Дело №2А-1913-2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Кемерово 09 июня 2017 года
Заводский районный суд города Кемерово Кемеровской области
в составе: председательствующего Жигалиной Е.А.,
при секретаре Маслеевой Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Кемеровской таможне о признании действий незаконными, обязании выдать паспорт транспортного средства,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Кемеровской таможне о признании действий незаконными, обязании выдать паспорт транспортного средства. Требования мотивирует тем, что в 2014 г. он переехал на ПМЖ в Кемеровскую область из Республики Казахстан по программе «Переселения в РФ соотечественников, проживающих за рубежом». Участником программы является его сын ФИО2, он является членом семьи переселенца. В Республики Казахстан у него имелся автомобиль <данные изъяты>№ДД.ММ.ГГГГ г.в., при переезде из Казахстана данный автомобиль был снят им с учета, но поставить на учет в ГИБДД РФ не удается. В ГИБДД ему пояснили, что для постановки на учет автомобиля необходимо получить Паспорт транспортного средства в Кемеровской таможне. При устном обращении в. Кемеровскую таможню было отказано в выдаче ПТС для постановки на учет автомобиля, в связи с тем, что он не является участником программы, а только членом семьи участника программы. 03.02.2017 года им было в письменном виде отправлено заявление ответчику о выдаче ПТС на автомобиль ИЖ 21251 без взимания утилизационного сбора и других таможенных платежей, для постановки на учет в ГИБДД с приложением Свидетельства участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Согласно ответа Кемеровской таможни от 14.02.2017 года №28-43/00075, обращение рассмотрено и отказано в выдаче ПТС. Отказ аргументирован тем, что не предоставлен автомобиль для досмотра, но сотрудники не изъявили желание осмотреть автомобиль пока не будут предоставлены все документы, оригинал свидетельства о регистрации ТС также никто не спрашивал. Предоставить автомобиль и свидетельство о регистрации может в любое время. Также Кемеровская таможня требует предоставить СБКТС (свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства), ОТТС (одобрение типа транспортного средства), уплатить утилизационный сбор. Кемеровская таможня ссылается на п. 60.9. Положения о ПТС и паспортах шасси ТС, от предоставления ОТТС, СБКТС освобожден участник Государственной программы, а он является членом семьи участника Государственной программы переселения. Также в ответе имеется ссылка на п. 6 ст. 24.1. ФЗ от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», что от уплаты утилизационного сбора освобождаются только участники Государственной программы. Считает, что Кемеровская таможня незаконно отказывает в выдаче ПТС на транспортное средство, требуя предоставить ОТТС, СБКТС, оплатить утилизационный сбор и предоставить документы для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора, игнорируя Указ Президента РФ №637 от 22.06.2006 г. Согласно пп. в п. 6 данного Указа «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом»: член семьи участника Государственной программы - лицо, переселяющееся совместно с участником Государственной программы на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. К членам семьи участника Государственной программы относятся: супруга (супруг); дети, в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством); дети супруги (супруга) участника Государственной программы; родители участника Государственной программы и его супруги (супруга), родные сестры и братья участника Государственной программы и его супруги (супруга); дети родных сестер и братьев участника Государственной программы и его супруги (супруга), в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством), бабушки, дедушки, внуки. Совершеннолетний член семьи участника Государственной программы, за исключением его супруги (супруга), имеет право самостоятельно участвовать в Государственной программе; Согласно п. 44 Указа Президента РФ №637 от 22.06.2006 г. «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом»: Участник Государственной программы и члены его семьи, переселяющиеся на постоянное месте жительства в Российскую Федерацию, при ввозе товаров для личного пользования, включая транспортные средства, освобождаются от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза. В таможенный союз в соответствии с договором от 06.10.2007 г. вошли Российская Федерация, Казахстан и Беларусь. Согласно письма ФТС РФ №01-11/27164 от 2015-06-05 «О применении технического регламента при выдаче паспортов транспортных средств»: Согласно п. 60.9 Положения допускается отсутствие сведений о наличии ОТТС или СБКТС в случаях оформления ПТС на принадлежащие физическим лицам транспортные средства, ранее зарегистрированные в органах внутренних дел, находящиеся за пределами Российской Федерации, а также транспортные средства, ввезенные в Российскую федерацию физическими лицами для личного пользования (в том числе являющиеся товарами Таможенного союза). В данном случае таможенные органы самостоятельно определяют экологический класс на основании сведений, содержащихся в базах данных сертификатов