ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-177/2022 от 16.02.2022 Искитимского районного суда (Новосибирская область)

Дело №2а-177/2022

УИД 54RS0018-01-2021-003219-52

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«16» февраля 2022г. г.Искитим Новосибирской области

Искитимский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Мишковой Л.Г.

при ведении протокола помощником судьи Козловой Д.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бушмановой Л. И. к Искитимскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <Адрес> о признании незаконным Предписания об устранении нарушения земельного законодательства Номер от Дата,

У С Т А Н О В И Л:

Бушманова Л.И. обратилась в суд с административным иском к Искитимскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <Адрес> о признании незаконным Предписания об устранении нарушения земельного законодательства Номер от Дата. Доводы и основания административных исковых требований изложены в административном исковом заявлении.

Административный истец Бушманова Л.И. в судебном заседании настаивала на удовлетворении своих административных требований по доводам административного искового заявления, дала соответствующие пояснения.

Представитель административного истца Сикорский Д.С. в судебном заседании поддержал административный иск в полном объеме, просил удовлетворить его по основаниям указанным в административном иске.

Представитель административного ответчика Искитимского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <Адрес>Забулдыгина Ю.Н. исковые требования не признала, представила свои письменные возражения.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <Адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине.

Согласно положений ч. 6 ст. 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Явка лиц, участвующих в деле не признана судом обязательной.

При таких обстоятельствах, в соответствии со ст.150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотрение настоящего административного дела в отсутствие указанного лица.

Заслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей (данные изъяты) изучив представленные материалы, оценив доказательства по делу в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 3 КАС РФ, одной из задач административного судопроизводства, в частности, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Согласно ч. 2 ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 3 ст. 24 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - по месту нахождения организации, являющейся административным истцом.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно пункту 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации (подпункт 1). Согласно п. 7 ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации по результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверок. В случае выявления в ходе проведения проверки нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2, 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата N 1, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

Пунктом 2 Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата N 251, установлено, что при административном обследовании объектов земельных отношений проводится исследование состояния и способов использования объектов земельных отношений на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (данные дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований), информации, полученной по результатам визуального осмотра и другими методами. В ходе проведения административного обследования объектов земельных отношений должностные лица самостоятельно (без дополнительных разрешений и согласований) осуществляют анализ полученной информации. Проведение административного обследования объектов земельных отношений должностными лицами осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.

В соответствии с п. 2, 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата N 1, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

Как следует из материалов дела, Бушманова Л.И. имеет в собственности земельный участок, исходя из сведений из ЕГРН, общая площадь которого составляет 641 кв.метров, кадастровый Номер, категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для садоводства, расположенный по адресу: <Адрес>.

Распоряжениями заместителя руководителя федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по НСО Пархоменко И.В. от ДатаНомер и Номер была назначена внеплановая проверка физического лица, Бушмановой Л.И., а именно объектов земельных отношений по адресу: <Адрес>, кадастровый Номер и участок 27, кадастровый Номер.

Проведение проверки было поручено главному государственному инспектору <Адрес> и <Адрес> по использованию и охране земель Забулдыгиной Ю.Н., а также заместителю главного государственного инспектора <Адрес> и <Адрес> по использованию и охране земель Жилкову С.А.

Дата в 13 часов 25 минут заместителем главного государственного инспектора <Адрес> и <Адрес> по использованию и охране земель Жилковым С.А. в отсутствие Бушмановой Л.И. был проведен осмотр и измерения принадлежащих последней земельных участков, расположенных по адресу: <Адрес> кадастровый Номер и участок <Адрес>, кадастровый Номер.

По результатам измерений и камеральной обработке данных, заместителем главного государственного инспектора <Адрес> и <Адрес> по использованию и охране земель Жилковым С.А., был составлен акт проверки Номер, которым установлено, что площадь земельного участка с кадастровым номером Номер составляет 664 кв.метров, что на 23 кв.метров больше площади, указанной в сведениях из ЕГРН, а площадь земельного участка с кадастровым номером Номер составляет 644 кв.метров, что на 93 кв.метров больше площади, указанной в сведениях из ЕГРН. Был составлен план схема положения земельных участков. Таким образом, общая площадь нарушения составила 116 кв.метров.

Также, было вынесено предписание об устранении нарушения земельного законодательства Номер, согласно которого устранить выявленные нарушения земельного законодательства РФ необходимо в срок до Датаг.

