ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1900/2016 от 02.03.2016 Ногинского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ СУДА

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ02 марта 2016 года гор. Ногинск Московской области

Ногинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Лебедевой В.Ю.,

при секретаре Нефедовой Я.В.,

с участием представителя административного истца Администрации муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» Черепановой Т.П.,

представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области – Гросул А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации муниципального образования «Город Старая Купанва Московской области» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об оспаривании отказа в государственной регистрации права,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Администрация муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» обратился в суд с административным иском кУправлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее Управлению Росреестра по Московской области) об оспаривании отказа в государственной регистрации права.

В обоснование своих исковых требований административный истец ссылался на то, что ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты> га), расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования- «под расширение кладбища».

Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ за в государственной регистрации права муниципальной собственности на указанный земельный участок было отказано по следующим основаниям:

Администрация муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» с мотивом отказа не согласна по следующим основаниям.

На момент предоставления администрации муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» земельного участка площадью <данные изъяты> га под расширение существующего кладбища действовал Земельный кодекс РСФСР в редакции 1991 года. При сопоставлении положений ст. 28 выше названного закона с текстом постановления главы администрации Ногинского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что последнее издано в соответствии с положениями названной статьи. Как усматривается из постановления главы администрации Ногинского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ изъятие земельного участка площадью <данные изъяты> га под расширение существующего поселкового кладбища производилось из земель совхоза «Ногинский» с согласия землепользователя на основании заявки администрации Старокупавинского поселкового Совета и акта выбора земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года. Таким образом, процедура предоставления земельного участка площадью <данные изъяты> га в ведение Старокупавинского поселкового Совета соответствовала требованиям действующего на тот момент земельного законодательства и не предусматривала установление его границ. Данный факт подтверждается тем, что отсутствие описания объекта не указано государственным регистратором в качестве мотива отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на указанный выше земельный участок. Основной мотив отказа - отсутствие сведений о виде регистрируемого права.

Действительно в постановлении главы администрации Ногинского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения о виде права. Однако, в соответствии с абз.11 ч.1 ст.17 Закона РФ № 122-ФЗ регистрационный орган в силу указанной нормы обязан был провести правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав. Исходя из основания отказа по п.1 ст.18 Закона РФ № 122-ФЗ можно сделать вывод о том, что такая правовая экспертиза государственным регистратором Орловой Ю.Б. не проводилась. При проведении правовой экспертизы государственный регистратор обязан был проанализировать земельное законодательство, действующее на период издания постановления главы администрации Ногинского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ . В соответствии с ч.3 ст.23 Земельного кодекса РСФСР в редакции ДД.ММ.ГГГГ года, действующей по состоянию на момент издания постановления главы администрации Ногинского района, районные (городские, в административном подчинении которых находится район) Советы народных депутатов изымают на основании статьи 39 настоящего Кодекса, предоставляют в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передают в собственность и аренду земельные участки из всех земель в границах района, за исключением случаев, указанных в пунктах 1, 2 и 4 настоящей статьи. Поскольку в п.2 указанного постановлении главы администрации Ногинского района указано, что земельный участок предоставлен администрации Старокупавинского поселкового Совета в ведение, то следует, что вид права, не иначе как, бессрочное (постоянное) пользование, так как цель предоставления земельного участка - под расширение существующего поселкового кладбища, не предполагает предоставление его во временное пользование.Кроме того, постановление главы администрации Ногинского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ послужило для ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области основанием для постановки данного земельного участка ДД.ММ.ГГГГ на кадастровый учет.

Административный истец Администрация муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» просила суд обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» на земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты> га), расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования- «под расширение кладбища».

