ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1820/20 от 04.03.2020 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2а-1820/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 марта 2020 года г. Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Степановой Ю.Н., при помощнике ФИО1,

с участием представителя административного ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Петропавловске-Камчатском Камчатского края ФИО2,

представителя административного ответчика ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Камчатскому краю ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО5 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Петропавловске-Камчатском Камчатского края, Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда РФ по Камчатскому краю об оспаривании решения о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру от 12 ноября 2019 года № 051-84830/19,

УСТАНОВИЛ:

ФИО5 обратилась в Петропавловск-Камчатский городской суд с указанным административным исковым заявлением к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Петропавловске-Камчатском Камчатского края (далее – УПФР в г.Петропавловске-Камчатском), Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда РФ по Камчатскому краю (далее – ОПФР по Камчатскому краю). В обоснование иска указано на то, что 12 ноября 2019 года УПФР в г.Петропавловске-Камчатском принято решение о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру, в соответствии с которым с 01 декабря 2019 года из ее пенсии производятся удержания в размере 20% в связи с тем, что она не сообщила о смерти дочери – ФИО4, находившейся на ее иждивении. Решение и протокол о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии не содержат сведений о сумме ежемесячной переплаты и о дате, когда органу стало известно о переплате. При этом Управлению ПФР в г.Петропавловске-Камчатском с сентября 2016 года было известно о смерти ФИО4, наступившей 27 августа 2016 года, поскольку выплата пенсии ФИО4 была прекращена полностью с 01 сентября 2016 года. Однако решение об удержании излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии составлено только в ноябре 2019 года, после истечения срока исковой давности. Она обжаловала вынесенное решение в ОПФР по Камчатскому краю, которое в ответе от 27 декабря 2019 года сообщило, что ее вина в переплате отсутствует, а возмещение переплаты сумм пенсии за период с 01 октября 2016 года по 30 ноября 2019 года возможно путем погашения денежных средств за счет специалиста территориального органа ПФР, которым допущены нарушения при проведении контрольных мероприятий. Таким образом, у нее не имеется задолженности по переплате страховой пенсии по старости за период с 01 сентября 2016 года по 31 ноября 2019 года в размере 103 528 руб. 31 коп., в связи с истечением срока исковой давности и отсутствием вины. Вместе с тем, удержания из ее пенсии производятся с 01 декабря 2019 года по день подачи настоящего иска. На основании изложенного административный истец просила признать незаконным и отменить решение УПФР в г.Петропавловске-Камчатском от 12 ноября 2019 года.

Административный истец ФИО5 о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.

В судебном заседании представитель административного ответчика Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петропавловске-Камчатском ФИО2 административный иск не признал, полагал вынесенное решение законным и обоснованным. Пояснил, что при проведении в ноябре 2019 года проверки пенсионеров, являющихся получателями страховой пенсии по старости, которым установлено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии при наличии иждивенца, и проверки сведений о смерти иждивенцев, Управлением выявлен факт необоснованного получения ФИО5 повышения фиксированной выплаты к страховой пении. Так, решением УПФР в г.Петропавловске-Камчатском от 03 марта 2006 года ФИО5 назначена трудовая пенсия по старости с 17 марта 2006 года с повышенным размером базовой части с учетом нетрудоспособного члена семьи ФИО4ФИО4 являлась получателем социальной пенсии по инвалидности. 12 сентября 2016 года в Управление из специализированной службы по вопросам похоронного дела <данные изъяты> поступили документы на возмещение стоимости услуг на погребение ФИО4, умершей 27 августа 2016 года. На основании представленной справки о смерти выплата пенсии по инвалидности ФИО4 была прекращена с 01 октября 2016 года. ФИО5 сведений об изменении состава семьи в Управление не представила, продолжала получать повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии с учетом иждивенца, в результате чего образовалась переплата страховой пенсии по старости за период с 01 сентября 2016 года по 30 ноября 2019 года в сумме 103 528,31 рублей. Административному истцу было известно об обязанности извещать пенсионный орган о наступлении всех обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, об изменениях в составе семьи, а так же об ответственности за невыполнение возложенных обязанностей, что подтверждается заявлением о назначении пенсии от 02 марта 2006 года. Довод ФИО5 о том, что после получения сведений о смерти ФИО4 УПФР в г.Петропавловске-Камчатском было обязано самостоятельно скорректировать сведения и производить выплату ей страховой пенсии по старости без учета нетрудоспособного члена семьи, является ошибочным, поскольку поступающие из отдела ЗАГС или из специализированной службы по вопросам похоронного дела в пенсионный орган сведения о смерти граждан являются основанием для прекращения выплаты пенсии и иных социальных выплат только умершему пенсионеру. У пенсионного органа отсутствует обязанность и возможность устанавливать, что сведения о смерти конкретного пенсионера, могут повлиять на выплату пенсии другим пенсионерам, поэтому обязанность безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты, возложена законодателем именно на пенсионеров.

