ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-186/2022 от 21.02.2022 Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Мотивированное решение составлено 21.02.2022

УИД 66RS0006-01-2021-002469-19

Дело № 2а-186/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург 17.02.2022

Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Хабаровой О.В., при секретаре Тибатиной Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Чирухиной И. А. к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 66» Федеральной службы исполнения наказаний России, филиалу «Областная больница № 4» Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 66» Федеральной службы исполнения наказаний России о признании незаконными бездействия, заключения, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Чирухина И.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 66» Федеральной службы исполнения наказаний России (далее – ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России), филиалу «Областная больница № 4» ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России о признании незаконными: заключения специальной медицинской комиссии от 24.03.2021; бездействия по ненаправлению на оптикокогерентную томографию, периметрию; возложении обязанности устранить выявленные нарушения прав.

В обоснование требований административный истец указала, что Чирухина И.А. отбывает наказание в ФКУ № 6 ГУФСИН России по Свердловской области. В связи с поданным в суд ходатайством в порядке статьи 81 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации об освобождении от отбывания наказания в связи с болезнью 17.03.2021 она была направлена на медицинское освидетельствование в ФКУ ЛИУ-23 ГУФСИН России по Свердловской области. 24.03.2021 специальной медицинской комиссией филиала «Областная больница № 4» ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России в составе врачей П. А.В., Д.А.И., М.И.А., М.А.П. вынесено оспариваемое заключение об отсутствии у осужденной Чирухиной И.А. заболеваний, указанных в Перечне заболеваний, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2004 года № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью». Согласно протокола заседания врачебной комиссии от 07.10.2020 ФКУЗ МСЧ 66, Чирухиной И.А. необходимо проведение дополнительных обследований (МРТ головного мозга с контрастом, оптикокогерентная томография, периметрия, проведение консультаций врачом-нейрохирургом после МРТ, врачом эндокринологом. Однако, истец не была направлена на дополнительное обследование, не проведены оптикокогерентная томография, периметрия (обследования, связанные с болезнями глаз) до освидетельствования истца. МРТ головного мозга проведено 26.01.2021, указано: < данные изъяты >. Консультация врача-эндокринолога проведена 19.11.2020, то есть до МРТ. 19.11.2020 эндокринологом указан диагноз: < данные изъяты >. Офтальмологом 18.02.2021 поставлен диагноз: < данные изъяты >. Исследование на гормон пролактин проведено 06.02.2021. 24.02.2021 была проведена консультация онколога-нейрохирурга. Заключительный диагноз эндокринологом не выставлен. В 2019 году специальная медицинская комиссия проводила медицинское освидетельствование административного истца и выдала заключение < № > от 06.09.2019 о медицинском освидетельствовании, согласно которому у Чирухиной И.А. имеется заболевание, указанное в Перечне заболеваний, препятствующих отбытию наказания, оперативное лечение в учреждениях УИС невозможно. В рамках данного освидетельствования Чирухина И.А. направлялась на консультацию к врачу – эндокринологу, которым было дано заключение от 09.08.2019: диагноз уточненный основной: < данные изъяты > (п. 24 Перечня заболеваний, препятствующих отбыванию наказания). Таким образом, медицинское заключение от 24.03.2021 имеет явные противоречия с медицинским заключением < № > от 06.09.2019 в части диагноза Е22.1, данных МРТ головного мозга от 26.01.2021, полное обследование для вынесения заключения не проведено. Ссылается на нарушение порядка и процедуры вынесения указанного заключения, у врачей врачебной комиссии отсутствовали полномочия и необходимая для вынесения заключения квалификация и специализация, также нарушен порядок заполнения формы заключения, так как графы дача согласия осужденного на проведение медицинского вмешательства, дополнительного обследования, на получение дополнительных сведений о состоянии здоровья из других медицинских организаций не заполнены.

