ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1844/2021 от 13.04.2021 Видновского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-1844/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Видновский городской суд Московской области в составе: председательствующего федерального судьи Гоморевой Е.А. при секретаре: Кондобаровой А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1844/2021 по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, возложении обязанности произвести государственную регистрацию права

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество, обязании осуществить государственную регистрацию права.

Требования истца мотивированы тем, что 11 января 2021 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии вынесено уведомлении об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права, согласно которого истцам отказано в осуществлении регистрационно-учетных действий в связи с истечением срока приостановления, указанного в уведомлении о приостановлении регистрационно-учетных действий, и не устранением приведенных в данном уведомлении причин, препятствующих осуществлению регистрационно-учетным действиям. Административный истец считает указанное уведомление незаконным по следующим основаниям.

На принадлежащем истцу на праве собственности земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, имеющем кадастровый , построен жилой дом.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 было подано заявление о государственной регистрации права собственности на дом.

Уведомлением государственного регистратора прав Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, приостановлена процедура осуществления учетно-регистрационных действий связи с правонарушением, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В чем конкретно заключается указанное правонарушение, и что необходимо сделать, в уведомлении о приостановлении - не содержалось.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 было получено уведомление об отказе государстуенного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Управление Росреестра по <адрес> посчитало, что ФИО1 не устранил приведенные в Уведомлении о приостановлении причины, препятствующие осуществлению регистрационно-учетным действиям.

В уведомлении об отказе также не содержалось причин и того, что же все – таки ФИО3 необходимо устранить.

С этим он не согласен, поскольку дом истцом был выстроен на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке, Необходимое уведомление от <адрес> для этого было получено.

После подачи Уведомления об окончании строительства и получения от администрации Ленинского муниципального района Уведомления об отказе в приеме уведомления о построенном объекте индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о Градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 обратился в Видновский городской суд <адрес>. В них просил признать незаконным Уведомление об отказе в приеме уведомления о построенном объекте индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности № Р от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>.

Видновский городской суд <адрес> своим Решением от ДД.ММ.ГГГГ полностью удовлетворил административные исковые требования ФИО1 - признал незаконным Уведомление об отказе в приеме уведомления о построенном или реконструированном объекте индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности № Р от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> и обязал Администрацию Ленинского городского округа <адрес> в установленном действующем законодательством порядке рассмотреть вопрос о выдаче Уведомления о соответствии построенного или реконструированного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

15.09.2020г. Администрацией Ленинского городского округа <адрес> было выдано Уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности № .

Более того, нормы права, предусмотренные п.1 ст.8.8. Кодекса РФ об административных правонарушениях признаны не соответствующими Конституции РФ. Конституционный суд РФ в своем Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-П признал часть 1 статьи 8.8 КоАП Российской Федерации не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 36 (часть 2), 54 (часть 2) и 55 (часть 3).

В связи с чем, истцы обратились в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.

Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

Представитель административного истца в судебном заседании полностью поддержал заявленные требования.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.

Согласно ст. 96 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, лица, участвующие в деле, извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.

В соответствии с ч. 2 ст. 150 КАС РФ, лица, участвующие в деле, а также их представители обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

С учетом вышеизложенных норм, суд счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие административного истца и административного ответчика, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в судебное заседание, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания по делу, по имеющимся в деле доказательствам.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27 апреля 1993 года Закона РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений иных федеральных государственных органов, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Таким образом, для удовлетворения требований истца о признании незаконными постановлений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие обжалуемых постановлений, действий нормам действующего законодательства и нарушение ими прав и законных интересов административного истца.

Как следует из материалов административного дела, на принадлежащем истцу на праве собственности земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, имеющем кадастровый , категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ИЖС, площадью 750 кв.м., построен индивидуальный жилой дом площадью 631,8 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 было подано заявление о государственной регистрации права собственности на дом.

Уведомлением государственного регистратора прав Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, приостановлена процедура осуществления учетно-регистрационных действий в связи с правонарушением, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 было получено уведомление об отказе государстуенного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Управление Росреестра по <адрес> посчитало, что ФИО1 не устранил приведенные в Уведомлении о приостановлении причины, препятствующие осуществлению регистрационно-учетным действиям.

В соответствии с ч.10 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

В соответствии с п.22 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если созданный (создаваемый) объект недвижимости, при строительстве (реконструкции) которого в соответствии с законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), или не соответствует градостроительному регламенту в случае, если правообладатель такого земельного участка вправе выбрать вид разрешенного использования этого земельного участка без согласований и разрешений.

Административным истцом вместе с заявлением о кадастровом учете и регистрации права в уполномоченный орган был представлен технический план здания, возведенного истцом на земельном участке, подготовленный аттестованным кадастровым инженером, в том числе, на основании уведомления о соответствии построенного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности, выданного административному истцу 15.09.2020 Администрацией Ленинского муниципального района Московской области.

В уведомлении о приостановлении указано, что в соответствии с п. 3 Положения о государственном земельном контроле, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689 "О государственном земельном контроле". Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют контроль за выполнением требований земельного законодательства об использовании земель но целевому назначению и выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. В случае выявления признаков, указывающих на наличие административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, составляют акт проверки земельного участка и направляют его в территориальное подразделение Росреестра для рассмотрения. Статьей 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за использование земель не по целевому назначению. При обследовании земельного участка на предмет фактического использования и выявлении в ходе проверки нарушений выдается предписание об их устранении, а также о наложении административного штрафа на виновное лицо. Дополнительно сообщено, что предприняты меры, для проведения проверки на предмет соблюдения земельного законодательства в целях недопущения государственной регистрации многоквартирного дома (дома более чем на 1 семью). Осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав приостанавливается до 5 января 2021 г.

В соответствии со ст. 8.8 КоАП РФ, использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, является административным правонарушением, за совершение которого наступает административная ответственность.

ДД.ММ.ГГГГ вынесено уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности истца на жилой дом.

Таким образом, поскольку усматриваются признаки строительства многоквартирного дома, и соответственно, нецелевое использование земельного участка, суд пришел к выводу об обоснованности действий Управления Росреестра.

Руководствуясь ст.ст., 175-180, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В требовании ФИО1 к Управлению Росреестра по Московской области о признании о признании уведомления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 11 января 2021 года, возложении обязанности на Управление Росеестра осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на дом, площадью 631 кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:21:0050304:1084 по адресу: Московская область, Ленинский район, дерню Мильково на основании заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества от 17 сентября 2020 года, заявления о предоставлении дополнительных документов от 05 ноября 2020 года, заявления о предоставлении дополнительных документов от 22 декабря 2020 года и представленных к ним документов – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Видновский городской суд в течение месяца со дня составления в мотивированной форме. Решение в мотивированной форме вынесено 17 июля 2019 года.

Федеральный судья: Гоморева Е.А.