Дело № 2а-177/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 апреля 2016 г. ст-ца Нехаевская
Волгоградская область
Нехаевский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Яровой О.В.,
при секретаре Колпаносовой О.А.,
с участием административного истца – прокурора Нехаевского района Волгоградской области Мусина Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Нехаевского района Волгоградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Верхнереченского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области о понуждении к опубликованию сведений о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание за четвёртый квартал 2015 года и отчёта о ходе исполнения бюджета за третий, четвёртый квартал 2015 года,
установил:
прокурор Нехаевского района Волгоградской области обратился в суд с настоящим заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц, в котором просит признать бездействие администрации Верхнереченского сельского поселения, выразившееся в не опубликовании сведений о численности муниципальных служащих Верхнереченского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание за четвёртый квартал 2015 года и отчёта о ходе исполнения бюджета за третий, четвёртый квартал 2015 года, незаконным, и обязать администрацию Верхнереченского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области опубликовать сведения о ходе исполнения местного бюджета за третий, четвёртый квартал 2015 года и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание за четвёртый квартал 2015 года. В обоснование требований указав, что прокуратурой Нехаевского района Волгоградской области проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Нехаевского муниципального района бюджетного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности администрации Верхнереченского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области. Ссылаясь на положения ч.3 ст.15, ч.2 ст.24 Конституции Российской Федерации, чч.3, 6 ст.52 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.2 ст.5, ст.28 Бюджетного кодекса Российской Федерации, чч.4, 5 ст.8 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», указывает, что требования действующего законодательства администрацией сельского поселения не исполняются, административным ответчиком сведения о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание за четвёртый квартал и о ходе исполнения бюджета за третий, четвёртый квартал 2015 года на публикацию в печатное издание не предоставлялись, на официальном сайте органа местного самоуправления указанные сведения отсутствуют. Не опубликование указанных сведений может создать коррупционное проявление путём внесения изменений в неопубликованные для всеобщего сведения правовой акт, создают предпосылки для нецелевого расходования бюджетных средств, произвольного изменения сведений о доходной и расходной части бюджета, а также фактических затрат на денежное содержание муниципальных служащих, отсутствия контроля за неисполнением местного бюджета, росту недоверия к органам местного самоуправления со стороны жителей муниципального образования и района.
В судебном заседании административный истец – прокурор Нехаевского района Волгоградской области Мусин Р.А. заявленные требования поддержал в полном объёме по доводам, изложенным в заявлении; в интересах неопределённого круга лиц просил признать бездействие администрации Верхнереченского сельского поселения, выразившееся в не опубликовании сведений о численности муниципальных служащих Верхнереченского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание за четвёртый квартал 2015 года и отчёта о ходе исполнения бюджета за третий, четвёртый квартал 2015 года, незаконным; обязать администрацию Верхнереченского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу опубликовать сведения о ходе исполнения местного бюджета за третий, четвёртый квартал 2015 года и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание за четвёртый квартал 2015 года.
Административный ответчик – <данные изъяты> Верхнереченского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области ФИО1 о рассмотрении дела извещён своевременно и надлежащим образом. До начала судебного заседания представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствии и о признании иска в полном объёме, в котором просит признать бездействие администрации Верхнереченского сельского поселения, выразившееся в не опубликовании сведений о численности муниципальных служащих Верхнереченского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание за четвёртый квартал 2015 года и отчёта о ходе исполнения бюджета за третий, четвёртый квартал 2015 года, незаконным; обязать администрацию Верхнереченского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области опубликовать сведения о ходе исполнения местного бюджета за третий, четвёртый квартал 2015 года и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание за четвёртый квартал 2015 года. Положения ст.46, 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ему известны и понятны.
С учётом положений ст.96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного ответчика, присутствие которого в судебном заседании не признавалось судом обязательным.
Выслушав прокурора, участвующего в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с чч.1, 2 ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд.
В силу ст.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, решение о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее десяти дней после его подписания в установленном порядке.
В соответствии с ст.36 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утверждённых бюджетов и отчётов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований, обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесённых в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией).
