Дело № 2а-1838/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 апреля 2016 года г. Сочи
Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе председательствующего Курина Ю.В., при секретаре судебного заседания Симованян К.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО1 и ФИО2 к администрации г. Сочи и Главе города Сочи ФИО3 о понуждении к опубликованию генерального плана городского округа Сочи,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы ФИО2 и ФИО1 оспорили в суд бездействие администрации г. Сочи и Главы города Сочи ФИО3 по опубликованию полного текста и всех графических материалов Генерального плана городского округа Сочи, утвержденного решением Городского С. С. от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении генерального плана городского округа города Сочи» (в редакции решения Городского С. С. от ДД.ММ.ГГГГ№) в средствах массовой информации и на официальном сайте администрации г. Сочи в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Исковые требования мотивированы тем, что генеральный план городского округа Сочи является основным нормативно-правовым актом в системе документов территориального планирования развития муниципального образования город-курорт Сочи, в связи с чем он подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации и органы местного самоуправления обязаны обеспечить возможность ознакомления с содержанием этого акта лицам, права и свободы которых он затрагивает. Генеральный план городского округа Сочи утвержден решением Городского С. С. от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении генерального плана городского округа города Сочи» (в редакции решения Городского С. С. от ДД.ММ.ГГГГ№). В соответствии с оглавлением генерального плана города Сочи он состоит из 12 книг. На официальном сайте администрации г. С. в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не опубликованы все 12 книг, из 10 существующих карт опубликованы только 2 – Проектный план. Схема функционального зонирования и Схема транспорта. Не опубликованы положение о территориальном планировании, карта планируемого размещения объектов местного значения, карта функциональных зон городского округа в масштабе, доступном для чтения, ни в средствах массовой информации, ни на официальном сайте администрации г. Сочи в сети «Интернет». Администрация г. Сочи сознательно ограничила доступ общественности к основным документам генплана, опубликовав лишь 4 раздела из 12, лишив граждан города важнейшей информации об условиях и изменениях своей среды жизнедеятельности, чем лишила генеральный план города нормативно-правового значения. Данным бездействием орган местного самоуправления лишает истцов права на благоприятные условия жизнедеятельности, которые могут быть гарантированы только при осуществлении градостроительной деятельности в соответствии с генеральным планом и прежде всего – опубликованием его обязательной части в полном объеме. Сокрытие генерального плана нарушает личные неимущественные права истцов, лишает общественность города правомерной жизненно необходимой информации.
В судебном заседании административные истцы ФИО2 и ФИО1 настаивали на своих требованиях по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, и просили обязать Главу города Сочи опубликовать генеральный план городского округа Сочи в полном объеме в газете «Новости Сочи» и на официальном сайте администрации г. Сочи в сети «Интернет»; обязать главу г. Сочи обнародовать генеральный план городского округа Сочи в виде отдельной брошюры и передать копию генерального плана городского округа Сочи в Центральную библиотеку г. С. для обеспечения возможности ознакомления граждан с данным нормативным правовым актом без взимания платы.
В судебном заседании представитель администрации г. Сочи действующая по доверенности ФИО4 возражала против заявленных требований. Настаивала на том, что нормы Градостроительного кодекса РФ в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 41-ФЗ не предусматривают обязательность опубликования генеральных планов городских округов в средствах массовой информации и на официальных сайтах органов местного самоуправления, в связи с чем полагала, что права и законные интересы административных истцов в данном случае не нарушены.
В судебное заседании административный ответчик - Глава города Сочи ФИО5 не явился и своего представителя не направил, о времени и месте судебного заседания по данному делу извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин своей неявки не представил и не заявил ходатайств об отложении судебного разбирательства, в связи с чем в соответствии с ч. 6 ст. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка данного лица не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, поскольку суд не признал его явку обязательной.
Заслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд не находит снований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Таким образом, в силу статьи 13 Гражданского кодекса РФ признание незаконными действий (бездействия) должностных лиц органов государственной власти возможно только в том случае, если установлено в совокупности наличие двух критериев: несоответствие действий (бездействия) закону или нормативному правовому акту, нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов лица, обратившегося с соответствующим заявлением.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 84 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Пунктом 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесено, в том числе утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
Статьей 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен перечень документов территориального планирования муниципальных образований, к которым относятся: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов.
Согласно 23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план содержит положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана установлен ст. 24 Градостроительным кодексом РФ, согласно которой генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (ч. 1). Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса РФ обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 8). Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана (ч. 10). Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со ст. 28 Градостроительным кодексом РФ (ч. 11). Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа (ч. 12). Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением (ч. 13).
В соответствии с п. 7 ст. 28 Градостроительного кодекса РФ заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (пункты 9, 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»).
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 1.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов», акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении (принятии) генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, Российской Федерации носят нормативный характер, поскольку затрагивают права неопределенного круга лиц и рассчитаны на неоднократное применение.
Акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении проектов планировки и проектов межевания территории, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории (охранных, защитных зон), о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд не содержат норм права и не устанавливают правил поведения, а представляют собой акты применения к земельным участкам (землям) в границах определяемой соответствующим актом территории специального правового режима, предусмотренного законом или иным нормативным правовым актом. По своей юридической природе такие акты не являются нормативными правовыми актами.
Из материалов дела следует, что решением Городского Собрания Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении генерального плана городского округа города Сочи» утвержден Генеральный план городского округа Сочи.
По своей юридической природе решение Городского Собрания Сочи об утверждении Генерального плана городского округа города Сочи является нормативным правовым актом, поскольку оно принято осуществляющим публичные полномочия органом, направлено на неоднократное применение, действует в отношении неопределенного круга лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 21 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
Представителем административного ответчика представлен в материалы дела экземпляр периодического издания (газеты) «Новости С.» от ДД.ММ.ГГГГ№<данные изъяты> где на страницах 3-10 опубликовано решение Городского С. С. от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении генерального плана городского округа города Сочи».
В материалы дела представлен также экземпляр периодического издания (газеты) «Новости Сочи» от ДД.ММ.ГГГГ№(1759), в котором опубликовано решение Городского Собрания Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в решение Городского С. С. от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении генерального плана городского округа города Сочи».
Таким образом, решение Городского Собрания Сочи об утверждении генерального плана городского округа города Сочи, а также решение данного органа представительной власти о внесении изменений в ранее принятое им решение об утверждении генерального плана городского округа города Сочи, являющиеся по своей правовой природе нормативными правовыми актами, опубликованы в периодическом издании, осуществляющем официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в данном публичном образовании, в связи с чем возможность ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, органом местного самоуправления г. Сочи было обеспечено.
Помимо официального опубликования ч. 9 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ предусматривает возможность обеспечения доступа к утвержденным документам территориального планирования муниципальных образований и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования через официальный сайт соответствующего органа.
Судом установлено, что решение Городского Собрания Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении генерального плана городского округа города Сочи» размещено и на официальном сайте администрации г. Сочи в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.sochiadm.ru., что презюмирует их доступность для неограниченного круга лиц, в том числе и для истцов.
Кроме того, на официальном сайте администрации г. Сочи в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.sochiadm.ru размещены следующие документы: Генеральный план г. Сочи открытый в масштабе 1:50000, Проектный план открытый, а также Схема транспорта открытая.
Наличие доступа к данным документам административными истцами не опровергнуто, а необходимость их получения в виде первоисточника действующим законодательством не предусмотрена.
Довод административных истцом о наличии обязанности у органа местного самоуправления г. Сочи по опубликованию в средствах массой информации и на официальном сайте администрации г. Сочи в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также издания в виде отдельной брошюры полного текста и графических материалов Генерального плана городского округа Сочи являются несостоятельными и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Пунктом 14 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ) предусмотрена обязательность опубликования генерального плана в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет". Опубликованию и размещению подлежат положения, предусмотренные частью 5 статьи 23 настоящего Кодекса, и карта (схема) или несколько карт (схем), на которых отображена информация, предусмотренная частью 6 статьи 23 настоящего Кодекса.
В соответствии с данной правовой нормой подлежали опубликованию и размещению положения о территориальном планировании, предусмотренные частью 5 статьи 23 настоящего Кодекса, (включающие в себя цели и задачи территориального планирования; перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения) и проекты карты (схемы) или нескольких карт (схем), на которых отображена информация, предусмотренная частью 6 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ.
К данным документам, подлежавшим опубликованию, не относились указанные административными истцами документы.
Вместе с тем, пункт п. 14 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ утратил силу в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 41-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования».
Действующей редакцией Градостроительного кодекса РФ (ч. 7 ст. 28) предусмотрена обязательность опубликования в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов и размещение на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" заключения о результатах публичных слушаний по проектам генеральных планов городских округов.
Глава 3 Градостроительного кодекса РФ, регламентирующая порядок подготовки и утверждения документов территориального планирования, в целом и статьи 23-28 данной главы Градостроительного кодекса РФ, определяющие процедуру подготовки и утверждения генеральных планов городских округов, не содержат никаких указаний на обязательность опубликования генеральных планов городских округов после их утверждения.
Анализ специальных правовых норм, регулирующих порядок изготовления и состав градостроительной документации до и после утверждения генерального плана, позволяет сделать вывод о том, что не опубликование в средствах массой информации и на официальной сайте администрации г. Сочи в сети «Интерент» полного текста и графических материалов Генерального плана городского округа Сочи не нарушает права истцов, поскольку данная обязанность администрации г. Сочи по публикации указанного документа территориального планирования законом не предусмотрена.
В соответствии с ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.
При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленного административного иска.
Руководствуясь статьями 175-180, ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 и ФИО2 к администрации г. Сочи и Главе города Сочи ФИО3 о понуждении к опубликованию генерального плана городского округа С..
Апелляционная жалоба на решение может быть подана в Центральный районный суд г. Сочи в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено судом 04.04.2016 г.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
Согласовано