ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-191/19 от 18.02.2019 Багратионовского районного суда (Калининградская область)

Дело №2а-191/19 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 февраля 2019 года г. Багратионовск

Багратионовский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Жестковой А.Э.,

при секретаре Коноваловой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Зотикова Д.А. к должностному лицу прокуратуры Калининградской области – начальнику отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Калининградской области Балашову В.А., прокуратуре Калининградской области об оспаривании действий по направлению его заявления на рассмотрение в государственный орган, бездействие которого обжалуется, возложении обязанности провести проверку по обращению истца,

У С Т А Н О В И Л:

Зотиков Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к должностному лицу прокуратуры Калининградской области – начальнику отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Калининградской области Балашову В.А., прокуратуре Калининградской области, которым просит суд признать незаконными действия Балашова В.А. по направлению 26.12.2018 г. на рассмотрение руководителю Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Васюковой Н.В. его заявления, просит суд возложить на прокуратуру Калининградской области обязанность провести проверку по его заявлению.

В обоснование исковых требований Зотиков Д.А. указал, что 15.12.2018 г. он обратился в прокуратуру Калининградской области с заявлением о нарушении губернатором Калининградской области Алихановым А.А. и подчиненными ему членами Правительства Калининградской области законодательства в части опубликования не в полном объеме генерального плана муниципального образования «Багратионовский городской округ», а именно, неопубликования его графической части.

Согласно ответу начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Калининградской области Балашова В.А. от 26.12.2018 г. указанное заявление административного истца направлено на рассмотрение руководителю Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области Васюковой Н.В.

Расценив действия должностного лица по направлению заявления истца на рассмотрение другому должностному лицу, как нарушающие требования части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в силу которой не допускается направление жалобы на рассмотрение тому должностному лицу, органу, действие (бездействие) которого обжалуются, указывая, что данными действиями, нарушаются его права и законные интересы, Зотиков Д.А. обратился в суд.

Административный истец Зотиков Д.А. поддержал заявленные требования, указав на незаконность действий ответчика.

Административный ответчик – начальник отдела надзора за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Калининградской области Балашов В.А., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, не явился, представив в суд возражения, в которых выразил несогласие с заявленными требованиями административного истца (л.д. 29-31).

Представитель прокуратуры Калининградской области Округ Л.Л. с требованиями так же не согласилась, указав на отсутствие правовых оснований к их удовлетворению.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Суды в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства (КАС РФ) рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ (глава 22 КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании действия (бездействия) лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом.

Таким образом, при рассмотрении настоящего дела, суд проверяет законность действий административных ответчиков только в части, которая оспаривается административным истцом Зотиковым Д.А., а именно в части направления его обращения в орган, чье бездействие обжаловалось административным истцом.

При рассмотрении административного дела об оспаривании действия (бездействия) лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли совершенное оспариваемое действие (бездействие) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9 ст. 229 КАС РФ).

Как указывает истец, 15.12.2018 г. он обратился в прокуратуру Калининградской области с заявлением, зарегистрированным 18.12.2018 г., об организации проверки в связи с неопубликованием в полном объеме постановления Правительства Калининградской области от 18.11.2108 г. «Об утверждении генерального плана муниципального образования «Багратионовский городской округ», а именно неопубликования его графической части (л.д. 32).

26.12.2018 г. в адрес административного истца начальником отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Калининградской области Балашовым В.А. было направлено уведомление о переадресации обращения руководителю Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области (л.д. 8).

Не согласившись с такими действиями прокурора, административный истец обратился в суд с настоящим иском, оспаривая такие действия в связи с установленным запретом направления обращений в орган, должностному лицу, чьи действия (бездействия) являются предметом оспаривания, что и является предметом настоящей судебной проверки.

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Федеральным законом Российской Федерации от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством (п. 2 ст. 10).

Во исполнение положений указанного закона приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 года N 45 утверждена Инструкция «О порядке рассмотрения и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 3.1 данной Инструкции обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.

Согласно пункту 3.5. обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.

Сопроводительное письмо с переадресованием обращения может быть подписано, в том числе, начальником управления (отдела) прокуратуры субъекта Российской Федерации, прокурором нижестоящей прокуратуры или его заместителем.

При направлении обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в случае необходимости у них может быть истребована информация о результатах рассмотрения обращения (п. 3. Инструкции).

Запрещается направление обращения на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется (пункт 3.7. Инструкции).

Аналогичная норма, содержащая запрет направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется, содержится в пункте 6 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Рассматривая законность действия должного лица прокуратуры Калининградской области по направлению заявления истца руководителю Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области Васюковой Н.В., суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 8.2 Градостроительного кодекса РФ, частью 1.2 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также положениями Закона Калининградской области от 30.11.2016 N 19 «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области», полномочия по утверждению документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, внесению в них изменений переданы Правительству Калининградской области.

Генеральные планы городских округов – это документы территориального планирования муниципальных образований.

Генеральный план содержит в себе: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (статьи 18, 23 Градостроительного кодекса РФ).

В силу положений ст. 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такой план, утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа.

Такие полномочия в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 1 положений Закона Калининградской области от 30.11.2016 N 19 «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области» в настоящее время переданы от органов местного самоуправления к Правительству Калининградской области.