В судебном заседании представитель административного истца Администрации муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» - Черепанова Т.П. административные исковые требования поддержала, дала объяснения, аналогичные доводам, изложенными в иске, дополнительно пояснив, что земельный участок площадью <данные изъяты> га под расширение существующего поселкового кладбища был выделен Старокупавинскому поселковому Совету в ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы администрации Ногинского района Московской области , а не в ДД.ММ.ГГГГ в связи с разграничением Законом Московской области от ДД.ММ.ГГГГ между Ногинским муниципальным районом и вновь образованным в его составе городским поселением Старая К. муниципального имущества. То есть право муниципальной собственности на указанный земельный участок возникло в ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п.1 ст.6 Федеральный закон от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Являясь обладателем названного земельного участка, администрация муниципального образования «Город Старая Купавна» намерена реализовать свое право на документальное оформление права муниципальной собственности, в связи с чем, и обратилась в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности, в чем ей незаконно было отказано. При этом, администрация считает, что отсутствие в правоустанавливающем документе — постановлении главы Ногинского района от ДД.ММ.ГГГГ указания о виде права, на котором земельный участок был выделен Старокупавинскому поселковому Совету, не имеет правового значения, так как не является безусловным основанием для отказа в регистрации права муниципальной собственности, возникшего в ДД.ММ.ГГГГ и действительного на сегодняшний день. Также ссылается на то, что Земельный кодекс РСФСР, действовавший на период издания главой Ногинского района постановления от ДД.ММ.ГГГГ года, предусматривал формулировку «земли находящиеся в ведении», которую и использовал глава администрации Ногинского района при издании постановления № 1847. Так формулировка пункта 4 части 1 статьи 18 Земельного кодекса РСФСР звучала следующим образом: «Ведению сельских, поселковых Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений подлежит:.. .планирование использования земель, находящихся в их ведении». Участок <данные изъяты> га был изъят из земель совхоза «Ногинский» и передан Старокупавинскому поселковому Совету дополнительно к имеющемуся земельному участку площадью <данные изъяты> га, который согласно акту на право пользования землей был предоставлен исполнительным комитетом Ногинского районного городского Совета депутатов трудящихся Старокупавинскому поселковому Совету на праве постоянного пользования. Откуда следует, что увеличение этого участка могло произойти только на этом же виде права.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Гросул А.П. в судебном заседании исковые требования Администрации муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» не признала по доводам изложенным в сообщении об отказе в регистрации, дополнительно пояснив, что в регистрационном деле имеется выписка, из реестра муниципальной собственности Администрации муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» касательно данного участка, где имеется ссылка на закон Московской области №186/2008-ОЗ «О разграничении муниципального имущества между Ногинским муниципальным районом Московской области вновь образованными в его составе городским поселением Старая Купавна, сельским поселением Степановское». При этом в приложении к закону в перечене имущества отсутствует данный земельный участок. Соответственно регистратор при проведении правовой экспертизы действовал на основании ст. 17 Закона о регистрации, где написано, что основаниями для регистрации права являются в том числе акты, изданные органами государственной власти или местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством. Есть ст. 18 - требования к документам, предоставляемым на государственную регистрацию, согласно которой документы устанавливающие наличие, прекращение и переход права должны соответствовать требованиям установленным законодательством РФ, в том числе содержать данные о виде регистрируемого права. Статья ст.23 ЗК РСФСР не предусматривает такой вид права на земельный участок как «ведение».

Выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.

Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

1. Государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. В день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения и выдать или направить его заявителю (заявителям) в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе.

Государственная регистрация прав на основании судебного акта может приостанавливаться государственным регистратором при возникновении у него сомнений в подлинности представленных документов, а также при наличии оснований, указанных в пункте 4 настоящей статьи.

2. В указанных в пункте 1 настоящей статьи случаях государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на один месяц.

Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов, за исключением случаев, указанных в пунктах 2.1 и 3 настоящей статьи.

Согласно абз.4,10 п.1 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты> га), расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования- «под расширение кладбища».

