ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1927/2021 от 10.06.2021 Засвияжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

административное дело № 2а-1927/2021

73RS0002-01-2021-005015-81

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Ульяновск 10 июня 2021 года

Засвияжский районный суд г.Ульяновска в составе

председательствующего судьи Т.В. Анципович,

при секретаре Д.Д. Ефремовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ульяновска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска обратился в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ульяновска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения. В обоснование иска указав, что Решением Ульяновской городской Думы от 25.12.2002 №222 (в ред. решения Ульяновской Городской Думы от 18.01.2012 №7) утверждено Положение «О территориальной охране природы г.Ульяновска», согласно приложению №3 которого определен перечень особо охраняемых природных территорий (далее по тексту - ООПТ) местного значения города Ульяновска. Указанный перечень содержит сведения об ООПТ местного значения города Ульяновска «Экопарк Черное озеро». Проведенной прокуратурой района проверкой по обращению ФИО5 выявлены нарушения администрацией г. Ульяновска требований законодательства о землепользовании и об охране окружающей среды. ОООПТ располагается на земельном участке с кадастровым номером который находится в собственности Ульяновской области. Экологический парк «Черное озеро» включен в реестр муниципального имущества и располагается на территории особо охраняемой природной территории местного значения. Согласно Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утверждённых решением Ульяновской Городской Думы от 02.09.2015 № 90, площадь ООПТ составляет 979 000 кв. м.

Согласно ч.1 ст.58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

В соответствии с ч.1 ст. 59 Закона № 7-ФЗ правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № ЗЗ-ФЗ) органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования.

В соответствии с ч. 12 ст. 2 Закона № ЗЗ-ФЗ обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Частью 1 ст. 11.7 Земельного кодекса РФ установлено, что при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.

Вместе с тем, до настоящего времени не приняты меры по разделу земельного участка с кадастровым номером , не установлены границы ООПТ Экопарк «Черное озеро» и не приято Положение о данной ООПТ. Подготовленная органом местного самоуправления схема раздела Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области в настоящее время не согласована.

По выявленным нарушениям прокуратурой района 24.11.2020 вносилось представление об устранении нарушений закона. В ответе на представление от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в реестре муниципального имущества числится Экопарк «Черное озеро», который располагается на земельном участке с кадастровым номером по ул. Октябрьской, находящемся в собственности Ульяновской области. В рамках муниципального контракта были проведены кадастровые работы по разделу земельного участка с целью постановки на кадастровый учет земельного участка под Экопарком «Черное озеро» местного значения. Установление границ ООПТ местного значения Экопарк «Черное озеро» и принятие Положения о данной ООПТ будет возможно после проведения процедуры раздела земельного участка на территории регионального и местного значения и передачи земельного участка ООПТ местного значения в муниципальную собственность.

Бездействие администрации г. Ульяновска, выразившееся в неисполнении вышеуказанных требований законодательства, ведет к нарушению требований санитарных и экологических норм, а также влияет на состояние окружающей среды, нарушает права жителей муниципального образования «город Ульяновск».

Учитывая значимость соблюдения требований закона об охране окружающей среды, считая сложившееся положение недопустимым, на основании изложенного и руководствуясь п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.39 КАС РФ окончательно просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Ульяновск», выразившееся в непринятии мер по разделу земельного участка с кадастровым номером , неустановлении границ особо охраняемой природной территории Экопарк «Черное озеро» и непринятии Положения о данной особо охраняемой природной территории. Обязать администрацию муниципального образования «город Ульяновск» произвести раздел земельного участка с кадастровым номером установить границы особо охраняемой природной территории Экопарк «Черное озеро», разработать Положение об особо охраняемой природной территории Экопарк «Черное озеро» и направить в Ульяновскую Городскую Думу для рассмотрения вопроса о его принятии.

