Дело <номер обезличен>а-1907/20
26RS0<номер обезличен>-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июля 2020 года <адрес обезличен>
Ленинский районный суд <адрес обезличен> края в составе:
председательствующего судьи Романенко Ю.С.,
при секретаре Урусове Х.М.,
с участием:
представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, действующей на основании доверенности,
представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес обезличен> – ФИО3, действующей на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес обезличен> – ФИО4, действующей на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица администрации <адрес обезличен> – ФИО5, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес обезличен>, с участием заинтересованных лиц комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес обезличен>, администрации <адрес обезличен>, о признании незаконным решения и об обязании осуществить государственную регистрацию прав,
установил:
ФИО6 обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес обезличен>, с участием заинтересованных лиц комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес обезличен>, администрации <адрес обезличен>, в котором просит признать незаконным Уведомление от <дата обезличена><номер обезличен> оботказе в государственной регистрации прав административного на право ограниченного пользования частью земельного участка (сервитут) площадью 653 кв.м., с условным номером части земельного участка 26:12:0330403:41/чзу 1, расположенного по адресу: установленного относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир нежилое строение. Участок находиться примерно в 4 м. от ориентира по направлению на юг.Почтовый адрес ориентира: <адрес обезличен>, в целях беспрепятственного прохода (проезда) через земельный участок с кадастровым номером 26:12:030403:41 к земельному участку с кадастровым номером 26:12:030403:134, расположенному по адресу: <адрес обезличен>, ш.Старомарьевское. Обязать, административного ответчика - Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес обезличен> осуществить государственную регистрацию права ограниченного пользования частью земельного участка (сервитут) площадью 653 кв.м.. с условным номером части земельного участка 26:12:0330403:41/чзу1, расположенного по адресу: установленного относительно ориентира, расположенною за пределами участка. Ориентир нежилое строение. Участок находиться примерно в 4 м. от ориентира понаправлению на юг.Почтовый адрес ориентира: <адрес обезличен>, в целях беспрепятственного прохода (проезда) через земельный участок с кадастровым номером 26:12:030403:41 к земельному участку с кадастровым номером 26:12:030403:134. Расположенному по адресу: <адрес обезличен>, ш.Старомарьевское, на основании заявления oт <дата обезличена> и представленных документов.
В обоснование заявленных требований истец указал, что между ФИО1 и администрацией <адрес обезличен><дата обезличена> было заключено Соглашение № l сус об установлении сервитута, в соответствии с которым ФИО1 предоставляется право ограниченного пользования частью земельного участка (сервитут) площадью 653 кв.м., с условным номером части земельного участка 26:12:0330403:41/чзу 1, расположенного по адресу: установленного относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир нежилое строение. Участок находиться примерно в 4 м. от ориентира понаправлению на юг. Почтовый адрес ориентира: <адрес обезличен>, в целях беспрепятственного прохода (проезда) через земельный участок с кадастровым номером 26:12:030403:41 к земельному участку с кадастровым номером 26:12:030403:134, расположенному по адресу: <адрес обезличен>, ш.Старомарьевское. Данный участок входит в состав земельного участка, общей площадью 1003 кв.м. с кадастровым номером: 26:12:030403:41 из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «для проектирования и организации благоустройства». Сервитут установлен в интересах собственника земельного участка с кадастровым номером 26:12:030403:134, общей площадью 1206 кв.м., расположенною по адресу: <адрес обезличен>. В соответствии с п. 1.2. соглашения <номер обезличен> сус обустановлении сервитута, сервитут устанавливается сроком на 10 лет. <дата обезличена> административным истцом - ФИО1 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в соответствии со ст.ст. 14. 15. 18 Федерального закона от <дата обезличена> №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», было подано Заявление о государственной регистрации ограничения (обременения) от <дата обезличена><номер обезличен>. К Заявлению от <дата обезличена> в соответствии с требованиями ст. 21 Федерального закона от <дата обезличена> №218-ФЗ были приложены следующие документы: Соглашения <номер обезличен>сус об установлении сервитута от<дата обезличена>; доверенность от <дата обезличена>, а также квитанция об уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей, что подтверждается Распиской в получении документов на государственную регистрацию от<дата обезличена>. <дата обезличена> административным ответчиком было вынесено Уведомление об отказе в государственной регистрации права в связи с тем, что между частью земельного участка, площадью 653 кв.м. с кадастровым номером 26:12:030403: 41 и земельным участком с кадастровым номером 26:12:030403:134- отсутствуют общие границы. Административный истец - ФИО1 считает, что уведомление от <дата обезличена><номер обезличен> об отказе в государственной регистрации прав незаконным, поскольку онопротиворечит ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), ст.ст. 14,26,27 Федерального закона от <дата обезличена> №218-ФЗ и нарушает права и законные интересы административного истца. На основании изложенного, просил административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, а также не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, с согласия сторон в порядке ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрел дело в отсутствие неявившегося истца.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1- ФИО2, доводы, изложенные в административном исковом заявлении поддержала в полном объеме и просила суд их удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО3, просила в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказать, предоставила суду возражения, доводы которых поддержала в полном объеме.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица КУМИ <адрес обезличен> – ФИО4, просила суд вынести решение в соответствии с ФЗ <номер обезличен> от <дата обезличена> «О государственной регистрации недвижимости».
В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации <адрес обезличен> - ФИО5, просила вынести решение в соответствии с ФЗ <номер обезличен> от <дата обезличена> «О государственной регистрации недвижимости».
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ч. 3 ст. 62 КАС РФ судом распределено бремя доказывания между сторонами и установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела, которые подтверждаются материалами дела.
Так, <дата обезличена> между администрацией <адрес обезличен> и ФИО1 было заключено соглашение <номер обезличен> сус, согласно которого последнему предоставляет «пользователю» право ограниченного пользования частью земельного участка (сервитут) площадью 653 кв.м., с условным номером части земельного участка 26:12:030403:41/чзу1, расположенного по адресу: установленного относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир нежилое строение. Участок находится примерно в 4 м от ориентира по направлению на юг. Почтовый адрес ориентира: <адрес обезличен>, в целях беспрепятственного прохода (проезда) через земельный участок с кадастровым номером 26:12:030403:41 к земельному участку с кадастровым номером 26:12:030403:134, расположенному по адресу: <адрес обезличен>, ш.Старомарьевское. Данный участок входит в состав земельного участка, общей площадью 1003 кв.м., с кадастровым номером 26:12:030403:41 из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «для проектирования и организации благоустройства». Сервитут установлен в интересах собственника земельного участка с кадастровым номером 26:12:030403:134, общей площадью 1206 кв.м., расположенною по адресу: <адрес обезличен>. Сервитут устанавливается сроком на 10 лет.
Исходя из положений ч. 6 ст. 1 Федерального закона от <дата обезличена> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст.ст. 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 52 Федерального закона от <дата обезличена> № 218-ФЗ, государственная регистрация сервитута осуществляется на основании заявления лица, приобретающего право ограниченного пользования чужой вещью, или лица, права которого ограничиваются, в том числе в случае, если сведения о месте и об условиях ограниченного пользования чужим объектом недвижимости установлены судебным актом или соглашением об установлении сервитута.
В соответствии с п. 123 Приказа Минэкономразвития России от <дата обезличена><номер обезличен> «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки» при внесении записей об ограничении (обременении) указываются: вид ограничения: слово «сервитут»; предмет сервитута: объект (если сервитут относится к части объекта недвижимости, также указывается учетный номер такой части); срок, который указывается посредством внесения даты начала и окончания сервитута или даты начала сервитута и его продолжительности либо слов «Срок не определен», когда срок сервитута не определен; условия сервитута; лицо (объект), в пользу которого установлен сервитут: данные о гражданине, юридическом лице в соответствии с пунктом 50 Порядка или объекте, для которого установлено право ограниченного пользования, либо слово "Публичный", когда сервитут является публичным.
Исходя из ч. 4 ст. 1 и ст. 44 Федерального закона от <дата обезличена> № 218-ФЗ в реестр прав записи в отношении объекта недвижимости либо его части вносятся только при том условии, что описание соответствующего объекта (части объекта) присутствует в кадастре недвижимости, который так же, как и реестр прав, входит в состав ЕГРН.
Согласно п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от <дата обезличена> № 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Как установлено в судебном заседании из представленных материалов дела, ФИО1<дата обезличена> обратился в Управление Росреестра по <адрес обезличен> с заявлением о государственной регистрации ограничения (обременения).
К заявлению были приложены следующие документы: соглашение <номер обезличен>сус об установлении сервитута от<дата обезличена>, доверенность от <дата обезличена>, квитанция об уплате государственной пошлины.
Уведомлением Управления Росреестра по <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен> в регистрации ограничения (обременения) сервитута ФИО1 было отказано, поскольку согласно сведениям ЕГРН (графическому отображению) местоположения границы части земельного участка 26:12:030403:41, площадью 653 кв.м., посредством ее не может быть обеспечен доступ к земельному участку с кадастровым номером 26:12:030403:134, в связи с отсутствием общих границ, согласно соглашению об установлении сервитута <номер обезличен>сус от <дата обезличена>, согласно п.1.1. право ограниченного пользования частью земельного участка 26:12:030403:41/чзу 1, предоставлено в целях беспрепятственного прохода (проезда) через земельный участок с кадастровым номером 26:12:030403:134.
Отказ ФИО1 в государственной регистрации, суд находит обоснованным и правомерным по следующим основаниям.
Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав определен ст.29 Федерального закона от <дата обезличена> № 218-ФЗ, и предусматривает проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от <дата обезличена> № 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (далее ЕГРН). Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (п. 1 ст. 21 Федерального закона от <дата обезличена> № 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
В силу п. 3 ст.274 ГК РФ сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.
Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) (п. 1 ст. 23 ЗК РФ).
Так в соответствии со ст. 39.23 ЗК РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в следующих случаях:
1) размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;
2) проведение изыскательских работ;
3) ведение работ, связанных с пользованием недрами.
Соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и, должно содержать:
1) кадастровый номер земельного участка, в отношении которого
предполагается установить сервитут;
2) учетный номер части земельного участка, применительно к которой устанавливается сервитут, за исключением случая установления сервитута в отношении всего земельного участка или случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи;
3) сведения о сторонах соглашения;
4) цели и основания установления сервитута;
5) срок действия сервитута;
6) размер платы, определяемой в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;
7) права лица, в интересах которого установлен сервитут, осуществлять деятельность, в целях обеспечения которой установлен сервитут;
8) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, вносить плату по соглашению;
9) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, после прекращения действия сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием (п. 1 ст. 39.25 ЗК РФ).
Важно отметить, что п. 4 ст.44 Федерального закона от <дата обезличена> № 218-ФЗ определено, что государственная регистрация сервитута, предусматривающего право ограниченного пользования частью земельного участка, осуществляется и отношении части земельного участка, учтенной и Едином государственном реестре недвижимости, или одновременно с государственным кадастровым учетом такой части. Государственный кадастровый учет части земельного участка осуществляется одновременно с государственной регистрацией сервитута, которым предусмотрено право ограниченного пользования такой частью без соответствующего заявления.
Особенности осуществления государственной регистрации сервитута описаны в п. 1 ст.52 Федерального закона от <дата обезличена> № 218-ФЗ. Так государственная регистрация сервитута осуществляется на основании заявления лица, приобретающего право ограниченного пользования чужой вещью, или лица, права которого ограничиваются, и том числе и случае, если сведения о месте и об условиях ограниченного пользования чужим объектом недвижимости установлены судебным актом или соглашением об установлении серии тута.
Из возражений представителя ответчика усматривается, что согласно сведениям ЕГРН часть земельного участка площадью 653 кв.м. внесена с учетным номером 26:12:030403:41/2, тогда как заявление представлено в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:1 2:030403:41/чзу 1.
Кроме того земельный участок с кадастровым номером 26:12:030403:41 поставлен на кадастровый учет <дата обезличена>, сведения имеют статус: «актуальные, ранее учтенные», категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для проектирования и организации благоустройства, уточненная площадь: 1003 кв.м., расположен по адресу: <адрес обезличен>, квартал 503, в отношении которого Управлением осуществлены:
- <дата обезличена> государственная регистрация сделки на основании Договора аренды земельного участка в границах земель <адрес обезличен><номер обезличен> от <дата обезличена>, стороны сделки: КУМИ <адрес обезличен> и ФИО7;
- <дата обезличена> государственная регистрация аренды на основании Договора аренды земельного участка в границах земель <адрес обезличен><номер обезличен> от <дата обезличена>, договора о передаче прав и обязанностей (о перенайме) по договору аренды земельного участка от <дата обезличена>, стороны аренды: КУМИ <адрес обезличен> и ФИО1;
- <дата обезличена> государственная регистрация сделки на основании Договора о передаче прав и обязанностей (о перенайме) по договору аренды земельного участка от <дата обезличена>. стороны сделки: ФИО8 и ФИО1
Таким образом, цель заключения Соглашения об установлении сервитута не может быть достигнута.
Частью 2 ст. 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Таким образом, из вышеназванных положений закона следует, что для признания решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными необходима совокупность двух условий: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Между тем, совокупность таких условий в настоящем споре отсутствует.
Принимая во внимание, что оспариваемое решение принято уполномоченным лицом в рамках предоставленной компетенции, порядок принятия решения соблюден, содержание решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, основания для удовлетворения требований административного иска отсутствуют.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении требований административного искового заявления ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес обезличен>: о признании незаконным Уведомления от <дата обезличена><номер обезличен> об отказе в государственной регистрации прав административного на право ограниченного пользования частью земельного участка (сервитут) площадью 653 кв.м. с условным номером части земельного участка 26:12:0330403:41/чзу1, расположенного по адресу: установленного относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир нежилое строение, участок находящийся в 4 м. от ориентира по направлению на юг, почтовый адрес ориентира - <адрес обезличен>, в целях беспрепятственного прохода (проезда) через земельный участок с кадастровым номером 26:12:030403:41 к земельному участку с кадастровым номером 26:12:030403:134, расположенному по адресу: <адрес обезличен>, ш.Старомарьевское; возложении обязанности на Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес обезличен> осуществить государственную регистрацию права ограниченного пользования частью земельного участка (сервитут) площадью 653 кв.м., с условным номером части земельного участка 26:12:0330403:41/чзу1, расположенного по адресу: установленного относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир нежилое строение, участок находящийся в 4 м. от ориентира по направлению на юг, почтовый адрес ориентира: <адрес обезличен>, в целях беспрепятственного прохода (проезда) через земельный участок с кадастровым номером 26:12:030403:41 к земельному участку с кадастровым номером 26:12:030403:134, расположенному по адресу: <адрес обезличен>, ш. Старомарьевское, на основании заявления от <дата обезличена> и представленных документов - отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес обезличен>вой суд через Ленинский районный суд <адрес обезличен> в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено <дата обезличена>.
Судья Ю.С. Романенко