Представитель административного ответчика Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда РФ по Камчатскому краю ФИО3 административный иск не признал. Поддержал доводы, изложенные в отзыве на иск, дополнительно пояснил, что ФИО5 была установлена и выплачивалась трудовая пенсия по старости в повышенном размере с учетом нетрудоспособного члена семьи, находившейся на ее иждивении дочери ФИО4 С 1 сентября 2016 года ФИО5 утрачено право на фиксированную выплату в повышенном размере в связи со смертью 27 августа 2016 года ФИО4 При осуществлении проверки по факту переплаты сумм пенсии по выплатному делу за период с 01 сентября 2016 года по 30 ноября 2019 года в сумме 103 528,31 рублей, ОПФР по Камчатскому краю установлено что <данные изъяты> обратилось за возмещением стоимости гарантированного перечня услуг по погребению, представив справку о смерти ФИО4, в связи с чем выплата социальной пенсии ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ прекращена. При этом пенсионное дело ФИО5 не поднималось, вопрос о пересмотре размера ее пенсии не ставился ввиду отсутствия извещения о наступлении обстоятельств, влекущих за собой такое изменение. Оформление протокола о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии и решения о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру, осуществляются в соответствии с пунктами 24 и 17 Правил ведения пенсионной документации, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 №616н. Протокол и решение соответствуют Правилам, указание в данных документах сведений о сумме ежемесячной переплаты, дате обнаружения обстоятельств, повлекших переплату сумм пенсии, Правилами не предусмотрено. В решении имеется ссылка на часть 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которой ФИО5 была назначена пенсия, а также на пункт 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», как на основание удержания из пенсии. Решение о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру, от 12 ноября 2019 годя является законным и обоснованным. Возможность выявить ранее обстоятельства переплаты у пенсионного органа отсутствовала, поскольку автоматизированный учет дел не организован, в отношении каждого получателя пенсии формируется отдельное пенсионное дело. С 01 октября 2018 года в соответствии со статьей 13.1. Федерального закона от 15.11.1997 №143-Ф3 «Об актах гражданского состояния» введен в промышленную эксплуатацию Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния (ЕГР ЗАГС) и сведения о смерти граждан в территориальные органы ПФР поступают по новой технологии. Оператором ФГИС ЕГР ЗАГС является Федеральная налоговая служба. Сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния предоставляются Пенсионному фонду Российской Федерации оператором из ФГИС ЕГР ЗАГС посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия. После поступления в промышленную эксплуатацию программного комплекса ЕГР ЗАГС Пенсионный фонд Российской Федерации в целях организации работы по актуализации информации о получателях пенсии (иных выплат) в программно-техническом комплексе «Назначение и выплата пенсий» направил в ОПФР по Камчатскому краю письмо от 28 октября 2019 года с информацией о пенсионерах, которым установлено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учётом иждивенца, и в отношении которых в ЕГР ЗАГС имеются сведения о смерти иждивенца. В списке таких пенсионеров указана ФИО5, Управлением ПФР была проведена проверка правильности начисления пенсии ФИО5 и после выявления переплаты вынесено оспариваемое решение. Указание в письме ОПФР по Камчатскому краю от 27 декабря 2019 года сведений о возможности погашения сумм переплаты за счет специалиста территориального органа ПФР, которым допущены нарушения при проведении контрольных мероприятий, носит ошибочный характер, не соответствует позиции Отделения, обусловлено ошибкой исполнителя.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Учитывая, что оспариваемое решение принято административным ответчиком 12 ноября 2019 года, с настоящим иском в суд административный истец обратилась 20 января 2020 года, срок, предусмотренный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным истцом не пропущен.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Как установлено в судебном заседании, 02 марта 2006 года ФИО5 обратилась в УПФР в г. Петропавловске-Камчатском с заявлением о назначении пенсии с учетом находящегося на ее иждивении нетрудоспособного члена семьи дочери ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющейся инвалидом с детства.

