ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1923/2022 от 26.04.2022 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-1923/2022

55RS0007-01-2022-002624-83

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 апреля 2022 года город Омск

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Покричук О.Г., при секретаре судебного заседания ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Центрального административного округа города Омска о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от проведения аукциона по размещению нестационарного торгового объекта, возложении обязанности провести соответствующий аукцион,

установил:

ФИО1 в лице представителя ФИО7, действующего на основании доверенности, обратилась в суд к Администрации Центрального административного округа г. Омска о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от проведения аукциона по размещению нестационарного торгового объекта, возложении обязанности провести соответствующий аукцион.

В обоснование заявленных требований указано, что между Администрацией Центрального административного округа г. Омска и административным истцом заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 5 лет, на основании которого был размещен нестационарный торговый объект площадью 51 кв.м. по адресу: . В течение срока действия указанного договора, ФИО1 надлежащим образом исполняла обязательства по договору, задолженность по оплате отсутствует. Срок окончания договора истекал 01.04.2021.

21.05.2021 на павильоне размещена копия распоряжения Администрации ЦАО г. Омска № 790 от 18.05.2021 «О выносе самовольно размещенного движимого имущества», в соответствии с которым указанный павильон признан самовольно размещенным. Согласно пункту 2 указанного Распоряжения установлен срок для добровольного вынесения (демонтирования) объектов — до ДД.ММ.ГГГГ. Так же в пункте 3 Распоряжения указано: осуществить принудительный вынос или демонтаж самовольно размещенных объектов с 29.05.2021 по 09.07.2021.

Размещение нестационарных торговых объектов на территории города Омска производится в соответствии с утвержденной постановлением Администрации г. Омска от 04.08.2014 № 1041-п схемой «О внесении изменений в постановлении е Администрации города Омска от 04.08.2014 №1041-п». Подтверждением права на размещение нестационарного торгового объекта в месте, установленном схемой размещения таких объектов, является договор на размещение нестационарного торгового объекта. Право на заключение договора определяется по результатам торгов, проводимых в форме аукциона. Аукцион по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта проводится в соответствии с Порядком проведения аукциона по продаже права на заключение договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Омска, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 23.12.2014 № 1812-п «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска».

Постановлением Администрации г. Омска от 21.07.2021 № 441-п «О внесении изменений в постановление Администрации г. Омска от 04.08.2014 № 1041-п», в соответствии с которыми из приложения «Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» к постановлению Администрации г. Омска от 04.08.2014 № 1041-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» исключено место размещения нестационарного торгового объекта по .

При этом на дату окончания договора нестационарный торговый объект находился в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Омска согласно Постановлению от 04.08.2014 № 1041-П «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска». Административный истец заблаговременно обратилась в Администрацию ЦАО г. Омска с заявлением о намерении принять участие в соответствующем аукционе, в то время как Администрацией ЦАО г. Омска не организован и не проведен аукцион на размещение нестационарного торгового объекта, чем нарушены ее права и законные интересы.

Постановлением Администрации г. Омска от 14.03.2022 № 142-п внесены изменения в Постановление от 04.08.2014 № 1041-П «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска», согласно которым приложение «Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» к постановлению Администрации города Омска от 04.08.2014 № 1041-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» дополнено, в том числе строкой 728 место размещения нестационарного торгового объекта по .

Учитывая изложенное, административный истец просит суд признать незаконным бездействие Администрации Центрального административного округа города Омска по уклонению от проведения аукциона по размещению нестационарного торгового объекта по адресу: соответствии с Постановлением Администрации г. Омска от 14.03.2022 № 142-п по строке 728, обязать провести соответствующий аукцион в установленном законом порядке.

