ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-17/19 от 25.01.2019 Кашинского городского суда (Тверская область)

Дело № 2а – 17/2019.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 января 2019 года г.Кашин Тверская область.

Кашинский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Засимовского А.В.,

при секретаре судебного заседания Соколовой О.А.,

с участием :

представителя административного истца Назаренко А.А.

представителя административных ответчиков Кашинской городской Думы и Администрации Кашинского городского округа Серовой О.Н.;

представителя административных ответчиков Советов депутатов Валежниковой Р.В.;

представителя административного ответчика финансового управления администрации Кашинского городского округа Сухановой С.В.;

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Кашинского городского суда Тверской области административное исковое заявление Кашинского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Кашинской городской думе, совету депутатов Булатовского сельского поселения Кашинского района Тверской области, Совету депутатов Карабузинского сельского поселения Кашинского района Тверской области, Совету депутатов Пестриковского сельского поселения Кашинского района Тверской области, Совету депутатов Славковского сельского поселения Кашинского района Тверской области, Совету депутатов Уницкого сельского поселения Кашинского района Тверской области, Администрации Кашинского городского округа и финансовому управлению Администрации Кашинского городского округа об устранении нарушений законодательства в сфере инвестиционной деятельности

у с т а н о в и л :

Кашинский межрайонный прокурор действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Кашинской городской думе, совету депутатов Булатовского сельского поселения Кашинского района Тверской области, Совету депутатов Карабузинского сельского поселения Кашинского района Тверской области, Совету депутатов Пестриковского сельского поселения Кашинского района Тверской области, Совету депутатов Славковского сельского поселения Кашинского района Тверской области, Совету депутатов Уницкого сельского поселения Кашинского района Тверской области в котором просил:

1). признать незаконным бездействие Советов депутатов Булатовского, Карабузинского, Пестриковского, Славковского, Уницкого сельских поселений Кашинского района Тверской области в связи с отсутствием Порядков предоставления муниципальных гарантий за счет средств местных бюджетов;

2). возложить на Кашинскую городскую Думу обязанность в срок в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по разработке проекта нормативного правового акта, устанавливающего порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств местного бюджета;

3). возложить на Кашинскую городскую Думу обязанность в срок в течение 30 дней с момента разработки проекта нормативного правового акта устанавливающего порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств местного бюджета, рассмотреть проект на заседании Кашинской городской Думы.

Требования прокурор мотивировал тем, что согласно п. 28 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения сельского поселения относятся содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов (п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ).

Субъекты инвестиционной деятельности обязаны осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (статья 7 Федерального закона № 39-ФЗ). Положениями статьи 10 Федерального закона № 39-ФЗ регламентировано, что органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по согласованию между ними могут осуществлять взаимодействие в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, указанным Федеральным законом и другими федеральными законами. В силу статьи 14 Федерального закона № 39-ФЗ, инвестиционные проекты, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, подлежат проверке на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств соответствующих бюджетов в случаях и в порядке, которые установлены соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. Частями 1, 2 статьи 19 Федерального закона № 39-ФЗ установлено, что регулирование органами местного самоуправления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает: 1) создание в муниципальных образованиях благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем: установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов; защиты интересов инвесторов; предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности; расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения; прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем: разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями; проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации; выпуска муниципальных займов в соответствии с законодательством Российской Федерации; вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности. Органы местного самоуправления предоставляют на конкурсной основе муниципальные гарантии по инвестиционным проектам за счет средств местных бюджетов. Порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств местных бюджетов утверждается представительным органом местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации регламентирует, что бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и принятие решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты осуществляются в порядках, установленных соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования (ч. 2 ст. 79). Решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества либо в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ указанных юридических лиц на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких дочерних обществ, и (Или) на приобретение такими дочерними обществами объектов недвижимого имущества за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета принимаются соответственно в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов местной администрации муниципального образования в определяемом ими порядке (ст. 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Исходя из вышеперечисленных требований закона истец пришел к выводу о том, что органами местного самоуправления должны быть приняты нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере инвестиционной деятельности.