Решением УПФР в г. Петропавловске-Камчатском от 03 марта 2006 года №43/594 ФИО5 назначена трудовая пенсия по старости с 17 марта 2006 года с учетом нетрудоспособного члена семьи ФИО4 в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №173-ФЗ), с повышенным размером базовой части трудовой пенсии по старости на основании пункта 3 статьи 14 того же Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 28 Федерального закона №173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, в том числе матерям инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет. В силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона №173-ФЗ лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, базовая часть трудовой пенсии по старости устанавливается в повышенном размере.

В настоящее время основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии урегулированы Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также – Федеральный закон №400-ФЗ), вступившим в силу с 01 января 2015 года.

Федеральный закон №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется со дня вступления в силу Федерального закона №400-ФЗ за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.

В силу части 5 статьи 26 Федерального закона «О страховых пенсиях» пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.

Частью 2 статьи 28 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Аналогичные положения об обязанности пенсионера безотлагательно извещать пенсионный орган о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты и об ответственности виновных лиц в случае непредоставления таких сведений были предусмотрены и Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшим на момент подачи ФИО5 заявления о назначении пенсии (пункт 4 статьи 23, пункт 2 статьи 25 Федерального закона №173-ФЗ соответственно).

Пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений части 5 статьи 26 настоящего Федерального закона.

В своем заявлении о назначении пенсии от 02 марта 2006 года ФИО5 обязалась в 10-дневный срок извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении всех обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращении ее выплаты, об изменениях в составе семьи. Также в заявлении указано, что ФИО5 предупреждена об ответственности за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты пенсии; ознакомлена с положениями статьи 25 Федерального закона №173-ФЗ о том, что в случае невыполнения возложенных обязанностей и выплаты в связи с этим излишних сумм из бюджета ПФ РФ застрахованные лица несут ответственность в размере причиненного ущерба, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

27 августа 2016 года наступило обстоятельство, влекущие за собой изменение размера фиксированной выплаты к трудовой пенсии по старости ФИО5, а именно смерть иждивенца ФИО4

Между тем, ФИО5, в нарушение части 5 статьи 26 Федерального закона «О страховых пенсиях», такие сведения в УПФР в г.Петропавловске-Камчатском не представила, продолжала получать пенсию в повышенном размере вплоть до момента выявления переплаты самим пенсионным органом.

12 ноября 2019 года УПФР в г.Петропавловске-Камчатском составлен протокол №051-84830/19 о выявлении излишне выплаченных ФИО5 сумм пенсии, согласно которому ФИО5 за период с 01 сентября 2016 года по 30 ноября 2019 года излишне выплачена пенсия в сумме 103 528 руб. 31 коп., в связи с тем, что ФИО5 не сообщила об изменении состава семьи, а именно о смерти дочери, находившейся на ее иждивении, и фиксированная выплата к страховой пенсии выплачивалась ей в завышенном размере.

Решением заместителя начальника УПФР в г. Петропавловске-Камчатском от 12 ноября 2019 года №051-84830/19 о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру, определено с 01 декабря 2019 года производить удержание из сумм страховой пенсии ФИО5 ежемесячно в размере 20%.

Полагая указанное решение незаконным, административный истец обратилась с настоящим административным исковым заявлением в суд, указав при этом на отсутствие вины в образовавшейся переплате и на пропуск пенсионным органом срока исковой давности.

Между тем суд не находит оснований не согласиться с решением административного органа по следующим основаниям.

Из анализа приведенных норм Федерального закона «О страховых пенсиях» в их системной взаимосвязи следует, что обязанность извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты, законом возложена на пенсионера, который несет ответственность за достоверность сведений, представляемых им для установления и выплаты пенсии. В случае неисполнения им указанной обязанности, если это повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсии, пенсионер должен возместить органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, неосновательно полученную таким пенсионером сумму пенсии.

