ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1889/19 от 31.01.2020 Калининского районного суда (Тверская область)

Дело № 2а- 222/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 января 2020 года г. Тверь

Калининский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Гуляевой Е.В.,

при секретаре Ромашвили А.С.,

с участием:

представителя административного истца помощника Тверского межрайонного природоохранного прокурора Виноградова Д.Ю.,

представителя административного ответчика Министерства лесного хозяйства Тверской области Сокол Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тверского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству лесного хозяйства Тверской области о признании незаконным бездействия по неисполнению обязанности по выполнению лесоустройства в границах Калининского участкового лесничества ГКУ «Тверское лесничество» Тверской области, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Тверской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Министерству лесного хозяйства Тверской области о возложении обязанности по проведению лесоустройства.

Административное дело поступило в Калининский районный суд Тверской области для рассмотрения по правилам территориальной подсудности на основании определения Заволжского районного суда Тверской области от 12 ноября 2019 года.

В обоснование заявленных требований указано, что Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка осуществления полномочий, переданных Российской Федерацией органам государственной власти Тверской области в области лесных отношений.

Проверкой установлено, что Министерство лесного хозяйства Тверской области (далее - Министерство), осуществляя функции и полномочия в сфере лесного хозяйства на территории Тверской области, не реализует в установленном порядке требования федерального законодательства о проведении мероприятий по лесоустройству на территории Калининского района Тверской области.

Согласно Лесохозяйственному регламенту ГКУ «Тверское лесничество Тверской области», утвержденному приказом Министерства лесного хозяйства Тверской области от 10 сентября 2018 года № 154-п на территории лесничества находятся леса, общей площадью 307769 га, в том числе на территории Калининского района – 223 000 га.

В структуру Тверского лесничества входят участковые лесничества – Верхневолжское, Савватьевское, Медновское, Кулицкое, Рождественское, Чуприяновское, Путиловское, Пушкинское, Сельцовское, Оршинское, Первомайское, Калининское, Петровское, Красногорское, Вяземское, Волжское, Октябрьское, Дмитровское, Завидовское, Заволжское.

По сведениям Министерства лесоустройство на территории земель государственного лесного фонда Калининского участкового лесничества ГКУ «Тверское лесничество Тверской области» площадью 17914 га в последний раз проводилось в 2008 году, то есть более 11 лет назад.

Согласно информации Министерства лесного хозяйства Тверской области от 21 февраля 2019 года № 1020/07-01 таксация всего государственного лесного фонда выполнена по первому таксационному разряду лесов, в связи с чем, периодичность проведения таксации лесов составляет 10 лет.

Пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Положения о Министерстве лесного хозяйства Тверской области, утвержденного постановление Правительства Тверской области от 17 октября 2011 года № 72-пп, проведение лесоустройства возложено на Министерство.

Таким образом, проводимые ГКУ «Тверское лесничество» Тверской области на подведомственной территории мероприятия по охране лесов, в том числе мероприятия по охране лесов от пожаров, не соответствуют требованиям Лесоустроительной инструкции, поскольку спроектированы на материалах таксации со сроком давности более 10 лет.

Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду в силу статьи 42 Конституции Российской Федерации. Не проведение лесоустройства создает реальную угрозу потери лесов как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, что является нарушением прав неопределенного круга лиц граждан, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране лесов.

По данному факту Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес Министерства лесного хозяйства Тверской области 29 марта 2019 года № 02-09/4-2019 внесено представление об устранении нарушений закона. Требования прокуратуры по результатам рассмотрения представления признаны подлежащими удовлетворению (письмо Министерства от 23 апреля 2019 года № 2347/07-01). Однако до настоящего времени нарушения не устранены, лесоустройство в границах Калининского участкового лесничества Тверского лесничества Тверской области не запланировано.

Неисполнение обязанности по лесоустройству может привести к ухудшению состояния лесов и условий обитания объектов животного мира и условий места произрастания древесных и кустарниковых пород, травянистых растений, ставит под угрозу безопасность лесов в пожароопасный период.

На основании изложенного Тверской межрайонный природоохранный прокурор просил признать незаконным бездействие Министерства лесного хозяйства Тверской области по неисполнению обязанности по выполнению лесоустройства в границах Калининского участкового лесничества, расположенного в Тверском лесничестве Тверской области; возложить на Министерство лесного хозяйства Тверской области обязанность в срок до 1 июля 2022 года провести лесоустройство, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 и 2 ч. 1 ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации в границах Калининского участкового лесничества, общей площадью 17914 га, расположенного в Тверском лесничестве Тверской области и утвердить акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства, ГКУ «Тверское лесничество», Администрация муниципального образования Тверской области «Калининский район», Департамент Лесного хозяйства по ЦФО, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В судебном заседании помощник Тверского межрайонного природоохранного прокурора Виноградов Д.Ю. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Пояснил, что отсутствие денежных средств не снимает с уполномоченного органа власти обязанности по реализации мероприятий, указанных в законе в указанный срок, который является достаточным. Выполнение обязанностей, предусмотренных законом, не зависит от вопросов финансирования.

В судебном заседании представитель административного ответчика Министерства лесного хозяйства Тверской области Сокол Н.В. возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск. Не оспаривала, что проведение лесоустройства относится к полномочиям Министерства лесного хозяйства Тверской области, которое действует в рамках распределения денежных средств, где приоритетом указан национальный проект «Экология». Главным распорядителем бюджетных средств является Федеральное агентство лесного хозяйства, на проведение лесоустройства в бюджет денежные средства не выделены, в частности на 2020 год субвенции на проведение лесоустройства не были предоставлены. Лесным планом Тверской области запланированы работы по лесоустройству на 2021-2022 годы, поэтому на сегодняшний день бездействие не допущено.

В письменном отзыве Министерства отмечено, что субвенции из Федерального бюджета для осуществления переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, распределяются исходя из площади эксплуатационных лесов, защитных лесов, интенсивности их использования, количества проживающих на территории соответствующих субъектов населения, показателей пожарной опасности лесов по методике, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года №838. Согласно методике Федеральное агентство лесного хозяйства, как главный распорядитель средств федерального бюджета, доводит до органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений субвенции из Федерального бюджета на осуществление отдельных переданных полномочий в области лесных отношений в рамках выделенного объеме финансирования. Данные средства не могут быть использованы на другие цели. Для реализации проекта «Экология» на период до 2024 года, структурой которого является федеральный проект «Сохранение лесов», в рамках которого разработан одноименный региональный проект, проведено перераспределение субвенций между мероприятиями. Субвенции на выполнение мероприятия «Обеспечение своевременного проведения лесоустройства, приведение лесохозяйственных регламентов лесничеств Тверской области в соответствие с законодательством» перераспределены в полном объеме на реализацию регионального проекта в 2019 год 20 480,1 тыс. руб., в 2020 – 10 480, 6 тыс. руб., в 2021 – 10480,6 тыс. руб.

Административный ответчик, указывая, что проектом закона предусмотрена передача полномочий по проведению лесоустройства на федеральный уровень, считает, что проведение лесоустройства в сроки, превышающие 10 лет, не может повлиять на утрату полезных функций лесов, не влечет за собой утрату полезных и защитных функций лесов. Административным истцом не представлено доказательств, что отсутствие мероприятий по лесоустройству препятствует надлежащему использованию и охране лесов, создаёт реальную угрозу потери леса. Материалы лесоустройства не являются единственным источником информации о качественных и количественных характеристиках лесов, о результатах хозяйственной деятельности и о влиянии на состояние лесов природных факторов. Поэтому вывод, что не проведение таксации препятствует надлежащему использованию и охране лесов, не обоснован.

Заинтересованные лица Федеральное агентство лесного хозяйства, ГКУ «Тверское лесничество», Администрация муниципального образования Тверской области «Калининский район», Департамент Лесного хозяйства по ЦФО, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, при надлежащем извещении в судебное заседание представителей не направили. Администрация муниципального образования Тверской области «Калининский район» представила письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Федеральным агентством лесного хозяйства представлены письменные пояснения, согласно которым расчет субвенций по каждому субъекту не предполагает определение конкретных мероприятий, а предоставлен на весь комплекс мероприятий, включая лесоустройство. Лесной план субъекта Российской Федерации устанавливается на 10 лет с указанием ежегодных плановых мероприятий на основе таксации лесов и специальных обследований, инвентаризации лесов, государственного лесного реестра, и т.п. Тверская область самостоятельно определяет и согласовывает на очередной финансовый год и плановый период, исходя из необходимого объема мероприятий, определенных Лесным планом субъекта Российской Федерации. Лесным планом Тверской области проведение лесоустройства на территории Тверского лесничества запланировано на 2022 -2023 годы на площади 40 558 га и на 2024-2025 годы на остальной площади. В текущем году лесоустроительные работы на территории Тверской области за счет субвенций из федерального бюджета Минлесхозом Тверской области не запланированы. На территории Тверской области обеспечено проведение лесоустройства за счет лиц, использующих леса на площади 402,3 тыс. га в 2018 году. Учитывая площадь лесов, предоставленных в аренду, таксация может быть проведена за счет лиц, использующих леса на основании пункта 5 Лесоустроительной инструкции. Также имеется информация по финансированию Тверской области по выполнению мероприятий по лесоустройству на 2016-1019 годы за счет средств субвенций из федерального бюджета.

Выслушав участников процесса, изучив письменные возражения, отзыв на иск, представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

В силу ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Пунктом 7 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ установлено, что РФ передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по проведению лесоустройства на землях лесного фонда (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса).

Общие положение о проведении лесоустройства закреплены в статье 67 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой лесоустройство проводится на землях лесного фонда, населенных пунктов, обороны и безопасности, особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.

Материалы лесоустройства являются основанием для разработки лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, проектов освоения лесов и внесения в них изменений, а также для ведения государственного лесного реестра и осуществления государственной инвентаризации лесов.

Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, устанавливающей требования к составу, методам, способам, точности, периодичности выполнения лесоустроительных работ.

Статьёй 68 Лесного кодекса Российской Федерации и пунктом 3 Лесоустроительной инструкции, утверждённой приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 марта 2018 № 122 (далее по тексту – Лесоустроительная инструкция) установлено, что лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков (п.1 ч.1 ст. 68); проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов (п.2 ч.1 ст. 68); закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков: таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (п. 3-5 ч.1 ст. 68).

Исходя из пункта 5 Лесоустроительной инструкции проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса и статьей 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5279; 2017, N 31, ст. 4829). Таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов могут обеспечиваться гражданами и юридическими лицами, использующими леса, в отношении лесных участков, предоставленных им в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование (далее - Заказчик работ). Выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются юридическими и физическими лицами (далее - Исполнитель работ) на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским и лесным законодательством Российской Федерации, в том числе с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктами 29 и 30 Лесоустроительной инструкции предусмотрено, что таксация лесов проводится в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.

Таксация лесов осуществляется по первому, второму, третьему таксационным разрядам лесов, которыми устанавливаются степень детализации и точность таксационных работ в зависимости от интенсивности использования лесов и объемов выполняемых мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

В соответствии с пунктом 31 Лесоустроительной инструкции периодичность проведения таксации лесов для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов составляет 10 лет.

В п. 32 Лесоустроительной инструкции предусмотрено, что таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации (далее - камеральные работы).

Согласно пункту 147 Лесоустроительной инструкции таксационные описания лесотаксационных выделов в пределах лесных кварталов (таксационные описания на территорию лесничества и лесных участков), лесоустроительные планшеты (планшеты на территорию лесничества и лесных участков) являются лесоустроительными документами, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение. Со дня утверждения акта о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или ее изменении лесоустроительная документация вводится в действие.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что в ходе проводимой Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки выявлено, что проводимые ГКУ «Тверское лесничество» Тверской области на подведомственной территории мероприятия по охране лесов, в том числе мероприятия по охране лесов от пожаров, не соответствуют требованиям Лесоустроительной инструкции, поскольку спроектированы на материалах таксации со сроком давности более 10 лет.

29 марта 2019 года Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой по данному факту в адрес Министерства лесного хозяйства Тверской области внесено представление № 02-09/4-2019 об устранении нарушений закона.

Письмом Министерства лесного хозяйства Тверской области от 23 апреля 2019 года № 2347/07-01 по результатам рассмотрения представления требования прокуратуры признаны подлежащими удовлетворению.

Однако до настоящего времени нарушения законодательства Министерством лесного хозяйства Тверской области не устранены, лесоустройство в границах Калининского участкового лесничества Тверского лесничества не осуществляется.

Согласно информации Министерства лесного хозяйства Тверской области таксация всего государственного лесного фонда выполнена по первому таксационному разряду лесов, в связи с чем периодичность проведения таксации лесов составляет 10 лет.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Положением о Министерстве лесного хозяйства Тверской области, утвержденного постановление Правительства Тверской области от 17 октября 2011 года № 72-пп, Министерство лесного хозяйства Тверской области (далее - Министерство) является уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области в сфере лесных отношений. Финансирование расходов на содержание Министерства осуществляется за счет средств областного бюджета Тверской области и субвенций из федерального бюджета.

Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему лесничества Тверской области, государственные учреждения, предприятия во взаимодействии с другими органами государственной власти, федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, общественными объединениями и иными организациями.

Основными задачами Министерства являются:

а) организация проведения на территории Тверской области единой политики в области развития лесного комплекса;

б) координация деятельности исполнительных органов государственной власти Тверской области и местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, общественных организаций и хозяйствующих субъектов в сфере развития лесного комплекса на территории Тверской области;

в) обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов с целью удовлетворения потребности общества в лесах и лесных ресурсах Тверской области;

г) организация обеспечения эффективного управления лесными ресурсами на территории Тверской области;

д) профилактика, выявление и пресечение правонарушений в сфере использования лесов;

е) информационное обеспечение принятия управленческих решений органами государственной власти Тверской области в части использования лесных ресурсов.