Согласно ст.47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В соответствии со ст.52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).
Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчёт о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.
Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.
Судом установлено, что проведённой прокуратурой Нехаевского района Волгоградской области проверкой деятельности администрации Верхнереченского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области установлено, что сведения о численности муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание за четвёртый квартал 2015 года и отчёта (ежеквартальных сведений) о ходе исполнения местного бюджета за третий, четвёртый квартал 2015 года, не были официально опубликованы в средствах массовой информации.
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствах: актом о проверки обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления Нехаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГ, согласно которому на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», администрацией Верхнереченского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области не размещены, тем самым не опубликованы, сведения о численности муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание за четвёртый квартал 2015 года и отчёта (ежеквартальных сведений) о ходе исполнения местного бюджета за третий, четвёртый квартал 2015 года (л.д.5-6); сообщением <данные изъяты> Муниципального автономного учреждения «Редакция газеты «Нехаевские вести» № от ДД.ММ.ГГ, согласно которому сведения о численности муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание за четвёртый квартал 2015 года и отчёта (ежеквартальных сведений) о ходе исполнения местного бюджета за третий, четвёртый квартал 2015 года для опубликования в газете «Нехаевские вести» администрацией Верхнереченского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области предоставлены не были (л.д.4).
Данные факты не оспорены административным ответчиком.
Поскольку официальное опубликование в средствах массовой информации является одной из форм обнародования, тогда как администрация Верхнереченского сельского поселения Нехаевского муниципального района, как орган местного самоуправления, в силу приведённых выше норм законов, обязана обнародовать решения связанные с бюджетными правоотношениями за счёт средств соответствующего бюджета, то отсутствие официального опубликования в средствах массовой информации принятых решений является результатом бездействия. При этом не опубликование правовых актов в сфере бюджетных правоотношений ставит под угрозу осуществление законных прав и интересов неопределённого круга лиц, затрагивает их права и законные интересы, влечёт их неисполнение.
В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. В данном случае прокурор защищает интересы неопределённого круга лиц.
Принимая во внимание, что вина администрации Верхнереченского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области в лице <данные изъяты> заключается в бездействии по не опубликованию сведений о бюджете и ходе его исполнения, а также сведений о численности муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание, суд приходит к выводу об обоснованности заявления прокурора, при этом учитывает, что под бездействием понимается не совершение действий, выполнение которых относится к функциям и обязанностям административного ответчика, в связи с чем, заявленные прокурором Нехаевского района Волгоградской области требования законны и обоснованы.
Согласно чч.3, 5 ст.46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Поскольку признание иска не нарушает права и законные интересы иных лиц, то суд принимает признание иска административным ответчиком и полагает возможным исковые требования прокурора Нехаевского района Волгоградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Верхнереченского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области удовлетворить в полном объёме.
Реализуя требования ч. 2 ст.178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд устанавливает месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, в течение которого административному ответчику надлежит исполнить постановленное судебное решение. Данный срок является разумным, обоснованным и достаточным для опубликования сведений о ходе исполнения местного бюджета и численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание в средствах массовой информации.
Учитывая, что администрация Верхнереченского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области относится к органам местного самоуправления, то она подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
заявление прокурора Нехаевского района Волгоградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации Верхнереченского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области о понуждении к опубликованию сведений о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание за четвёртый квартал 2015 года и отчёта о ходе исполнения бюджета за третий, четвёртый квартал 2015 года, удовлетворить.
Признать бездействие администрации Верхнереченского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в не опубликовании сведений о численности муниципальных служащих Верхнереченского сельского поселения Нехаевского района Волгоградской области, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание за четвёртый квартал 2015 года и отчёта о ходе исполнения бюджета за третий, четвёртый квартал 2015 года, незаконным.
Обязать администрацию Верхнереченского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сведения о ходе исполнения местного бюджета за третий, четвёртый квартал 2015 года и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание за четвёртый квартал 2015 года.
Решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Нехаевский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В. Яровая
Мотивированное решение составлено в день принятия решения – 11 апреля 2016 года.
Судья О.В. Яровая