соответствия и ОТТС, размещенных на официальных сайтах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и Федеральной таможенной службы, с использованием идентификационного номер (кода VIN) транспортного средства (порядок разъяснен письмом ФТС России от 18 августа 2011 N 01-11/39997 (с изменениями, внесенными письмом ФТС России от 10 ноября 2011 г. N 01 11/54347). Его автомобиль ранее был зарегистрирован в ОВД СССР КазССР, затем Республики Казахстан, был снят там с учета в связи с переездом на ПМЖ в РФ. В соответствии с п.60.9. Положения допускается отсутствие сведений о наличии ОТТС или СБКТС в случаях оформления ПТС на его автомобиль, так как он принадлежит физическому лицу, ранее был зарегистрирован в ОВД Казахстана, то есть за пределами РФ на территории Таможенного союза. Автомобиль ИЖ произведен ОАО «ИжАвто» (Ижевский автомобильный завод) - российское автомобилестроительное предприятие, расположенное в г. Ижевске, ранее являлся частью оборонного завода «Ижмаш», контролируется «АвтоВАЗом». Автомобиль произведен в РСФСР, у Ижевского завода есть все документы об одобрении данного типа автомобилей и ссылка на п. 41 Положения ответчиком не обоснована и не применима. Считает, что требования ответчика предоставить ОТТС, СБКТС, оплатить утилизационный сбор и предоставить документы для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора, противоречит Положению о ПТС и Указу Президента РФ №637.
Просит суд признать действия ответчика Кемеровской таможни в требовании предоставить ОТТС, СБКТС, документы (экспертного заключения) подтверждающие, что транспортное средство имеет оригинальный двигатель, кузов, сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния, документы для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора, уплаты утилизационного сбора незаконными и обязать ответчика Кемеровскую таможню выдать ФИО1 Паспорт транспортного средства (ПТС) <данные изъяты>№ДД.ММ.ГГГГ г.в., двигатель №, шасси №, кузов №, цвет белый, без взимания утилизационного сбора и других таможенных платежей, без предоставления документов для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора, без предоставления СБКТС (свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства), без предоставления ОТТС (одобрение типа транспортного средства), без предоставления документов (экспертного заключения) подтверждающих, что транспортное средство имеет оригинальный двигатель, кузов, сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал, настаивал на его удовлетворении.
Представитель административного истца ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержала заявленные требования, настаивала на их удовлетворении. Указала, что п.60.9. Положения допускает отсутствие сведений о наличии ОТТС или СБКТС в случаях оформления ПТС на его автомобиль, так как он принадлежит физическому лицу, ранее был зарегистрирован в ОВД Казахстана, то есть за пределами РФ на территории Таможенного союза. Административный истец является членом семьи участника Государственной программы и должен быть освобожден от уплаты таможенных платежей. Сейчас ФИО1 воспользовался своим правом и вернулся на свою историческую родину. В Казахстане ФИО1 пояснили, что при ввозе автомобиля на территорию РФ нет необходимости оформлять автомобиль на его сына, потому что член семьи освобождается от уплаты таможенных сборов. Приехав в РФ, ФИО1 сначала устно, затем письменно в 2016 и 2017 году обращался к административному ответчику, где ему отказали в предоставлении документов, не стали осматривать автомобиль и проверять оригинал свидетельства о регистрации ТС. Полагает действия административного ответчика не законными.
Представитель административного ответчика Грозная Ж.Г., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, предъявленные требования не признала, указала, что утилизационный сбор в силу закона не является таможенным платежом. На последнее обращение ФИО1 был дан ответ, где указаны порядок выдачи ПТС в данной ситуации, какие действия ему необходимо совершить и какие-документы необходимо предоставить таможенному органу. Все необходимые разъяснения ФИО1 мог получить и на сайте Кузбасской таможни, либо обратиться по электронной почте, без подачи иска в суд. Просила отказать в удовлетворении требований административного истца в полном объеме.
Представитель административного ответчика ФИО4, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, просил в удовлетворении требований отказать, доводы указанные представителем ответчика Грозной Ж.Г. поддержал. Пояснил, что в настоящее время письма ФТС, на которые ссылается истец в своем заявлении, признаны недействующими. ФИО1 является отцом участника Государственной программы и не может по этому основанию быть освобожден от уплаты утилизационного сбора.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает требования административного истца ФИО1 не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст.14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные настоящим Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом выдано 17 января 2014 г. сыну административного истца - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.15).
