ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1906/2022 от 08.08.2022 Батайского городского суда (Ростовская область)

Дело № 2а-1906/2022

УИД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОСИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 августа 2022 года г. Батайск

Батайский городской суд Ростовской области в составе

председательствующего судьи Акименко Н.Н.,

при секретаре Пузенко Т.А.,

с участием Гончарова В.Н., Силкиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковым требованиям Гончарова <данные изъяты> к ГКУ РО «Центр занятости населения <адрес>», инспектору ГКУ РО «Центр занятости населения <адрес> Игнатовой <данные изъяты>, директору ГКУ РО «Центр занятости населения <адрес>» Лавриненко <данные изъяты> о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ, об обязании признать безработным и поставить на регистрационный учет,

УСТАНОВИЛ:

Гончаров В.Н. обратился в суд с административным иском к ГКУ РО «Центр занятости населения <адрес>», инспектору ГКУ РО «Центр занятости населения <адрес> Игнатовой <данные изъяты>, директору ГКУ РО «Центр занятости населения <адрес>» Лавриненко <данные изъяты> о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ, о понуждении признать безработным и поставить на регистрационный учет. В обоснование заявленных требований указал на то, что ДД.ММ.ГГГГ через электронный портал «Госуслуги» направил в ГКУ «Центр занятости населения <адрес>» заявление о содействии в поисках работы. В ответ ДД.ММ.ГГГГ получено уведомление о необходимости не позднее трех календарных дней зарегистрироваться на портале «Работа России», прикрепив к поданному заявлению резюме. ДД.ММ.ГГГГ заявлению присвоен статус «Принято в работу», после чего, ДД.ММ.ГГГГ, получено сообщение от административного ответчика о том, что ГКУ РО «Центр занятости населения <адрес>» подобраны подходящие вакансии и работодателям направлены резюме, также сообщалось, что взаимодействие с работодателем по проведению собеседования можно осуществлять в личном кабинете на портале «Работа России». В этот же день поступило сообщение о необходимости явки в ГКУ РО «Центр занятости населения <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 30 минут для принятия решения о признании безработным. Вплоть до ДД.ММ.ГГГГ Гончаровым В.Н. осуществлялась ежедневная проверка личного кабинета на предмет поступления предложений о прохождении собеседований с работодателями, однако таких сообщений не поступило. Во время личной явки ДД.ММ.ГГГГ в ГКУ РО «Центр занятости населения <адрес>» инспектор Игнатова Ю.Ю. сообщила об отказе в признании Гончарова В.Н. безработным, при этом письменное заключение и разъяснения не были предоставлены. При обращении в приемную директора ГКУ РО «Центр занятости населения <адрес>» Гончарову В.Н. устно пояснили, что существует вероятность сбоя в работе сайта, в связи с чем предложения о прохождении собеседования в личном кабинете не отражались. Истец полагает, что предусмотренный законом 11-дневный срок истекает не ДД.ММ.ГГГГ а ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем он мог бы пройти собеседования ДД.ММ.ГГГГ, однако такой возможности ему не предоставили. Кроме того, указывает, что ДД.ММ.ГГГГ через портал «Госуслуги» направил заявление о предоставлении письменного мотивированного отказа, но до момента обращения в суд ответа на свое обращение не получил, было лишь получено сообщение об отказе в признании безработным.

На основании изложенного административный истец просит признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ административного ответчика инспектора ГКУ РО «Центр занятости населения <адрес>» Игнатовой <данные изъяты> об отказе в признании его безработным; признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ административного ответчика директора ГКУ РО «Центр занятости населения <адрес>» Лавриненко <данные изъяты> об отказе в признании его безработным; обязать административного ответчика ГКУ РО «Центр занятости населения <адрес>» признать его безработным и осуществить постановку на регистрационный учет на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ (принятого ДД.ММ.ГГГГ) и представленных документов; взыскать с административного ответчика в пользу административного истца понесенные судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере 300 рублей.

Административный истец в судебное заседание явился, поддержал требования в полном объеме, просил их удовлетворить.

Административные ответчики инспектор ГКУ РО «Центр занятости населения <адрес>» Игнатова Ю.Ю. и директор ГКУ РО «Центр занятости населения <адрес>» Лавриненко Г.П. в судебное заседание не явились, о месте, дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие приобщено к материалам дела.

Представитель административного ответчика ГКУ РО «Центр занятости населения <адрес>» по доверенности Силкина А.В. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения административных исковых требований в связи с отсутствием нарушения прав административного истца. Письменные возражения приобщены к материалам дела.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 150 КАС РФ.

Изучив материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При разрешении такого административного искового заявления для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых действий закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этими действиями прав либо свобод административного истца (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения».

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (абз. 2 п. 1 ст. 3).

Во исполнение предоставленных полномочий Правительством РФ принято Постановление Правительства РФ от 02.11.2021 № 1909 «О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. № 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», которым утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правила регистрации безработных граждан, требования к подбору подходящей работы.

В соответствии с п. 2 указанного Постановления Правительства РФ реализация положений Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правил регистрации безработных граждан и требований к подбору подходящей работы, утвержденных настоящим постановлением, осуществляется с использованием Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России», регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения, а также федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», региональных порталов государственных и муниципальных услуг, интегрированных с указанной единой цифровой платформой.