В этот же день заместителем главного государственного инспектора <Адрес> и <Адрес> по использованию и охране земель Жилковым С.А. было составлено уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Согласно данному уведомлению, рассмотрение дела было назначено на Дата на 11 часов 00 минут.

Дата заместителем главного государственного инспектора <Адрес> и <Адрес> по использованию и охране земель Жилковым С.А. был составлен протокол об административном правонарушении Номер, согласно которому действия Бушмановой Л.И. квалифицированы по ст.7.1.КоАПРФ.

В этот же день заместителем главного государственного инспектора <Адрес> и <Адрес> по использованию и охране земель Жилковым С.А. было вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении. Указанным определением рассмотрение дела было назначено на Дата на 11 часов 00 минут.

Дата главным государственным инспектором <Адрес> и <Адрес> по использованию и охране земель Забулдыгиной Ю.Н. было вынесено постановление о назначении Бушмановой Л.И. административного наказания по делу об административном правонарушении Номер. Указанным постановлением последняя признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.7.1. КоАП РФ и было назначено наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей.

В последующем распоряжением заместителя руководителя федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по НСО Пархоменко И.В. от ДатаНомер была назначена внеплановая проверка физического лица, Бушмановой Л.В., а именно объектов земельных отношений по адресу: <Адрес>, кадастровый Номер и участок 27, кадастровый Номер.

Проведение проверки было поручено главному государственному инспектору <Адрес> и <Адрес> по использованию и охране земель Забулдыгиной Ю.Н., а также заместителю главного государственного инспектора <Адрес> и <Адрес> по использованию и охране земель Жилкову С.А.

Дата заместителем главного государственного инспектора <Адрес> и <Адрес> по использованию и охране земель Жилковым С.А. проведен повторный осмотр и измерения принадлежащих Бушмановой земельных участков, расположенных по адресу: <Адрес> кадастровый Номер и участок <Адрес>, кадастровый Номер.

По результатам измерений заместителем главного государственного инспектора <Адрес> и <Адрес> по использованию и охране земель Жилковым С.А., был составлен акт проверки Номер которым установлено, что площадь земельного участка с кадастровым номером Номер составляет уже 551 кв.метров (что соответствует сведениям из ЕГРН), то есть нарушений требований земельного законодательства РФ не установлено. При этом, в этом же акте было указано, что предписание Номер от Дата считается исполненным.

Вместе с тем, как указывает административный истец, каких-либо действий по изменению границ своего земельного участка с Дата по Дата, она не предпринимала, никаких работ по переносу ограждения не проводила.

Как показали в судебном заседании свидетели (данные изъяты) каждый в отдельности, что бывают на дачном участке Бушмановой Л.И. длительное время. Каждый из свидетелей в период Дата были на участке Бушмановой и с уверенность заявили, что каких-либо передвижений ограждений своих участков Бушманова не производила.

Объективно показания свидетелей в указанной части ничем не опровергнуты.

Таким образом, суд пришел к выводу, что заместителем главного государственного инспектора <Адрес> и <Адрес> по использованию и охране земель Жилковым С.А. при проведении проверки было ошибочно определено, что Бушмановой Л.И. была самовольно занята часть не принадлежащего ей земельного участка к земельному участку с кадастровым номером Номер

Дата заместителем главного государственного инспектора <Адрес> и <Адрес> по использованию и охране земель Жилковым С.А. был проведен осмотр и измерения принадлежащего Бушмановой Л.И. земельного участка, расположенного по адресу: <Адрес>, кадастровый Номер.

По результатам измерений и камеральной обработки полученных данных заместителем главного государственного инспектора <Адрес> и <Адрес> по использованию и охране земель Жилковым С.А., Дата был составлен акт проверки Номер, согласно которому, было установлено, что фактические границы земельного участка с кадастровым номером Номер установлены на части земельного участка в кадастровом квартале Номер, площадь самовольного занятия части земельного участка составляет 12 кв.метров. Был составлен план схема положения земельного участка.

Также, было вынесено спорное предписание об устранении нарушения земельного законодательства Номер-ис, согласно которому устранить выявленные нарушения земельного законодательства РФ необходимо в срок до Дата.

Как установлено судом, за время с первоначальных измерений (Дата) до последних измерений (Дата), проведенных инспектором Жилковым С.А., площадь самовольно занятого Бушмановой земельного участка изменилась с 23 кв.метров до 12 кв.метров. Между тем, судом установлено, что работ по переносу ограждений последняя не проводила, таких доказательств административным органом не добыто.

