ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-189/2016 от 19.02.2016 Приморского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2а-189/2016 19 февраля 2016 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Приморский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Лощевской Е. А.,

при секретаре Аксеновой Н. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске в помещении Приморского районного суда Архангельской области административное дело по административному исковому заявлению Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Архангельской области к Ильиной И.Ю. о взыскании пени,

установил:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Архангельской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Ильиной И.Ю. о взыскании пени. В обоснование заявленных требований указало, что Ильина И.Ю. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с <дата>. Административный ответчик <дата> поставлен на учет в Государственном учреждении – Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Архангельской области в качестве страхователя под рег.. Статус индивидуального предпринимателя утрачен <дата>. Административный ответчик должен был уплатить страховые взносы за 2003 и 2004 годы. Недоимка по страховым взносам за 2003 год взыскана решением Арбитражного суда Архангельской области от <дата>, недоимка по страховым взносам за 2004 год взыскана заочным решением от <дата>, пени, начисленные на недоимку по страховым взносам за 2003-2004 годы по состоянию на 31.08.2013 взысканы заочным решением от <дата> по делу . Согласно реестру поступления платежей задолженность административным ответчиком не оплачена. В связи с изложенным просит взыскать с административного ответчика в пользу бюджета Пенсионного фонда РФ пени, начисленные на недоимку по страховым взносам за 2003-2004 годы по состоянию на 28.10.2015 в сумме 691 руб. 48 коп., в том числе: пени, начисленные на задолженность по страховым взносам, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии в сумме 460 руб. 92 коп., пени, начисленные на задолженность по страховым взносам, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии в сумме 230 руб. 56 коп.

Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (уведомление), согласно заявлению просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административному ответчику уведомление о времени и месте судебного заседания направлялось по месту регистрации, подтвержденному адресной справкой отделом адресно-справочной работы УФМС России по Архангельской области, письмо вернулось в адрес суда с отметкой об отсутствии адресата по указанному адресу

Частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что лица участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

В пункте 63 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).

С учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, направляется по адресу, указанному в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем. При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.

В случае, если место пребывания административного ответчика неизвестно, суд приступает к рассмотрению административного дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства административного ответчика (статья 102 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд установил:

Ильина И.Ю. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с <дата>. <дата> поставлена на учет в Государственном учреждении – Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Архангельской области в качестве страхователя под рег.. Статус индивидуального предпринимателя утрачен <дата>.

В соответствии с ч. 2 ст.14 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 № 167- ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон от 15.12.2001) страхователи, к которым относятся индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой, обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 28 Закона от 15.12.2001 страхователи уплачивают суммы страховых взносов в бюджет пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 Правил исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 148, установлено, что размер фиксированного платежа на месяц рассчитывается путем деления стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации, на 12.

В случае если рассчитанный на месяц в указанном порядке размер фиксированного платеж, не превышает минимального размера фиксированного платежа, установленного статьей 28 Закона от 15.12.2001, уплата фиксированного платежа осуществляется в минимальном размере.

Согласно пункту 4 указанных Правил фиксированный платеж за текущий год уплачивается не позднее 31 декабря этого года.

Следовательно, страхователи должны были уплатить фиксированный платеж за 2009 год срок до 31.12.2009 г.

Частями 1 и 2 статьи 26 Закона от 15.12.2001 было предусмотрено, что исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

С 1 января 2010 года было введено новое правовое регулирование отношений, связанных с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношений, возникающих в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а именно в силу вступил Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее Закон № 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся — индивидуальные предприниматели.

Согласно п.п. 1 и 2 ч. 2 ст. 28 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы и вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы (ч.1 ст.3 Закона № 212-ФЗ).

Согласно ч. 1 и 2 ст. 25 Закона № 212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленным Законом № 212-ФЗ сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно (ч. 3 ст. 25 Закона № 212-ФЗ).

Таким образом, в тех случаях, когда страхователь в установленном порядке прекращает деятельность и не уплачивает в установленный законом срок страховые взносы в бюджеты ПФР, ФФОМС, территориальные органы ПФР выставляют в отношении данной категории страхователей требования об уплате недоимки по страховым взносам в бюджеты ПФР, ФФОМС с начислением пени по правилам, установленным статьей 25 Закона №212-ФЗ.

На основании статьи 22 Закона № 212-ФЗ административным истцом в адрес административного ответчика заказным письмом были направлены требования: № 117 от 17.03.2014 об уплате пени за 2003-2004 годы, начисленных на недоимку со сроком уплаты до 04.04.2014, в требовании указаны суммы пени, начисленные на недоимку по состоянию на 17.03.2014; №03900540091489 от 10.09.2014 г., об уплате пени за 2003-2004 годы, начисленных на недоимку со сроком уплаты до 30.09.2014, в требовании указаны суммы пени, начисленные на недоимку по состоянию на 10.09.2014; №03900540005858 от 30.01.2015 г., об уплате пени за 2003-2004 годы, начисленных на недоимку со сроком уплаты до 20.02.2015, в требовании указаны суммы пени, начисленные на недоимку по состоянию на 30.01.2015; №03900540069186 от 28.10.2015 г., об уплате пени за 2003-2004 годы, начисленных на недоимку со сроком уплаты до 17.11.2015, в требовании указаны суммы пени, начисленные на недоимку по состоянию на 28.10.2015 г.

Указанные требования были направлены в адрес административного заказными письмами, что подтверждается реестром почтовых отправлений и в соответствии с п. 7 ст. 22 Закона № 212 считается полученным на шестой день с даты отправления заказного письма.

Недоимка по страховым взносам за 2003 год взыскана решением Арбитражного суда Архангельской области от <дата>; недоимка по страховым взносам за 2004 год взыскана заочным решением от <дата>; пени, начисленные на недоимку по страховым взносам за 2003-2004 годы по состоянию на 31.08.2013 г. взысканы заочным решением от <дата> по делу .

Согласно реестру поступления платежей задолженность административным ответчиком не оплачена.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 21 Закона № 212-ФЗ в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно ч. 1.2. ст. 21 Закона № 212-ФЗ заявление о взыскании подается органом контроля за уплатой страховых взносов в суд, если общая сумма страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 500 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью 2.2 настоящей статьи.

В ст.4 Федерального закона от 08.03.2015 № 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" установлено, что дела по требованиям о взыскании с физических лиц обязательных платежей и санкций подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).

Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (ч.1 ст.286 КАС РФ).

В пункте 63 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).

С учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, направляется по адресу, указанному в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем. При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.

Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения (п.67 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015г. № 25).

С учетом изложенного, Ильина И.Ю. считается получившей направленные требования.

Суд проверил расчет, приведенный в приложениях к требованию, находит его правильным.

Согласно реестру поступления платежей, пени по требованию административным ответчиком не уплачены.

Каких либо возражений относительно заявленных исковых требований, доказательств уплаты пени, ответчик, суду не представил.

Порядок и сроки обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, установленные ст. 21, 22 ФЗ № 212-ФЗ, административным истцом соблюдены.

На основании изложенного, суд находит заявленные административным истцом требования законными, обоснованными и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 400 руб. 00 коп. в доход федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд,

решил:

Исковые требования Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Архангельской области к Ильиной И.Ю. о взыскании пени – удовлетворить.

Взыскать с Ильиной Инги Юрьевны, <дата> рождения, уроженки г.<название>, проживающей по <адрес>, в пользу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Архангельской области

Пени, начисленные на недоимку по страховым взносам за 2003-2004 год по состоянию на 28.10.2015 года в суме 691 рубль 48 копеек, в том числе:

-пени, начисленные на задолженность по страховым взносам, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии в сумме 460 руб. 92 коп.;

- пени, начисленные на задолженность по страховым взносам, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии в сумме 230 руб. 56 коп.

Всего взыскать 691 (шестьсот девяносто один) рубль 48 копеек.

Взыскать с Ильиной И.Ю. государственную пошлину в сумме 400 (четыреста) рублей 00 копеек в доход федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Архангельской области.

Председательствующий Е.А. Лощевская