Т.е. в настоящее время генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такой план, утверждается Правительством Калининградской области.

Во исполнение указанных положений законодательства, постановлением Правительства Калининградской области №698 от 19.11.2018 г., утвержден генеральный план муниципального образования «Багратионовский городской округ» Калининградской области.

Данное постановление Правительства Калининградской области является нормативно правовым актом.

При этом, в соответствии с требованиями ст. 1 Закона Калининградской области от 15.07.2014 г. №339 нормативные правовые акты Губернатора Калининградской области, правовые акты Губернатора Калининградской области, не имеющие нормативного характера, в случае, если такими актами предусмотрено их официальное опубликование; нормативные правовые акты Правительства Калининградской области, правовые акты Правительства Калининградской области, не имеющие нормативного характера, в случае, если такими актами предусмотрено их официальное опубликование, подлежат обязательному опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Официальное опубликование нормативных правовых актов Губернатора, правовых актов Губернатора, не имеющих нормативного характера, нормативных правовых актов Правительства, правовых актов Правительства, не имеющих нормативного характера, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru)», обеспечивает государственное бюджетное учреждение Калининградской области «Центр материально-технического обеспечения органов государственной власти Калининградской области» путем предоставления в Федеральную службу охраны Российской Федерации в установленном ею порядке указанных правовых актов в электронном виде для их размещения (опубликования) (п. 235 Постановления Правительства Калининградской области от 24.06.2011 N 450 «О Регламенте Правительства Калининградской области»).

Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм...»

Исходя из данного определения, нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, в связи с чем обязанности по опубликованию на интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) графической части генерального плана, представляющей собой карты, Правительство Калининградской области, в лице его уполномоченного органа, не имело.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что права и законные интересы действием должного лица Балашова В.А. по направлению обращения административного истца в Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, нарушены не были.

При этом следует отметить, что Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области в состав Правительства Калининградской области в силу ст. 3 Уставного закона Калининградской области от 12.10.2011 г. №42 не входит.

Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области является самостоятельным юридическим лицом, органом исполнительной власти Калининградской области.

Таким образом, оценивая установленные по делу обстоятельства и приведенные выше положения Закона, оснований полагать, что обращение Зотикова Д.А. было передано на рассмотрение органу, лицу, чьи действия в нем обжаловались, не имеется.

Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области не является органом, ответственным за опубликование нормативных правовых актов Губернатора Калининградской области.

Вместе с тем, в силу Положения об Агентстве по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, утвержденного Постановлением Правительства Калининградской области от 04.02.2011 N 75, Агентство осуществляет функции по реализации государственной политики в области архитектурной и градостроительной деятельности, координации деятельности в сфере архитектуры и градостроительства, обеспечению деятельности по развитию территорий, территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий, землеустройству, информационному обеспечению градостроительной деятельности, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере градостроительства, территориального планирования и информационного обеспечения градостроительной деятельности.

Агентство, кроме прочего осуществляет следующие полномочия, обеспечивает опубликование в установленном порядке на сайте Правительства Калининградской области документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий, передаваемых в Агентство в случаях, предусмотренных действующим законодательством (пункт 43 Положения об Агентстве).

Действующим законодательством, а именно, п. 9 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что доступ к утвержденным документам территориального планирования муниципальных образований и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП) должен быть обеспечен с использованием официального сайта соответственно уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в срок, не превышающий десяти дней со дня утверждения таких документов.

Во исполнение данных требований закона, материалы утвержденного генерального плана муниципального образования «Багратионовский городской округ» (текстовая и графические части) 29.11.2018 г. были размещены Агентством в данной федеральной государственной системе территориального планирования ФГИС ТП, что свидетельствует о возможности вывода о том, что права и законные интересы истца Зотикова Д.А., в любом случае нарушены не были направлением его заявления в Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области.

Что же касается довода истца о том, что по его заявлению лишь прокурор мог принять меры прокурорского реагирования, о необходимости которых он указывал в своем заявлении, суд обращает внимание истца на то, что прокурор является самостоятельным процессуальным лицом, применение мер прокурорского реагирования в силу статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» относится к исключительной компетенции должностных лиц органов прокуратуры, поэтому соответствующее решение принимается прокурором с учетом конкретных обстоятельств дела и лишь при наличии оснований, а не зависит от волеизъявления заявителя.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые действия должностного лица прокуратуры Калининградской области, не противоречат действующему законодательству, каких-либо нарушений закона, при исполнении им должностных обязанностей судом не установлено, при этом действовало должностное лицо в пределах своих полномочий, при этом права либо свободы административного истца не были нарушены.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении требований Зотикова Д.А.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 – 180 и 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного искового заявления Зотикова Д.А. к должностному лицу прокуратуры Калининградской области – начальнику отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Калининградской области Балашову В.А., прокуратуре Калининградской области об оспаривании действий по направлению его заявления на рассмотрение в государственный орган, бездействие которого обжалуется, возложении обязанности провести проверку по обращению истца, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Багратионовский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 22 февраля 2019 года.

Судья: подпись

КОПИЯ ВЕРНА:

Судья А.Э. Жесткова

Секретарь: