ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1906/2022 от 14.07.2022 Каспийского городского суда (Республика Дагестан)

Дело № 2а-1906/2022

УИД 05RS0021-01-2022-005163-55

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Каспийск 14 июля 2022 года

Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Тикаева И.Г.,

при секретаре судебного заседания Салиховой А.А..

с участием:

представителя административного истца Гамзалаева Р.Г.,

представителя административного ответчика Администрации ГО «город Каспийск» Сагидова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2а-1906/2022 по административному иску Ибрагимова Саида Османовича к Администрации ГО «город Каспийск» о признании незаконным отказ от 20 апреля 2022 года в выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером: 05:09:000023:16532, расположенном по адресу: г. Каспийск, СНТ Дагестан, линия 13-я, уч. 483, 484 и обязании устранить в полном объеме допущенное препятствие к осуществлению его прав и свобод

УСТАНОВИЛ:

Ибрагимов С.О. обратился с указанным иском в суд к Администрации ГО «город Каспийск» в обоснование приводя, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1004 кв.м., расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, снт «Дагестан», линия 13-я, уч.483, 484. Указанный земельный участок был образован в результате объединения двух земельных участков: – 05:09:000023:16233, расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, снт «Дагестан», линия 13, №483 и – 05:09:000023:15421, расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, снт «Дагестан», линия 13, №484. Указанные земельные участки были предоставлены членам СНТ «Дагестан» Администрацией г. Каспийск на праве собственности. С целью согласования строительства 25 марта 2022 года в адрес Администрации г. Каспийск было подано уведомление о планируемом строительстве садового дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером: 05:09:000023:16532, расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, СНТ «Дагестан», линия 13-я, уч. 483, 484. 20 апреля 2022 года Администрация г. Каспийск в своем письме сообщает, что земельный участок с кадастровым номером: 05:09:000023:16532, находиться за пределами МО ГО «город Каспийск», в связи с чем, с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, необходимо обратиться в Администрацию Карабудахкентского района РД.

Административный истец Ибрагимов С.О. надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела в суд не явился, направил в суд своего представителя Гамзалаева Р.Г. который в судебном заседании административное исковое заявление поддержал и просил его удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика Администрации ГО «город Каспийск» Сагидов А.С. в судебном заседании административное исковое заявление не признал и просил в его удовлетворении отказать.

Заинтересованные лица СНТ «Дагестан» и Администрация МР «Карабудахкентский район» надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в суд не явились, о причинах неявки суд не уведомили.

В связи с чем, суд посчитал возможным рассмотреть данное дело без их участия.

Информация о рассмотрении дела размещалась на официальном сайте Каспийского городского суда Республики Дагестан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kaspiyskiy.dag@sudr.ru) в соответствии с требованиями части 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы административного дела, суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218, пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как установлено судом и следует из материалов дела, административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 05:09:000023:16532, расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, СНТ «Дагестан», линия 13-я, уч. 483, 484.

Указанный земельный участок был образован в результате объединения двух земельных участков с кадастровыми номерами 05:09:000023:16233 и 05:09:000023:15421.

25 марта 2022 года в адрес Администрации г. Каспийск было подано уведомление о планируемом строительстве садового дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером: 05:09:000023:16532, расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, снт «Дагестан», линия 13-я, уч. 483, 484.

Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались также, как и не оспаривались правоустанавливающие документы административного истца.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее сведения, предусмотренные данной нормой.

Перечень документов, прилагаемых к уведомлению о планируемом строительстве определен в части 3 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Основания для направления застройщику уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, - предусмотрены в части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если: 1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок; 4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

20 апреля 2022 года Администрация г. Каспийск в своем письме сообщает, что земельный участок с кадастровым номером: 05:09:000023:16532, находиться за пределами МО ГО «город Каспийск», в связи с чем, с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, необходимо обратиться в Администрацию Карабудахкентского района РД.

Иных оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в обжалуемом отказе не содержится.

Между тем, из представленной в материалы дела выписке из ЕГРН, следует, что земельный участок административного истца расположен по адресу: Республика Дагестан, г. Каспийск, СНТ «Дагестан», линия 13-я, уч.483, 484.

Из представленной в материалы дела схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с указанием характерных точек границ, место расположения земельного участка является Республика Дагестан, г. Каспийск, СНТ «Дагестан», линия 13-я, уч. 483, 484.

В этой связи у суда оснований полагать, что земельный участок расположен за пределами административных границ г. Каспийск, как об этом указано в обжалуемом отказе не имеется и доказательств обратного материалы дела не содержат и таковые суду не представлены.

В соответствии с частью 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Частью 9 статьи 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом бремя доказывания данных обстоятельств возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие). Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (части 1, 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В нарушение приведенных нормативных положений административным ответчиком не доказано законность принятия оспариваемого решения.

Административным истцом в иске также заявлены требования о возложении обязанности на администрацию «город Каспийск» выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером: 05:09:000023:16532, расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, СНТ «Дагестан», линия 13-я, уч. 483,484.

Согласно статье 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение о признании оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействия) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.

В то же время, судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц.

В этой связи, суд не уполномочен возлагать на орган обязанности, напрямую вытекающие из его исключительной компетенции, подменяя органы исполнительной власти.

Обратное явилось бы неправомерным вмешательством в деятельность административного ответчика, в связи с чем, требования административного истца суд находит подлежащими частичному удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л :

Административный иск Ибрагимова Саида Османовича, удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Администрации городского округа «город Каспийск» от 20 апреля 2022 года № 1343/1126 в выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером: 05:09:000023:16532, расположенный по адресу: РД, г. Каспийск, СНТ «Дагестан», линия 13-я, уч.483,484.

Обязать Администрацию городского округа «город Каспийск» в установленном законом порядке повторно рассмотреть уведомление Ибрагимова Саида Османовича о планируемом строительстве садового дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером: 05:09:000023:16532, расположенного по адресу: РД, г. Каспийск, СНТ «Дагестан», линия 13-я, уч. 483, 484.

В удовлетворении остальной части административного иска Ибрагимова Саида Османовича, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной формулировке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан, путем подачи апелляционной жалобы, через Каспийский городской суд Республики Дагестан.

Мотивированное решение составлено 19 июля 2022 года.

Председательствующий: И.Г. Тикаев