ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-191/2017 от 25.05.2017 Заокского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 мая 2017 года п. Заокский Тульской области

Заокский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Филипповой Ю.В.,

при секретаре Антошине Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а191/2017 по административному иску прокурора Заокского района Тульской области в интересах муниципального образования Заокский район к администрации муниципального образования Заокский район о признании незаконными бездействия в части невыполнения требований прокурора Заокского района Тульской области о приведении в соответствие муниципальных правовых актов в соответствии с федеральным законодательством,

установил:

прокурор Заокского района Тульской области в интересах муниципального образования Заокский район обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Заокский район о признании незаконными бездействия в части невыполнения требований прокурора Заокского района Тульской области о приведении в соответствие муниципальных правовых актов в соответствии с федеральным законодательством, указав на то, что прокуратурой Заокского района во исполнение задания прокуратуры области № 7/1-08-2016 от 08 января 2016 года проведена проверка исполнения бюджетного законодательства в части нормативно-правового регулирования бюджетного процесса.

В ходе проверки установлено, что ряд муниципальных правовых актов противоречит действующему бюджетному законодательству, в связи с чем по результатам указанной проверки подготовлены и принесены протесты на следующие акты: постановление администрации муниципального образования Заокский район от 23 сентября 2014 года № 1290 «Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета муниципального образования Заокский район» (протест № 7-02-2017/12 от 09 января 2017 года), постановление администрации муниципального образования Заокский район от 24 июля 2015 года № 923 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней муниципальных услуг и работ, оказываемых и выполняемых муниципальными учреждениями муниципального образования Заокский район» (протест № 7-02-2017/14 от 09 января 2017 года), постановление администрации муниципального образования Заокский район от 16 июня 2009 года № 668 «Об утверждении Порядка расходования средств резервного фонда администрации муниципального образования Заокский район» (протест № 7-02-2017/262).

В вышеперечисленных протестах прокурор Заокского района потребовал привести муниципальные правовые акты в соответствие с федеральным законодательством и о результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру района в письменной форме в установленный законом срок. В протестах также указано, что акт прокурорского реагирования подлежит обязательному рассмотрению в 10-дневний срок с момента получения.

26 января 2017 года в прокуратуру Заокского района из администрации муниципального образования Заокский район поступило письмо № 11-21/265 от 19 января 2017 года из которого следует, что протест прокурора на постановление от 23 сентября 2014 года № 1290 «Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета муниципального образования Заокский район» рассмотрен; в Порядок будут внесены изменения и проект нормативно-правового акта будет направлен в прокуратуру для экспертизы до 01 марта 2017 года.

26 января 2017 года в прокуратуру Заокского района из администрации муниципального образования Заокский район поступило письмо № 11-21/264 от 19 января 2017 года из которого следует, что протест прокурора на постановление от 24 июля 2015 года № 923 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней муниципальных услуг и работ, оказываемых и выполняемых муниципальными учреждениями муниципального образования Заокский район» рассмотрен; в Порядок будут внесены изменения и проект нормативно-правового акта будет направлен в прокуратуру для экспертизы до 01 марта 2017 года.

Информация о рассмотрении протеста прокурора на постановление администрации муниципального образования Заокский район от 16 июня 2009 года №668 «Об утверждении Порядка расходования средств резервного фонда администрации муниципального образования Заокский район» в прокуратуру Заокского района не поступило.

16 февраля 2017 года прокуратурой Заокского района в адрес администрации муниципального образования Заокский район направлено письмо № 471/2017, содержащее просьбу незамедлительно информировать прокуратуру района о результатах рассмотрения протестов № 7-02-2017/12 и 7-02-2017/14 от 09 января 2017 года, № 7-02-2017/262 от 30 января 2017 года.

В ответ на указанное письмо, администрация муниципального образования Заокский район сообщила, что протест на постановление администрации муниципального образования Заокский район от 16 июня 2009 года № 668 «Об утверждении Порядка расходования средств резервного фонда администрации муниципального образования Заокский район» рассмотрен; в Порядок будут внесены изменения и проект нормативно-правового акта будет направлен в прокуратуру Заокского района для экспертизы до 15 марта 2017 года.

Вместе с тем, по состоянию на 21 апреля 2017 года проекты муниципальных правовых актов о внесении изменений в опротестованные акты либо проекты муниципальных правовых актов об отмене опротестованных актов в прокуратуру Заокского района для проведения антикоррупционной экспертизы из администрации муниципального образования Заокский район не поступили.

Также администрацией муниципального образования Заокский район в период с января 2017 года по 21 апреля 2017 года такие муниципальные правовые акты не принимались, что подтверждается поступившими в прокуратуру Заокского района перечнями постановлений администрации муниципального образования Заокский район за январь, февраль, март 2017 года.

Учитывая приведенные нормы законодательства, вышеуказанные результаты надзорной деятельности прокуратуры Заокского района, администрацией муниципального образования Заокского района не исполнены требования прокурора, вытекающие из его полномочий, и не выполнено требование прокурора о приведение в соответствие с действующим законодательством муниципальных правовых актов, изданных в бюджетной сфере.

Некачественное нормативное правовое регулирование отношений в бюджетной сфере на местном уровне может негативным образом сказаться на бюджетной политике муниципального образования Заокский район и причинить ущерб его экономической основе вследствие правоприменения не актуализированных актов.

Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Заокский район Тульской области в части невыполнения требований прокурора Заокского района, изложенных в протестах № 7-02-2017/12 и 7-02-2017/14 от 09 января 2017 года, № 7-02-2017/262 от 30 января 2017 года о приведении в соответствие муниципальных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством; обязать администрацию муниципального образования Заокский район в пятидневный срок с момента вступления в силу решения суда по настоящему административному исковому заявлению привести в соответствие с действующим федеральным законодательством: постановление администрации муниципального образования Заокский район от 23 сентября 2014 года № 1290 «Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета муниципального образования Заокский район», постановление администрации муниципального образования Заокский район от 24 июля 2015 года № 923 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней муниципальных услуг и работ, оказываемых и выполняемых муниципальными учреждениями муниципального образования Заокский район», постановление администрации муниципального образования Заокский район от 16 июня 2009 года № 668 «Об утверждении Порядка расходования средств резервного фонда администрации муниципального образования Заокский район».

В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник прокурора Заокского района Тульской области Скрылькова Е.В. административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика – администрации муниципального образования Заокский район по доверенности Маркелова Н.С. в судебном заседании административные исковые требования признала в полном объеме, не возражала против их удовлетворения.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что прокуратурой Заокского района во исполнение задания прокуратуры области № 7/1-08-2016 от 08 января 2016 года проведена проверка исполнения бюджетного законодательства в части нормативно-правового регулирования бюджетного процесса.

По результатам данной проверки прокуратурой Заокского района принесен протест № 7-02-2017/12 от 09 января 2017 года на постановление администрации муниципального образования Заокский район от 23 сентября 2014 года № 1290 «Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета муниципального образования Заокский район», протест № 7-02-2017/14 от 09 января 2017 года на постановление администрации муниципального образования Заокский район от 24 июля 2015 года № 923 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней муниципальных услуг и работ, оказываемых и выполняемых муниципальными учреждениями муниципального образования Заокский район», протест № 7-02-2017/262 от 30 января 2017 года на постановление администрации муниципального образования Заокский район от 16 июня 2009 года №668 «Об утверждении Порядка расходования средств резервного фонда администрации муниципального образования Заокский район».

Из содержания указанных протестов следует, что прокурор Заокского района потребовал привести муниципальные правовые акты в соответствие с федеральным законодательством и о результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру района в письменной форме в установленный законом срок. В протестах также указано, что акт прокурорского реагирования подлежит обязательному рассмотрению в 10-дневний срок с момента получения.

Администрация муниципального образования Заокский район направила в прокуратуру Заокского района письмо № 11-21/265 от 19 января 2017 года из которого следует, что протест прокурора на постановление от 23 сентября 2014 года № 1290 «Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета муниципального образования Заокский район» рассмотрен, в Порядок будут внесены изменения и проект нормативно-правового акта будет направлен в прокуратуру для экспертизы до 01 марта 2017 года.