В судебном заседании административный истец Чирухина И.А., участвующая посредством системы видеоконференц-связи, ее представители Ермилова Н.П., Соколов В.В. требования административного иска поддержали в полном объеме, дополнительно указав, при рассмотрении ходатайства об освобождении от отбывания наказания в связи с болезнью доводы о нарушении порядка и процедуры принятия заключения специальной медицинской комиссии судом не приняты во внимание, также ссылались на ненадлежащее оказание административным ответчиком медицинской помощи осужденной.

Представитель административного ответчика ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России Волгихина О.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного иска, пояснила, что оспариваемое заключение является законным, оценка которому также дана в постановлении судьи Тагилстроевского районного суда от 20 апреля 2021 года, с указанным заболеванием истец поступила в исправительную колонию, все необходимые исследования были сделаны для вынесения заключения специальной медицинской комиссии, которое никакой роли, кроме как для рассмотрения ходатайства об освобождении от наказания не имеет. Медицинская комиссия действовала в пределах своих полномочий, вынося оспариваемое заключение. Специалисты имеют соответствующий уровень квалификации, сомневаться в котором отсутствуют основания. Специальная медицинская комиссия самостоятельно определяет необходимость проведения дополнительных обследований и консультаций специалистов, в протоколе заседания врачебной комиссии ФКУЗ МСЧ-66 от 07.10.2020 даны только рекомендации по обследованию Чирухиной И.А. Лечение истец получает, обследования проводятся, также, Чирухина И.А. имеет право на получение медицинских препаратов от своих родственников.

Представитель заинтересованного лица ФКУ «Исправительная колония № 6» ГУФСИН России по Свердловской области в судебном заседании Осинкина Е.В. исковые требования не признала.

В судебное заседание представитель административного ответчика филиала «Областная больница № 4» ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России, заинтересованное лицо председатель медицинской комиссии – начальник филиала Панасов А.В. не явились, извещены были надлежащим образом заказной почтой и электронной почтой, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что предметом оспаривания по настоящему административному делу являются: бездействие ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России по ненаправлению Чирухиной И.А. на оптикокогерентную томографию, периметрию при проведении освидетельствования; заключение специальной медицинской комиссии от 24.03.2021 филиала «Областная больница № 4» ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России о медицинском освидетельствовании Чирухиной И.А.

Согласно указанному заключению медицинской комиссии на момент проведения освидетельствования у осужденной Чирухиной И.А. не имеется заболевание, предусмотренной Перечнем заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2014 года № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью».

Частью 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации закреплено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Возможность оспаривания действий (бездействия) должностных лиц органов государственной власти предусмотрена также ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

При этом, для признания действий должностного лица не соответствующими закону, административный истец в силу п. п. 1, 2 ч. 9, ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязан доказать факт нарушения прав, свобод и законных интересов непосредственно его или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также срока обращения за судебной защитой.

На административном ответчике, в свою очередь, лежит обязанность доказывания соблюдения им требований нормативных правовых актов в части наличия у него полномочия на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия); соблюдения порядка принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; наличия основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (п. п. 3 и 4 ч. 9, ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с ч. 2 ст. 81 Уголовного кодекса Российской Федерации лицо, заболевшее после совершения преступления иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, может быть судом освобождено от отбывания наказания.

Верховным Судом Российской Федерации в п. 24 Постановления его Пленума от 21.04.2009 N 8 "О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания" разъяснено, что основанием для освобождения от наказания по болезни является наличие одного из заболеваний, входящих в утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации N 54 от 06.02.2004 Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, если стационарное лечение не дало положительных результатов, что должно быть подтверждено комиссионным медицинским заключением.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 54 от 06.02.2004 "О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью" утверждены Правила медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью и Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания.