Административный истец ФИО1 является собственником транспортного средства <данные изъяты><данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, двигатель №, шасси №, кузов № что подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства Республики Казахстан (л.д.16).
Как следует из пояснений стороны административного истца и не оспаривается представителем административного ответчика, ФИО1 обращался с письменными обращениями в Кемеровскую таможню в 2016 года с вопросами о порядке получения паспорта транспортного средства, в 2017 году с требованием о получении паспорта транспортного средства, ввезенного из республики Казахстан в РФ, что подтверждается представленными квитанциями об отправке заказных писем от 30.08.2016 года и 03.02.2017 года.
09.09.2016 года на обращение ФИО1 о разъяснении порядка получения ПТС, Кемеровской таможней был дан ответ, из которого следует, что согласно п. 57 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного совместным приказом Министерства внутренних дел России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 г. №496/192/134, выдача паспортов транспортных средств таможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами, перемещающими транспортные средства, и декларантами при представлении таможенным органам деклараций на ввозимые транспортные средства, сведений о наличии одобрения типа транспортного средства или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства, заявлений на выдачу ПТС (на товары Таможенного союза), данных товаросопроводительных документов, заключения экспертиз и результатов досмотра транспортных средств и шасси. Согласно п. 58 Положения при выдаче ПТС представленные на транспортное средство или шасси документы, послужившие основанием для его выдачи, вместе с копией паспорта остаются в таможенном органе и учитываются в установленном порядке. В соответствии с пунктом 41 Положения в строке 17 ПТС указываются номер, под которым сведения об ОТТС или СБКТС включены в реестр, предусмотренный Техническим регламентом, дата выдачи ОТТС или СБКТС и наименование органа по сертификации или испытательной лаборатории, оформивших указанные документы. Пунктом 60.9. Положения установлено, что допускается отсутствие сведений о наличии ОТТС или СБКТС в случаях оформления ПТС на принадлежащие физическим лицам транспортные средства, ранее зарегистрированные в органах внутренних дел, находящихся за пределами Российской Федерации, а также транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества физическими лицами, признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами или ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками национальных государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом, или их совершеннолетним супругом (супругой), их совершеннолетними детьми, в том числе усыновленными, совершеннолетними детьми их супруга (супруги). Согласно пункту 70 Положения, заполнение строки «Экологический класс» паспортов осуществляется таможенными органами при выдаче паспортов на основании сведений, содержащихся в ОТТС, сертификатах соответствия и СБКТС. На колесные транспортные средства (шасси) или прицепы к ним, в отношении которых в соответствии с п. 6 ст. 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» утилизационный сбор не уплачивается, лица, осуществляющие их ввоз в Российскую Федерацию, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование колесного транспортного средства, документы, подтверждающие наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора, и их копии.
Из материалов административного дела также следует, что 03 февраля 2017 года ФИО1 обратился на Кузбасский таможенный пост с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль <данные изъяты>№, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, двигатель №, шасси №, кузов № ввезенный им из Республики Казахстан, без уплаты утилизационного сбора и таможенных платежей. Истцом представлены копии паспорта, свидетельства о регистрации транспортного средства, свидетельства участника государственной программы (л.д.17).
В ответе на указанное обращение административного истца от 14 февраля 2017 г. Кузбасским таможенным постом Кемеровской таможни (№28-43/00075) разъяснен порядок выдачи паспорта транспортного средства на ввезенный им автомобиль, указано, что транспортное средство не выдано ФИО1 ввиду несоблюдения им условий выдачи, установленных действующим законодательством (л.д.18-21).
В соответствии с пунктом 57 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного совместным приказом Министерства внутренних дел России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 г. №496/192/134 выдача паспортов транспортных средств таможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами, перемещающими транспортные средства, и декларантами при представлении таможенным органам деклараций на ввозимые транспортные средства, сведений о наличии одобрения типа транспортного средства или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства, заявлений на выдачу ПТС (на товары Таможенного союза), данных товаросопроводительных документов, заключения экспертиз и результатов досмотра транспортных средств и шасси.
Как следует из пояснений представителя административного ответчика и не оспаривается ФИО1, последним не представлено ввезенное им из республики Казахстан транспортное средство для досмотра (осмотра) таможенным органом.
Согласно п. 58 Положения при выдаче ПТС представленные на транспортное средство или шасси документы, послужившие основанием для его выдачи, вместе с копией паспорта остаются в таможенном органе и учитываются в установленном порядке.
Также судом установлено, что административным истцом не представлен в таможенный орган оригинал свидетельства о регистрации транспортного средства от 17 мая 2009 FМ№00010089, а также не представлен СБКТС (сведения о СБКТС), необходимые для заполнения ПТС и подтверждения соответствия ввезенного транспортного средства требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза 9 декабря 2011 г. №877 (Технический регламент).
Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО1 не соблюдены положения пункта 11 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. №1291.
Пунктом 44 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации предусмотрено, что участник Государственной программы и члены его семьи, переселяющиеся на постоянное место жительство в Российскую Федерацию, при ввозе товаров для личного пользования, включая транспортные средства, освобождаются от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
В силу ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза к таможенным платежам относятся: -ввозная таможенная пошлина; -вывозная таможенная пошлина; -налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; -акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; -таможенные сборы.
Таким образом, утилизационный сбор не является налоговым обязательным платежом, поступающим в федеральный бюджет; установлен ФЗ от 24 июня 1998 г. N 89-Ф «Об отходах производства и потребления», которым непосредственно определены плательщики и объект обложения и иные существенные элементы сбора и не относится к таможенным платежам, и порядок его уплаты не регламентирован таможенным законодательством.
В соответствии с положениями ст. 2 ТК ТС единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации, Республики Армения, Республики Кыргыстан, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. Пределы таможенной территории Таможенного союза являются таможенной границей Таможенного союза.
Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 09.06.2009 № 9 «Об этапах и сроках формирования единой таможенной территории Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», пунктом 1 Решения Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 335 «О проблемных вопросах, связанных с функционированием единой таможенной территории, и практике реализации механизмов Таможенного союза» с 1 июля 2011 года отменено таможенное декларирование и таможенный контроль на внутренних границах государств - членов Таможенного союза с учетом признания статуса товаров Таможенного союза, происходящих с территории государств - членов Таможенного союза, а также товаров, происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение на территориях государств - членов Таможенного союза, исключительно на основании наличия стандартных коммерческих и товарно-транспортных документов.
Таможенный контроль при ввозе транспортного средства административного истца на территорию РФ с территории Республики Казахстан не осуществлялся, требования об уплате таможенных платежей таможенным органом не предъявлялись, что сторонами в судебном заседании не оспаривалось.
В силу вышеприведенных обстоятельств и положений закона, судом установлено неверное толкование и применение административным истцом положений Указа Президента Российской Федерации от 22.06.2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом». При указании на незаконность требований таможенного органа о представлении СБКТС, уплате утилизационного сбора, не учтена возможность иного правового регулирования спорных правоотношений.
В силу п.п. 1 и 2 ст. 24.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 данной статьи, уплачивается утилизационный сбор. Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством РФ.
Пунктом 11 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 №1291, установлено, что для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик, указанный в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», или его уполномоченный представитель представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование транспортного средства в связи с его ввозом в Российскую Федерацию, либо таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование транспортного средства не осуществляется), следующие документы: а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и (или) шасси, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», приведенный в приложении № 1; б)копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии, копии свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений технических экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии); в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора; г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и (или) шасси в счет его предстоящей уплаты, приведенное в приложении № 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора, и его копия; д)копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
В соответствии с абзацем 2 пункта 6 статьи 24.1 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств (шасси) ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами.
Подпунктами «б», «в» пункта 6 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 определены основные понятия, используемые в Государственной программе, в частности, под участником Государственной программы следует понимать соотечественника, достигшего возраста 18 лет, обладающего дееспособностью и соответствующего требованиям, установленным Государственной программой. Подтверждением участия соотечественника в Государственной программе является свидетельство участника Государственной программы установленного Правительством Российской Федерации образца.
Как установлено судом и подтверждается представленными документами ФИО1 является членом семьи участника Государственной программы.
При этом, как следует из вышеуказанных норм закона освобождение члена семьи участника государственной программы от уплаты утилизационного сбора и представления документов, установленных п. 11 Правил, действующим законодательством не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 41 Положения в строке 17 ПТС указываются номер, под которым сведения об ОТТС или СБКТС включены в реестр, предусмотренный Техническим регламентом, дата выдачи ОТТС или СБКТС и наименование органа по сертификации или испытательной лаборатории, оформивших указанные документы.