В соответствии с положениями Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы постановка на регистрационный учет осуществляется центрами занятости населения на основании заявления гражданина, обратившегося в центр занятости населения, в форме электронного документа, направленного с использованием единой цифровой платформы, единого портала или регионального портала (п.4 Правил).

Гражданин, обратившийся в центр занятости населения, подает заявление вместе с информацией о себе, об уровне своей квалификации и о стаже работы в форме электронного документа. В случае направления заявления с использованием единого портала или регионального портала гражданин, обратившийся в центр занятости населения, направляет резюме с использованием единой цифровой платформы не позднее 3 календарных дней со дня направления заявления. Гражданину, обратившемуся в центр занятости населения, направляется уведомление о необходимости направления резюме в установленный срок. В заявлении гражданин, обратившийся в центр занятости населения, указывает, претендует ли он на признание его безработным (п. 5 Правил).

Центр занятости населения не позднее одного рабочего дня после направления гражданином, обратившимся в центр занятости населения, заявления и резюме проводит оценку его резюме на предмет соответствия требованиям к информации, размещаемой на единой цифровой платформе, утвержденным Федеральной службой по труду и занятости (далее - требования к информации).

При соответствии резюме гражданина, обратившегося в центр занятости населения, требованиям к информации заявление считается принятым центром занятости населения, за исключением случаев, когда заявление направлено им в центр занятости населения не по месту жительства (п. 11 Правил).

В случае если заявление и резюме направлено гражданином, обратившимся в центр занятости населения, в выходной или нерабочий праздничный день, днем направления заявления считается следующий за ним рабочий день (п. 9 Правил).

Центр занятости населения не позднее одного рабочего дня после направления гражданином, обратившимся в центр занятости населения, заявления и резюме проводит оценку его резюме на предмет соответствия требованиям к информации, размещаемой на единой цифровой платформе, утвержденным Федеральной службой по труду и занятости (далее - требования к информации) (п. 11 Правил).

Уведомление о принятии заявления направляется гражданину, обратившемуся в центр занятости населения, в день его принятия (п. 13 Правил).

Центр занятости населения осуществляет постановку гражданина, обратившегося в центр занятости населения, на регистрационный учет путем внесения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения сведений, содержащихся в заявлении и резюме, не позднее одного рабочего дня после принятия заявления. Днем постановки на регистрационный учет является день принятия заявления. Уведомление о постановке на регистрационный учет направляется гражданину, обратившемуся в центр занятости населения, в день его постановки на регистрационный учет (п. 15 Правил).

Центр занятости населения осуществляет информирование гражданина, обратившегося в центр занятости населения, о ходе и последовательности действий, необходимых для постановки на регистрационный учет и получения государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, в том числе о сроках направления такому гражданину соответствующих уведомлений. Информирование гражданина, обратившегося в центр занятости населения, осуществляется непосредственно при личном посещении им центра занятости населения или путем направления уведомлений, предусмотренных настоящими Правилами (п. 18 Правил).

Центр занятости населения не позднее 2 рабочих дней со дня поступления сведений о свободных рабочих местах и вакантных должностях на единую цифровую платформу направляет зарегистрированным гражданам с использованием единой цифровой платформы перечень предложений подходящей работы (вакансий). В случае направления заявления через единый портал или региональный портал перечень предложений подходящей работы (вакансий) направляется зарегистрированному гражданину также на единый портал или региональный портал с использованием единой цифровой платформы (п. 24 Правил).

Судом установлено, что административным истцом Гончаровым В.Н. в целях поиска подходящей работы посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее Единый портал) ДД.ММ.ГГГГ направлено в ГКУ РО «Центр занятости населения <адрес>» (далее - Центр занятости) соответствующее заявление, которому присвоен

В этот же день истцу поступило уведомление от Центра занятости о необходимости создать резюме и его зарегистрировать на платформе информационно-аналитической системы Общероссийской базы вакансий «Работа в России» (далее - ИАС ОБВ «Работа в России»). Административным истцом данные действия выполнены в этот же день.

Поскольку ДД.ММ.ГГГГ (суббота) являлся выходным днем (для пятидневной рабочей недели), а ДД.ММ.ГГГГ являлся нерабочим днем (в соответствии с ч.5 ст. 112 Трудового кодекса РФ), датой принятия заявления Гончарова В.Н. является ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик уведомил административного истца о том, что заявление принято в работу, установив в личном кабинете Гончарова В.Н. соответствующий статус заявления.

Для эффективного подбора необходимых вакансий Гончарову В.Н. предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ расставить приоритеты вакансий. Предложенное выполнено Гончаровым В.Н. ДД.ММ.ГГГГ. В этот же день после согласования вакансий инспектором Центра занятости с работодателями административному истцу в личный кабинет направлены две подходящие вакансии и уведомление о необходимости пройти собеседование не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Так же истец был уведомлен о необходимости явиться в Центр занятости ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 30 минут для принятия решения о признании его в качестве безработного.

Пунктом 2 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрено, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Пунктом 3 ст. 3 указанного закона предусмотрено, что безработными не могут быть признаны граждане:

отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды;

не направившие в органы службы занятости в срок, установленный порядком регистрации безработных граждан, в электронной форме с использованием единой цифровой платформы информацию о дне и результатах проведения переговоров с работодателями по двум выбранным вариантам подходящей работы или не представившие в случаях, предусмотренных порядком регистрации безработных граждан, направление с отметкой работодателя о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу в органы службы занятости.

Пунктом 10 Правил регистрации безработных граждан предусмотрено, что постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных граждан государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными, в частности, в случае отказа зарегистрированного гражданина от 2 выбранных вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы (пп. «в» п. 10 Правил); ненаправления зарегистрированным гражданином в течение 2 календарных дней со дня получения перечня предложений подходящей работы (вакансий) или профессионального обучения в центр занятости населения информации в электронной форме с использованием единой цифровой платформы, в том числе через единый портал или региональный портал, о выборе 2 вариантов подходящей работы или профессионального обучения (пп. «з»п. 10 Правил); ненаправления зарегистрированным гражданином в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления или направления на проведение переговоров в центр занятости населения информации в электронной форме с использованием единой цифровой платформы, в том числе через единый портал или региональный портал, о дне и о результатах проведения переговоров с работодателями по 2 выбранным вариантам подходящей работы либо непредставление направления с отметкой работодателя в случае отсутствия у работодателя регистрации на единой цифровой платформе о дне явки зарегистрированного гражданина и причине отказа в приеме на работу в центр занятости населения (пп. «и» п. 10 Правил).

Судом установлено, что на момент явки в Центр занятости ДД.ММ.ГГГГ Гончаров В.Н. не направил в электронной форме информацию о дне и результатах проведения переговоров с работодателями по двум выбранным вариантам подходящей работы, равно как и не представил направление с отметкой работодателя о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу в Центр занятости. Доказательств обратного административным истцом не представлено.

Доводы административного истца о неполучении посредством ИАС ОБВ «Работа в России» сведений о подобранных для него вакансиях и необходимости прохождения собеседования с работодателями не может быть признан судом убедительным, поскольку в соответствии с п. 66 раздела VII Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» (вместе с «Правилами функционирования единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России») в процессе электронного документооборота на единой цифровой платформе обеспечивается фиксация фактов получения лицом, поступающим на работу, работником и работодателем электронных документов, возможность выгрузки электронных документов, а также возможность взаимодействия единой цифровой платформы с информационной системой работодателя в целях осуществления автоматизированной выгрузки созданных с помощью единой цифровой платформы электронных документов и автоматизированной загрузки на единую цифровую платформу электронных документов, созданных с использованием информационной системы работодателя.

Так, административным ответчиком представлены суду скрин-шоты информации ИАС ОБВ «Работа в России» в отношении Гончарова В.Н., в соответствии с которыми ДД.ММ.ГГГГ административному истцу Центром занятости направлено уведомление о необходимости пройти собеседования по согласованным вакансиям не позднее ДД.ММ.ГГГГ, статус заявления изменен на «Прохождение собеседований». В разделе «подобранные вакансии» отражаются две вакансии.

В день личной явки в Центр занятости Гончарову В.Н. было предложено дополнительно подобрать два варианта подходящей работы с условием пройти собеседование до 16 часов 45 минут ДД.ММ.ГГГГ в целях соблюдения требований пункта 2 ст. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О занятости населения в Российской Федерации».

В административном исковом заявлении и в судебном заседании административным истцом не отрицается, что он отказался пройти собеседование по предложенным двум дополнительным вакансиям до 16 часов 45 минут ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, административный истец отказался от двух вариантов подходящей работы, в связи с чем административным ответчиком обоснованно принято решение об отказе в признании Гончарова В.Н. безработным и назначении пособия по безработице на основании п.3 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Доводы административного истца о необходимости применения при исчислении срока на прохождение собеседования с работодателями общих правил исчисления срока, установленных Гражданским кодексом РФ и Трудовым кодексом РФ, основаны на ошибочном толковании действу3ющих норм права. При исчислении оспариваемого срока следует руководствоваться положениями п. 5 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.11.2021 № 1909, в соответствии с которыми зарегистрированному гражданину, претендующему на признание его безработным, центры занятости населения устанавливают дату явки для решения вопроса о признании его в качестве безработного гражданина не позднее 11-го дня со дня подачи заявления. Днем подачи заявления гражданина, обратившегося в центр занятости населения, является день его принятия центром занятости населения в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы.

Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В силу статей 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения административных исковых требований Гончарова В.Н. не имеется по причине отсутствия нарушений прав и законных интересов административного истца.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении исковых требований Гончарова <данные изъяты> к ГКУ РО «Центр занятости населения <адрес>», инспектору ГКУ РО «Центр занятости населения <адрес> Игнатовой <данные изъяты>, директору ГКУ РО «Центр занятости населения <адрес>» Лавриненко <данные изъяты> о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ, об обязании признать безработным и поставить на регистрационный учет.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья

Решение в мотивированной форме изготовлено 20 августа 2022 года