В судебном заседании административный истец ФИО1 участия не принимала, о времени и месте рассмотрении дела извещена, представлено заявление о рассмотрении дела без ее участия (л.д. 68). Ее представитель ФИО7, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Настаивал на наличии факта незаконного бездействия со стороны административного ответчика по не осуществлению действий в по проведению аукциона в отношении места размещения нестационарного объекта по , отсутствии оснований для не проведения данного аукциона. Просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика Администрации Центрального административного округа г. Омска ФИО4, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, настаивала на отсутствии бездействия в части не проведения аукциона. Указала, что в ходе рассмотрения административного дела по заявлению административного истца были установлены обстоятельства свидетельствующие о несоответствии места размещения нестационарного торгового объекта установленным требованиям. В связи с необходимостью осуществления действий по проверке данных обстоятельств, поскольку аукцион может быть проведен только в отношении соответствующего установленным требованиям места для размещения нестационарного торгового объекта. Поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление. просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель заинтересованного лица Администрации г. Омска ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, настаивал на отсутствии оснований для их удовлетворения. Поддержал доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление.

Принимая во внимание имеющиеся в деле сведения об извещении лиц, участвующих в деле, отсутствие ходатайств об отложении рассмотрения дела, с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Информация о принятии административного искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальном сайте Центрального районного суда г. Омска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 96 КАС РФ.

Изучив материалы дела, письменные возражения на административное исковое заявление, выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 15 КАС РФ суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из материалов дела следует, что 01.04.2016 между ФИО1 и Администрацией Центрального административного округа г. Омска заключен договор № на размещение нестационарного торгового объекта согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Центрального административного округа города Омска, в соответствии с которым административному истцу передано сроком на пять лет место для размещения нестационарного торгового объекта, площадью 51 кв.м. в соответствии с паспортом НТО (приложение № 2 к договору). тип торгового объекта: Павильон. Местоположение нестационарного торгового объекта: установлено относительно ориентира: Остановки общественного транспорта « расположенной по адресу: , . Вид деятельности: розничная торговля. Специализация нестационарного торгового объекта: продовольственные товары (л.д. 12-17, 34-37). Также приложением к указанному договору является расчет величины платы за размещение нестационарного торгового объекта, подписанный сторонами договора, акт приема-передачи места для размещения нестационарного торгового объекта (л.д. 18, 19.)

ДД.ММ.ГГГГ представителем административного истца ФИО6 в адрес Администрации Центрального административного округа направлено заявление, в котором ссылаясь на положения Распоряжения Правительства РФ № 208-р, п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», указано, что ФИО1 согласна на продление договора на размещение нестационарного торгового объекта № от ДД.ММ.ГГГГ на условиях ранее заключенного договора. Датировано заявление 29.03.2021. Зарегистрировано в Администрации Центрального административного округа г. Омска ДД.ММ.ГГГГл.д. 42).

По результатам рассмотрения указанного заявления ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Центрального административного округа г. Омска в адрес административного истца ФИО1 направлено письмо № , в соответствии с которым заявление о продлении договора рассмотрено. Администрацией округа сообщено, что в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации № 208-р от 30.01.2021 на органы местного самоуправления возложена ответственность за продление договоров на размещение нестационарных торговых объектов без проведения торгов. В Администрации г. Омска отсутствуют нормативно-правовые акты в части пролонгации договоров на размещение нестационарных торговых объектов. Также сообщено, что срок действия договора на размещение нестационарного торгового объекта от 01.04.2016 № Д-324/2016 прекращает свое действие 01.04.2021. В соответствии с п. 3.2.10 по истечении срока действия договора нестационарный торговый объект будет вынесен в порядке, предусмотренном постановлением администрации города Омска от 30.01.2014 № 95 «Об утверждении Положения о порядке выноса движимого имущества в городе Омске». Также Администрация округа уведомила об изменениях в постановление № 1812-п от 01.12.2020 № 717 «О внесении изменений в некоторые муниципальные правовые акты Администрации г. Омска». Владельцам нестационарных торговых объектов, срок действия договора на размещение которого истек после 01.08.2020 и исключенного из схемы размещения нестационарных торговых объектов, представляется преимущественное право в течение 90 календарных дней с момента получения настоящего уведомления о предоставлении преимущественного права. В случае если нестационарный торговый объект, владелец которого имеет действующий, надлежаще исполненный договор на размещение нестационарного торгового объекта, размещен в месте, в отношении которого уполномоченным органом принято решение об исключении этого места из схемы размещения нестационарных торговых объектов по окончании срока действия договора на размещение нестационарного торгового объекта, владельцу такого нестационарного торгового объекта предоставляется преимущественное право в отношении нестационарного торгового объекта аналогичного типа из числа компенсационных мест, предоставляемых по выбору владельца нестационарного торгового объекта, свободных от прав третьих лиц, включенных в схему размещения нестационарных торговых объектов. В целях реализации преимущественного права владелец нестационарного торгового объекта подает заявку на участие в аукционе или в конкурсе по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта в соответствии с установленным порядком в отношении места размещения нестационарного торгового объекта, включенного в схему размещения нестационарных торговых объектов, и указанного в договоре на размещение нестационарного торгового объекта, срок которого истек. При отсутствии заявки на участие в аукционе или в конкурсе по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта или нарушении владельцем нестационарного торгового объекта требований, установленных порядками проведения аукциона и конкурса по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта, владелец нестационарного торгового объекта утрачивает преимущественное право. В случае отсутствия необходимого владельцу нестационарного торгового объекта места размещения нестационарного торгового объекта, владелец нестационарного торгового объекта либо его уполномоченный представитель обращается с заявлением о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов в комиссию, созданную уполномоченным органом, на территории которого планируется размещение нестационарного торгового объекта, в целях принятия решения о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с требованиями пунктов 41 - 44 постановления № 1812-п. Перечень мест размещения нестационарных торговых объектов, свободных от прав третьих лиц, размещается уполномоченным органом в сети «Интернет» на официальном сайте Администрации города Омска www.admomsk.ru и поддерживается в актуальном состоянии. По обращению владельца нестационарного торгового объекта уполномоченный орган предоставляет в течение пяти рабочих дней перечень мест размещения нестационарных торговых объектов, свободных от прав третьих лиц, по состоянию на первое число месяца, в котором поступило обращение. Предоставление компенсационного места осуществляется на основании заявления владельца нестационарного торгового объекта с указанием такого места в схеме размещения нестационарных торговых объектов или предполагаемого места размещения нестационарного торгового объекта, представляемого в уполномоченный орган. Уполномоченный орган извещает владельца нестационарного торгового объекта о предоставлении компенсационного места в течение 10 календарных дней, следующих за днем представления заявления в уполномоченный орган согласно пункту 5.1 настоящего Порядка и (или) вступления в силу правового акта Администрации города Омска о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов в части включения компенсационного места, предложенного владельцем нестационарного торгового объекта (л.д. 43-44).

В связи с тем, что нестационарный торговый объект, принадлежащий административному истцу, расположен на земельном участке после истечения срока договора, условия, предусмотренные п. 3.2.10 заключенного договора о предоставлении места для размещения нестационарного торгового объекта, не соблюдены, 18.05.2021 распоряжением Администрации ЦАО г. Омска № 790 «О выносе самовольно размещенного движимого имущества», принадлежащий административному истцу нестационарный торговый объект признан самовольно размещенным, установлен срок для добровольного вынесения (демонтирования) объектов — до 28.05.2021, принудительный вынос или демонтаж самовольно размещенных объектов с 29.05.2021 по 09.07.2021 (л.д. 38-40).

26.05.2021 в соответствии с протоколом заседания комиссии Центрального административного округа города Омска по рассмотрению обращений о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов, в отношении места размещения нестационарного торгового объекта по улице площадью 51 кв.м., розничная торговля, универсальная (продовольственные товары), круглосуточно, принято решение о направлении сведений об исключении из строки № 129 Схемы размещения нестационарных торговых объектов. В качестве основания указано: нарушение п. 22 постановления Администрации г. Омска от 23.12.2014 № 1812-п, Площадь не соответствует постановлению Администрации г. Омска от 09.08.2018 № 812-п (л.д. 20-22). Данный протокол с письмом направлен в департамент городской экономической политики Администрации г. Омска о внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную постановлением от 04.08.2014 № 1041-п об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» согласно приложению (л.д. 45-49).