Согласно п. п. 1, 2, 3 названных Правил они определяют порядок медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с возникновением (обострением) психического расстройства или иной тяжелой болезнью. Медицинскому освидетельствованию подлежат осужденные, страдающие болезнями, включенными в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания. Медицинское освидетельствование осужденного проводится врачебной комиссией медицинской организации уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Для проведения консультаций по вопросам медицинского освидетельствования осужденного могут привлекаться врачи-специалисты из медицинских организаций государственной или муниципальной систем здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан.. Врачебная комиссия не позднее 10 рабочих дней со дня поступления направления на медицинское освидетельствование и приложенных к нему документов принимает решение о дате, времени, месте и условиях проведения медицинского освидетельствования (в стационаре или амбулаторно) и информирует об этом начальника учреждения или органа, исполняющего наказания, в течение рабочего дня, следующего за днем принятия решения. Медицинское освидетельствование проводится в период до 10 рабочих дней с указанной даты. При необходимости получения дополнительных сведений о состоянии здоровья осужденного, а также проведения дополнительного обследования осужденного срок проведения медицинского освидетельствования может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.

Пунктом 5 Правил установлено, что необходимым предварительным условием проведения медицинского освидетельствования является данное осужденным или его законным представителем информированное добровольное согласие на проведение медицинского освидетельствования на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о методах медицинского осмотра и медицинских исследований, проводимых при медицинском освидетельствовании, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, а также о его последствиях. Отказ осужденного от проведения медицинского освидетельствования отражается в заключении, указанном в пункте 11 настоящих Правил.

В силу п., п. 6,7 Правил, проведение медицинского освидетельствования без информированного добровольного согласия осужденного либо его законного представителя допускается в случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан.7. Дача информированного добровольного согласия на медицинское освидетельствование оформляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, подписывается осужденным или его законным представителем, медицинским работником.

Согласно п. 8 Правил, врачебная комиссия с письменного согласия осужденного, его законного представителя вправе запросить дополнительные сведения о состоянии его здоровья из медицинских организаций, в которых осуществлялось медицинское наблюдение или лечение, а также направить осужденного на дополнительное обследование, в том числе в медицинские организации государственной или муниципальной систем здравоохранения.

В силу п. 10, п. 11 Правил, врачебная комиссия при проведении медицинского освидетельствования проводит осмотр осужденного, изучает результаты его обследования, представленную медицинскую документацию и принимает одно из следующих решений, которое оформляется в виде протокола (далее - протокол): о наличии у осужденного заболевания, включенного в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания; об отсутствии у осужденного заболевания, включенного в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания; о прекращении проведения медицинского освидетельствования по основаниям, указанным в пункте 9 настоящих Правил. Решение врачебной комиссии считается принятым, если его поддержало две трети членов врачебной комиссии. Особое мнение членов врачебной комиссии, не согласных с принятым решением, отражается в протоколе. Решение врачебной комиссии объявляется осужденному, его законному представителю или его адвокату (с письменного согласия осужденного или его законного представителя) в день вынесения решения.

На основании зафиксированного в протоколе решения врачебной комиссии медицинской организацией уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения оформляется заключение, содержащее обоснованный вывод о наличии или отсутствии у осужденного заболевания, препятствующего отбыванию наказания (п. 11 Правил).

Как следует из материалов дела, с целью разрешения вопроса об освобождении от отбывания наказания в виде лишения свободы в порядке ст. 81 Уголовного кодекса Российской Федерации по инициативе административного истца, Чирухина И.А. Тагилстроевским районным судом г. Нижний Тагил Свердловской области от 15.05.2020 направлена для медицинского освидетельствования.

В соответствии с частью 7 статьи 26 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», статьей 24 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статьей 101 УИК РФ приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.12.2017 N 285 утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы.

Пунктом 2 вышеприведенного Порядка предусмотрено, что оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.

Согласно протокола заседания ВК < № > от 07.10.2020, Чирухина И.А. находится с 02.08.2017 в ФКУ ИК - 6 ГУФСИН России по Свердловской области под наблюдением медицинских работников филиала «Медицинская часть № 6 «ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России» с диагнозом: < данные изъяты >. В заключении указано, что для всестороннего рассмотрения возможности направления на СМК в соответствие с ПП Российской Федерации № 54 в настоящее время необходимо проведение дополнительных обследований (МРТ головного мозга с контрастом, оптикокогерентная томография, периметрия), проведение консультаций врачом-нейрохирургом после МРТ, врачом эндокринологом.