Проведенная межрайонной прокуратурой проверка деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Кашинского района, показала, что отдельными органами местного самоуправления приняты такие нормативные правовые акты. Вместе с тем, проверкой установлено, что Советами депутатов Булатовского, Карабузинского, Пестриковского, Славковского, Уницкого сельских поселений Кашинского района Порядки предоставления муниципальных гарантий за счет средств местных бюджетов не приняты, что подтверждается, в том числе информациями Глав Администраций вышеназванных сельских поселений об отсутствии нормативных правовых актов в сфере инвестиционной деятельности. Кашинская городская Дума, в силу положений Закона Тверской области от 07.04.2018 № 16-30 «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области «Кашинский район», путем объединения поселений и создании вновь образованного городского поселения с наделением его статусом городского округа и внесении изменений в отдельные законы Тверской области», является правопреемником Советов депутатов сельских поселений Кашинского района. Вышеперечисленные обстоятельства ограничивают права субъектов предпринимательской деятельности, участвующих в процессе инвестиционной деятельности. Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 39, ч.4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор просил удовлетворить заявленные требования.

В судебном заседании административный истец прокурор Назаренко А.В. исковые требования поддержала в полном объеме, мотивировала доводами изложенными в иске.

Представитель административного ответчика Кашинской городской думы Серова О.Н. действующая по доверенности №2 от 17.01.2019г. в судебном заседании пояснила, что заявленные требования не признает. Поддержала доводы изложенные в письменных возражениях на иск представленных Администрацией Кашинского района от 19.12.2018г.. Считает, что указанными прокурором законами не установлена обязанность принять меры по разработке проекта нормативного правового акта, устанавливающего порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств местного бюджета.

Представитель административного ответчика привлеченного к участию в деле судом Администрации Кашинского городского округа Серова О.Н. в судебном заседании пояснила, что заявленные требования не признает и просила требования оставить без удовлетворения поскольку указанными прокурором законами не установлена обязанность принять меры по разработке проекта нормативного правового акта, устанавливающего порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств местного бюджета. При этом администрация Кашинского городского округа является правопреемником администрации Кашинского района. В свою очередь администрация Кашинского района надлежащим образом исполняла полномочия в сфере развития малого и среднего предпринимательства на территории Кашинского района: Так, Постановлением Администрации Кашинского района от 09.11.2016 №489 была утверждена муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования «Кашинский район» на 2017 - 2022 годы» (далее - Программа). Основными формами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренных в Программе, являются информационная и имущественная поддержка. Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Программой не предусмотрено. Информационная же поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается в ежедневном режиме по рабочим дням на безвозмездной основе сотрудником бизнес-центра при РМУК «Кашинская межпоселенческая центральная библиотека». Кроме того, в соответствии с частями 2,3 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - 209-ФЗ) информация, которой должны быть обеспечены субъекты малого и среднего предпринимательства, в том числе: о реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм); о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности, иной необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства информацией (экономической, правовой, статистической, производственно-технологической информацией, информацией в области маркетинга), в том числе информацией в сфере деятельности корпорации развития малого и среднего предпринимательства размещается на специализированном информационном сайте «Малое и среднее предпринимательство в Кашинском районе» в сети Интернет по адресу http://business.kashin.info. Для удобства субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования «Кашинский район» сделан тематический раздел «Малое и среднее предпринимательство» на официальном сайте Администрации Кашинский район, из которого осуществляется автоматический переход на сайт http://business.kashin.info. Постановлением Администрации Кашинского района от 27.03.2015 №116 утвержден Координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства при Администрации Кашинского района, созданный с целью повышения эффективности работы по поддержке малого и среднего предпринимательства, координации совместных действий по основным направлениям развития бизнеса на территории муниципального образования. Заседания Координационного совета проводятся не менее двух раз в год. На регулярной основе проводятся совещания, круглые столы, по актуальным проблемам предпринимательства. Решением Собрания депутатов Кашинского района от 16.11.2016 №70 «Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов Кашинского района, разрабатываемых органами местного самоуправления Кашинского района, экспертизы нормативных правовых актов Кашинского района, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности» утвержден порядок проведения оценки регулирующего воздействия, в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности. Постановлением Администрации Кашинского района 27.12.2017 года № 725 «Об утверждении перечня муниципального имущества муниципального образования городское поселение — город Кашин Кашинского района Тверской области, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства)» определен перечень муниципального имущества муниципального образования городское поселение — город Кашин Кашинского района Тверской области, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Постановлением Администрации Кашинского района 17.08.2017 года № 463 «Об утверждении перечня муниципального имущества муниципального образования Кашинский район, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства)» определен перечень муниципального имущества муниципального образования Кашинский район, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). В случаях принятия решений о приватизации муниципального имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с Федеральным законом №159-ФЗ от 22.07.2008 «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в условиях приватизации предусматривается преимущественное право арендаторов на приобретение арендуемого имущества. Случаи отказа в предоставлении информационной и имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства отсутствуют. Прогнозирование развития малого и среднего предпринимательства осуществляется Администрацией Кашинского района ежегодно в рамках подготовки Прогноза социально-экономического развития муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 21.04.2009 № 157-па «О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Тверской области на очередной финансовый год и плановый период и Порядке организации составления проекта закона Тверской области об областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год и плановый период».

Представитель административных ответчиков Советов депутатов Булатовского, Карабузинского, Пестриковского, Славковского, Уницкого сельских поселений Кашинского района Тверской области Валежникова Р.В. назначенная на основании решения №14 Кашинской городской Думы от 02.10.2018г. ликвидатором Советов депутатов в том числе и в указанных в иске сельских поселениях, в судебном заседании пояснила, что 02.10.2018г. Кашинской городской Думой принято решение о ликвидации Советов депутатов указанных поселений. Решением Кашинской городской Думы от 02.10.2018г. №11 Кашинская городская Дума признана правопреемником Собрания депутатов Кашинского района и Советов депутатов всех сельских поселений района в связи с чем, все полномочия Советов депутатов уже переданы Кашинскую городскую Думу. Принятие решения по заявленным прокурором требованиям оставляет на усмотрение суда.

Представитель административного ответчика финансового управления администрации Кашинского городского округа Суханова С.В. поддержала доводы представителя Кашинской городской думы и Администрации Кашинского городского округа.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Из заявления прокурора следует, что он действует в интересах неопределенного круга лиц, таким образом с учетом заявленных требований и доводов прокурора, суд приходит к выводу, что прокурор в данном случае вправе обратиться в суд с указанным иском.

Согласно ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Судом установлено, что в результате проведенной прокурором проверки были получены ответы от Администраций сельских поселений датированные октябрем и ноябрем 2018г., административное исковое заявление поступило в суд 07.12.2018г. таким образом суд приходит к выводу, что установленный ст.219 КАС РФ срок для обращения в суд пропущен не был.

При рассмотрении заявленных требований судом учитывается, что порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий регулируется Кодексом Административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными. Рассматривая требование о признании незаконным бездействие Советов депутатов Булатовского, Карабузинского, Пестриковского, Славковского, Уницкого сельских поселений Кашинского района Тверской области в связи с отсутствием Порядков предоставления муниципальных гарантий за счет средств местных бюджетов судом установлено, что прокурором проведена проверка соблюдения законодательства в сфере инвестиционной деятельности в ходе которой из Администраций Булатовского, Карабузинского, Пестриковского, Славковского, Уницкого сельских поселений Кашинского района Тверской области получены сведения о том, что нормативные правовые акты регулирующие правоотношения в сфере инвестиционной деятельности в указанных сельских поселениях не принимались, что подтверждается ответом Администрации Карабузинского сельского поселения от 01.11.2018г. №90, ответом Администрации Уницкого сельского поселения от 01.11.2018г. №142, ответом Администрации Пестриковского сельского поселения от 31.10.2018г. №218, ответом Администрации Славковского сельского поселения, ответом Администрации Булатовского сельского поселения от 31.10.2018г. №757, в связи с чем, прокурор пришел к выводу о том, что Советами депутатов Булатовского, Карабузинского, Пестриковского, Славковского, Уницкого сельских поселений Кашинского района Тверской области Порядки предоставления муниципальных гарантий за счет средств местных бюджетов не приняты, тогда как из указанных в исковом заявлении федеральных законов по мнению прокурора следует обязанность органов местного самоуправления по принятию нормативных правовых актов регулирующих правоотношения в сфере инвестиционной деятельности, а именно Порядка предоставления муниципальных гарантий за счет средств местных бюджетов.

Проверяя доводы прокурора об установленной обязанности по принятию органами местного самоуправления нормативно правового акта о Порядке предоставления муниципальных гарантий за счет средств местных бюджетов и рассматривая требование о признании незаконным бездействие указаных советов депутатов судом учитывается, что согласно п. 28 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов (п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ).

При этом свои доводы об обязанности принятия нормативно правового акта о Порядке предоставления муниципальных гарантий за счет средств местных бюджетов прокурор основывает на следующих федеральных законах:

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 4 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее - Федеральный закон № 39-ФЗ) субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (далее - субъекты инвестиционной деятельности), являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. Статьей 10 Федерального закона № 39-ФЗ регламентировано, что органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по согласованию между ними могут осуществлять взаимодействие в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, указанным Федеральным законом и другими федеральными законами. В силу статьи 14 Федерального закона № 39-ФЗ, инвестиционные проекты, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, подлежат проверке на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств соответствующих бюджетов в случаях и в порядке, которые установлены соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. Частями 1, 2 статьи 19 Федерального закона № 39-ФЗ установлено, что регулирование органами местного самоуправления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает: 1) создание в муниципальных образованиях благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем: установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов; защиты интересов инвесторов; предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности; расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения; прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем: разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями; проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации; выпуска муниципальных займов в соответствии с законодательством Российской Федерации; вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности. Органы местного самоуправления предоставляют на конкурсной основе муниципальные гарантии по инвестиционным проектам за счет средств местных бюджетов. Порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств местных бюджетов утверждается представительным органом местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации регламентирует, что бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и принятие решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты осуществляются в порядках, установленных соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования (ч. 2 ст. 79). Согласно ст. 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации решения о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества либо в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ указанных юридических лиц на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких дочерних обществ, и (Или) на приобретение такими дочерними обществами объектов недвижимого имущества за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета принимаются соответственно в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов местной администрации муниципального образования в определяемом ими порядке.

В судебном заседании представитель административного истца пояснила, что обязанность принять нормативный правовой акт устанавливающий порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств местного бюджета установлена указанными в иске законами, при этом конкретная норма закона названа не была.

Оценив доводы иска, суд приходит к выводу о том, что изложенные в иске законы не предусматривают обязанности органов местного самоуправления принять нормативный правовой акт устанавливающий порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств местного бюджета. Кроме того, в советы депутатов Булатовского, Карабузинского, Пестриковского, Славковского, Уницкого сельских поселений Кашинского района Тверской области с соответствующими проектами указанного нормативного акта никто не обращался, поэтому данный Порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств местных бюджетов указанными советами депутатов не принимался, что также свидетельствует об отсутствии у указанных в иске Советов депутатов незаконного бездействия.