Постановлением Администрации г. Омска от 21.07.2021 № 441-п «О внесении изменений в постановление Администрации г. Омска от 04.08.2014 № 1041-п», в соответствии с которыми из приложения «Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» к постановлению Администрации города Омска от 04.08.2014 № 1041-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» исключено место размещения нестационарного торгового объекта по .

Не согласившись с данным постановлением, административный истец обратилась в суд с требованием о признании его недействительным в части исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов места размещения нестационарного торгового объекта (административное дело ).

Исходя из обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения данного дела, а именно: с учетом письма департамента транспорта Администрации от ДД.ММ.ГГГГ Вн-ДТ/3087 было выявлено, что место размещения нестационарного торгового объекта с адресным ориентиром , на момент принятия решения об исключении вышеуказанной строки не находилось на остановке общественного транспорта, 15.02.2022 на заседании комиссии администрации Центрального административного округа города Омска по рассмотрению обращений о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов, было принято решение согласовать проект изменений в постановление Администрации г. Омска от 04.08.2014 № 1041-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» в части включения строки в таблицу № 5 схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Таблицей 1: адресные ориентиры: , площадь 51, вид торговли розничная, специализация торговли универсальная (продовольственные товары), период размещения круглосуточно (л.д. 50).

По результатам рассмотрения указанного решения, Постановлением Администрации г. Омска от 14.03.2022 № 142-п внесены изменения в Постановление от 04.08.2014 № 1041-П «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска», согласно которым приложение «Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» к постановлению Администрации города Омска от 04.08.2014 № 1041-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» дополнено, в том числе строкой 728 место размещения нестационарного торгового объекта по Данное постановление опубликовано в газете «Третья столица» № 11 (1285) 17.03.2022 (л.д. 23-28).

06.04.2022 в Администрации Центрального административного округа г. Омска зарегистрировано заявление ФИО8., в соответствии с которым она в связи с изданием постановления № 142-п от 14.03.2022 о включении п. 728 по ул. , в схему размещения нестационарного торгового объекта на территории г. Омска просит в соответствии с постановлением Администрации г. Омска № 1812-п, организовать и провести аукцион или конкурс по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта по указанному месту. Выразила свое согласие на участие в указанном аукционе или конкурсе (л.д. 56).

05.04.2022 в ответ на данное заявление Администрацией Центрального административного округа в адрес административного истца направлено письмо № в котором указано, что заявление административного истца рассмотрено. Указано на то, что срок действия договора, заключенного с административным истцом от ДД.ММ.ГГГГ № Д-324/2016 истек ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Администрации г. Омска от 14.03.2022 № 142-п внесены изменения в Постановление от 04.08.2014 № 1041-П «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска», согласно которым приложение «Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» к постановлению Администрации г. Омска от 04.08.2014 № 1041-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска» дополнено, в том числе строкой 728 место размещения нестационарного торгового объекта по ул. Багратиона, д. 11. Постановлением Администрации г. Омска от 23.12.2014 № 1812-п «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска» установлен порядок, определяющий процедуру размещения нестационарного торгового объекта на территории города Омска без формирования земельных участков, процедуру взаимодействия структурных подразделений Администрации г. Омска при разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, порядок внесения в нее изменений, в том числе требований к составу, последовательности разработки, согласования и утверждения указанной схемы размещения. В связи с тем, что указанное место размещения нестационарного торгового объекта по ул. Багратиона, д. 11 не соответствует требованиям, установленным постановлением № 1812-п, оно подлежит исключению из схемы размещения нестационарного торгового объекта. Учитывая, что место № 728 таблицы № 5 схемы размещения нестационарного торгового объекта с адресным ориентиром ул. , будет исключено из схемы размещения нестационарных торговых объектов, проведение аукциона по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта не представляется возможным. Согласно п. 48.3 постановления № 1812-п, в случае если нестационарный торговый объект, владелец которого имеет действующий, надлежаще исполненный договор на размещение нестационарного торгового объекта, размещен в месте, в отношении которого уполномоченным органом принято решение об исключении этого места из схемы размещения нестационарных торговых объектов по окончании срока действия договора на размещение нестационарного торгового объекта, владельцу такого нестационарного торгового объекта предоставляется преимущественное право в отношении нестационарного торгового объекта аналогичного типа из числа компенсационных мест, предоставляемых по выбору владельца нестационарного торгового объекта, свободных от прав третьих лиц, включенных в схему размещения нестационарных торговых объектов. Из чего сделан вывод, что согласно постановлению № 1812-п преимущественное право представляется владельцу нестационарного торгового объекта, надлежащим образом исполнявшему свои обязательства по договору на размещение нестационарного торгового объекта. В связи с тем, что административным истцом были допущены нарушения существенных условий договора, ею утрачено преимущественное право (л.д. 57).

Полагая незаконным уклонение административного ответчика от проведения аукциона в отношении указанного места размещения нестационарного торгового объекта, административный истец обратилась в суд с настоящими требованиями, разрешая которые, оценив собранные по делу доказательства в порядке, предусмотренном положениями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам,

Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», а также Постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 № 772 «Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов».

Пунктом 6 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ определено, что нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Администрацией города Омска постановлением № 1812-П утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска.

Процедура организации и проведения аукциона по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Омска, срок размещения которого составляет до 1 года включительно, в соответствии с утвержденной Администрацией города Омска схемой размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена (далее - аукцион), закреплены в Порядке проведения аукциона по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Омска, являющегося приложением № 1 Порядку размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, утвержденных Постановлением Администрации г. Омска от 23.12.2014 № 1812-п.

К основным целями проведения аукциона, относятся, в том числе заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта.

Применительно к положениям пп. 5 п. 31 Порядка размещения нестационарных торговых объектов, уполномоченным лицом осуществляющим проведение аукциона по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Омска в соответствии с утвержденной Администрацией города Омска Схемой размещения нестационарных торговых объектов, является администрация округа города Омска. В рассматриваемом случае Администрация Центрального административного округа г. Омска.

Аналогичные положения содержатся в Порядке проведения аукциона по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Омска, являющегося приложением № 1 Порядку размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, утвержденных Постановлением Администрации г. Омска от 23.12.2014 № 1812-п.

В соответствии с п. 19 Положения об администрации Центрального административного округа города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 29.07.2011 № 423, в сфере развития предпринимательства, потребительского рынка и услуг администрация округа: участвует в разработке проекта схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска; оформляет паспорта нестационарных торговых объектов; является организатором торгов по продаже права на заключение договоров на размещение нестационарных торговых объектов, за исключением нестационарных объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности города Омска и предоставленных муниципальным учреждениям города Омска в соответствии с действующим законодательством; заключает договоры на размещение нестационарных торговых объектов; является уполномоченным структурным подразделением Администрации города Омска на размещение нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска.

В соответствии с п. 4 Порядка проведения аукциона по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Омска, являющегося приложением № 1 Порядку размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, утвержденных Постановлением Администрации г. Омска от 23.12.2014 № 1812-п, в случае включения в схему размещения нестационарных торговых объектов дополнительных мест размещения нестационарных торговых объектов решение о проведении аукциона в отношении указанных объектов, за исключением мест размещения нестационарных торговых объектов, включенных в соответствии с подпунктом 4 пункта 36 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, принимается уполномоченным органом в течение 7 рабочих дней с момента внесения соответствующих изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов.

При этом Разработанная схема должна отвечать целям, предусмотренным пунктом 4 постановления № 1812-П, подготавливается с учетом факторов, изложенных в пункте 14 данного постановления, в том числе в соответствии с документами территориального планирования и градостроительного зонирования, документации по планировке территории. Основания для невключения объекта в схему размещения нестационарного торгового объекта предусмотрены в пункте 18 постановления № 1812-п.

В частности, согласно п.п. 1 п. 18 Постановления № 1812-п не допускается включать в схему размещения нестационарных торговых объектов места размещения в границах отвода автомобильных дорог (вне остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта) с учетом требований Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Кроме того, в соответствии с п. 48.2 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, владелец нестационарного торгового объекта, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по договору на размещение нестационарного торгового объекта, по истечении срока договора на размещение нестационарного торгового объекта имеет преимущественное перед другими лицами право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта на новый срок на условиях, определенных по результатам аукциона или конкурса по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта (далее - преимущественное право).

Не позднее чем за 90 дней до окончания срока действия договора на размещение нестационарного торгового объекта уполномоченный орган уведомляет владельца нестационарного торгового объекта об окончании срока действия договора на размещение нестационарного торгового объекта и предоставлении владельцу нестационарного торгового объекта преимущественного права.

В целях реализации преимущественного права владелец нестационарного торгового объекта подает заявку на участие в аукционе или в конкурсе по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта в соответствии с установленным порядком в отношении места размещения нестационарного торгового объекта, включенного в схему размещения нестационарных торговых объектов, и указанного в договоре на размещение нестационарного торгового объекта, срок которого истек.

В случае соответствия места размещения нестационарного торгового объекта требованиям, установленным действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Омской области, муниципальными правовыми актами города Омска, аукцион или конкурс по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта для таких мест размещения нестационарных торговых объектов должен быть объявлен уполномоченным органом не позднее чем за 30 дней до даты окончания срока действия договора на размещение нестационарного торгового объекта.

В случае если нестационарный торговый объект, владелец которого имеет действующий, надлежаще исполненный договор на размещение нестационарного торгового объекта, размещен в месте, в отношении которого уполномоченным органом принято решение об исключении этого места из схемы размещения нестационарных торговых объектов по окончании срока действия договора на размещение нестационарного торгового объекта, владельцу такого нестационарного торгового объекта предоставляется преимущественное право в отношении нестационарного торгового объекта аналогичного типа из числа компенсационных мест, предоставляемых по выбору владельца нестационарного торгового объекта, свободных от прав третьих лиц, включенных в схему размещения нестационарных торговых объектов.

Преимущественное право в отношении нестационарного торгового объекта аналогичного типа из числа компенсационных мест, предоставляемых по выбору владельца нестационарного торгового объекта, свободных от прав третьих лиц, включенных в схему размещения нестационарных торговых объектов, предоставляется владельцу нестационарного торгового объекта до окончания срока действия договора на размещение нестационарного торгового объекта, указанного в абзаце четвертом настоящего пункта.

При отсутствии заявки на участие в аукционе или в конкурсе по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта или нарушении владельцем нестационарного торгового объекта требований, установленных порядками проведения аукциона и конкурса по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта, владелец нестационарного торгового объекта утрачивает преимущественное право.

Владельцам нестационарных торговых объектов, срок действия договоров на размещение которых истек после 1 августа 2020 года и исключенных из схемы размещения нестационарных торговых объектов, предоставляется преимущественное право в течение 90 календарных дней с момента получения уведомления о предоставлении преимущественного права (л.д. 48.3 Правил).

Применительно к изложенным положениям суд полагает верным указание представителя административного ответчика на то, что возможность проведения аукциона в отношении места для размещения нестационарного торгового объекта обусловлено, в том числе соответствием данного места, установленным законом требованиям.