Судом в соответствии со ст. 47 КАС РФ в качестве заинтересованных лиц привлечены: Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска, Департамент государственного имущества Министерства экономического развития и промышленности Ульяновской области, Министерство агропромышленного комплекса и развитию сельских территорий Ульяновской области, Управление по охране окружающей среды администрации города Ульяновска, Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.

В судебном заседании представитель административного истца Морозов О.А. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации города Ульяновска Дементьева А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании уточненные административные исковые требования не признала в полном объеме по доводам, изложенным в письменных отзывах на иск.

Представитель заинтересованного лица Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что территория под парком «Черное озеро» включает особо охраняемую природную территорию регионального (областного) значения «Памятник природы «Экологический парк «Черное озеро», общей площадью 25,50 га и особо охраняемую природную территорию местного значения Экопарк «Черное озеро». Основная часть земельного участка по парком «Черное озеро» занимает ООПТ местного значения, согласно п.4 ст.2 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» ответственность за обеспечение охраны и функционирование ООПТ местного значения несет администрация города Ульяновска. В 2017 году Минприроды Ульяновской области провело работу по уточнению границ ООПТ регионального значения, с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах, с последующей постановкой на кадастровый учет. У Минприроды Ульяновской области полномочия в сфере организации охраны и функционирования ООПТ местного значения отсутствуют.

Представитель заинтересованного лица Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск, в котором по вопросу раздела земельного участка с кадастровым номером с целью установления ООПТ местного значения указал, что земельное законодательство не ограничивает круг лиц, которые вправе подготовить схему расположения земельного участка с целью его раздела. В адрес Министерства поступали заявления от администрации города Ульяновска об утверждении схемы раздела земельного участка с кадастровым номером (вх. от ДД.ММ.ГГГГ,ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ). В утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории письмами от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ было отказано по техническим причинам, в связи с тем, что границы образуемого земельного участка ООПТ местного значения не учитывали установленные границы ООПТ регионального значения, конфигурация и площадь исходного земельного участка указанная в Схеме, не соответствовала конфигурации и площади содержащейся в ЕГРН. Министерство считает возможным утверждение подготовленной органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка в случае устранения указанных в ответах замечаний.

Представитель заинтересованного лица Министерства экономического развития и промышленности Ульяновской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Остальные заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных отношений.

Согласно ст. 17 КАС РФ, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В случае удовлетворения административного иска об оспаривании бездействия судом необходимо указать, какие действия необходимо предпринять административному ответчику для устранения нарушений (п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ).

Согласно ст.ст. 14,62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться, в том числе, следующие ограничения на землю: 1) ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.

Согласно ч.2 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

В силу ст. 52 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установление, изменение, прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий, создаваемых в целях охраны окружающей среды, осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

В соответствии с ч.2 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады.

Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения (ч.3 ст. 2).

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (ч.4 ст. 2).

Согласно ч.9 ст.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления решают предусмотренные Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, городского округа, в соответствии с положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.

Обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (ч.12 ст.2).

Форма графического описания местоположения границ особо охраняемой природной территории, требования к точности определения координат характерных точек границ особо охраняемой природной территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории (ч.14 ст.2).

Согласно ст. 3 Закона Ульяновской области от 02.11.2020 N 127-ЗО "Об особо охраняемых природных территориях регионального значения Ульяновской области и об установлении категорий особо охраняемых природных территорий местного значения в Ульяновской области" к особо охраняемым природным территориям местного значения в Ульяновской области, в том числе относятся: 2) экологические парки - особо охраняемые природные территории, создаваемые в целях выработки и распространения форм и методов сохранения, восстановления и рационального использования природных комплексов и объектов, находящихся в границах территорий муниципальных образований Ульяновской области (далее - муниципальные образования).