Изложенное свидетельствует о том, что заместителем главного государственного инспектора <Адрес> и <Адрес> по использованию и охране земель Жилковым С.А. были допущены ошибки при проведении измерений границ земельных участков.

Указанный факт не опровергнут относимыми, допустимыми доказательствами.

Указанное обстоятельство подтверждаются заключением кадастрового инженера ООО «Агентство кадастровых работ и оценки недвижимости», согласно которому, в результате проведенных полевых измерений было установлено, что металлический забор, построенный вдоль пешеходного прохода к <Адрес> отступает на величину 25 см и более внутрь земельного участка Бушмановой, что подтверждает факт отсутствия самовольного занятия части земельного участка, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование СНТ «Культура».

Таким образом, установлено, что спорный забор был установлен задолго до проведения указанных проверок, Бушманова Л.И. приобрела земельный участок в границах, которые обозначены заборами. Бушманова Л.И. владеет и пользуется своим земельным участком в таких границах уже более 15 лет.

Суд приходит к выводу, что доказательства представленные административным ответчиком, с неоспоримостью не подтверждает вину Бушмановой Л.И. в допущении нарушений указанных в предписании.

Выездная внеплановая проверка, проведенная в входе рассмотрения дела, в частности в период с Дата по Дата( л.д.130, 131), установила, что фактические границы земельного участка с кадастровым номером Номер установлены в границах данного земельного участка.

На дату подачи административного иска Жилков С.А. прекратил трудовые отношения с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <Адрес>.

Срок обращения в суд не пропущен.

Оспариваемое Предписание нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку имеют абсолютный характер, преследуют цель - устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования и признает незаконными оспариваемые решение, действие должностного лица, если при рассмотрении дела об оспаривании решения, действия должностного лица будет установлено, что оспариваемые решение, действие не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии со статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности (пункт 1);

Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность (пункт 3).

Соответственно, государственный земельный надзор направлен на выявление и пресечение таких нарушений земельного законодательства, которые влекут административную или иную ответственность.

Нарушение требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность, является одним из условий, определяющим возможность вынесения в отношении гражданина предписания органом государственного земельного надзора.

Согласно пунктам 87-108 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 18.06.2019г. NП/0240 действовавшего на момент проведения проверки, (далее также - Административный регламент) регламентирован порядок проведения внеплановой выездной проверки и порядок её оформления. При проведении плановой и внеплановой выездной проверки должностные лица осуществляют, в том числе: обмер границ проверяемого земельного участка; определение местоположения характерных точек границ проверяемого земельного участка (при наличии технической возможности); устанавливают соответствие местоположения характерных точек границ земельного участка сведениям об их местоположении в Едином государственном реестре недвижимости (в случае необходимости).

В соответствии с пп. 7 п.77 Административного регламента в случае проведения плановой и внеплановой выездной проверки в акте проверки указываются результаты и методы измерения границ земельного участка и вычисления его площади, используемое оборудование, сведения о поверке.

Из положений ст. 22 Федерального закона от Дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч. 8); Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость (ч. 9).

Местоположение характерных точек границ проверяемого земельного участка в предписании и акте проверки отсутствует.

Данные схематического чертежа, составленного при административном обследовании земельного участка, не позволяют сделать однозначный вывод о достоверности установления фактических границ проверяемого земельного участка. При проведении обмера координаты характерных точек границ земельного участка, принадлежащего на праве собственности Бушмановой, на местности определены не были, что указывает на предположительный характер и необоснованность выводов о наличии самовольного использования административным истцом не принадлежащих ему земельных участков (их частей).

При таких данных не проведение выездной проверки не позволило произвести обмер границ проверяемого земельного участка в установленном порядке.

Отсутствие данных о местоположении характерных точек границ земельного участка свидетельствует о недостоверности информации, отраженной в акте проверки и предписании, неопределенности и неисполнимости предписания.

Проанализировав представленные доказательства по делу, суд пришел к выводу о том, что Административный иск Бушмановой Л.И. к Искитимскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <Адрес> о признании незаконным Предписания об устранении нарушения земельного законодательства Номер от Дата. подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 175, ч.2. ст.177 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным Предписание об устранении нарушения земельного законодательства Номер от Дата выданное главным специалистом-экспертом Искитимского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <Адрес>.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Новосибирской областной суд через Искитимский районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 25.02.2022г.


Председательствующий- подпись Л.Г.Мишкова