Дело № 2а-175/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Плесецк 27 февраля 2018 года
Плесецкий районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Доильницына А.Ю.,
при секретаре Терехиной Х.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и Ненецкому автономному округу и к начальнику межмуниципального отдела по Онежскому, <адрес>м и <адрес> Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и Ненецкому автономному округу ФИО2 о признании незаконным отказа в осуществлении государственной регистрации прекращения права собственности на объект недвижимости, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию прекращения права собственности на объект недвижимости, признании незаконными действий по предоставлению выписки из Единого государственного реестранедвижимостине содержащей сведений о снятии объекта недвижимости с кадастрового учета, возложении обязанности предоставить в федеральное государственное казенное учреждение «Северное региональное управлениежилищного обеспечения (отделениев <адрес>) выписку из Единого государственного реестра недвижимости, содержащую сведения о прекращении права собственности на объект недвижимости и снятии с государственного кадастрового учета,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском кмежмуниципальному отделу по Онежскому, <адрес>м и <адрес> Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и Ненецкому автономному округу. Требования мотивировала тем, что является членом семьи военнослужащего ФИО3, который имеет право на предоставление жилищной субсидии или жилого помещения по выбору в собственность бесплатно или по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В ДД.ММ.ГГГГ года ФИО3 обратился в ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Отделение (территориальное в <адрес>) с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и совместно проживающих с ним членов его семьи. К заявлению были приложены документы на приобретенный в ДД.ММ.ГГГГ году в собственность ФИО1 жилой дом, общей площадью <данные изъяты> квадратных метра, расположенный по адресу: <адрес>, и документы, подтверждающие прекращение существования объекта и снятия его с кадастрового учета. По результатам рассмотрения заявления, ФИО3 был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по норме предоставления жилой площади от <данные изъяты> квадратных метров,а не от <данные изъяты> кв. метров. При этом должностные лица ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» сослались на то, что Управлением Росреестра предоставлена выписка о зарегистрированном за ФИО1 праве собственности на жилой дом общей площадью <данные изъяты> квадратных метров. Указывает, что ДД.ММ.ГГГГ её представитель Ермушина О.П. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№ обращалась в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> и Ненецкому автономному округу с заявлением о снятии с кадастрового учета жилого дома по адресу: <адрес>. Кадастровая выписка о снятии объекта с кадастрового учета была выдана ДД.ММ.ГГГГ.Указывает, что в ДД.ММ.ГГГГ года обращалась с заявлением о прекращении права собственности на жилой дом по указанному адресу. О том, что сведения о прекращении права собственности на объект недвижимости не внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, узнала только ДД.ММ.ГГГГ. Указывает, что ДД.ММ.ГГГГ, её представитель Ермушина О.П. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№ обратилась в межмуниципальный отдел по Онежскому, <адрес>м и <адрес> Управления Росреестра по <адрес> и Ненецкому автономному округу с заявлением о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записи о прекращении права собственности на жилой дом. ДД.ММ.ГГГГ Ермушина О.П. получила уведомление за подписью государственного регистратора ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ,в котором указано об отсутствии в представленной доверенности полномочий по государственной регистрации прекращения права собственности на жилой дом. Полагает, что должностные лица межмуниципального отдела по Онежскому, <адрес>м и <адрес> Управления Росреестра по <адрес> и Ненецкому автономному округу своими действиями и бездействием нарушают ее право на жилище, препятствуют реализации прав на жилище, а именно на предоставление жилищной субсидии как члену семьи военнослужащего, а также на возведение нового объекта по адресу: <адрес> Указывает, что должностными лицами межмуниципального отдела, в нарушение ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при её обращении в ДД.ММ.ГГГГ годах, не была осуществлена государственная регистрация прекращения права собственности одновременно со снятием объекта с кадастрового учета. Полагает, что доверенность №, выданная Ермушиной О.П., содержит указание на полномочия по обращению с заявлением о прекращении права собственности на объект по адресу: <адрес>, соответствует требованиям ст.ст. 185, 185,1 ГК РФ.