Также администрация муниципального образования Заокский район в прокуратуру Заокского района направило письмо № 11-21/264 от 19 января 2017 года из которого следует, что протест прокурора на постановление от 24 июля 2015 года №923 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней муниципальных услуг и работ, оказываемых и выполняемых муниципальными учреждениями муниципального образования Заокский район» рассмотрен, в Порядок будут внесены изменения и проект нормативно-правового акта будет направлен в прокуратуру для экспертизы до 01 марта 2017 года.

16 февраля 2017 года прокуратурой Заокского района в адрес администрации муниципального образования Заокский район направлено письмо № 471/2017, содержащее просьбу незамедлительно информировать прокуратуру района о результатах рассмотрения протестов № 7-02-2017/12 и 7-02-2017/14 от 09 января 2017 года, № 7-02-2017/262 от 30 января 2017 года.

Администрация муниципального образования Заокский район в ответ на указанное письмо сообщила, что протест на постановление администрации муниципального образования Заокский район от 16 июня 2009 года № 668 «Об утверждении Порядка расходования средств резервного фонда администрации муниципального образования Заокский район» рассмотрен; в Порядок будут внесены изменения и проект нормативно-правового акта будет направлен в прокуратуру Заокского района для экспертизы до 15 марта 2017 года.

Вместе с тем, по состоянию на 21 апреля 2017 года проекты муниципальных правовых актов о внесении изменений в опротестованные акты либо проекты муниципальных правовых актов об отмене опротестованных актов в прокуратуру Заокского района для проведения антикоррупционной экспертизы из администрации муниципального образования Заокский район не поступили.

Администрацией муниципального образования Заокский район в период с января 2017 года по 21 апреля 2017 года такие муниципальные правовые акты не принимались, что подтверждается перечнями постановлений администрации муниципального образования Заокский район за январь, февраль, март 2017 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 настоящего Федерального закона, на основании ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме (ч.2).

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Статьей 2 БК РФ определено, что бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее - закон (решение) о бюджете), иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.

В силу ч. 5 ст. 3 БК РФ органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.

Муниципальные правовые акты согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Таким образом, судом установлено, что администрацией муниципального образования Заокский район не исполнены требования прокурора, вытекающие из его полномочий, не выполнено требование прокурора о приведении в соответствии с действующим законодательством муниципальных правовых актов, изданных в бюджетной сфере.

Как усматривается из положений ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Прокурор выступает в защиту муниципального образования Заокский район, как субъекта, интересы которого в экономической и бюджетной сфере нарушаются бездействием администрации муниципального образования Заокский район Тульской области.

В силу ч. 9 ст. 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

С учетом изложенного, руководствуясь позицией административного ответчика, признавшего иск, суд полагает, что исковые требования прокурора законны, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-181 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования прокурора Заокского района Тульской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Заокский район Тульской области в части невыполнения требований прокурора Заокского района, изложенных в протестах № 7-02-2017/12 и 7-02-2017/14 от 09 января 2017 года, № 7-02-2017/262 от 30 января 2017 года о приведении в соответствие муниципальных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством.

Обязать администрацию муниципального образования Заокский район в пятидневный срок с момента вступления в силу решения суда по настоящему административному исковому заявлению привести в соответствие с действующим федеральным законодательством:

постановление администрации муниципального образования Заокский район от 23 сентября 2014 года № 1290 «Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета муниципального образования Заокский район»,

постановление администрации муниципального образования Заокский район от 24 июля 2015 года № 923 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней муниципальных услуг и работ, оказываемых и выполняемых муниципальными учреждениями муниципального образования Заокский район»,

постановление администрации муниципального образования Заокский район от 16 июня 2009 года № 668 «Об утверждении Порядка расходования средств резервного фонда администрации муниципального образования Заокский район».

Обязать администрацию муниципального образования Заокский район сообщить об исполнении настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в Заокский районный суд Тульской области и прокурору Заокского района Тульской области.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Заокский районный суд Тульской области.

Председательствующий судья: Ю.В. Филиппова