Дело № 2а-1801/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Гатчина 26 марта 2019 года
Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:
Председательствующего судьи Гиренко М. В.,
при секретаре Цирулеве С. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Управления Минюста России по Ленинградской области к Союзу «Строители нефтяной отрасли Северо-Запада» о ликвидации, исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
административный истец обратился в суд с иском к административному ответчику о ликвидации Союза «Строители нефтяной отрасли Северо-Запада» и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обосновании своих требований указал, что Управление Минюста России по Ленинградской области осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций и уполномочено обращаться в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица. По результатам федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории Ленинградской области, Управлением выявлены неоднократные и грубые нарушения Союза «Строители нефтяной отрасли Северо-Запада» действующего законодательства. Некоммерческие организации представляют отчет о деятельности некоммерческой организации, персональном составе ее руководящих органов, а также о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, по формам №№ ОН001, ОН002. Управлением по результатам текущего контроля установлено, что Союзом «Строители нефтяной отрасли Северо-Запада» данная обязанность не исполняется. Также, некоммерческие организации обязаны ежегодно (не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным), а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, – один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», или предоставлять средствам массовой информации для опубликования, отчет о своей деятельности в объеме сведений, предоставляемых в уполномоченный орган, или его территориальный орган, однако, Управлением установлено, что Союзом «Строители нефтяной отрасли Северо-Запада» данная обязанность неоднократно не исполнялась.
В связи с непредставлением информации Управлением в адрес Союза «Строители нефтяной отрасли Северо-Запада» вынесено предупреждение от 02.11.2018 г. № с указанием допущенных нарушений и сроках их устранения. Предупреждение получено организацией, вместе с тем выявленные нарушения до настоящего времени не устранены. Ежегодная отчетность в Управление не представлена, на портале не опубликована. Кроме того, согласно документам учетного дела Союзом «Строители нефтяной отрасли Северо-Запада» принято решение об изменении адреса места нахождения. В соответствии с представленным заявлением по форме Р14001 Организация фактически осуществляет деятельность по адресу: 188300, Ленинградская область, Гатчинский район, г. Гатчина, ул. Киргетова, д. 6А, комната 37. В ЕГРЮЛ с 24.06.2016г. содержится запись о том, что Союзом «Строители нефтяной отрасли Северо-Запада» принято решение об изменении места нахождения, вместе с тем о точном адресе в пределах места нахождения Организация в установленном порядке Управление не уведомила. В Управление 13.11.2018г. по электронной почте поступило письмо Генерального директора Союза «Строители нефтяной отрасли Северо-Запада» ФИО6 о том, что с октября 2016 года Организация внутреннюю уставную деятельность и финансовую деятельность не осуществляет. Управление полагает, что допущенные Союзом «Строители нефтяной отрасли Северо-Запада» нарушения законодательства Российской Федерации носят грубый характер в связи с тем, что являются существенными и неустранимыми. Таким образом, Управление полагает, что восстановление законности возможно путем ликвидации Союза «Строители нефтяной отрасли Северо-Запада» в качестве меры, направленной на защиту прав и законных интересов других лиц, охраняемых законом публичных интересов.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен о дате, месте и времени проведения судебного заседания, на основании п. 2 ст. 150 КАС РФ просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, в адрес административного ответчика судом направлялось уведомление о необходимости явки в судебное заседание, однако почтовый конверт вернулся в суд с отметкой «истек срок хранения».
В соответствии с положениями ст. 96 КАС РФ лица, участвующие в деле, извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.
Лицам, участвующим в деле, судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к административному делу и для своевременной явки в суд.
Согласно ч. 2 ст. 100 КАС РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
Представителю ответчика заблаговременно направлялось извещение по юридическому адресу. Однако, почтовое отправление возвращено в суд по истечении срока хранения, что свидетельствует об отказе от получения судебной корреспонденции, тогда как в силу ч. 6 ст. 45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что все меры по надлежащему извещению представителя ответчика были приняты, и дело должно быть рассмотрено в его отсутствие.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему:
Согласно Устава, Союз «Строители нефтяной отрасли Северо-Запада» является саморегулируемой некоммерческой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство и осуществляющей саморегулирование в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, Союз «Строители нефтяной отрасли Северо-Запада» был зарегистрирован в качестве юридического лица 11.09.2009 года, был расположен по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Большая Монетная, д. 16, корп. 1, лит. В, но 26.06.2016г. юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения: Ленинградская область, Гатчинский район, г. Гатчина.
В соответствии с протоколом № 1 общего собрания учредителей Некоммерческого партнерства «Союз строителей нефтяной отрасли Северо-Запада» от 10.08.2009г. на общем собрании было принято решение о создании Некоммерческого партнерства «Союз строителей нефтяной отрасли Северо-Запада».
Согласно распоряжению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области № от 03.09.2009г. было решено зарегистрировать Некоммерческое партнерство «Союз строителей нефтяной отрасли Северо-Запада».
В соответствии с протоколом № проведения очередного Общего собрания членов СРО Союз «Строители нефтяной отрасли Северо-Запада» от 16.03.2016г. основанием для созыва и проведения Общего собрания является решение Совета Союза «Строители нефтяной отрасли Северо-Запада» от 03.02.2016г. №.
На основании заявления было вынесено распоряжение Главного Управления Минюста России по Санкт-Петербургу № от 16.06.2016г. о внесении изменения в сведения об адресе юридического лица Союза «Строители нефтяной отрасли Северо-Запада», содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц.
В соответствии с распоряжением Главного Управления Минюста России по Санкт-Петербургу № от 06.07.2016г. были исключены сведения о Союзе «Строители нефтяной отрасли Северо-Запада» из ведомственного реестра зарегистрированных некоммерческих организаций
Согласно предупреждения Управления Минюста России по Ленинградской области от 02.11.2018г. №, некоммерческая организация не предоставляла сведения о продолжении своей деятельности в контролирующий орган, в нарушение п. 3 и п. 3.1 ст. 32 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ Союз «Строители нефтяной отрасли Северо-Запада» соответствующую информацию в Управление за 2017 г. не представил, в связи с чем, на устранение допущенного нарушения законодательства Российской Федерации был установлен срок до 14.12.2018 года.
Согласно скриншотам с сайтов интернет о сведениях о продолжении деятельности с 2018 г., а также отчетов некоммерческих организаций – Союз «Строители нефтяной отрасли Северо-Запада» не осуществляет свою деятельность в качестве юридического лица.
В соответствии с текстом обращения Генерального директора ФИО7, направленным в Управление 13.11.2018г. по электронной почте, Союз «Строители нефтяной отрасли Северо-Запада» с октября 2016 года внутреннюю уставную деятельность и финансовую деятельность не осуществляет, в связи с чем Генеральный директор просит признать Союз «Строители нефтяной отрасли Северо-Запада» прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ, представленной МИФНС России № 7 по Ленинградской области, Союз «Строители нефтяной отрасли Северо-Запада» по состоянию на 01.03.2019 года состоит на учете в качестве юридического лица.
В соответствии с п. 74 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014г. № 26, Управление обращается в суд с заявлением о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и иных структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее ФЗ № 7 от 12.01.1996г.) некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии с п. 3 ст. 32 ФЗ № 7 от 12.01.1996г. некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом, в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 3.1 ст. 32 ФЗ № 7 от 12.01.1996г. некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.2006г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (далее – уполномоченный орган), или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Согласно п. 3.2 ст. 32 ФЗ № 7 от 12.01.1996г. некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, – один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.
Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.
Порядок размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций установлен приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 07.10.2010г. № 252, согласно которому названные отчеты и сообщения о деятельности некоммерческих организаций подлежат размещению на информационных ресурсах Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Согласно ч. 3 ст. 54 Гражданского Кодекса РФ в едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
В соответствии с п. 7 ст. 32 ФЗ № 7 от 12.01.1996г. некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 10 ст. 32 ФЗ № 7 от 12.01.1996г. неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
В соответствии со ст. 61 Гражданского Кодекса РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Судом при рассмотрении настоящего дела было установлено, что Союз «Строители нефтяной отрасли Северо-Запада» неоднократно нарушал требования ФЗ № 7 от 12.01.1996г. о предоставлении необходимой информации в контролирующий государственный орган, не выполнял предписания административного истца по предоставлению необходимых отчетов, не размещал их в сети «Интернет», нарушая предусмотренные вышеназванным законом сроки, не получал корреспонденцию, не сообщил о смене адреса, если таковое имело место быть, а потому требования истца основаны на законе и фактических обстоятельствах дела и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 262 - 265 КАС РФ, суд
решил:
удовлетворить требования административного истца Управления Минюста России по Ленинградской области о ликвидации Союза «Строители нефтяной отрасли Северо-Запада» и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
Ликвидировать Союз «Строители нефтяной отрасли Северо-Запада».
Исключить Союз «Строители нефтяной отрасли Северо-Запада» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Гатчинского городского суда.
Судья:
Мотивированное решение суда изготовлено 29.03.2019 г.