Дело 2а-1773/2021
УИД 70RS0002-01-2021-003604-24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 сентября 2021 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Перминова И.В.,
при секретаре Лубошниковой А.В.,
помощнике судьи Егоровой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области к Томскому региональному благотворительному общественному фонду культуры о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Томскому региональному благотворительному общественному фонду культуры, в котором просило ликвидировать юридическое лицо - Томский региональный благотворительный общественный фонд культуры и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Томский региональный благотворительный общественный фонд культуры был зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц 23.12.2002, присвоен ОГРН <***>. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724, а также Указу Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций. В нарушение п. 3 ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» Томский региональный благотворительный общественный фонд культуры не представил ежегодный отчет, содержащий сведения о финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающий соблюдение указанного Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации; персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией; составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации; содержании и результатах деятельности благотворительной организации; нарушениях требований Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами и принятых мерах по их устранению. Данный отчет должен быть предоставлен до 31 марта года, следующего за отчетным, то есть, за 2020 год отчет должен был быть представлен не позднее 31.03.2021. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области, в связи с нарушением административным ответчиком сроков предоставления отчета, были вынесены предупреждения со сроками устранения нарушений до 02.06.2021, до 26.07.2021, однако направленные предупреждения не были получены Томским региональным благотворительным общественным фондом культуры и возвращены почтовой организацией отправителю. Кроме того, административным ответчиком до 15.06.2021 не был представлен в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области отчет о получении денежных средств и иного имущества от иностранных источников. 14.04.2021 от руководителя Томского регионального благотворительного общественного фонда культуры ФИО1 поступило заявление о том, что организация деятельность не осуществляет о против признания Томского регионального благотворительного общественного фонда культуры прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц учредители не возражают.
Административный истец Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило. 10.09.2021 в адрес Ленинского районного суда г.Томска от начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области ФИО2 поступило ходатайство, в котором она указала, что административный истец поддерживает заявленные требования в полном объеме.
Руководствуясь положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Административный ответчик Томский региональный благотворительный общественный фонд культуры, надлежащим образом извещавшийся о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил, направлявшиеся судебные извещения по имеющемуся в деле адресу Томского регионального благотворительного общественного фонда культуры: <...>, вернулись в суд без вручения с отметкой «истек срок хранения».
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, имеют право участвовать в судебном заседании для реализации ряда процессуальных возможностей. В связи с этим на основании ч. 1 ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указанные лица должны быть извещены судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова. Лицо, участвующее в деле, с его согласия может извещаться путем отправки ему СМС-сообщения или направления извещения или вызова по электронной почте.
Вместе с тем ч. 6 ст. 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в целях недопущения злоупотребления процессуальными правами предусмотрена обязанность лиц, участвующих в деле, добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Данное положение получило развитие в целом ряде законодательных установлений и в том числе в п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 27.09.2021 Томский региональный благотворительный общественный фонд культуры является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность по адресу: <...>.
В соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо в течение семи рабочих дней со дня изменения, в том числе, своего адреса, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения или жительства путем представления соответствующих документов. Однако других сведений о месте нахождения организации в Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц не содержится.
Анализируя указанные обстоятельства в совокупности с приведенными положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что все возможные меры для извещения Томского регионального благотворительного общественного фонда культуры о назначенном судебном заседании предприняты, однако поведение административного ответчика свидетельствует о недобросовестном использовании процессуальных прав, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя Томского регионального благотворительного общественного фонда культуры.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 ст. 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса, а также иными лицами, наделенными федеральным законом правом на обращение в суд с таким заявлением.
В силу положений ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Конституцией Российской Федерации гарантируется право каждого на объединения, свобода деятельности общественных объединений гарантируется (ст. 30).
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» одной из организационно-правовых форм общественных объединений является общественный фонд.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», деятельность в сфере государственной регистрации, в частности некоммерческих организаций, а также контроль за их деятельностью на территории Томской области осуществляет Управление Министерства юстиции Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» орган, орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации, осуществляет контроль за соответствием ее деятельности целям, ради которых она создана. Благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о: финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации; персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией; составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ); содержании и результатах деятельности благотворительной организации; нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.
Ежегодный отчет представляется благотворительной организацией в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы (ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»).
Согласно абз. 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в п. 6 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Форма отчета № ОН0003 для общественного объединения утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организации», в редакции приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 28.06.2021 № 107.
В случае, если организация не получала денежные средства и имущество от иностранных источников, то форма № ОН0003 заполняется с прочерками.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31.03.2021 № 50 «О внесении изменения в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 26 мая 2020 № 122 «Об установлении сроков предоставления некоммерческими организациями отчетности», срок предоставления информации по форме № ОН0003 за 2020 год установлен не позднее 15.07.2021.
В силу ч. 2 ст. 123.20 Гражданского кодекса Российской Федерации Фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если: имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом; в других случаях, предусмотренных законом.
Аналогичная мера предусмотрена ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Судом установлено и подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 27.09.2021, что Томский региональный благотворительный общественный фонд культуры является действующим юридическим лицом, запись о регистрации которого внесена в Единый реестр юридических лиц 23.12.2002, с присвоением основного государственного регистрационного номера <***>. Президентом Томского регионального благотворительного общественного фонда культуры указан ФИО1, учредителями – ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, а в качестве места нахождения юридического лица указан адрес: <...>.
15.04.2021 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области в связи с нарушением Томским региональным благотворительным общественным фондом культуры установленных ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» сроков предоставления отчета, было направлено предупреждение с установлением срока устранения нарушений – до 02.06.2021, однако данная обязанность была оставлена Томским региональным благотворительным общественным фондом культуры без исполнения, равно как без исполнения было оставлено предупреждение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области от 03.06.2021, в котором предоставлен срок устранения нарушения – до 26.07.2021.
09.08.2021 по запросу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области из Управления Федеральной налоговой службы по Томской области поступило сообщение, что последняя бухгалтерская отчетность Томским региональным благотворительным общественным фондом культуры была представлена в налоговый орган за 2016 год, последняя единая (упрощенная) налоговая декларация представлена за 2017 год.
Помимо этого, из административного искового заявления следует, что выявленные нарушения фондом до настоящего времени не устранены.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Вопреки вышеуказанным требованиям закона, доказательств, подтверждающих, что предусмотренные абз. 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», п. 2 ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» сведения за указанный административным истцом период были представлены административным ответчиком в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области, судом не установлено, напротив, как следует из заявления Президента Томского регионального благотворительного общественного фонда культуры ФИО1 от 14.04.2021 деятельность указанным юридическим лицом не осуществляется, в связи с чем учредители не возражают против признания Томского регионального благотворительного общественного фонда культуры прекратившим свою деятельность, как не возражают и против исключения фонда из Единого государственного реестра юридических лиц.
Учитывая, что в судебном заседании нашел свое подтверждение факт того, что Томский региональный благотворительный общественный фонд культуры в нарушение действующего законодательства, в установленные законом сроки не представил контролирующему органу отчет по форме № ОН0003 за 2020 год, а также отчет о благотворительной деятельности за 2020 год, суд приходит к выводу, что фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом, в связи с чем требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области о ликвидации Томского регионального благотворительного общественного фонда культуры и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины на основании ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина в сумме 6000 руб. подлежит взысканию с административного ответчика.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Томской области к Томскому региональному благотворительному общественному фонду культуры о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.
Ликвидировать Томской региональный благотворительный общественный фонд культуры (ОГРН <***>) и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Взыскать с Томского регионального благотворительного общественного фонда культуры (ОГРН <***>) в доход бюджета муниципального образования «Город Томск» государственную пошлину в размере 6000 руб.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Перминов И.В.
Мотивированный текст решения суда изготовлен 08.10.2021.