Также учитывается, что Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" не устанавливает указанной обязанности, а лишь предусматривает рекомендации органам местного самоуправления обеспечить стабильность в инвестиционной сфере в том числе в правах субъектов инвестиционной деятельности. Кроме того, необходимо учитывать, что статьей 12 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Из информации Администрации Кашинского района от 19.12.2018г. следует, что Администрацией Кашинского района с учетом имеющихся возможностей принимались соответствующие решения способствующие обеспечению стабильности в инвестиционной сфере в Кашинском районе. При этом с учетом имеющихся возможностей была принята муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования «Кашинский район» на 2017 - 2022 годы в которой как ссылается административный ответчик оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства не предусмотрено. Основными формами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренных в Программе, являются информационная и имущественная поддержка.

При принятии решения суд также учитывает, что согласно разъяснениям, содержащимся в п.62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ).

В соответствии со ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

При этом суд приходит к выводу о том, что административным истцом не указан конкретный нормативный правовой акт, который содержит обязанность органа местного самоуправления по принятию нормативно правового акта о Порядке предоставления муниципальных гарантий за счет средств местных бюджетов, и не указан конкретный нормативный правовой акт, которому противоречит бездействие Советов депутатов Булатовского, Карабузинского, Пестриковского, Славковского, Уницкого сельских поселений Кашинского района Тверской области. Также не доказан факт нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, либо реальная угроза их нарушения.

С учетом изложенного требование прокурора о признании незаконным бездействие Советов депутатов Булатовского, Карабузинского, Пестриковского, Славковского, Уницкого сельских поселений Кашинского района Тверской области в связи с отсутствием Порядков предоставления муниципальных гарантий за счет средств местных бюджетов подлежит оставлению без удовлетворения.

Рассматривая требование о возложении на Кашинскую городскую Думу обязанности в течении 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по разработке проекта нормативного правового акта, устанавливающего порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств местного бюджета судом учитывается, что в соответствии с Законом Тверской области от 7 апреля 2018 г. N 16-ЗО "О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области "Кашинский район", путем объединения поселений и создании вновь образованного городского поселения с наделением его статусом городского округа и внесении изменений в отдельные законы Тверской области" муниципальные образования Тверской области, входящие в состав территории муниципального образования "Кашинский район": городское поселение - город Кашин, Барыковское сельское поселение, Булатовское сельское поселение, Верхнетроицкое сельское поселение, Давыдовское сельское поселение, Карабузинское сельское поселение, Пестриковское сельское поселение, Письяковское сельское поселение, Славковское сельское поселение, Уницкое сельское поселение, Фарафоновское сельское поселение, Шепелевское сельское поселение преобразованы путем объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований, во вновь образованное муниципальное образование - городское поселение, наделив его статусом городского округа, с наименованием Кашинский городской округ Тверской области (далее также - вновь образованное муниципальное образование, вновь образованное муниципальное образование Кашинский городской округ, Кашинский городской округ).

В соответствии с законом Тверской области от 14.04.2005 N 61-ЗО "Об установлении наименований органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области" представительным органом Кашинского городского округа является Кашинская городская Дума.

Согласно решения Кашинской городской Думы №14 от 02.10.2018г. принято решение ликвидировать Совет депутатов городского поселения- город Кашин Кашинского района Тверской области и другие советы депутатов в том числе Советы депутатов Булатовского, Карабузинского, Пестриковского, Славковского, Уницкого сельских поселений Кашинского района Тверской области.

Согласно решения Кашинской городской Думы №11 от 02.10.2018г. принято решение считать Кашинскую городскую Думу правопреемником Собрания депутатов Кашинского района Тверской области, Советов депутатов городского и сельских поселений в том числе Советов депутатов Булатовского, Карабузинского, Пестриковского, Славковского, Уницкого сельских поселений Кашинского района Тверской области.

С учетом изложенного требования заявлены к Кашинской городской Думе как правопреемнику Советов депутатов.

Компетенция Кашинской городской Думы предусмотрена ст.30 Устава Кашинского городского округа Тверской области зарегистрированным Управлением Министерства юстиции Российской Федерации 12.12.2018г.(далее Устав).

Из ст.32 Устава следует, что правотворческая инициатива Кашинской городской Думы реализуется внесением в Кашинскую Городскую Думу соответствующего проекта решения. При этом право вносить проект решения в Кашинскую городскую Думу принадлежит Главе Кашинского городского округа, Председателю Кашинской городской Думы, постоянной депутатской комиссии, группе депутатов численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов Кашинской городской Думы, Администрацией Кашинского городского округа, Кашинскому межрайонному прокурору, органам территориального общественного самоуправления, а также инициативным группам граждан численностью от ста человек.

В своем иске прокурор просит возложить на Кашинскую городскую Думу обязанность в срок в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по разработке проекта нормативного правового акта, устанавливающего порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств местного бюджета.

Однако, в суде представитель административного истца не смог пояснить на основании какой нормы именно Кашинская городская Дума должна принять меры по разработке проекта указанного нормативного правового акта и какие именно меры должна принять Кашинская городская Дума по разработке проекта указанного нормативного правового акта.

При этом судом учитывается, что принятие мер именно Кашинской городской Думой по разработке проекта нормативного правового акта как обязанность относящаяся к компетенции Кашинской городской Думы не предусматривается Уставом Кашинского городского округа Тверской области и Регламентом Кашинской городской Думы утвержденным решением Кашинской городской Думы №2 от 02.10.2018г.

При таких обстоятельствах, а также с учетом отказа в удовлетворении первого требования, суд приходит к выводу о том, что требование прокурора о возложении на Кашинскую городскую Думу обязанности в срок в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по разработке проекта нормативного правового акта, устанавливающего порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств местного бюджета удовлетворению не подлежит.

Рассматривая требование прокурора о возложении на Кашинскую городскую Думу обязанности в срок в течение 30 дней с момента разработки проекта нормативного правового акта устанавливающего порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств местного бюджета, рассмотреть проект на заседании Кашинской городской Думы, суд учитывает, что в суде прокурором не предоставлено доказательств свидетельствующих о том, что Кашинская городская Дума может отказаться рассматривать внесенный в Думу в соответствии с разделом 8 Регламента проект нормативного правового акта устанавливающего порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств местного бюджета и в связи с этим требуется возложение на Кашинскую городскую Думу указанной принудительной обязанности, путем принятия судебного решения. При таких обстоятельствах данное требование основано на предположении, является необоснованным и удовлетворению не подлежит.

С учетом изложенного требования прокурора удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Кашинского межрайонного прокурора действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Кашинской городской думе, Совету депутатов Булатовского сельского поселения Кашинского района Тверской области, Совету депутатов Карабузинского сельского поселения Кашинского района Тверской области, Совету депутатов Пестриковского сельского поселения Кашинского района Тверской области, Совету депутатов Славковского сельского поселения Кашинского района Тверской области, Совету депутатов Уницкого сельского поселения Кашинского района Тверской области, Администрации Кашинского городского округа и финансовому управлению Администрации Кашинского городского округа о признании незаконным бездействие Советов депутатов Булатовского, Карабузинского, Пестриковского, Славковского, Уницкого сельских поселений Кашинского района Тверской области в связи с отсутствием Порядков предоставления муниципальных гарантий за счет средств местных бюджетов; о возложении на Кашинскую городскую Думу обязанности в срок в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по разработке проекта нормативного правового акта, устанавливающего порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств местного бюджета; о возложении на Кашинскую городскую Думу обязанность в срок в течение 30 дней с момента разработки проекта нормативного правового акта устанавливающего порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств местного бюджета, рассмотреть проект на заседании Кашинской городской Думы – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд, с подачей жалобы через Кашинский городской суд Тверской области в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме принято 30.01.2019г.

Председательствующий: