копия
Дело №2а-17/2020
24RS0016-01-2019-001087-94
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Железногорск Красноярского края 29 июня 2020 года
Железногорский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Владимирцевой С.Н.,
с участием представителя административного истца – старшего помощника прокурора ЗАТО Железногорск Красноярского края Прикатова А.Г.,
представителя административного ответчика Администрации ЗАТО г. Железногорск и третьего лица МКУ «УИЗиЗ» Бизюковой М.Г., действующей на основании доверенностей от 29.02.2020 г. № 01-50/31 и от 16.04.2020 г. № 986
при секретаре Двоеглазовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора ЗАТО г. Железногорск Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ЗАТО г. Железногорск о признании незаконным бездействия и возложении обязанности
У С Т А Н О В И Л:
И.о. прокурора ЗАТО Железногорск Красноярского края в интересах РФ и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации ЗАТО г. Железногорск о признании незаконным бездействия и возложении обязанности мотивируя требования тем, что Прокуратурой города на основании поручения прокуратуры Красноярского края проведена проверка соблюдения Администрацией ЗАТО г. Железногорск законодательства о лесопользовании
В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 3 Устава муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Железногорск Красноярского края", утвержденного Решением Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск Красноярского края от 23.06.2011 N16-P5P (далее - Устав МО ЗАТО Железногорск) муниципальное образование ЗАТО Железногорск наделено статусом городского округа. Действующие границы ЗАТО Железногорск утверждены Указом Президента Российской Федерации N 899 от 27.07.1998 "Об утверждении границ закрытого административно-территориального образования Железногорск Красноярского края" и охватывают территорию, включающую земли города Железногорска, поселков Подгорного, Додоново, Новый Путь, Тартат, деревни Шивера, а также земли сельскохозяйственного назначения, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, а также земли особо охраняемых территорий и объектов.
Порядок владения, пользования, распоряжения землями ЗАТО Железногорск определяется действующим законодательством, муниципальными правовыми актами ЗАТО Железногорск.
Согласно п.п. 11, 25, 26, 38 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п.п. 25, 35 ст. 7 Устава МО ЗАТО Железногорск к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среда в границах городского округа; использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа; утверждение генеральных аланов городского округа, правил землепользования и застройки, осуществление муниципального лесного контроля.
Также полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений определены ст. 84 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК РФ).
Основными принципами в области лесных отношений, закрепленными Д-п. 1-5 ст. 1 ЛК РФ, являются: устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения.
Постановлением администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края от 02.03.2015 N 3 56 утвержден лесохозяйственный регламент.
Согласно п. 1.1.2 гл. 1 лесохозяйственного регламента леса, общей площадью 17961,4 га, расположенные на земельных участках, находящихся на территории ЗАТО Железногорск, отнесены к защитным и эксплуатационным лесам, с установлением их границ.
В соответствии со ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
При этом, в силу ст. 6 ЛК РФ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, а границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.
В силу ч. 1 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Проверкой установлено, что на территории МО ЗАТО Железногорск имеются защитные и эксплуатационные леса. В силу ст. 10 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" распоряжение указанными лесами осуществляет Администрация ЗАТО г. Железногорск.
Вместе с тем земельные участки, занимаемые защитными и эксплуатационными лесами, на территории МО ЗАТО Железногорск на государственный кадастровый учет не поставлены.
Согласно ст. 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков являются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-Ф3 "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с ч. 7 ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества – внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений в т.ч. о земельных участках, а в случаях, установленных федеральным законом, и об объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее - объекты недвижимости), которые подтверждают существование недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или прекращение его существования, а также иных настоящим Федеральным законом сведений об объектах (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии с ч.ч. 1-3 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи. К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1-3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.
В силу ч. 5 ст. 8 вышеуказанного закона в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок.
Из смысла ст. 15 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» следует, что государственный кадастровый учет может осуществляться по заявлению органа местного самоуправления.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города в Администрацию ЗАТО г. Железногорск внесено представление об устранении нарушений лесного законодательства, в котором указано на необходимость постановки лесных участков на кадастровый учет.
Из ответа администрации ЗАТО г. Железногорск от 20.07.2018 следует, что на совещании по вопросу осуществления кадастрового учета лесных участков, расположенных на землях населенных пунктов в границах ЗАТО Железногорск, проведенном 29.06.2018 принято решение поручить МКУ «Управление имуществом, землепользования и землеустройства» приступить к выполнению работ по постановке на государственный учет лесных участков.
Вместе с тем до настоящего времени лесные участки, расположенные на землях в границах ЗАТО Железногорск, на кадастровый учет в полном объеме не поставлены.
Так, из пояснений специалиста Администрации 3ATО г. Железногорск следует, что в настоящее время на кадастровый учет поставлены леса, общей 54,09 га, подрядной организацией проводятся работы, после планируется поставить на кадастровый учет леса площадью 538,71 (235,71 га г. Железногорск, 121 га - п. Новый Путь, 182 га - п. Подгорный).
Вместе с тем, леса, расположенные на земельных участках, на территории ЗАТО Железногорск имеют общую площадь 17961,4 га. Таким образом, проводимыми Администрацией ЗАТО г. Железногорск мероприятиями по постановке лесов на кадастровый учет не охвачены земельные участки, занятые защитными и эксплуатационными лесами общей площадью 17368,6 га.
Таким образом, Администрация ЗАТО г. Железногорск в нарушение вышеуказанных требований законодательства не исполняет обязанности по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости о земельных участках, занятых защитными и эксплуатационными лесами и не относящимися к государственному лесному фонду.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ установлено, что административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных. и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании бездействия органов государственной власти и должностных лиц, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействий органа местного самоуправления, если полагает, что такие действия не соответствует нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Не выполнение предусмотренной законом обязанности по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых защитными и эксплуатационными лесами негативно сказывается на экологической обстановке и как следствие нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, гарантированного ст. 42 Конституции РФ, создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, приводит к невозможности осуществления надлежащего государственного и муниципального контроля, обеспечения рационального использования лесов, организации мер пожарной безопасности в муниципальных лесах, а также привлечение лиц, виновных в нарушении гражданского, административного и уголовного законодательства, к предусмотренной законом ответственности, а также нарушает интересы Российской Федерации.
Просит суд признать незаконным бездействие Администрации ЗАТО г. Железногорск по постановке на кадастровый учет земельных участков, занятых защитными и эксплуатационными лесами в границах ЗАТО Железногорск, обязать Администрацию ЗАТО г. Железногорск провести постановку на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых защитными и эксплуатационными лесами в границах ЗАТО Железногорск, в течение двух лет со дня вступления в законную силу решения суда.
Административный истец, неоднократно уточняя исковые требования, окончательно сформулировал их следующим образом: просит суд признать незаконным бездействие Администрации ЗАТО г. Железногорск по постановке на кадастровый учет земельных участков, занятых защитными и эксплуатационными лесами в границах ЗАТО Железногорск по кварталам № 1 (за исключением выделов 3,5,6,11,13,77-80)общей площадью 1 146,8 га; № 34 (за исключением выделов 35,36) общей площадь 672 га; № 35 (за исключением выдела 42) общей площадью 723 га; №36 (за исключением выделов 9, 30-32) общей площадью 518,3 га; № 38 (за исключением выделов 60,65,73,81,85,87,90,96,97,98) общей площадью 1 066,6 га; № 39 (за исключением выделов 25,26) общей площадью 538 га; № 51 (за исключением выделов 44-46) общей площадью 168,9 га; № 52 (за исключением выделов 22,23) общей площадью 447 га; № 56 (за исключением выделов 43,52-56) общей площадью 173,8 га; № 57 (за исключением выделов 35,38 общей площадью 560,4 га; № 59 (за исключением выделов 23, 45-47) общей площадью 185,2 га; № 61 (за исключением выделов 20,33,49-51) общей площадью 125,9 га; № 60 (за исключением выделов 8,15,18,21- 23,25,35,37) общей площадью 85,6га; № 62 (за исключением выделов 13, 15, 32, 46-48) общей площадью 86,3 га; № 64 (за исключением выделов 21, 22, 34, 47-49)общей площадью 136,4 га; № 66 (за исключением выделов 26,92) общей площадью390,1га; № 67 (за исключением выделов16,20,23,32,35,38,42,44,5,7,79,81,92,109,126-129) общей площадью 380,3 га; № 68 (за исключением выделов 10,19,59,84,98,101-104) общей площадью 479 га; № 73 (за исключением выделов 1,2,23) общей площадью 124,1 га; № 77 (за исключением выделов 3,29) общей площадью 107,3 га; № 78 (за исключением выделов 9,32,33) общей площадью 120 га; № 79 (за исключением выделов 20-22) общей площадью 94,8 га; № 80 (за исключением выдела 27) общей площадью 103,8 га; № 81 (за исключением выделов 25-27) общей площадью 131,9 га; № 82 (за исключением выделов 29,30) общей площадью 121,5 га; 84 (за исключением выделов 23,24) общей площадью 68,5 га; № 85 (за исключением выделов 25,25) общей площадью 93,6 га; № 86 (за исключением выделов 32,33) общей площадью 95,6 га; № 87 (за исключением выдела 23) общей площадью 90,8 га; № 88 (за исключением выделов 27,28) общей площадью 86,6 га, а всего площадью 9 402,2 га.Обязать Администрацию ЗАТО г. Железногорск провести постановку на государственный кадастровый учет вышеперечисленных земельных участков, занятыхзащитнымии эксплуатационными лесами в границах ЗАТО Железногорск.
В судебном заседании представитель административного истца ст.помощник прокурора ЗАТО г. Железногорск Красноярского края Прикатов А.Г. поддержал исковые требования, сославшись на доводы, изложенные в иске, указав, что именно на администрации ЗАТО Железногорск лежит обязанность поставить на кадастровый учет перечисленные в уточнении к иску земельные участки, несмотря на то, что они находятся вне границ населенных пунктов.
Представитель ответчика Администрации ЗАТО г. Железногорск, представитель третьего лица МКУ УИЗиЗ Бизюкова М.Г. (полномочия проверены) исковые требования не признала, пояснила, что посуществу требования прокурора сводятся к обязанию Администрации ЗАТО г.Железногорск провести постановку на кадастровых учет земельных участков, находящихся за пределами населенных пунктов городского округа ЗАТО Железногорск.
С 01.07.2019 вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2018 № 538-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий». В связи с чем, регулирование лесных правоотношений претерпело ряд изменений.
Так, полномочия органа местного самоуправления установлены в статье 84 Лесного кодекса РФ, а также отдельными положениями Лесного кодекса Российской Федерации.
На территории ЗАТО г.Железногорск отсутствуют земли, которые в установленном порядке отнесены к землям лесного фонда.
Согласно пункту 4 статьи 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации, границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
Статья 6 Лесного кодекса Российской Федерации указывает, что леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются статьями 120 - 123 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 120 Лесного кодекса Российской Федерации, использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, осуществляются в соответствии с целевым назначением таких земель.
Согласно пункту 3 статьи 121 Лесного кодекса Российской Федерации, особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 122 Лесного кодекса Российской Федерации, особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу положений статьи 123 указанного Кодекса, особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (Статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
Статья 92 Лесного кодекса РФ включена в главу 10 «Управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, лесоразведения».
По смыслу данной главы полномочия органов власти и органов местного самоуправления разделены. Так, на органы местного самоуправления возложено утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов.
Требования к содержанию и составу лесохозяйственных регламентов, установленные статьей 87 Лесного кодекса Российской Федерации и Приказом Минприроды России от 27.02.2017 № 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений», не предусматривают обязательной постановки на государственный кадастровый учет лесных участков.
В соответствии со статьей 87 Лесного кодекса Российской Федерации, использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества. Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества.
Довод прокурора о том, что Администрация ЗАТО г.Железногорск в нарушение требований законодательства не исполняет обязанности по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости основан на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, действующим законодательством на орган местного самоуправления не возложена обязанность по постановке на государственный кадастровый учет «лесных» участков, которые находятся в границах муниципального округа и расположены за пределами населенных пунктов.
Просила в удовлетворения исковых требований прокурора отказать.
Аналогичная позиция изложена в письменном отзыве на исковое заявление, подписанном представителем Администрация ЗАТО г. Железногорск Шумановой Т.Н.
Третьи лица МБУ «Городское лесное хозяйство», Министерство лесного хозяйства Красноярского края представителей в судебное заседание не направили, о дате, месте и времени рассмотрения дела стороны извещены надлежащим образом.
Представитель МБУ «Горлесхоз» директор Кузнецова Т.Е. заявлением от 14.04.2020 г. просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей МБУ «Городское лесное хозяйство», Министерство лесного хозяйства Красноярского края.
Исследовав материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему:
Федеральным законом от 27.12.2018 № 538-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий» внесены изменения в законодательные акты, регулирующие лесных правоотношения. Указанные изменения вступили в законную силу с 01.07.2019 г. и подлежат применению в настоящем деле.
Полномочия органа местного самоуправления установлены в статье 84 Лесного кодекса РФ, а также отдельными положениями Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации, границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
Статья 6 Лесного кодекса Российской Федерации указывает, что леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются статьями 120 - 123 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 120 Лесного кодекса Российской Федерации, использование,охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных наземлях, не относящихся к землям лесного фонда, осуществляются в соответствии с целевым назначением таких земель.
Согласно пункту 3 статьи 121 Лесного кодекса Российской Федерации, особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 122 Лесного кодекса Российской Федерации, особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу положений статьи 123 указанного Кодекса, особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (Статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 3 Устава муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Железногорск Красноярского края", утвержденного Решением Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск Красноярского края от 23.06.2011 N16-P5P (далее - Устав МО ЗАТО Железногорск) муниципальное образование ЗАТО Железногорск наделено статусом городского округа. Действующие границы ЗАТО Железногорск утверждены Указом Президента Российской Федерации N 899 от 27.07.1998 "Об утверждении границ закрытого административно-территориального образования Железногорск Красноярского края" и охватывают территорию, включающую земли города Железногорска, поселков Подгорного, Додоново, Новый Путь, Тартат, деревни Шивера, а также земли сельскохозяйственного назначения, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, а также земли особо охраняемых территорий и объектов.
Согласно ст. 7 Устава муниципального образования «Закрытое территориальное образование Железногорск Красноярского края», утвержденного Решением Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск Красноярского края 23.06.2011 г. № 16-95Р, к вопросам местного значения отнесена организация мероприятий по охране окружающей среда в границах городского округа; использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа; утверждение генеральных аланов городского округа, правил землепользования и застройки, осуществление муниципального лесного контроля.
13.05.2018 г. Главе ЗАТО Железногорск Куксину И.Г. прокурором ЗАТО г. Железногорск Красноярского края Пугачем О.Н. внесено представление об устранении нарушений лесного законодательства, где прокурор указал, что по данным Департамента лесного хозяйства по СФО на территории ЗАТО Железногорск располагается 31,728 га леса. Вместе с тем, в соответствии с лесохозяйственным регламентом и информацией администрации города площадь лесов, расположенных на землях ЗАТО Железногорск, составляет 17961,4 га. Установлено, что уменьшение площади с 31728 га до 17961,4 га произошло в 2015 году после вступления в силу нового лесохозяйственного регламента.
Из площади лесов исключены кварталы 69 и 70, расположенные на территории Березовского района, которые ранее входили в состав лесов ЗАТО Железногорск. Также были исключены кварталы 5 - 20, 22 - 27, 95, поскольку они находятся на землях федеральной собственности. Кроме того, согласно Генеральному плану ЗАТО Железногорск и Правилам землепользования и застройки ЗАТО г. Железногорск части выделов в квартале 30 отнесены к зоне расширения мест захоронения, части выделов в перспективной застройки. На основании утвержденного лесохозяйственного регламента и постановления Администрации ЗАТО г. Железногорск от 05.04.2018 № 691 «О лесах, расположенных на территории ЗАТО Железногорск» леса общей площадью 17961,4 га, расположенные на земельных участках, находящихся на территории ЗАТО Железногорск, отнесены к защитным и эксплуатационным лесам, с установлением их границ.
Постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск от 02.03.2015 N 356 утвержден лесохозяйственный регламент в отношении лесов, расположенных на территории ЗАТО Железногорск, произрастающих в пределах границ МО ЗАТО Железногорск Красноярского края.
Вместе с тем, в ходе проведенной проверки установлено, что образование лесных участков в границах территории ЗАТО Железногорск и их государственный кадастровый учет в установленном законном порядке не осуществлялись.
Не выполнение предусмотренной законом обязанности в отношении муниципальных лесов создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды; приводит к невозможности осуществления надлежащего государственного и муниципального контроля, обеспечения рационального использования лесов, организации мер пожарной безопасности в муниципальных лесах.
По мнению прокурора, причинами и условиями, способствующими нарушениям, явилось, в том числе ненадлежащее исполнение работниками Администрации ЗАТО г. Железногорск возложенных на них обязанностей, неосуществление надлежащего контроля за деятельностью подчиненных со стороны работодателя, в связи с чем прокурор требовал безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры ЗАТО г. Железногорск, принять меры по устранению допущенных нарушений требований законодательства, их причин и условий, им способствующих, рассмотреть вопрос о привлечении лиц, виновных в допущенных нарушениях, к дисциплинарной ответственности, о результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру ЗАТО г. Железногорск в письменном виде в установленный законом месячный срок.
20.07.2018 г. Главой Администрации ЗАТО г. Железногорск Куксиным И.Г. дан ответ на представление прокурора, которое Глава считает не подлежащим удовлетворению исходя из того, что действующее законодательство Российской Федерации не содержит определение понятия "городские леса". Вместе с тем, в законодательстве содержатся положения, регулирующие правовой режим городских лесов (ст. 23, 84, 87, 105 Ж РФ).
Подпункт д) части 3 п. 19 Лесоустроительной инструкции (утв. приказом Минприроды России от 29.03.2018 г. N 122) уточняет, что к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам (п. 2 ст. 83 Земельного кодекса РФ).
По смыслу приведенной нормы, если в границы населенного пункта, утвержденные генеральным планом, включены земельные участки иных категорий земель, то данные земельные участки относятся к категории земель населенных пунктов.
При этом в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" орган местного самоуправления, утвердивший генеральный план, направляет копию такого акта в территориальный орган Росреестра. О внесенных изменениях территориальный орган уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков и вносит изменения в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в течение семи дней.
Согласно п. 2.6 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются по итогам градостроительного зонирования и указываются в градостроительных регламентах, являющихся составной частью правил землепользования и застройки.
Таким образом, изменение границ городских лесов, определение видов разрешенного использования земельных участков, занятых городскими лесами, осуществляется в рамках принятия соответствующих решений о переводе земельных участков в иную категорию земель и документов градостроительного зонирования.
На территории ЗАТО Железногорск лесоустройство осуществляется надлежащим образом. В частности, лесоустроительные работы выполнялись в рамках исполнения муниципального контракта № 0119300038913000086-0206867-01 от 03.02.2014 на оказание услуг по разработке лесохозяйственного регламента в лесах, находящихся в муниципальной собственности ЗАТО Железногорск. По результатам лесоустроительных работ разработан и утвержден Лесохозяйственный регламент. В декабре 2017 года лесоустроительные работы проводились в рамках исполнений муниципального контракта № 01-83/221 от 22.12.2017 на оказание услуг по внесению изменений в лесохозяйственный регламент ЗАТО Железногорск Красноярского края. ;
В соответствии с п. 4 ст. 70.1 ЛК РФ целевое назначение и вид разрешенного использования лесов указываются в проектной документации лесного участка в соответствии со статьями 87 и 91 настоящего Кодекса, с земельным законодательством.
При этом п. 2 Требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки (утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 03.02.2017 N 54) уточнено, что подготовка проектной документации лесного участка должна осуществляться при проектировании лесных участков при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
Идентификация, учет и регистрация лесных участков в соответствии с действующим лесным законодательством осуществляется следующим образом: документированная информация о таких участках относится к общедоступной информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, - информации ограниченного доступа) и содержится в государственном лесном реестре (ч. 2, 3 ст. 91 ЛК РФ), ведение которого, а также внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 9 ст. 91 ЛК); уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет обобщение документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре; порядок представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, органами государственной власти и самоуправления устанавливается уполномоченным федеральным органов
|
|
|
|
|
власти (ч. 10 ст. 91 ЛК РФ); ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, осуществляется органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации (п.5 ч. 1 ст. 83 ЛК Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ст. 8 ЛК РФ)
В ЗАТО Железногорск Лесохозяйственный регламент составлен на основании Муниципального контракта № 0119300038913000086-0206867-01 от 03.02.2014 на оказание услуг по разработке лесохозяйственного регламента в лесах, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности ЗАТО Железногорск, и утвержден постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск от 02.03.2015 № 356 «Об утверждении лесохозяйственного регламента». Изменения в состав Лесохозяйственного регламента внесены на основании муниципального контракта N 01-83/221 от 22.12.2017 на оказание услуг по внесению изменений в лесохозяйственный регламент ЗАТО Железногорск Красноярского края, и утверждены постановлением Администрации от 13.02.2018 № 343 «О внесении изменений в Постановление Администрации ЗАТО г. Железногорск от 02.03.2015 N 356 "Об утверждении Лесохозяйственного регламента»
В Лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных на территории ЗАТО Железногорск, в соответствии с частью 5 статьи 87 ЛК РФ устанавливаются: подразделение лесов по целевому и функциональному назначению; анализ фактического использования лесных участков в границах ЗАТО Железногорск; многоцелевое, непрерывное и не истощительное использование лесов; определение возможности сочетания в пределах одного лесного участка различных видов его существующего и перспективного использования; определение вида разрешенного использования лесов; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничения использования лесов в случаях запрета на осуществление одного или нескольких видов использования лесов, запрета на проведение рубок, иных ограничений, установленных ЛК РФ и другими федеральными законами; требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Лесохозяйственный регламент в отношении лесов, расположенных на территории ЗАТО Железногорск не предусматривает обязанность органа местного самоуправления по установлению границ лесных участков и осуществление их государственного кадастрового учета.
В ЗАТО Железногорск мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются муниципальным бюджетным учреждением «Городское лесное хозяйство», созданным с целью реализации полномочий органов местного самоуправления по вопросам использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах ЗАТО Железногорск. Указанное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденным муниципальным заданием.
Таким образом, Администрация ЗАТО г. Железногорск надлежащим образом, с соблюдением лесного законодательства, осуществляет полномочия в области лесных отношений.
Кроме того, в ответ на письмо прокурора ЗАТО г. Железногорск Красноярского края от 11.03.2019 о предоставлении информации по исполнению требований законодательства в сфере лесопользования, в письме от 15.03.2019 г. № 01-47/1644 и.о. Главы Администрации ЗАТО г. Железногорск указано на следующее.
Правовые акты, связанные с владением, пользованием, распоряжением лесными участками, находящимися в муниципальной собственности, в том числе с установлением ставок платы за древесину и лесные участки, на территории ЗАТО Железногорск отсутствуют, так как лесные участки в пользование не предоставляются. Административные регламенты предоставления муниципальной услуги по проведению муниципальной экспертизы проектов освоения лесов на территории ЗАТО Железногорск отсутствуют. Проекты освоения лесов являются необходимыми для граждан и юридических лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное пользование или в аренду. На территории ЗАТО Железногорск участки в данный вид пользования не предоставляются, соответственно, проведение муниципальных экспертиз проектов освоения лесов не требуется.
В целях проведения проверок по муниципальному лесному контролю разработан и утвержден постановлением Администрации от 25.12.2009 № 2281П Административный регламент по организации и проведению проверок при осуществлении муниципального лесного контроля.
В границах ЗАТО Железногорск леса государственного лесного фонда отсутствуют.
В целях проведения лесоустройства, оформления прав собственности и постановке на государственный кадастровый учет участков, Администрация ЗАТО г. Железногорск совместно с Муниципальным бюджетным учреждением «Городское лесное хозяйство» и МКУ «Управление имуществом землепользования и землеустройства» проводит работы в отношении земельных участков, на которых произрастает древесно-кустарниковая растительность. Проведены работы на площади 286 га в границах г. Железногорска. В дальнейшем будет проведена работа на участках в районе п. Новый Путь на площади 121 га и п. Подгорный на площади 182 га.