Таким образом, проведение дополнительного обследования было обусловлено только рассмотрением возможности направления Чирухиной И.А. на СМК.

Из материалов дела следует, что Чирухина И.А. была направлена на специальную медицинскую комиссию на основании решения ВК «ОБ-4» для СМК от 22.03.2021 с диагнозом: < данные изъяты >.

Специальная врачебная комиссия сама определяет объем необходимого обследования для вынесения заключения, таким образом, не направление Чирухиной И.А. ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России на оптикокогерентную томографию, периметрию при проведении освидетельствования не нарушает ее прав, законных интересов, так как истец была направлена на СМК, также, не проведение указанных обследований не повлияло на заключение комиссии, поскольку у Чирухиной И.А. не имеется заболеваний, указанных в Перечне заболеваний, препятствующих отбыванию наказания.

Как следует из заключения Врачебной Комиссии филиала областная больница № 4 «ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России» от 24.03.2021 < № > административному истцу проведены: осмотр, лабораторные исследования: ОАК, биохимический анализ крови от 22.03.2021, ЭКГ от 15.03.2021, ФЛГ ОГК от 19.03.2021, обследования: КТ ГМ от 01.10.2020: образование турецкого седла 12х27х18 мм, МРТ гипофиза контрастированием от 26.01.2021: МР картина макроаденомы гипофиза, УЗИ артерий основания мозга от 10.09.2020: локальных гемодинамических сдвигов не выявлено, перфузия головного мозга в пределах нормы, признаков ВЧГ нет, ВЧД -15 мм рт.ст, консультации специалистов: терапевта от 22.03.2021, неврапотолога от 18.03.2021, психиатра от 22.03.2021, поставлен заключительный диагноз, не препятствующий отбыванию наказания: < данные изъяты >. Не нуждается в лечении в специализированном учреждении здравоохранения, может содержаться в исправительном учреждении на общих основаниях. У осужденной Чирухиной И.А. не имеется заболеваний, указанных в Перечне заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2004 года N 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью», представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи болезнью» (т. 1 л.д. 84-88).

В ходе судебного разбирательства было установлено, что медицинское освидетельствование Чирухиной И.А. проведено с учетом ее жалоб при поступлении, анамнеза, данных объективных обследований, лабораторных исследований.

В соответствие с ч.ч. 1,2, 5,6 ст. 70 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», лечащий врач назначается руководителем медицинской организации (подразделения медицинской организации) или выбирается пациентом с учетом согласия врача. В случае требования пациента о замене лечащего врача руководитель медицинской организации (подразделения медицинской организации) должен содействовать выбору пациентом другого врача в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию пациента или его законного представителя приглашает для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созывает консилиум врачей для целей, установленных частью 4 статьи 47 настоящего Федерального закона. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи. Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента, в том числе явившемся причиной смерти пациента. Диагноз, как правило, включает в себя сведения об основном заболевании или о состоянии, сопутствующих заболеваниях или состояниях, а также об осложнениях, вызванных основным заболеванием и сопутствующим заболеванием.

Суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания действий специальной медицинской комиссии незаконными, поскольку фактов нарушений при проведении исследования специальной медицинской комиссией и обследовании Чирухиной И.А. не допущено, выводы заключения соответствуют требованиям действующего законодательства об отсутствии у административного истца заболеваний, поименованных в Перечне заболеваний.

В Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, в частности, включены новообразования, в том числе: все случаи злокачественных новообразований, требующие лечения в специализированной медицинской организации (операции, лучевой терапии, химиотерапии), которое не может быть проведено по месту отбывания наказания (п. 8), объемные образования головного и спинного мозга (п.9).

В соответствии с п. 5 Правил направления на медицинское освидетельствование осужденных, ходатайствующих об освобождении (представляемых к освобождению) от отбывания наказания в связи с болезнью, направление осужденного на медицинское освидетельствование может проводиться в соответствии с настоящими Правилами независимо от времени, прошедшего со дня предыдущего освидетельствования.

Из выписного эпикриза от 02.04.2021 ОБ-4 «ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России» следует, что необходимо провести дообследование для СМК: оптикокогерентную томографию, периметрию, подробную консультацию эндокринолога, данные направить в филиал ОБ-4 для повторного рассмотрения СМК (т. 1 л.д. 89).

Как установлено судом и следует из материалов дела, медицинской карты, у Чирухиной И.А. диагностировано заболевание < данные изъяты >, то есть доброкачественное новообразование, что подтверждается также заключением онколога - нейрохирурга от 04.08.2021, рекомендовано лечение у эндокринолога, МРТ головного мозга в внутривенным контрастированием, повторная консультация после МРТ.

Согласно медицинской карты, онкологом-нейрохирургом 22.02.2017 Чирухиной И.А., также, установлено данное заболевание.

Из заключения эндокринолога от 17.09.2017 следует, что у Чарухиной И.А. имеется аденома < данные изъяты >, в связи с чем, рекомендовано оперативное лечение в связи с ростом аденомы, требуется консультация нейрохирурга.

Как следует из справки врача –нейрохирурга от 26.12.2017, показаний для неотложного хирургического лечения нет, пациентка не настроена на хирургическое лечение.

Согласно консультации врача – эндокринолога от 09.08.2019, Чирухиной И.А. выставлен диагноз уточненный основной: < данные изъяты >.

На основании медицинского заключения < № > от 06.09.2019 о медицинском освидетельствовании специальной медицинской комиссии у Чирухиной И.А. имеется заболевание: < данные изъяты >. У Чирухиной И.А. имеется заболевание, указанное в Перечне заболеваний, препятствующих отбытию наказания. Внутричерепная опухоль у Чирухиной И.А. требует оперативное лечение в специализированном нейрохирургическом отделении. Данный вид лечения невозможен в учреждениях МСЧ-66.

Как следует из первичного осмотра анестезиолога от 18.11.2019, у больной < данные изъяты >. Оперативное лечение под общей анестезией в настоящее время противопоказано. Операция возможна только в период ремиссии при наличии на руках данных ФВД.

На основании осмотра онколога – нейрохирурга от 24.02.2021, у Чирухиной И.А. имеется заболевание: < данные изъяты >, учитывая длительное течение заболевания без нарастания неврологической симптоматики, прорастание опухоли в кавернозный синус, нейрохирургическое лечение не показано. Рекомендовано консервативное лечение у невролога, эндокринолога.

В Перечне заболеваний препятствующих отбытию наказания, указан диагноз Е.22: < данные изъяты >, на который ссылаются представители административного истца как на заболевание, имеющееся у Чирухиной И.А., препятствующее отбытию наказания, указывая на незаконность заключения от 24.03.2021 в связи с тем, что эндокринологом при освидетельствовании истца не был поставлен указанный диагноз.

Однако, в медицинской карте истца и в заключениях врачей отсутствуют указания на необратимый характер нарушения зрения у Чирухиной И.А., а также на выраженные неврологические и психические нарушения.

В связи с вышеизложенным, суд критически относится к доводам представителей административного истца, заключению эндокринолога от 09.08.2019, в котором истцу Чирухиной И.А выставлен диагноз уточненный основной: < данные изъяты >, а также к медицинскому заключению < № > от 06.09.2019, в соответствие с которым у Чирухиной И.А. имеется заболевание, указанное в Перечне заболеваний, препятствующих отбытию наказания.

Согласно заключения офтальмолога от 04.08.2021, Чирухиной И.А. проведены обследования: авторефрактометрия, пневмотонометрия, биомикроскопия глаз, визометрия, мед. циклоплегия, кинетическая перемитрия, установлен диагноз: < данные изъяты >, рекомендовано наблюдение окулиста, очковая коррекция, увлажняющие капли в оба глаза.

В Перечне заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, в частности, включены болезни глаз: стойкая слепота, выраженное снижение остроты зрения на почве стойких патологических изменений,

выраженное концентрическое сужение полей зрения обоих глаз (10 и менее градусов) (п. 38-40).

Согласно врачебного заключения эндокринолога от 04.08.2021, на основании проведенного обследования сделано заключение об имеющейся у Чирухиной И.А.< данные изъяты >, рекомендовано МРТ с контрастированием, прием лекарственных препаратов, контроль пролактина крови, наблюдение окулиста, консультация нейрохирурга, эндокринолога (терапевта).

На основании проведенного исследования 19.08.2021 МРТ головного мозга дано заключение: < данные изъяты >.

Таким образом, согласно медицинским документам, у Чирухиной И.А. отсутствуют заболевания, указанные в Перечне заболеваний, препятствующих отбыванию наказания.

Установив отсутствие у Чирухиной И.А. заболеваний, поименованных в Перечне заболеваний, суд приходит к выводу о соответствии оспариваемого заключения специальной медицинской комиссии требованиям законодательства.

То обстоятельство, что с результатами специальной медицинской комиссии административный истец, не согласна, не может служить основанием для удовлетворения заявленного требования о признании незаконным оспариваемого заключения, поскольку оснований считать, что права, свободы и охраняемые законом интересы Чирухиной И.А. были нарушены именно в результате данного освидетельствования, отсутствуют.

Оспариваемое заключение не является решением, в котором административный ответчик реализует публичные функции по отношении к административному истцу, указанное заключение имеет значение только при рассмотрении судом ходатайства осужденного об освобождении от отбывания наказания в связи с болезнью.

При рассмотрении дела установлено, что заключение специальной медицинской комиссии является доказательством, подлежащим оценке по делу об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания.

Указанная позиция также изложена в кассационном определении Верховного Суда Российской Федерации от 16 января 2019 года № 75-УД18-7, определении кассационного суда общей юрисдикции от 14 апреля 2020 года по делу № 88-6134/2020.

Вопрос освобождения от наказания в связи с болезнью подлежит разрешению в порядке, установленном п. 6 ст. 397 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, при этом постановлением Тагилстроевского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от 20.04.2021 в удовлетворении ходатайства осужденной Чирухиной И.А. об освобождении от отбывания наказания в соответствии со ст. 81 Уголовного кодекса Российской Федерации отказано на основании оспариваемого заключения Комиссии.

Доводы о некомпетентности медицинской комиссии, в состав которой входили врачи, не обладающие специальными познаниями, квалификацией являются не обоснованными, поскольку медицинское заключение от 21.03.2021 подписано действующим составом подкомиссии филиала «Областная больница № 4» врачебной комиссии ФКУЗ «МСЧ-66 ФСИН России», утвержденным Приказа от 11.01.2021 № 1 врио.начальника ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России: П. А.В. – начальником филиала – врачом филиала «Областная больница № 4» (председатель подкомиссии); М.И.А. – начальником терапевтического отделения – врачом –терапевтом филиала «Областная больница № 4» (зам.председателя подкомиссии); Д.А.И. – врачом –оториноларингологом филиала «Областная больница № 4» (член подкомиссии); М.А.П. – врачом –психиатром филиала «Областная больница № 4» (член комиссии).

Отсутствие информированного добровольного согласия на медицинское освидетельствование с учетом инициирования процедуры медицинского освидетельствования самим административным истцом не является произвольным медицинским вмешательством, поскольку все медицинские манипуляции осуществлялись им добровольно, доказательств отказа Чирухиной И.А. от проведения медицинского освидетельствования не имеется.

Вопросы надлежащего оказания медицинской помощи административному истцу в исправительном учреждении не являются самостоятельным предметом административного иска, поэтому обсуждению и оценке не подлежат.

При таких обстоятельствах, административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 14, 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Чирухиной И. А. к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 66» Федеральной службы исполнения наказаний России, филиалу «Областная больница № 4» Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 66» Федеральной службы исполнения наказаний России о признании незаконными бездействия, заключения, возложении обязанности, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья: О.В. Хабарова