В силу ст. 9 Закона Ульяновской области от 02.11.2020 N 127-ЗО положение об особо охраняемой природной территории должно содержать:1) наименование особо охраняемой природной территории;2) описание местоположения и границ особо охраняемой природной территории, ее план, а также сведения о ее площади;3) краткое описание особо охраняемой природной территории;4) сведения об адресе места нахождения областных государственных учреждений, созданных в целях управления особо охраняемой природной территории;5) режим охраны и использования особо охраняемой природной территории;п6) режим охранной зоны особо охраняемой природной территории, относящейся к категории природного парка или памятника природы;7) режим использования земельных участков, предоставленных в пользование гражданам и юридическим лицам, согласно охранным обязательствам;8) основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемой природной территории;п9) иные сведения, относящиеся к особо охраняемой природной территории, в соответствии с решением Правительства Ульяновской области об утверждении соответствующего положения.

В силу п.3.6.1 Решение Ульяновской Городской Думы от 25.12.2002 N 222 (ред. от 18.01.2012) "Об утверждении Положения "О территориальной охране природы г. Ульяновска" наиболее ценные природные участки, соответствующие критериям ООПТ местного значения, подлежат выявлению и резервированию администрацией города в порядке, определяемом действующим законодательством с введением на них щадящего режима природопользования до момента придания им Городской Думой статуса особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с п.28 ст. 28 Устава муниципального образования «город Ульяновск» к компетенции Ульяновской Городско думы, в том числе, относится принятие решений о создании особо охраняемых природных территорий местного значения на земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования "город Ульяновск", а также согласование данных решений с уполномоченным органом государственной власти Ульяновской области в случае, предусмотренном Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", утверждение положений об особо охраняемых природных территориях местного значения.

Согласно ч.1 ст. 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 39.29 настоящего Кодекса.

При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 39.29 настоящего Кодекса. Допускается в соответствии с утвержденным проектом межевания территории одновременное перераспределение нескольких смежных земельных участков и земель с прекращением существования исходных земельных участков и образованием нескольких смежных земельных участков или одного земельного участка.

Согласно ч.1 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч.3 ст. 11.10).

Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (ч.4 ст. 11.10).

Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Порядок передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность определен статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Судом установлено, что собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под парк «Черное озеро», общая площадь 1 232 399,9 кв.м., адрес объекта: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул.Октябрьская с кадастровым номером: является Ульяновская область, что подтверждается свидетельством о праве собственности серии 73-АА от ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует, что постановлением мэра города Ульяновска №536 от 22.04.1993 г. создан экологический парк в пойма р.Свияга в Засвияжском районе на участке площадью 93 га в следующих границах: Московское шоссе, надпойменная терраса, железная дорога. В указанном постановлении, в том числе, указывалось о необходимости подготовки документации по отводу земельного участка в границах создаваемого парка.

Постановлением мэра города Ульяновска №315 от 22.03.1994 г. в целях развития экологического парка «Черное озеро» утверждено Положение об экологическом парке, Городскому комитету по охране природы следовало выступить заказчиком на проведение землеустроительных, проектно-изыскательных и строительных работ по созданию экопарка.

Решением Ульяновской городской Думы от 25.12.2002 №222 (в ред. решения Ульяновской Городской Думы от 18.01.2012 №7) утверждено Положение «О территориальной охране природы г.Ульяновска», согласно Приложению №3 которого определен перечень особо охраняемых природных территорий (далее по тексту - ООПТ) местного значения города Ульяновска. Указанный перечень содержит сведения об ООПТ местного значения города Ульяновска Экопарк «Черное озеро», площадью 123,4 га.

Согласно Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утверждённых решением Ульяновской Городской Думы от 02.09.2015 № 90, площадь ООПТ составляет 979 000 кв. м.

ООПТ местного значения Экопарк «Черное озеро» площадью 979 000 кв.м. включен в Реестр муниципального имущества постановлением администрации города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме ООТП местного значения Экопарк «Черное озеро» на земельном участке, расположенном по адресу: г.Ульяновск, Засвияжский район, ул. Октябрьская с кадастровым номером , также располагается ООТП регионального (областного) значения «Памятник природы «Экологический парк «Черное озеро».

Распоряжением главы администрации Ульяновской области №1190-р от 01.11.1994 г. «Об итогах инвентаризации памятников природы Ульяновской области ООПТ регионального значения «Экологический парк «Черное озеро» площадью 25,5 га озеро (озеро Черное с прибрежной полосой и сохранившейся в естественном состоянии речной долины) признано памятником природы.

Постановлением главы администрации Ульяновской области от 29.12.2002 №194 сведения об экологическом парке «Черное озеро» внесены в Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий Ульяновской области.

Приказом Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 05.02.2013 г. №07 приложением №35 было утверждено Положение об особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Памятник природы «Экологический парк «Черное озеро», в котором, в том числе, указано местоположение и описание границ ООПТ.

Таким образом, судом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером расположено как ООПТ регионального значения «Памятник природы «Экологический парк «Черное озеро», общей площадью 25,50 га, так и ООПТ местного значения Экопарк «Черное озеро».

Из материалов дела следует, что при проведении проверки по обращению ФИО5 прокуратурой Железнодорожного района г.Ульяновска выявлены нарушения администрацией г.Ульяновска требований законодательства об охране окружающей среды, которые выразились в следующем:

На земельном участке с кадастровым номером по ул. набережная реки Свияга, д. 82 ведутся работы по строительству многоквартирного жилого дома. При этом на территории находящегося в собственности Ульяновской области земельного участка с кадастровым номером расположен однополосный грунтовый проезд общего пользования, ведущий, в том числе, к стройплощадке по ул. Набережная реки Свияга, д.82.

В нарушение ст. 58,59 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.8 ст.2, ч.12 ст.2 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ч.1 ст.11.7 и ч.1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ до настоящего времени не приняты меры по разделу земельного участка с кадастровым номером , не установлены границы ООПТ Экопарк «Черное озеро» и не принято Положение о данной ООПТ. Подготовлены органом местного самоуправления схема раздела Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области в настоящее время не согласована. В связи с непринятием Положения об ООПТ ограничить проезд строительной техники по грунтовой дороге, проходящей по земельному участку ООПТ не представляется возможным.

Установив, что бездействие администрации г.Ульяновска, выразившееся в неисполнении вышеуказанных требований законодательства, ведет к нарушению требований санитарных и экологических норм, а также влияет на состояние окружающей среды, нарушает права жителей муниципального образования «город Ульяновск», в адрес главы города Ульяновска ФИО10 прокурором Железнодорожного района г. Ульяновска было вынесено представление об устранении указанных нарушений закона.

В ответ на представление прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска глава администрации города Ульяновска ФИО8 в письме от ДД.ММ.ГГГГ сообщил, что доводы, содержащиеся в представлении, нашли свое подтверждение. Также указано, что после принятия решения об утверждении схемы земельный участок под Экопарком «Черное озеро» будет поставлен на кадастровый учет с целью оформления земельно-правовых документов. Установление границ ООПТ местного значения Экопарка «Черное озеро» и принятие Положения об ООПТ местного значения возможно после проведения процедуры раздела участка с кадастровым номером на территории ООПТ местного значения и ООПТ регионального значения и передачи земельного участка ООПТ местного значения в муниципальную собственность.

На запрос прокурора от 24.02.2021 г. о предоставлении информации о принятых мерах по исполнению представления, глава администрации города Ульяновска ФИО11. дал ответ, аналогичный ранее направленному от 17.12.2020г.

24.06.2019 г. между Управлением имущественных отношений, экономики и развития администрации города Ульяновска (заказчик), от имени и в интересах города Ульяновска и АО «Инвентаризационная корпорация по недвижимости и земельным ресурсам» (Подрядчик) заключен контракт на выполнение работ по формированию 24 земельных участков, отнесенных к муниципальной собственности, среди которых, указан земельный участок, расположенный по адресу: г.Ульяновск, ул. Октябрьская, Экопарк «Черное озеро» ориентировочной площадью 979 000 кв.м.

03.09.2019 г. администрацией города Ульяновска (заказчик) и ИП ФИО9 был заключен муниципальный контракт на оказание услуги по подготовке текстового и графического описания особо охраняемых природных территорий местного значения, в том числе в отношении ООПТ Экопарк «Черное озеро».

Главой города Ульяновска в Министерство строительства и архитектуры Ульяновкой области 27.07. 2020 г. направлена схема размещения земельного участка на кадастровом плане территории для предварительного согласования предоставления образуемого земельного участка под Экопарк «Черное озеро» в постоянное (бессрочное) пользование Управлению имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска и принятии решения об утверждении схемы.

Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, рассмотрев заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по указанному адресу письмом от 15.08.2020 г. отказало в её утверждении в соответствии с п.16 ст. 11.10 ЗК РФ, со ссылкой на то, что подготовленная схема не соответствует Приказу Минэкономразвия от 27.11.2014 №762.

Проанализировав собранные по делу доказательства в совокупности, принимая во внимание, что до настоящего времени администрацией города Ульяновска раздел земельного участка с кадастровым номером на котором расположена ООПТ местного значения Экопарк «Черное озеро», которое включено в реестр муниципальной собственности, не произведен, границы указанного выше ООПТ не установлены, что приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, которое выражается в невозможности организовать мероприятия по установлению режима особой охраны и защите окружающей среды для предотвращения неблагоприятного воздействия хозяйственных и производственных фактором в отношении ООПТ, суд приходит к выводу об удовлетворению исковых требований о признании бездействия администрации города Ульяновска, выразившегося в непринятии мер по разделу земельного участка, неустановлении границ ООПТ местного значения Экопарк «Черное озеро», непринятии Положения об особо охраняемой природной территории местного значения, незаконными.

Поскольку наличием указанного бездействия нарушаются права и интересы неопределённого круга лиц, на ответчика следует возложить обязанность произвести раздел земельного участка с кадастровым номером , установить границы ООПТ местного значения Экопарк «Черное озеро», а также разработать Положение об особо охраняемой природной территории местного значения Экопарк «Черное озеро» с учетом установленных границ ООПТ.

С учетом того, что в соответствии с п.28 ст. 28 Устава муниципального образования «город Ульяновск» к компетенции Ульяновской Городской Думы, в том числе, отнесено утверждение Положений об особо охраняемых территориях местного значения, возложение на администрацию города Ульяновска дополнительной обязанности, связанной с порядком утверждения Положения, а именно по направлению разработанного Положения в Ульяновскую Городскую Думу для рассмотрения вопроса о его принятии, не требуется.

Доводы административного ответчика о том, что ООПТ Экопарк «Черное озеро» в силу норм действующего законодательства не может обладать статусом особо охраняемой территории местного значения, суд не принимает во внимание, как противоречащие установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам, подтверждающим как создание ООПТ местного значения Экопарк «Черное озеро», так и его нахождение в реестре муниципальной собственности.

Более того, несмотря на несогласие с административным иском, администрация города Ульяновска своими действиями, направленными на раздел земельного участка с кадастровым , на котором расположено ООПТ местного значения и утверждение схемы расположения земельного участка ООПТ, а также обращениями в Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области с заявлениями об утверждении схемы раздела земельного участка, фактически реализует свое право пользования частью земельного участка, на котором расположено ООПТ местного значения.

руководствуясь ст.ст.176-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска удовлетворить.

Признать бездействие администрации города Ульяновска, выразившееся в непринятии мер по разделу земельного участка, неустановлении границ особо охраняемой природной территории местного значения Экопарк «Черное озеро», непринятии Положения об особо охраняемой природной территории местного значения, незаконным.

Обязать администрацию города Ульяновска произвести раздел земельного участка с кадастровым номером установить границы особо охраняемой природной территории местного значения Экопарк «Черное озеро», разработать Положение об особо охраняемой природной территории местного значения Экопарк «Черное озеро».

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суда через Засвияжский районный суд г. Ульяновска в течение месяца.

Судья Т.В. Анципович