Таким образом, субъектом, обладающим полномочиями на проведение (организацию) лесоустройства (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 ЗК РФ) в границах указанного лесничества, является Министерство лесного хозяйства Тверской области.

Согласно ч.3 ст. 83 ЛК РФ средства на осуществление переданных в соответствии ч.1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 736 утверждено Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений. Федеральное агентство лесного хозяйства находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Постановлением Губернатора Тверской области от 25.01.2019 № 8-ПГ утвержден Лесной план Тверской области, в котором указано (п.4.11.) на проведение лесоустроительных работ в соответствии с Лесоустроительной инструкцией за счет средств, выделяемых в виде субвенций из федерального бюджета, а также за счет средств арендаторов лесных участков. Проведение лесоустроительных работ по 1 разряду лесоустройства запланировано глазомерно-измерительным способом. На период действия лесного плана ежегодно запланировано проводить лесоустроительные (таксационные) работы на площади 490 тыс. га. Планируемые объемы лесоустроительных работ приведены в приложении 28 к Лесному плану. Определяющим фактором распределения объема работ по лесоустройству по годам в разрезе лесничеств указана давность лесоустройства. В частности по Тверскому лесничеству согласно приложению 28 запланированы лесоустроительные мероприятия на 2022-2023 годы.

Не оспаривалось, что лесоустройство в границах Калининского участкового лесничества, предусмотренное ст. 68 ЛК РФ, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 и 2 ч. 1 ст. 68 ЛК РФ, не проводится более 10 лет.

При этом лесоустроительная инструкция, утвержденная приказом Минприроды России 29.03.2018, предусматривает проведение таксации с периодичностью каждые 10 лет. Ранее действовавшая инструкция, утвержденная Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 года N 516, устанавливала, что при сроках давности таксации более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов.

Таким образом в результате того, что лесоустройство в границах указанного лесничества не осуществлялось с установленной периодичностью, Министерством лесного хозяйства Тверской области допущено незаконное бездействие, которое создаёт реальную угрозу ухудшения состояния, потери лесов как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, места произрастания древесных и кустарниковых пород, травянистых растений, обитания объектов животного мира, что является нарушением прав неопределенного круга лиц граждан, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране лесов. Допущенное бездействие не способствует созданию условий для надлежащего контроля за лесным фондом, затрудняют осуществление соответствующих мероприятий.

Доводы административного ответчика о недостаточности финансирования на выполнение работ по проведению лесоустройства, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку отсутствие надлежащего финансирования на лесоустройство не может служить основанием для несоблюдения требований закона о проведении лесоустройства, которое подлежит выполнению в безусловном порядке, а таксация лесов является одним из элементов лесоустройства. Отсутствие мероприятий по лесоустройству, проведение которых является обязательным в силу закона, препятствует надлежащему использованию и охране лесов, а неосуществление мероприятий по лесоустройству препятствует надлежащему использованию и охране лесов, создаёт реальную угрозу потери леса.

Необходимость исполнения ответчиком обязанности, возложенной законом, должна служить основанием для принятия им в установленном законом порядке предусмотренных законом мер по вопросам получения указанных субвенций, а также для принятия в эффективных мер направленных на проведение лесоустроительных мероприятий на арендованных участках за счет средств арендаторов на основе государственного-частного партнерства, как это предусмотрено в частности Лесным планом Тверской области. Вопреки требованиям ст. 62 КАС РФ доказательств применения Министерством всех зависящих от него мер по обеспечению надлежащего финансирования данных видов работ не представлено.

При таких обстоятельствах суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку установленное судом бездействие административного ответчика, нарушает требования вышеперечисленных нормы федерального законодательства, а также нарушает права неопределённого круга граждан на благоприятную окружающую среду.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявленные административные исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства лесного хозяйства Тверской области по неисполнению обязанности по лесоустройству, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 и 2 ч. 1 ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации, в границах Калининского участкового лесничества ГКУ «Тверское лесничество» Тверской области.

Возложить на Министерство лесного хозяйства Тверской области обязанность в срок до 1 июля 2022 года провести лесоустройство, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 и 2 ч. 1 ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации в границах Калининского участкового лесничества, общей площадью 17914 га, расположенного в Тверском лесничестве Тверской области, и утвердить акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр или её изменении.

Об исполнении решения Министерству лесного хозяйства Тверской области сообщить в суд и Тверскому межрайонному природоохранному прокурору в течение одного месяца со дня исполнения решения суда в установленный для его исполнения срок.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Тверской областной суд через Калининский районный суд Тверской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Е.В. Гуляева

Мотивированное решение составлено 11.02.2020.