Все лесохозяйственные мероприятия в лесах, расположенных на землях ЗАТО Железногорск, осуществляются Муниципальным бюджетным учреждением «Городское лесное хозяйство». Мероприятия по реализация мер пожарной безопасности включены МБУ «Горлесхоз» в муниципальное задание, утвержденное постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск и включают в себя: проведение противопожарной пропаганды; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий; разработка плана мероприятий по профилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству лесов; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление; установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах; прокладка противопожарных разрывов.
Учет древесины на муниципальных лесных участках ведется в соответствии с Лесохозяйственным регламентом, утвержденным постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск от 02.03.2015 № 356 (ред: от 13.02.2018), включающий в себя свод нормативов и параметров комплексного освоения лесов, применительно к лесорастительным условиям лесов, расположенных на территории ЗАТО Железногорск.
В ответ на письмо прокурора ЗАТО г. Железногорск Красноярского края от 26.03.2019 о предоставлении информации по исполнению требований законодательства в сфере лесопользования, в письме от 02.04.2019 г. № 01-47/2128 Первым заместителем Главы Администрации ЗАТО г. Железногорск по ЖКХ указано на следующее.
В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.03.2018 № 122 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции» статус «городские леса» может быть присвоен лесам, расположенным на землях населенных пунктов.
В целях постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, на которых произрастает древесно-кустарниковая растительность, Администрация ЗАТО г. Железногорск совместно с Муниципальным бюджетным учреждением «Городское лесное хозяйство» и Муниципальным казенным учреждением «Управление имуществом землепользования и землеустройства», проводит работы в отношении данных участков.
Утверждены схемы по границам земельных участков г. Железногорска в отношении участков общей площадью 289,8 га. Завершены работы по постановке участков на кадастровый учет площадью 54,09 га (16 участков в квартале № 31 выд. 2-6, 11, 13, 26, 34, 36,42, 43, 45, 48, 54,64). Участки оставшейся площади находятся в работе у подрядной организации, которая на данном этапе ведет подготовку межевых планов. Общая сумма контракта по данному виду работ составила 183 466 руб. 68 коп.
Переданы в работу участки в районе п. Новый Путь на площади 121 га и п. Подгорный на площади 182 га.
До 31 декабря 2019 года планируется поставить на кадастровый учет участки в границах населенных пунктов п. Тартат на площади - 2 га, д. Шивера на площади 30 га и оставшиеся площади в границах города около 300 га, на что планируется потратить приблизительно 400 тыс. рублей.
Меры по передаче лесов (на площади 17 961, 4 га), расположенных на территории МО ЗАТО Железногорск в государственный лесной фонд, не принимались.
Как следует из письма МКУ «УИЗиЗ» в адрес Первого заместителя Главы Администрации ЗАТО г. Железногорск от 26.06.2019 г. № 2156 за период сентябрь 2018 г - март 2019 г заключено 2 муниципальных контракта (копии документов прилагаются) на выполнение кадастровых работ в отношении земельных участков, занятых городскими лесами в границах населенного пункта г.Железногорск. По состоянию на 27.06.2019 утверждены схемы границ 139 земельных участков, общей площадью 303,78 га. Из них прошли государственный кадастровый учет 130 участок общей площадью 287,07 га. Осуществить государственный кадастровый учет оставшихся 9 участков планируется до 30 июля 2019 года. На выполнение кадастровых работ потрачено 183 466,68 рублей.
В настоящее время проводятся мероприятия в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ по заключению муниципальных контрактов на выполнение кадастровых работ в отношении земельных участков, занятых городскими лесами в границах населенных пунктов: г.Железногорск (2 очередь), пос. Новый Путь, пос. Тартат, пос. Подгорный, д. Шивера.
19.06.2019 начата процедура проведения электронного аукциона (извещение № 0319300157019000014) на выполнение кадастровых работ в отношении земельных участков, занятых городскими лесами в г.Железногорск (копия извещения прилагается). Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 075 247,00 рублей. Дата окончания приема заявок -27.06.2019. Дата проведения электронного аукциона - 01.07.2019. Планируемая дата заключения муниципального контракта - 15.07.2019. Согласно Техническому заданию подрядчику необходимо выполнить работы по формированию 256 земельных участков, занятых городскими лесами, на территории общей площадью 1393,8 га. Срок исполнения контракта - 07.10.2019г (копия технического задания прилагается). Всего до конца 2019 года планируется сформировать и провести государственный кадастровый учет 267 земельных участков общей площадью 1 707,7 га.
Как следует из представленных МКУ «УИЗиЗ» писем на имя руководителя УГХ Администрации ЗАТО г. Железногорск Антоненко Л.М. от 18.04.2019 г. № 1326 (приложение на 80 листах), от 24.04.2019 г. № 1416 (приложение на 53 листах), от 30.04.2019 № 1501 (приложение на 42 листах), от 16.05.2019 г. № 1642 (приложение на 20 листах), от 25.06.2019 г. № 2128 (приложение на 6 листах), от 26.06.2019 г. № 2148 (приложение на 58 листах), от 28.06.2019 г. № 2195 (приложение на 8 листах), от 18.07.2019 г. « 2400 (приложение на 6 листах), от 12.12.2019 г. № 3890 (приложение на 40 листах), МКУ «УИЗиЗ» направляет выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельные участки, занятые городскими лесами согласно приложениям, с указанием кадастровых номеров земельных участков, их местоположения в пределах границ населенных пунктов ЗАТО Железногорск.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (п. 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статья 6 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются статьями 120 - 123 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 122 Лесного кодекса Российской Федерации, на землях населенных пунктов могут располагаться леса, в том числе городские леса и другие защитные леса. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях населенных пунктов, осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях населенных пунктов, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся:
1) владение, пользование, распоряжение такими лесными участками;
2) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды;
3) установление ставок платы за единицу объема древесины;
4) разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ);
5) осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
6) организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах (п. 6 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ)
7) учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности (п. 7 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 415-ФЗ);
8) представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней (п. 8 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 415-ФЗ);
Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (часть 1.1 введена Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 538-ФЗ).
В силу ч. 2 указанной статьи органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесены: утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Статья 81 Лесного кодекса Российской Федерации, к полномочиям Российской Федерации относит следующее:
- п. 26 проектирование лесничеств (в том числе установление границ лесничеств), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, установление правил проведения лесоустройства, утверждение требований к составу и содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки (п.26);
- п. 32 принятие решений о создании, об упразднении лесничеств (п. 32 в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 538-ФЗ);
- п. 33 осуществление государственной инвентаризации лесов;
- п. 34 установление состава, порядка разработки, сроков действия лесохозяйственных регламентов и порядка внесения в них изменений;
- п. 39 принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов (п. 39 в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 538-ФЗ);
- п. 41 принятие решений об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам, установление и изменение границ земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, резервные леса (п. 41 в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 538-ФЗ).
В соответствии с п.1 и п. 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации, основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств. Создание и упразднение лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств осуществляются решениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом.
Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» утверждено Положение. Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
- принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации), принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов, принятие решений об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам, установление и изменение границ земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, резервные леса;
- проектирование лесничеств (в том числе установление границ лесничеств), эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов.
Согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии РФ (Рослесхоз) № АВ-03-27/25823 в адрес Администрации ЗАТО г. Железногорск и Министерства лесного хозяйства Красноярского края, Департамента лесного хозяйства по СФО, «на основании пунктов 5.4.12, 5.5 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от23.09.2010 № 736 (далее - Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства), приказом Рослесхоза от 25.12.2019 № 1476 «О создании лесничеств на землях населенных пунктов ЗАТО Железногорск Красноярского края, занятых городскими лесами, и установлении их границ», изданном на основании предложения администрации, создано Таёжное лесничество площадью 299,0194 га.
Статьей 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ) установлено, что в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) включаются сведения о границах лесничеств.
Статьей 32 Федерального закона № 218-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 № 1532 «Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» предусмотрено, что в случае принятия решений об установлений (изменении) границ лесничеств Федеральное агентство лесного хозяйства направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении (изменении) границ лесничеств, в том числе текстовое и графическое описание местоположения границ лесничеств и перечень координат характерных точек границ лесничеств в системе координат, установленной для ведения ЕГРН.
В настоящее время Рослесхозом проводится работа по направлению в соответствующий филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» необходимых документов для внесения сведений о границах Таёжного лесничества в ЕГРН.
Вместе с тем следует отметить, что в соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона № 218-ФЗ орган регистрации прав вносит в реестр границ сведения о местоположении границ лесничеств таким образом, чтобы границы лесничества не пересекали границы земельного или лесного участка, а земельные участки, не отнесенные к категории земель лесного фонда, не были включены в границы лесничеств, расположенных на землях лесного, фонда, и уведомляет Рослесхоз о внесенных в сведения ЕГРН изменениях описания местоположения границ лесничества.
В связи с этим копия соответствующего приказа Рослесхоза и сведения в отношении Таёжного лесничества, расположенного на землях населенных пунктов ЗАТО Железногорск Красноярского края, занятых городскими лесами, будут направлены после внесения сведений о его границах в ЕГРН с указанием учетного номера».
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии со ст. 7 Устава ЗАТО Железногорск Красноярского края к вопросам местного значения муниципального образования отнесена организация мероприятий по охране окружающей среда в границах городского округа; использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа; утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, осуществление муниципального лесного контроля.
Администрацией ЗАТО г. Железногорск представлены достоверные доказательства, подтверждающие отсутствие бездействия со стороны органа местного самоуправления и выполнению обязанностей, предусмотренные статьей 16 Федерального закона от 06.10.2033 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по осуществлению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, расположенных на землях населенных пунктов в пределах границ ЗАТО Железногорск, копии выписок и ЕГРН в отношении указанных земельных участков, муниципальные контракты на выполнение кадастровых работ в отношении земельных участков, расположенных в пределах населенных пунктов ЗАТО Железногорск.
Требования к содержанию и составу лесохозяйственных регламентов, установленные статьей 87 Лесного кодекса Российской Федерации и Приказом Минприроды России от 27.02.2017 № 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений», не предусматривают обязательной постановки на государственный кадастровый учет лесных участков.
Материалами дела установлено, что на территории ЗАТО г.Железногорск отсутствуют земли, которые в установленном порядке отнесены к землям лесного фонда.
Как следует из представленных в материалы дела трех схем с указанием лесных кварталов, в пределах которых прокурор требует осуществить кадастровый учет земельных участков, занятых защитными и эксплуатационными лесами, с указанием границ населенных пунктов и границ муниципального образования, участки, указанные прокурором в резолютивной части уточненного иска, находятся вне границ населенных пунктов, но в пределах границ ЗАТО Железногорск.
Как следует из вышеуказанного, к полномочиям органа местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в государственной собственности, вне границ населенных пунктов, относится только разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов.
Изложенное приводит суд к выводу, что Администрацией ЗАТО г. Железногорск Красноярского края принимаются исчерпывающие и необходимые меры для организации кадастрового учета в отношении защитных и эксплуатационных лесов, расположенных на земельных участках в пределах границ населенных пунктов ЗАТО Железногорск – это г. Железногорск, пос. Тартат, пос. Новый Путь, дер. Шивера, что подтверждается материалами дела, при этом суд также учитывает что административным истцом исковые требования уточнены и исходя из уточненных требований в отношении земельных участков в пределах границ населенных пунктов ЗАТО Железногорск, занятых лесами, исковых требований не заявлено.
Исковые требования заявлены прокурором в отношении земельных участков, занятых защитными и эксплуатационными лесами в границах ЗАТО Железногорск по кварталам № 1 (за исключением выделов 3,5,6,11,13,77-80)общей площадью 1 146,8 га; № 34 (за исключением выделов 35,36) общей площадь 672 га; № 35 (за исключением выдела 42) общей площадью 723 га; №36 (за исключением выделов 9, 30-32) общей площадью 518,3 га; № 38 (за исключением выделов 60,65,73,81,85,87,90,96,97,98) общей площадью 1 066,6 га; № 39 (за исключением выделов 25,26) общей площадью 538 га; № 51 (за исключением выделов 44-46) общей площадью 168,9 га; № 52 (за исключением выделов 22,23) общей площадью 447 га; № 56 (за исключением выделов 43,52-56) общей площадью 173,8 га; № 57 (за исключением выделов 35,38 общей площадью 560,4 га; № 59 (за исключением выделов 23, 45-47) общей площадью 185,2 га; № 61 (за исключением выделов 20,33,49-51) общей площадью 125,9 га; № 60 (за исключением выделов 8,15,18,21- 23,25,35,37) общей площадью 85,6га; № 62 (за исключением выделов 13, 15, 32, 46-48) общей площадью 86,3 га; № 64 (за исключением выделов 21, 22, 34, 47-49)общей площадью 136,4 га; № 66 (за исключением выделов 26,92) общей площадью390,1га; № 67 (за исключением выделов16,20,23,32,35,38,42,44,5,7,79,81,92,109,126-129) общей площадью 380,3 га; № 68 (за исключением выделов 10,19,59,84,98,101-104) общей площадью 479 га; № 73 (за исключением выделов 1,2,23) общей площадью 124,1 га; № 77 (за исключением выделов 3,29) общей площадью 107,3 га; № 78 (за исключением выделов 9,32,33) общей площадью 120 га; № 79 (за исключением выделов 20-22) общей площадью 94,8 га; № 80 (за исключением выдела 27) общей площадью 103,8 га; № 81 (за исключением выделов 25-27) общей площадью 131,9 га; № 82 (за исключением выделов 29,30) общей площадью 121,5 га; 84 (за исключением выделов 23,24) общей площадью 68,5 га; № 85 (за исключением выделов 25,25) общей площадью 93,6 га; № 86 (за исключением выделов 32,33) общей площадью 95,6 га; № 87 (за исключением выдела 23) общей площадью 90,8 га; № 88 (за исключением выделов 27,28) общей площадью 86,6 га, а всего площадью 9 402,2 га, которые, как достоверно установлено в ходе судебного разбирательства, расположены вне пределов населенных пунктов ЗАТО Железногорск и вышеприведенными законодательными актами на Администрацию ЗАТО г. Железногорск обязанность по постановке таких участков на кадастровый учет не возложена, при отсутствии такой обязанности в действиях Администрации ЗАТО г. Железногорск отсутствует и противоправное бездействие, а потому основания для удовлетворения исковых требований прокурора ЗАТО г. Железногорск Красноярского края отсутствуют, в иске надлежит отказать полностью.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора ЗАТО г. Железногорск Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ЗАТО г. Железногорск, о признании незаконным бездействия и возложении обязанности – оставить без удовлетворения полностью.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Железногорский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Дата принятия решения в окончательной форме 09 июля 2020 года
Председательствующий С.Н. Владимирцева
Копия верна: