дело № 2а-183/2022
10RS0013-01-2022-000106-05
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 марта 2022 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Панасенко Н.В.,
при секретаре Помазаевой Н.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании незаконным постановления об установлении публичного сервитута,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратилась в суд с иском по тем основаниям, что она является собственником земельного участка с кадастровым № площадью 1500 кв.м, расположенного в ... Республики Карелия, после приобретения земельного участка она обнаружила, что на участке расположены три опоры линии электропередач ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания». Истцу отказано в бесплатном переносе опор, в судебном заседании по ее иску о возложении обязанности перенести опоры ей стало известно о наличии публичного сервитута, установленного постановлением администрации Прионежского муниципального района от хх.хх.хх г.№. Указывая на незаконность постановления, отмечая, что решение органа местного самоуправления нарушает ее права на использование земельного участка по назначению, публичный сервитут не может служить средством легализации самовольной постройки - сети электроснабжения, построенной в 2001 г. на участке частного собственника без его разрешения, отмечая, что о постановлении ей стало известно при рассмотрении в суде ее иска об устранении препятствий в пользовании земельным участком, истец просит признать незаконным постановление администрации Прионежского муниципального района от хх.хх.хх г.№ в части установления публичного сервитута на земельный участок с кадастровым №.
В судебном заседании истец не участвовал, ее представитель ФИО2 требования поддержал.
Представитель административного ответчика ФИО3 с иском не согласился.
Представитель заинтересованного лица публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» ФИО4 считала требования истца необоснованными.
Суд, заслушав представителей, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: ... Республики Карелия, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
С юго-восточной стороны земельный участок истца с кадастровым № пересекает линия электропередачи ВЛ-0,4 кВ от ТП-90.
хх.хх.хх г. в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения об охранной зоне ВЛ-0,4кВ от ТП-90.
хх.хх.хх г. публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная компания Северо-Запада» (наименование изменено на публичное акционерное общество «Россети Северо-Запад») обратилось в администрацию Прионежского муниципального района с ходатайством об установлении публичного сервитута для использования земельных участков и (или) земель для размещения объектов электросетевого хозяйства ВЛ-0,4 кВ от ТП №90 на 49 лет, в ходатайстве указано, что объект электросетевого хозяйства существует на местности с 1972 г., что подтверждается инвентарной карточкой объекта основных средств № 12.3.3.00012127, принадлежит заявителю на праве собственности, приведены сведения о земельных участках, в отношении которых испрашивается сервитут, в том числе указан земельный участок истца.
Сообщение о возможном установлении публичного сервитута опубликовано в газете «Прионежье» № 29 (9461) от 30 июля 2021 г., в администрацию Заозерского сельского поселения администрацией района направлено обращение об извещении правообладателей земельных участков о возможном установлении сервитута.
Постановлением администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия от хх.хх.хх г.№ установлен публичный сервитут на часть земельных участков, в том числе на земельный участок с кадастровым № и на часть кадастровых кварталов и установлены границы публичного сервитута согласно прилагаемой схеме расположения границ публичного сервитута в интересах ПАО «МРСК Северо-Запада» в целях размещения объектов электросетевого хозяйства ВЛ-0,4 кВ от ТП№90, расположенного по адресу: ..., срок действия публичного сервитута 49 лет.
Указанное постановление опубликовано в газете «Прионежье», номер 35 (9467) от 10 сентября 2021 г.
В соответствии с п.2 ст.23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
В соответствии с подп.8 п.4 указанной статьи публичный сервитут может устанавливаться для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, в частности публичный сервитут устанавливается в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электроснабжения населения.
На основании п.5 ст.23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель. Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.
В п.8 указанной статьи предусмотрено, что сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке (п.14 ст.23 Земельного кодекса Российской Федерации).
В обоснование незаконности оспариваемого решения истцом указано на отсутствие расчета наиболее целесообразного способа установления сервитута, обоснования невозможности размещение инженерного сооружения на землях общего пользования, наличие препятствий в использовании земельного участка по назначению, в дополнении к иску отмечено, что публичный сервитут не может быть установлен в отношении массива госземель, объект сетевой организации, имеющий мощность до 35 кВ включен в перечень объектов, которые подлежат размещению на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установлении сервитутов, расположение опор не соответствует принципу минимизации обременительности сервитута.
В соответствии с п.1 ст.39.39 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 настоящего Кодекса, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута. Пунктом 5 ст.39.38 указанного кодекса предусмотрено, что публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для использования в целях, предусмотренных ст.39.37 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается решением органа местного самоуправления муниципального района в случае установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения муниципального района.
Публичный сервитут должен устанавливаться с учетом положений статьи 23 настоящего Кодекса (п.2 указанной статьи)
В силу п.3 ст.39.39 Земельного кодекса Российской Федерации установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 настоящего Кодекса.
Исходя из положений п.5 ст.39.39 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается установление публичного сервитута в целях, указанных в подпунктах 1 и 2 статьи 39.37 настоящего Кодекса, в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, за исключением случаев, если это требуется для: подключения (технологического присоединения) зданий, сооружений, расположенных в границах элемента планировочной структуры, в границах которого находятся такие земельные участки, к сетям инженерно-технического обеспечения; эксплуатации, реконструкции существующих инженерных сооружений; размещения инженерных сооружений, которые переносятся с земельных участков, изымаемых для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч.3 ст.3.6 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 1 сентября 2018 года и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях размещения таких сооружений или приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 1 января 2025 года.
Статьей 39.44 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для отказа в установлении публичного сервитута.
Приказом Минэкономразвития России от 10 октября 2018 г. № 542 утверждены Требования к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута.
Ходатайство ПАО «МРСК Северо-Запада» было обосновано необходимостью эксплуатации существующего с 1972 г. объекта электросетевого хозяйства, оформлено в соответствии с Требованиями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 10 октября 2018 г. № 542, и содержит необходимые сведения, предусмотренные п. 1 ст. 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации, а также доказательства принадлежности объекта заявителю.
Поскольку на момент обращения с ходатайством объект электросетевого хозяйства уже существовал, то, исходя из приведенных положений, собственник линейного сооружения вправе обратиться с ходатайством об установлении публичного сервитута с приложением только реквизитов правоустанавливающего документа на такой линейный объект или правоудостоверяющего документа (учитывая п. «л» п.2 указанного приказа Минэкономразвития)
В п.1 ст.39.33 Земельного кодекса Российской Федерации предусматриваются случаи использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.
Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (п.3 ст.39.36 Земельного кодекса Российской Федерации»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 г. № 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В п.5 указанного Перечня указаны линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В соответствии с п.10.1 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линии электропередачи являются линейными объектами.
Линия электропередачи ВЛ 0,4 кВ от ТП-90 технологически входит в электросетевой комплекс ПС23 110/35/6 кВ «Заозерье».
Учитывая, что линия электропередачи проходит по земельным участкам, принадлежащим гражданам, а также по землям, государственная собственность на которые не разграничена, обращение заинтересованного лица с ходатайством об установлении публичного сервитута не противоречит приведенным положениям земельного законодательства об установлении публичного сервитута.
Согласно п. 6 ст. 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации границы публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктами 1, 3 и 4 ст. 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, определяются в соответствии с установленными документацией по планировке территории границами зон планируемого размещения объектов, а в случае, если для размещения инженерных сооружений, автомобильных дорог, железнодорожных путей разработка документации по планировке территории не требуется, в пределах, не превышающих размеров соответствующих охранных зон.
Зона публичного сервитута линии электропередачи в приложенном к ходатайству описанию местоположения границ совпадает с размерами охранной зоны, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Доказательств того, что публичный сервитут повлечет невозможность использования или существенное затруднение в использовании земельного участка в материалы дела не представлено.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий - несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов административного истца.
Оспариваемое истцом постановление принято уполномоченным органом, в пределах его компетенции, с соблюдением установленной законом процедуры, порядка и формы его принятия, и прав административных истца не нарушает.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174, 175, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление ФИО1 к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании незаконным постановления об установлении публичного сервитута оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Панасенко Н.В.
мотивированное решение изготовлено 11 апреля 2022 г.