По информации департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, в соответствии с проектом планировки территории, расположенной в границах: улица Орджоникидзе - улица 24-я Северная - улица Челюскинцев - улица 2-я Восточная - улица 5-я Северная - улица 7-я Северная в Центральном административном округе города Омска, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 18.11.2010 № 1109-п, нестационарный торговый объект расположен на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешенного использования «земли общего пользования для полосы отвода автомобильной дороги местного значения», на данном земельном участке расположена автомобильная дорога общего пользования местного значения по улице Багратиона от улицы Челюскинцев до улицы 21-й Амурской находится в собственности муниципального образования городской округ город Омск Омской области, включена в реестр муниципального имущества города Омска в соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденным Решением Омского городского Совета от 18.07.2018 № 74, дороге присвоен идентификационный .

Также данный нестационарный объект расположен в границах в красных линий .

Данные сведения были получены как по обращениям административного ответчика в рамках проверочных мероприятий о соответствии спорного места размещения нестационарного торгового объекта (л.д. 50-53), так и в ходе рассмотрения иного административного дела по иску административного истца по запросу суда (л.д. 58-59).

По итогам представленных сведений 22.04.2022 комиссией администрации Центрального административного округа г. Омска по рассмотрению обращений о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов принято решение об исключении места в соответствии с таблицей № 1: номер по Схеме № 1041-п – 728, адресные ориентиры: , площадь 51, вид торговли розничная, специализация торговли универсальная (продовольственные товары), период размещения круглосуточно. Основания исключения: нарушение п.п. 1 п. 18 Постановления Администрации г. Омска от 23.12.2014 № 1812-п, площадь не соответствует Постановлению Администрации г. Омска от 09.08.2018 № 812-п; нарушение пп. 3 п. 36 постановления Администрации г. Омска от 23.12.2014 № 1812-п.

В частности, принадлежащий административному истцу нестационарный торговый объект, площадью 51 кв.м, не соответствует допустимой площади, установленной в Постановлении № 812-п (приложение № 1).

Нарушение пп. 1 п. 18 Постановления Администрации г. Омска от 23.12.2014 № 1812-п, свидетельствует о несоответствии размещения нестационарного торгового объекта документам территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории, что в свою очередь в соответствии с п. 36 постановления Администрации г. Омска от 23.12.2014 № 1812-п свидетельствует о наличии обстоятельств внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов.

Указанное опровергает доводы представителя административного истца о бездействии администрации Центрального административного округа г. Омска, ее должностных лиц, в части проведения аукциона в отношении места размещения нестационарного торгового объекта по . Доказательств уклонения от выполнения публичной обязанности по проведению аукциона в соответствии с Постановлением Администрации г. Омска от 14.03.2022 № 142-п, а равно соответствие указанного места размещения нестационарного торгового объекта установленным требованиям не представлено.

Каких-либо иных доводов о нарушениях, допущенных административным ответчиком, а также о нарушении прав административного истца, не имеется.

Представленное заявление ФИО1 о предоставлении компенсационного места от 13.01.2022, также не подтверждает факт бездействия и уклонения со стороны административного ответчика от выполнения публичной обязанности по проведению аукциона. Из данного заявления не следует, что оно было направлено в адрес административного ответчика, соответствующих подтверждений не представлено (л.д. 89).

В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права, либо свободы гражданина не были нарушены.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что указанной в ст. 227 КАС РФ совокупности в рассматриваемом деле не имеется.

Применительно к изложенному, оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1 к Администрации Центрального административного округа города Омска о признании незаконным бездействия Администрации Центрального административного округа г. Омска по уклонению от проведения аукциона по размещению нестационарного торгового объекта по адресу: соответствии с Постановлением Администрации г. Омска от 14.03.2022 № 142-п по строке 728, возложении обязанности провести соответствующий аукцион в установленном законом порядке, не имеется.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Администрации Центрального административного округа города Омска о признании незаконным бездействия Администрации Центрального административного округа города Омска по уклонению от проведения аукциона по размещению нестационарного торгового объекта по адресу: соответствии с Постановлением Администрации г. Омска от 14.03.2022 № 142-п по строке 728, возложении обязанности провести соответствующий аукцион в установленном законом порядке, отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Омска.

Председательствующий судья О.Г. Покричук

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.