В качестве правоустанавливающего документа ими были предоставлены копия постановления Главы Ногинского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ., выписка из реестра муниципальной собственности муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области», кадастровый паспорт земельного участка.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ администрации муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» было сообщено о приостановлении государственной регистрации сроком на один месяц по ДД.ММ.ГГГГ на основании их заявления, уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ администрации муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» было сообщено о приостановлении государственной регистрации сроком на один месяц по ДД.ММ.ГГГГ по решению регистратора, а сообщением от ДД.ММ.ГГГГг. было сообщено об отказе в государственной регистрации по следующим основаниям:

На государственную регистрацию права собственности представлена выписка из реестра муниципальной собственности муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которой вышеуказанный земельный участок в соответствии с Законом Московской области "О разграничении муниципального имущества между Ногинским муниципальным районом Московской области и вновь образованными в его составе городским поселением Старая Купавна, сельским поселением Степановское" от ДД.ММ.ГГГГ является муниципальной собственностью. Однако, в перечне муниципальных учреждений и муниципального имущества Ногинского муниципального района Московской области, передаваемых в собственность городскому поселению Старая Купавна Ногинского муниципального района Московской области, заявленный к регистрации права собственности объект недвижимого имущества отсутствует.

Также представлена архивная копия постановления главы администрации Ногинского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ , в котором отсутствуют сведения о виде регистрируемого права, что противоречит требованиям п. 1 ст. 18 Закона о регистрации.

Административный истец считает отказ Управления Росреестра по Московской области в регистрации права собственности на земельный участок незаконным, ссылаясь на то, что в п.2 постановления Главы Ногинского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. указано на предоставление земельного участка в ведение администрации Старокупавинского поселкового Совета, что по смыслу ч.3 ст. 23 Земельного кодекса РСФСР означает предоставление земельного участка не иначе как в бессрочное (постоянное) пользование.

Согласно п.1 ст. 18 Федерального закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

Согласно п. 1, 2 постановления Главы Ногинского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. из земель совхоза «Ногинский» изъят земельный участок площадью 4,5га и передан в ведение Старокупавинского поселкового Совета под расширение кладбища.

Согласно ст. 23 Земельного кодекса РСФСР (в редакции 1991 года) Сельские, поселковые Советы народных депутатов изымают, предоставляют в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передают в собственность и аренду земельные участки в пределах черты сельских населенных пунктов, поселков, а также из фонда других земель, переданных в их ведение, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 этой статьи и статьями 58 и 59 настоящего Кодекса.

Таким образом, по смыслу ст. 23 Земельного кодекса РСФСР (в редакции 1991 года), передача земельного участка в ведение Старокупавинского поселкового Совета означала передача полномочий по его распоряжению, а не возникновение соответствующего права на земельный участок.

Поскольку в указанном постановлении не указан вид регистрируемого права, оснований для регистрации права собственности администрации муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» на земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты> га), расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования- «под расширение кладбища», на основании представленных документов у Управления Росреестра по Московской области не было.

Более того, администрацией муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» представлена выписка из реестра муниципальной собственности муниципального образования «Город Старая Купавна Московской области» от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которой вышеуказанный земельный участок в соответствии с Законом Московской области "О разграничении муниципального имущества между Ногинским муниципальным районом Московской области и вновь образованными в его составе городским поселением Старая Купавна, сельским поселением Степановское" от ДД.ММ.ГГГГ является муниципальной собственностью. Однако, в перечне муниципальных учреждений и муниципального имущества Ногинского муниципального района Московской области, передаваемых в собственность городскому поселению Старая Купавна Ногинского муниципального района Московской области, заявленный к регистрации права собственности объект недвижимого имущества отсутствует.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение принято в соответствии с требованиями ст. 18,20 Федерального закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а потому административное исковое заявление Администрации муниципального образования «Город Старая Купанва Московской области» к Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской <адрес> об оспаривании отказа в государственной регистрации права не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, ч.4 ст. 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искаАдминистрации муниципального образования «Город Старая Купанва Московской области» к Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об оспаривании отказа в государственной регистрации права, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 09 марта 2016 года.

Судья: подпись

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>