Пунктом 60.9. Положения установлено, что допускается отсутствие сведений о наличии ОТТС или СБКТС в случаях оформления ПТС на принадлежащие физическим лицам транспортные средства, ранее зарегистрированные в органах внутренних дел, находящихся за пределами Российской Федерации, а также транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества физическими лицами, признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами или ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками национальных государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом, или их совершеннолетним супругом (супругой), их совершеннолетними детьми, в том числе усыновленными, совершеннолетними детьми их супруга (супруги).
Указанный перечень лиц освобожденных от предоставления ОТТС или СБКТС, не допускает расширительного толкования.
Согласно пункту 70 Положения, заполнение строки «Экологический класс» паспортов осуществляется таможенными органами при выдаче паспортов на основании сведений, содержащихся в ОТТС, сертификатах соответствия и СБКТС.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии формирует Сведения о выданных Одобрениях типа транспортного средства, Одобрениях типа шасси и Свидетельствах о безопасности конструкции транспортного средства (приложение № 4) и не реже одного раза в месяц передает их в Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральную таможенную службу для использования в информационных и контрольных целях. Сведения размещаются на официальных сайтах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службы по аккредитации и Федеральной таможенной службы.
Сведения о соответствии экологического класса транспортного средства, ввезенного административным истцом, требованиям Технического регламента на официальных сайтах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и Федеральной таможенной службы отсутствуют.
В случае несоответствия экологического класса транспортного средства требованиям Технического регламента паспорта не выдаются (абз. 5 п. 70 Положения).
Как ранее установлено судом и следует из представленных документов, участником Государственной программы, согласно данных свидетельства, является ФИО2, при этом административный истец является членом семьи участника Государственной программы – отцом ФИО2.
С учетом положений п. 60.9. Положения административный истец не относится к лицам, освобожденным от подтверждения соответствия ввезенного транспортного средства требованиям Технического регламента Таможенного союза.
Административным истцом указано, что являясь членом семьи участника Государственной программы в соответствии с Указом Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637, он освобождается от обязанности по уплате утилизационного сбора и подтверждения соответствия ввезенного транспортного средства требованиям Технического регламента.
Пунктом 18 Государственной программы установлено, что свидетельство выдается участнику Государственной программы сроком на 3 года. По истечении срока действия свидетельства соотечественник утрачивает статус участника Государственной программы, а члены его семьи, указанные в свидетельстве, - статус членов семьи участника Государственной программы.
В силу ст. 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Таким образом, судом установлено, что срок действия свидетельства от 17.01.2014 года истек на дату обращения административного истца на Кузбасский таможенный пост 03 февраля 2017 года с заявлением о выдаче ПТС, при этом статус заявителя как участника (члена семьи участника) Государственной программы документально не подтвержден.
Кроме этого, в опровержение приведенных в административном исковом заявлении доводов административного истца ФИО1 суд полагает необходимым отметить следующее.
Согласно приказа ФТС России от 20 января 2016 года № 77 «О признании недействующими некоторых правовых актов ФТС России» признаны недействующими: Письмо ФТС России от 5 мая 2015 г. №01-11/27164, от 18 августа 2011 г. №01-11/39997, от 10 ноября 2011 г. №01-11/54347, в силу чего указанные правовые акты не могут быть применены при вынесении настоящего решения.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что универсальная совокупность оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований (несоответствие действий административного ответчика закону и нарушение прав заявителя) при рассмотрении настоящего дела не установлена, в связи с чем, заявленные истцом требования не обоснованы.
Учитывая установленные судом обстоятельства и положения закона, административное исковое заявление ФИО1 о признании действий Кемеровской таможни незаконными, обязании выдать паспорт транспортного средства, подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175- 177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО1 к Кемеровской таможне о признании действий, выразившихся в требовании предоставить ОТТС (одобрение типа транспортного средства), СБКТС (свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства), документы (экспертное заключение), подтверждающие, что транспортное средство имеет оригинальный двигатель, кузов, сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния, документы для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора, уплаты утилизационного сбора незаконными, обязании выдать паспорт транспортного средства (ПТС) на автомобиль <данные изъяты>№ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, двигатель №, шасси №, кузов №, цвет белый, оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.А. Жигалина
Мотивированное решение суда составлено 13.06.2017 года.