ФИО1 просит признать незаконными действия должностных лиц Управления Росреестра по <адрес> и Ненецкому автономному округу, выразившиеся: в отказе осуществить государственную регистрацию прекращения права собственностина объект недвижимости; в предоставлении в ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» выписки из Единого государственного реестра недвижимости, в которой не отражена информация о снятии с кадастрового учета и прекращении существования объекта недвижимости с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Просит обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию прекращения права собственности ФИО1 на объект недвижимости с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, в связи со снятием его с кадастрового учета и прекращением существования объекта недвижимости.
Также просит обязать административного ответчика предоставить в ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» выписку из Единого государственного реестра недвижимости, содержащую сведения о снятии с кадастрового учета и прекращении существования объекта недвижимости с кадастровым номером № по адресу: <адрес>
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и Ненецкому автономному округу (далее – Управление Росреестра) и государственный регистратор, начальник межмуниципального отдела по Онежскому, <адрес>м и <адрес> Управления Росреестра по <адрес> и Ненецкому автономному округу ФИО2.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено федеральное государственное казенное учреждение«Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в лице Территориального отделения в <адрес> (далее – ФГКУ «Северрегионжилье»).
Административный истец ФИО1, административный ответчик государственный регистратор ФИО2, заинтересованное лицо ФИО3, представительзаинтересованного лица ФГКУ «Северрегионжилье» в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте его проведения надлежащим образом.
Административный истец ФИО1, заинтересованное лицо ФИО3, действующий также как законный представитель малолетнего сына ФИО11 в письменных ходатайствах просили рассмотреть дело без их участия.
Административный ответчик государственный регистратор, начальник межмуниципального отдела по Онежскому, <адрес>м и <адрес> Управления Росреестра по <адрес> и Ненецкому автономному округу ФИО2 в письменном отзыве просит отказать в удовлетворении административного искового заявления. Указывает, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в лице представителя Ермушиной О.П., были представлены документы и заявление о государственной регистрации прекращения права собственности в отношении объекта недвижимого имущества – жилого дома, по адресу: <адрес>. Поскольку доверенность на имя Ермушиной О.П. не содержала полномочий на такое обращение, в государственной регистрации прекращения права собственности было отказано. Доводы административного истца о том, что регистрация прекращения права собственности должна быть проведена одновременно со снятием объекта с кадастрового учета, полагает не основанными на законе, действовавшем на дату снятия объекта кадастрового учета. В части административных исковых требований ФИО1 о предоставлении сведений из ЕГРН, полагает Управление Росреестра ненадлежащим ответчиком, поскольку указанными полномочиями наделено ФГБУ «ФКП Росреестра по <адрес> и Ненецкому автономному округу».
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 – Ермушина О.П., действующая на основании доверенности, а также как заинтересованное лицо по настоящему административному делу, административное исковое заявление поддержала в полном объеме по изложенным в нем доводам. Пояснила, что заявление о прекращении права собственности в отношении жилого дома по адресу: <адрес>, её дочь ФИО1 подавала лично в ДД.ММ.ГГГГ года, в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> и Ненецкому автономному округу, в отделение в <адрес>,доказательства подачи указанного заявления не сохранилось. Не желает предъявлять административные исковые требования в интересах ФИО1 к филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра»по <адрес> и Ненецкому автономному округу.
Представитель Управления Росреестра по <адрес> и Ненецкому автономному округу ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании просит отказать в удовлетворении административного искового заявления. В обоснование возражений приводит доводы, аналогичные доводам, указанным в письменном отзыве административного ответчика ФИО2
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца ФИО1, административного ответчика государственного регистратора ФИО2, заинтересованного лица ФИО3 и представителя заинтересованного лица ФГКУ «Северрегионжилье».
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункты 1, 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, а также частям 3, 5 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ), действующей с ДД.ММ.ГГГГ, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 16 Закона № 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости, осуществляются, если иное не установлено Законом о кадастре, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В силу п. 3 ч. 3 ст. 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 15 Закона № 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Таким образом, процедуры снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости и прекращения права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним носят заявительный характер.
При этом законодательство, действовавшее до ДД.ММ.ГГГГ, не предусматривало одновременного снятия с кадастрового учета объекта недвижимости в связи с прекращением его существования и государственной регистрации прекращения права собственности на такой объект.
Судом установлено,что с ДД.ММ.ГГГГ отдельные полномочия Управления Росреестра по <адрес> и Ненецкому автономному округу, на территориях муниципальных образований «Онежский муниципальный район», «Плесецкий муниципальный район» и «Мирный» осуществляет межмуниципальный отдел по Онежскому, <адрес>м и <адрес>.
Согласно п. 4.8 Положения о межмуниципальном отделе, утвержденном приказом Управления Росреестра по <адрес> и Ненецкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ № П/226, межмуниципальный отдел осуществляет государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, государственный кадастровый учет недвижимого имущества, принятие решений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, о приостановлении или отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Приказом руководителя Управления Росреестра по <адрес> и Ненецкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ№-л, на должность начальника межмуниципального отдела по Онежскому, <адрес>м и <адрес> назначена ФИО2.
Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ к должностным обязанностям начальника отдела относится осуществление установленных действующим законодательством полномочий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории <адрес> и Ненецкого автономному округа, в том числе в части проведения правовой экспертизы законности сделки.
Судом также установлено, что ФИО1, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному от её имени Ермушиной О.П., приобрела в собственность объекты недвижимости, расположенные по адресу: <адрес>, в том числе: жилой дом, общей площадью <данные изъяты> квадратных метра с кадастровым номером №; земельный участок с кадастровым номером №; и земельный участок с кадастровым номером №
Государственная регистрация права собственности ФИО1 на указанные объекты недвижимости произведена ДД.ММ.ГГГГ.
Заключением межведомственной комиссии МО «Плесецкое» от ДД.ММ.ГГГГ№, жилой дом по адресу: <адрес> признан ветхим, непригодным для проживания.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в лице представителя Ермушиной О.П., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенной нотариусом ФИО7, временно исполняющим обязанности нотариуса нотариального округа Санкт-Петербурга ФИО8, № по реестру №, обратилась в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> и Ненецкому автономному округу (далее – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по <адрес> и Ненецкому автономному округу») с заявлением о снятии объекта недвижимости с кадастровым номером № с кадастрового учета в связи с прекращением его существования.
ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, снят с кадастрового учета, представителю заявителя Ермушиной О.П. выдана кадастровая выписка, подтверждающая указанные сведения.
Согласно справке администрации МО«Плесецкое» от ДД.ММ.ГГГГ№, на земельных участках с кадастровыми номерами № и №, расположенных по адресу: <адрес> объектов капитального строительства не имеется.
В административном исковом заявлении ФИО1 указывает, что в ДД.ММ.ГГГГ года она обратилась в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по <адрес> и Ненецкому автономному округу» с заявлением о государственной регистрации прекращении права собственности в отношении жилого дома. Аналогичные доводы приводит Ермушина О.П. в ходе рассмотрения дела.
Вместе с тем, доказательств указанным доводам не представлено, из возражений представителей административного ответчика следует, что такое заявление от ФИО1 в Управление Росреестра по <адрес> и Ненецкому автономному округу, в том числе из филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по <адрес> и Ненецкому автономному округу»,не поступало.
В обоснование доводов о бездействии должностных лиц Управления Росреестра по <адрес> и Ненецкому автономному округу, административный истец ссылается на положения п. 3 ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости.
Указанный Федеральный закон вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со ст. 72 Закона № 218-ФЗ, применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу. Настоящий Федеральный закон по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.
Ранее действовавшие Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» устанавливали также заявительный порядок регистрационных действий.
Объект недвижимости с кадастровым номером № (жилой дом) был снят с кадастрового учета филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра по <адрес> и Ненецкому автономному округу» ДД.ММ.ГГГГ.
При этомстороной административного истца не представлено доказательств обращения с заявлением о государственной регистрации прекращения права собственности в отношении объекта недвижимости в связи с прекращением существования объекта недвижимости в уполномоченный орган – Управление Росреестра по <адрес> и Ненецкому автономному округу.
Таким образом, доводы ФИО1 о том, что должностными лицами Управления Росреестра одновременно со снятием объекта с кадастрового учета не была произведена государственная регистрация прекращения права собственности, не основаны на законе.
Оценивая доводы административного истца о незаконности действий должностных лиц Управления Росреестра по <адрес> и Ненецкому автономному округу, выразившихся в отказе государственной регистрации прекращении права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, решением ФГКУ «Северрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ, военнослужащий ФИО3 и члены его семьи: Ермушина О.П., ФИО1, ФИО11 приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения от <данные изъяты> квадратных метров до <данные изъяты> квадратных метров.
В решении указано, что согласно сведениям из Росреестра за ФИО1 зарегистрировано право собственности на жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв. метров.
ДД.ММ.ГГГГ Ермушина О.П., действуя в интересах ФИО1 на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенной нотариусом ФИО7, временно исполняющим обязанности нотариуса нотариального округа Санкт-Петербурга ФИО8, номер по реестру № обратилась в Управление Росреестра по <адрес> и Ненецкому автономному округу с заявлением о государственной регистрации прекращения права собственности в отношении объекта недвижимости – жилого дома с кадастровым номером №.
На основании п. 1 ч. 3 ст. 15 Закона № 218-ФЗ, государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлениюлица, право которого на объект недвижимости возникает (за исключением возникновения прав на созданный или образованный объект недвижимости) или прекращается, - при государственной регистрации возникновения или прекращения соответствующего права.
Как следует из ч. 4 ст. 15 Закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению представителя лиц, указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.
В п. 12.2 Методических рекомендациях по удостоверению доверенностей, утвержденных решением Правления Федеральной нотариальной палаты от ДД.ММ.ГГГГ, протокол № (Письмо ФНП от ДД.ММ.ГГГГ№), в силу закона подлежат нотариальному удостоверению доверенности на совершение действий, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Таким образом, в силу приведенных норм, полномочия на совершение действий, связанных с государственной регистрацией прекращения права собственности, должны быть нотариально удостоверены.
В силу п.п. 1, 5 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно ст. 27 Закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ№, за подписью государственного регистратора ФИО2, представителю ФИО1 – Ермушиной О.П. сообщено об отказе в государственной регистрации прекращения права собственности (без перехода права) в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № по адресу: <адрес> в связи с истечением срока ДД.ММ.ГГГГ срока приостановления государственной регистрации, указанного в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ, и не устранением причин, препятствующих государственной регистрации, поскольку представленная доверенность не содержит полномочий по государственной регистрации права собственности на жилой дом.
Указанное уведомление получено Ермушиной О.П. ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из текста доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенной нотариусом ФИО7, временно исполняющим обязанности нотариуса нотариального округа Санкт-Петербурга ФИО8, № по реестру №, ФИО1 предоставила Ермушиной О.П. полномочия, связанные исключительно со строительством дома и сдачей его в эксплуатацию на принадлежащем ФИО1 на праве собственности земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>.
Полномочия на подачу заявления о государственной регистрации прекращения права собственности на жилой дом по указанному адресу в доверенности отсутствуют.
Доводы административного искового заявления о том, что полномочия, указанные в доверенности от ДД.ММ.ГГГГ предоставляют Ермушиной О.П. право осуществлять все необходимые действия, в том числе государственную регистрацию прекращения права собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, являются надуманными, противоречат положениям ст. 185 ГК РФ и ст. 15 Закона № 218-ФЗ.
Таким образом, поскольку препятствия для государственной регистрации прекращения права собственности на объект недвижимости не были устраненыв срок, указанный в направленном в адрес представителя заявителя уведомлении, государственным регистратором ФИО2 принято законное и обоснованное решение об отказе в государственной регистрации прекращения права собственности.
В части требования ФИО1 о возложении на административных ответчиков обязанности выдать выписку из ЕГРН, содержащую определенные сведения в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № и направить указанную выписку в ФГКУ «Северрегионжилье»,суд находит обоснованными доводы возражений административного ответчика о том, что Управление Росреестра не является надлежащим ответчиком.
В соответствии с п. 1.4 приказа Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № № (вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ), полномочиями по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН (за исключением сведений о содержании правоустанавливающих документов, а также копий документов, помещенных в реестровые дела (тома дел) объектов недвижимости, ведение и хранение которых не осуществляется ФГБУ «ФКП Росреестра» в соответствии с настоящим приказом, а также приему запросов о предоставлении всех видов сведений, содержащихся в ЕГРН (включая запросы о предоставлении документов и сведений, не хранящихся в ФГБУ), и выдаче документов по результатам рассмотрения таких запросов, наделено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФГБУ «ФКП Росреестра»).
В соответствии с ч. 1 ст. 43 КАС РФ в случае, если при подготовке административного дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что административное исковое заявление подано не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, суд с согласия административного истца заменяет ненадлежащего административного ответчика надлежащим. Если административный истец не согласен на замену административного ответчика другим лицом, суд может без согласия административного истца привлечь это лицо в качестве второго административного ответчика.
От административного истца ФИО1 ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве административного соответчика филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по <адрес> и Ненецкому автономному округу» не поступало.
Представитель административного истца Ермушина О.П. в судебном заседании пояснила, что не желает привлекать к участию в деле в качестве административного соответчика филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по <адрес> и Ненецкому автономному округу».
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ№, в случае заблуждения административного истца относительно того, кто должен быть административным ответчиком по его административному иску, суд вправе по собственной инициативе произвести замену ненадлежащего административного ответчика надлежащим.
Разрешение вопроса о выборе надлежащего административного ответчика по административному делу зависит от установления и исследования фактических обстоятельств административного дела.
Административный истец ФИО1 полагает, что выписка из ЕГРН, не содержащая сведений о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером № предоставлена в ФГКУ «Северрегионжилье»именно должностными лицами Управления Росреестра по <адрес> и Нененецкому автономному округу.
Вместе с тем, Управление Росреестра полномочиями по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН,не наделено, административному истцу или её представителю такая выписка не выдавалась.
Таким образом, характер спорных правоотношений не предполагает разрешение вопроса о правах и обязанностях филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по <адрес> и Ненецкому автономному округу».
ФИО1 не лишена права на получение из уполномоченного органа выписки из ЕГРН в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером №
При этом суд считает необходимым отметить, что филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра по <адрес> и Ненецкому автономному округу» в материалы дела предоставлена выписка из ЕГРН в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в которой содержатся сведения о снятии объекта с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, решением Мирненского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение ФГКУ «Северрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ в части, касающейся определения нормы предоставления ФИО3 площади жилого помещения от <данные изъяты> квадратных метров, признано незаконным.
Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
С учетом установленных при рассмотрении настоящего административного дела обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что решение начальника межмуниципального отдела по Онежскому, <адрес>м и <адрес> Управления Росреестра по <адрес> и Ненецкому автономному округу ФИО2 об отказе в государственной регистрации прекращения права собственности на объект недвижимости не противоречит требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Отказ в государственной регистрации прекращения права собственности права и законные интересы административного истца не нарушает, поскольку не препятствует личному обращению ФИО1 с заявлением о государственной регистрации прекращения права собственности либо обращению её представителя с нотариально оформленной доверенностью, с указанием полномочий представителя на совершение таких действий.
Оспариваемые действия и решениене нарушают прав ФИО1 на жилище, в том числе право на предоставление жилищной субсидии или предоставление жилого помещения как члену семьи военнослужащего и право на возведение нового объекта по адресу: <адрес>.
Поэтому суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска ФИО1
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и Ненецкому автономному округу и к начальнику межмуниципального отдела по Онежскому, <адрес>м и <адрес> Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и Ненецкому автономному округу ФИО2 о признании незаконным отказа в осуществлении государственной регистрации прекращения права собственности на объект недвижимости, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию прекращения права собственности на объект недвижимости, признании незаконными действий по предоставлению выписки из Единого государственного реестра недвижимости не содержащей сведений о снятии объекта недвижимости с кадастрового учета, возложении обязанности предоставить в федеральное государственное казенное учреждение «Северное региональное управление жилищного обеспечения (отделение в <адрес>) выписку из Единого государственного реестра недвижимости, содержащую сведения о прекращении права собственности на объект недвижимости и снятии с государственного кадастрового учета–отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Архангельского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Плесецкий районный суд Архангельской области путем подачи апелляционной жалобы.
Решение в окончательной формеизготовлено 05 марта 2018 года.
Председательствующий А.Ю. Доильницын