В силу положений нормы статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

При рассмотрении дела судом достоверно установлено, что ФИО5 в установленном законом порядке не уведомила пенсионный орган о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии по старости.

При таких данных в ее действиях усматривается недобросовестность, выразившаяся в неисполнении предусмотренной законом (часть 5 статьи 26 Федерального закона «О страховых пенсиях») обязанности, в связи с чем оснований для освобождения административного истца от обязанности возместить Пенсионному фонду РФ неосновательно полученные суммы пенсии не имеется.

Довод административного истца о том, что УПФР в г.Петропавловске-Камчатском располагало сведениями о смерти ФИО4, поскольку с 01 сентября 2016 года прекратило выплату ей пенсии, в связи с чем было обязано своевременно произвести перерасчет размера пенсии ФИО5 и осуществлять выплату страховой пенсии по старости без учета нетрудоспособного члена семьи, подлежит отклонению.

Решение административным органом принято на основании части 5 статьи 26 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с непредставлением обязанным лицом необходимых сведений. Положения данной нормы обязывают пенсионера уведомить пенсионный орган о наступлении обстоятельств, влекущих измерение размера его страховой пенсии, в любом случае, вне зависимости от возможных действий иных лиц, в том числе похоронной службы, либо действий самого Пенсионного фонда, совершаемых в рамках иных пенсионных дел. Поскольку ФИО5 доказательств извещения пенсионного органа о наступлении юридически значимых обстоятельств не представлено, оснований для признания решения УПФР в г.Петропавловске-Камчатском незаконным не имеется.

Довод административного истца о незаконности решения административного органа, мотивированный тем, что оно принято по истечению срока исковой давности, также не может быть принят во внимание.

Федеральным законом «О страховых пенсиях» специальный срок, в течение которого уполномоченным органом может быть принято решение о взыскании сумм страховых пенсий, не установлен.

При этом общий срок исковой давности устанавливается в три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации). Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (статья 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Решение о взыскании принято в ноябре 2019 года, когда УПФР по г.Петропавловску-Камчатскому стало известно о возникшей переплате и о том, что ФИО5 не исполнила свою обязанность по направлению необходимых сведений в пенсионный орган.

Нарушение права Пенсионным фондом РФ выявлено в октябре 2019 года результате межведомственного взаимодействия с оператором ФГИС ЕГР ЗАГС. По объяснениям представителя административного ответчика, ранее такой возможности не имелось, в связи с тем, что пенсионные дела формируются отдельно в отношении каждого получателя и при поступлении из похоронной службы сведений о смерти ФИО4, явившихся основанием для прекращения выплаты социальной пенсии указанному лицу, Управление не могло знать об изменении обстоятельств, имеющих значение для начисления пенсии ФИО5

У суда не имеется оснований не доверять представленным сведениям. Доказательств обратного, а именно добросовестного исполнения ФИО5 обязанности по извещению пенсионного органа о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера назначенной пенсии, суду не представлено.

Учитывая, что повышенный размер страховой пенсии устанавливается лицу, на иждивении которого находится нетрудоспособный член семьи, и в силу прямого указания закона именно на него возложена обязанность уведомить пенсионный орган о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение административного ответчика правомерно, поскольку необоснованная переплата произошла по вине истца, которая, в нарушение требований действующего законодательства, не известила пенсионный орган о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение указанной доплаты.

По форме и содержанию оспариваемое решение о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру, и протокол о выявлении излишне выплаченных гражданину сумм пенсии от 12 ноября 2019 года соответствуют Правилам ведения пенсионной документации, утвержденным приказом Минтруда России от 08.09.2015 №616н.

При таких данных суд находит оспариваемое решение административного ответчика по принятию решения о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру от 12 ноября 2019 года № 051-84830/19 законным и обоснованным, поскольку оно принято в пределах предоставленных органу полномочий, в установленном законом порядке и при наличии к тому оснований. Нарушений прав административного истца не установлено.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО5 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Петропавловске-Камчатском Камчатского края, Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда РФ по Камчатскому краю об оспаривании решения о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру от 12 ноября 2019 года № 051-84830/19, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий Ю.Н. Степанова

Мотивированное решение составлено судом 19 марта 2020 года.

УИД 41RS0001-01-2020-000362-36