполагает возможность оспаривания решений, действий, (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Частью 8 статьи 226 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Из материалов дела следует, что 19 декабря 2018 г. ФИО1 через своего представителя, действующего на основании доверенности ФИО2, обратился в Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области с заявлением и приложенным к нему пакетом документов о предоставлении ему в пользование акватории водного объекта оз.Серменок по адресу: Тверская область, Осташковский район, д.Слобода для использования в целях размещения мостика для личного отдыха и рыбной ловли, площадью 0,00006 кв.км., сроком использования акватории водного объекта 20 лет (л.д.21-23).

Заявление о предоставлении в пользование водного объекта или его части на основании договора водопользования и прилагаемые к нему документы согласно перечню представленных документов и материалов приняты ведущим экспертом отдела водопользования и водного хозяйства Ф.И.О. 19 декабря 2018 г. (л.д.38-39).

Согласно части 1 статьи 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии с пунктом «в» части 1 ст.72 Конституции РФ, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

В силу ч.1 ст.9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.1 ст.11, ст.12 Водного кодекса РФ право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

По договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.

К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом и не противоречит существу договора водопользования.

Согласно ст.16 Водного кодекса РФ договор водопользования заключается по результатам аукциона, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Договор водопользования заключается без проведения аукциона в случае приобретения права пользования в целях, предусмотренных пунктом 1 или 3 части 2 статьи 11 настоящего Кодекса, а также в случаях, установленных статьями 15, 47, 49 и 50 настоящего Кодекса. Порядок подготовки и заключения договора водопользования, форма примерного договора водопользования, порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правила подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона утверждены Постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2007 г. № 230.

Указанные Правила определяют порядок подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе (далее - договор водопользования).

Предметом договора водопользования является использование акватории водного объекта, за исключением случаев, установленных пунктами 1 или 3 части 2 статьи 11, а также статьями 15, 47, 49 и 50 Водного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п.4 Правил физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в предоставлении им акватории водного объекта в пользование, обращаются с заявлением о предоставлении акватории водного объекта в пользование в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил.

Согласно п.5 Правил в заявлении о предоставлении акватории водного объекта в пользование, представляемом по форме, утверждаемой Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, указываются: а) сведения о заявителе; б) наименование водного объекта, место расположения акватории и ее размеры, в пределах которых намечается использование и обустройство акватории; в) цель и срок использования акватории водного объекта.

Приказом Министерства природных ресурсов России от 22 октября 2018 г. N 533 утверждена форма заявления о предоставлении акватории водного объекта в пользование.

Приказом Министерства природных ресурсов России от 12.03.2012 N 57 утвержден «Административный регламент по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования».

Настоящий регламент устанавливает порядок подготовки и заключения договора водопользования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на заключение договоров водопользования, в отношении водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Государственная услуга по предоставлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования (далее - государственная услуга) оказывается заявителю уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).

Постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 N 90-пп утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области.

В полномочия Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области входит предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Тверской области, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 Водного кодекса Российской Федерации (подп.в п.13 Положения).

Пунктом 30 Административного регламента установлен перечень прилагаемых документов к заявлению о предоставлении акватории водного объекта в пользование, в том числе для рекреационных целей, в случае если предусматривается разметка границ акватории водного объекта, размещения на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта: 1) копии учредительных документов; 2) копия документа, удостоверяющего личность, - для физического лица; 3) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, - при необходимости; 4) предложения по условиям договора, а также осуществлению водохозяйственных и водоохранных мероприятий; 5) материалы, обосновывающие площадь используемой акватории водного объекта; 6) сведения о технических параметрах, размещаемых на акватории объектов: зданий, строений, сооружений, плавательных средств, иного обустройства акватории водного объекта; 7) графические материалы с отображением размещения объектов водопользования, пояснительная записка к ним.

Согласно п.63 Административного регламента основанием для начала действия по рассмотрению принятых документов для заключения договора водопользования является получение комплекта документов, заявления и копии расписки о получении документов с указанием фактически представленных документов от должностного лица, ответственного за прием и регистрацию документов.

Содержание действий по рассмотрению документов в соответствии с пунктом 64 Административного регламента включает в себя: рассмотрение комплекта документов на предмет соответствия их требованиям законодательства Российской Федерации и оценка соответствия условий осуществления намечаемых водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта требованиям охраны водных объектов, полноты и достоверности представленных документов; проверку расчетов параметров водопользования и размера платы за пользование водным объектом; определение условий использования водного объекта по согласованию с заинтересованными исполнительными органами государственной власти.

Из описи представленных документов и материалов для использования акватории водных объектов усматривается, что заявителем был представлен полный комплект документов, в связи с чем, представленные документы были рассмотрены Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области (л.д.39).

В соответствии с п.22 Административного регламента Министерство в 15-дневный срок направило в адрес ФИО1 извещение о необходимости проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования (л.д.85).

По результатам рассмотрения заявления ФИО1 и приложенного к заявлению пакета документов в адрес ФИО1 направлено письмо №1914-07 от 14 февраля 2018 г., в котором Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области отказано в предоставлении водного объекта в пользование для заявленной цели в связи с тем, что документы представлены с нарушением пункта 5 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2007 г. №230, а также пункта 4 формы примерного договора водопользования, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12 марта 2008 г. №165, а именно:

- в представленных графических материалах отсутствует обозначение зон с особыми условиями их использования;

- в пояснительной записке к графическим материалам отсутствуют сведения о предполагаемом водопользовании, согласно цели водопользования, указанной в заявлении.

В соответствии с частью 3 статьи 13 Водного кодекса РФ к договору водопользования прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним.

Зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.4 ст.1 Градостроительного кодекса РФ).

Сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории, к которым относятся в том числе, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов, зоны и округа санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, рыбохозяйственные заповедные и рыбоохранные зоны, расположенные в непосредственной близости от места водопользования, внесены в государственный кадастр недвижимости, носят открытый характер и должны быть указаны в графической форме в материалах (с пояснительной запиской к ним).

Согласование предмета аренды недвижимого имущества является надлежащим, если имеется графическое и (или) текстуальное описание части недвижимости, переданного в аренду. При наличии согласования предмета в такой форме является основанием для государственной регистрации договора аренды.

Вопреки доводам административного истца, в силу пункта 8 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2007 г. №230, договор водопользования заключается по форме примерного договора водопользования, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 г. N 165 «О подготовке и заключении договора водопользования», в связи с чем к возникшим правоотношениям административным ответчиком правомерно применены положения Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 г. N 165 в части требований, предъявляемых к форме и содержанию договора водовопользования.

Согласно пункту 11 Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165, место расположения предоставляемой в пользование акватории водного объекта и ее границы обозначаются в графической форме в материалах, прилагаемых к заявлению.

В силу пункта 27 Правил №165 к договору водопользования прилагаются материалы, представленные в графической форме, пояснительная записка к ним.

В приложенном административным истцом графическом материале, пояснительной записке отсутствует обозначение зон с особыми условиями их использования; отсутствует описание места расположения водопользования и описательная часть конструктивных особенностей сооружения; отсутствуют сведения о предполагаемом водопользовании, согласно цели водопользования, указанной в заявлении; не указаны размеры и площадь испрашиваемой акватории водного объекта; не приведено обоснование, указанной в заявлении площади акватории, размеров пирса; не указано каким образом определена площадь акватории; не указаны границы акватории участка водного объекта.

Исходя из приложенных к заявлению графических материалов суммарная площадь графического изображения сооружения (0,000061 кв.км) не соответствует площади испрашиваемой акватории водного объекта (0,00006 кв.км).

Нормативными правовыми актами, регулирующими отношения по предоставлению права пользования водными объектами, не установлены требования к оформлению материалов, отображающих в графической форме заявленный участок водопользования, а также пояснительной записки к ним.

Графические материалы с отображением размещения объектов водопользования, пояснительная записка к ним прилагаются к договору водопользования и являются неотъемлемой его частью, в связи с чем, в пояснительной записке должны быть отражены полные сведения о водном объекте и испрашиваемой акватории водного объекта (наименование, месторасположение и графические координаты, площадь испрашиваемой акватории и ее подробный расчет), сведения о зонах с особыми условиями использования; о целях и виде использования акватории и не должны содержаться ссылки на заявление о предоставлении акватории водного объекта в пользование, не являющееся частью договора водопользования.

ФИО1 графические координаты участка водопользования указаны в виде широты и долготы точек.

Вместе с тем, сами графические координаты точек участка водопользования, а также сведения о том, кем они определены и с помощью каких приборов, в пояснительной записке, не указано, также отсутствует их нанесение в графической части, в связи с чем, определить точное местоположение водного участка, идентифицировать испрашиваемый объект договора водопользования, как часть водного объекта, невозможно.

Исходя из изложенного суд считает, что применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ административным ответчиком доказана законность оспариваемого решения, его принятие в пределах компетенции должностного лица и с соблюдением установленного порядка, соответствие содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения и приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ФИО1

Срок обращения в суд административным истцом соблюден.

Руководствуясь ст.175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1 к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области о признании незаконными отказа в заключении договора водопользования, оформленного письмом № 1914-07 от 14 февраля 2019 г. оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Осташковский городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 03 апреля 2019 года.

Судья: Н.А. Кокарева